Неточные совпадения
Претерпеть Бородавкина для
того, чтоб
познать пользу употребления некоторых злаков; претерпеть Урус-Кугуш-Кильдибаева для
того, чтобы ознакомиться с настоящею отвагою, — как хотите, а такой удел не может быть назван ни истинно нормальным, ни особенно лестным, хотя, с другой стороны, и нельзя отрицать, что некоторые злаки действительно полезны, да и отвага, употребленная в свое время и в своем месте, тоже не вредит.
Чем далее лилась песня,
тем ниже понуривались головы головотяпов. «Были между ними, — говорит летописец, — старики седые и плакали горько, что сладкую волю свою прогуляли; были и молодые, кои
той воли едва отведали, но и
те тоже плакали. Тут только
познали все, какова такова прекрасная воля есть». Когда же раздались заключительные стихи песни...
Марина потеряла милости барыни за
то, что
познала «любовь и ее тревоги» в лице Никиты, потом Петра, потом Терентья и так далее и так далее.
Нехлюдов в это лето у тетушек переживал
то восторженное состояние, когда в первый раз юноша не по чужим указаниям, а сам по себе
познает всю красоту и важность жизни и всю значительность дела, предоставленного в ней человеку, видит возможность бесконечного совершенствования и своего и всего мира и отдается этому совершенствованию не только с надеждой, но и с полной уверенностью достижения всего
того совершенства, которое он воображает себе.
И он усвоил себе все
те обычные софизмы о
том, что отдельный разум человека не может
познать истины, что истина открывается только совокупности людей, что единственное средство познания ее есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с
тех пор уже мог спокойно, без сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему сознание приносимой пользы и утешение в нерадостной семейной жизни.
Как бы мы ни мыслили о человеке, мы поставлены перед
тем, что человек и
познает свет Истины, и ввергается во
тьму ошибок и заблуждений.
Наука
познает реальный мир в
том состоянии, в котором он находится, и она не виновна в падшести мира.
Приходят к
тому, что философское познание должно быть экзистенциально, но оно невозможно, потому что познающий разум не может
познавать существования, которое никогда не может быть объектом.
Во-вторых, о больших я и потому еще говорить не буду, что, кроме
того, что они отвратительны и любви не заслуживают, у них есть и возмездие: они съели яблоко и
познали добро и зло и стали «яко бози».
Когда же
познает, что не только он хуже всех мирских, но и пред всеми людьми за всех и за вся виноват, за все грехи людские, мировые и единоличные,
то тогда лишь цель нашего единения достигнется.
Не святее же мы мирских за
то, что сюда пришли и в сих стенах затворились, а, напротив, всякий сюда пришедший, уже
тем самым, что пришел сюда,
познал про себя, что он хуже всех мирских и всех и вся на земле…
Если не отойдет с целованием твоим бесчувственный и смеясь над тобою же,
то не соблазняйся и сим: значит, срок его еще не пришел, но придет в свое время; а не придет, все равно: не он, так другой за него
познает, и пострадает, и осудит, и обвинит себя сам, и правда будет восполнена.
А мальчики между
тем, усевшись в классной комнате вместе с хозяйскими подростками, на практике
познают, что ежели корни учения горьки, зато плоды его сладки.
— А вы не
познали? — сказал кузнец, — это я, Вакула, кузнец! Когда проезжали осенью через Диканьку,
то прогостили, дай Боже вам всякого здоровья и долголетия, без малого два дни. И новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки!
Человек
познает как извне данную ему реальность
то, что порождено им самим, порабощенностью субъекта.
«Объект» для меня совсем не означает
то, что я
познаю, предмет познания, а известного рода соотношение в экзистенциальной сфере.
Это определяется
тем, что
познает не трансцендентальный субъект, не универсальный разум, как учил германский идеализм, а конкретный человек с известной душевной структурой, с зависимостью от социальных отношений людей.
Если природа болезненна,
то это не значит, что
познавать ее не надлежит.
Когда я воспринимаю лицо, покрытое болезненною сыпью,
то сыпь эта есть действительность, которую я воспринимаю реально и
познаю, но не в сыпи ведь сущность лица, сыпь есть лишь болезненное состояние лица.
Но если мы признали бесполезность ценсуры или паче ее вред в царстве науки,
то познаем обширную и беспредельную пользу вольности печатания.
