Пока у человека нет разума, он живет как животное, и хорошо ли, дурно ли ему, он не виноват в этом. Но приходит время, когда человек может рассудить, что ему должно и чего не должно делать. И вот тут-то человек часто, вместо того чтобы понять, что разум ему дан для того, чтобы
познавать то, что должно, и то, чего не должно делать, употребляет свой разум на то, чтобы оправдать то дурное, что ему приятно и что он привык делать.
Неточные совпадения
Для
того, чтобы человеку
познать истинную веру, ему нужно прежде всего на время отказаться от
той веры, в которую он слепо верил, и проверить разумом всё
то, чему его с детства научили.
Не заглушать свои разум нужно для
того, чтобы
познать истинную веру, а, напротив, очищать, напрягать его для
того, чтобы проверять разумом
то, чему учат учителя веры.
Пока мы не
познали, что в нас, какая нам польза знать, что вне нас? Да и можно ли, не
познав себя,
познать мир? Может ли
тот, кто слеп дома, быть зрячим в гостях?
Сознать себя отделенным существом значит
познать существование
того, от чего отделен,
познать существование всего — бога.
Всё, что мы
познаем, мы
познаем или нашими пятью чувствами,
то есть
тем, что видим, слышим, ощупываем вещи, или
тем, что переносимся в другие существа, живем их жизнью. Если бы мы
познавали вещи только пятью чувствами, мир был бы нам совсем непонятен.
То, что мы знаем о мире, мы знаем только потому, что мы можем посредством любви переноситься в другие существа и жить их жизнью. Люди телами своими разделены и не могут понимать друг друга. Любовью же они все соединены, и в этом великое благо.
Так что бог есть
та сущность жизни, которую человек сознает в себе и
познает во всем мире как желание блага и осуществление его.
Всякая попытка воображения о
том, что я
познаю его (например, что он творец или милосерд, или что-нибудь подобное), удаляет меня от него и прекращает мое приближение к нему.
«Прах ты и в прах возвратишься», — это первый закон, который мы
познаем о своей жизни; второй же закон в
том, чтобы возделывать
ту землю, из которой мы взяты и в которую возвратимся.
Христос открыл людям
то, что разделение между своими и чужими народами есть обман и зло. И,
познав это, христианин уже не может иметь чувство недоброжелательства к чужим народам, не может оправдывать, как он прежде делал, жестокие поступки против чужих народов
тем, что другие народы хуже его народа. Христианин не может не знать
того, что разделение его с другими народами есть зло, что разделение — это соблазн, и потому не может уже, как он делал это прежде, сознательно служить этому соблазну.
Он состоит в
том, что ребенку, спрашивающему у старших, живших прежде его и имевших возможность
познать мудрость прежде живших людей, о
том, что такое этот мир и его жизнь и какое отношение между
тем и другим, — отвечают не
то, что думают и знают эти старшие, а
то, что думали люди, жившие тысячи лет
тому назад, и во что никто из взрослых людей уже не верит и не может верить.
Персидский мудрец говорит: «Когда я был молод, я сказал себе: хочу
познать всю науку. И я узнал почти всё, что знали люди, но когда