Я, отлучая детей моих от бдящего родительского ока, единственное к
тому имею побуждение, да приобретут опытности, да
познают человека из его деяний и, наскучив гремлением мирского жития, да оставят его с радостию; но да имут отишие в гонении и хлеб насущный в скудости.
Ибо
то, что бы вы
познали прежде, нежели были разумны, было бы в вас предрассудок и рассуждению бы мешало.
Но, если я исполнил должность мою в воспитании вашем, обязан сказати ныне вам вину, почто вас так, а не иначе воспитывал и для чего сему, а не другому вас научил; и для
того услышите повесть о воспитании вашем и
познайте вину всех моих над вами деяний.
И для
того преподам вам правила единожития и общежития, дабы по усмирении страстей не возгнушалися деяний, во оных свершенных, и не
познали, что есть раскаяние.
— Христианином нужно быть, — заговорила не без некоторого усилия Лиза, — не для
того, чтобы
познавать небесное… там… земное, а для
того, что каждый человек должен умереть.
Но и
те и другие живут паразитами и знают, ведь знают это глубоко в душе, но боятся
познать это разумом и, главное, животом.
Часто заря заставала его над какой-нибудь элегией. Все часы, проводимые не у Любецких, посвящались творчеству. Он напишет стихотворение и прочтет его Наденьке;
та перепишет на хорошенькой бумажке и выучит, и он «
познал высшее блаженство поэта — слышать свое произведение из милых уст».
Степан Трофимович сумел дотронуться в сердце своего друга до глубочайших струн и вызвать в нем первое, еще неопределенное ощущение
той вековечной, священной тоски, которую иная избранная душа, раз вкусив и
познав, уже не променяет потом никогда на дешевое удовлетворение.
Понимаете ли, что вы должны простить мне этот удар по лицу уже по
тому одному, что я дал вам случай
познать при этом вашу беспредельную силу…
— Но что же такое и фантазия, если она хоть сколько-нибудь сознана, как не мысль?.. Вы вот изволили упомянуть о религиях, — Гегель вовсе не отделяет и не исключает религии из философии и полагает, что это два различных способа
познавать одну и
ту же истину. Философия есть ничто иное, как уразумеваемая религия, вера, переведенная на разум…
— Такая же, как между всякой философией и религией: первая учит
познавать сущность вещей посредством разума, а религия преподает
то, что сказано в божественном откровении; но путь в достижении
того и другого познания в мистицизме иной, чем в других философских системах и в других вероучениях, или, лучше сказать, оба эти пути сближены у мистиков: они в своей философии ум с его постепенным ходом, с его логическими выводами ставят на вторую ступень и дают предпочтение чувству и фантазии, говоря, что этими духовными орудиями скорее и вернее человек может достигнуть познания сущности мирового бытия и что путем ума человек идет черепашьим шагом, а чувством и созерцанием он возлетает, как орел.
Но так как внешние вещи мира мы
познаем: первое, через внешний свет, в коем мы их видим; второе, через звуки, которыми они с нами говорят, и через телесные движения, которые их с нами соединяют,
то для отвлечения всего этого необходимы мрак, тишина и собственное безмолвие; а потому, приступая к умному деланию, мы должны замкнуться в тихой и темной келье и безмолвно пребывать в ней в неподвижном положении, сидя или лежа.
Одно, только одно дело, в котором ты свободен и всемогущ, дано тебе в жизни, все остальные вне твоей власти. Дело это в
том, чтобы
познавать истину и исповедовать ее.
Но так как, во-первых, люди не стоят на месте, а непрерывно движутся, всё более и более
познавая истину и приближаясь к ней своею жизнью, и, во-вторых, все они по своему возрасту, воспитанию, породе расположены в постепенной градации от людей, наиболее способных понимать новые открывающиеся истины внутренним путем, до людей, наименее способных к этому,
то люди, ближе других стоящие к
тем, которые усвоили истину внутренним способом, одни за другими сначала через длинные промежутки времени, а потом всё чаще и чаще переходят на сторону новой истины, и количество людей, признающих новую истину становится всё больше и больше, и истина становится всё понятнее и понятнее.
И они были бы совершенно правы, если бы человек был существо бессознательное и неподвижное по отношению истины, т. е., раз
познав истину, всегда бы оставался на одной и
той же степени познания ее.
«
Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. VIII, 32). Если бы было сомнение в
том, что христианство есть истина,
то та полная свобода, ничем не могущая быть стесненной, которую испытывает человек, как скоро он усваивает христианское жизнепонимание, была бы несомненным доказательством его истинности.
Условия нового строя жизни не могут быть известны нам, потому что они должны быть выработаны нами же. Только в
том и жизнь, чтобы
познавать неизвестное и сообразовать с этим новым познанием свою деятельность.
Другой этот способ усвоения людьми новой открывшейся истины и переход к новому устройству жизни состоит в
том, что люди усваивают истину не только потому, что они
познают ее пророческим чувством или опытом жизни, а потому еще, что при известной степени распространения истины, люди, стоящие на низшей степени развития, принимают ее все сразу, по одному доверию к
тем, которые приняли ее внутренним способом и прилагают ее к жизни.
И тут над людьми, находящимися в этом положении, совершается
то, что предсказывал Христос, говоря: «Горе вам, богатым, пресыщенным, прославленным»; совершается
то, что люди, находясь во власти и в обладании последствий власти — славы и богатства, доходя до известных различных, поставленных ими самими себе в своих желаниях целей,
познают тщету их и возвращаются к
тому положению, из которого вышли.
Так возражают защитники существующего строя. И рассуждение это было бы совершенно справедливо, если бы переход людей от одного понимания жизни к другому совершался посредством только одного
того процесса, при котором каждый человек отдельно и один за другим
познает опытом тщету власти и внутренним путем постигает истины христианские.
Закон этот состоит в
том, что большинство людей мыслят не для
того, чтобы
познать истину, а для
того, чтобы уверить себя, что они находятся в истине, чтобы уверить себя в
том, что
та жизнь, которую они ведут и которая им приятна и привычна, и есть
та самая, которая сходится с истиной.
Но находясь в сем положении за жидов и греков, которых не имел чести
познать до этого приятного случая, я утешаюсь хоть
тем, что умираю выпоротый все-таки самими моими соотчичами и
тем кончаю с милой родиной все мои счеты, между
тем как тебя соотечественники еще только предали на суд онемеченных и провонявшихся килькой ревельских чухон за недостаток почтения к исключенному за демонстрации против правительства дерптскому немецкому студенту, предсказывавшему, что наша Россия должна разлететься „wie Rauch“.» [Как дым — Нем.]
Однако дебоширства или политических разговоров, а
тем паче превратных толкований, Домнушка не допускает: сиди смирно, благородно, а не
то и дворника велит мамаше
познать.
К службе и к своим перекочевкам с места на место он относился с редким легкомыслием, и когда при нем серьезно говорили о чинах, орденах, окладах,
то он добродушно улыбался и повторял афоризм Пруткова: «Только на государственной службе
познаешь истину!» У него была маленькая жена со сморщенным лицом, очень ревнивая, и пятеро тощеньких детей; жене он изменял, детей любил, только когда видел их, а в общем относился к семье довольно равнодушно и подшучивал над ней.
Не для
того познакомить, чтоб он любовался их физиономиями, а для
того, чтобы,
познав их, он получил возможность сделать для себя более ясным положение минуты.
О дух неправды!
Тот, кто ищет свет,
Кто жаждет лишь обнять, что вечно и прекрасно,
Над
тем у ада власти нет,
И ты сгубить его надеешься напрасно.
Познает правду он, рассеется твой мрак,
Как ветром на луну навеянная тучка!
Если это есть — значит, деревни в изобилии снабжены школами, и мужик воистину
познал, что ученье — свет, а неученье —
тьма.
Когда сие ему сделает хотя небольшую боль,
то вероятнее всех ученых доказательств из собственного своего опыта
познает он, что оскорблять чувства, следовательно, и нежить, — можно».
Как
познали мы с нею друг друга,
то оба заплакали, сидим на постели обнявшись, и плачем, и смеёмся от великой и не чаянной нами радости супружества. До утра не спали, целовались всё и разговаривали, как будем жить; чтобы видеть друг друга — свечу зажгли.
Всюду движение и всё движение, нет ни одной сотой секунды покоя, — как же я уловлю действительность, как
познаю её, если сам я в каждый данный момент не
то, чем был, и не
то, чем буду в следующий?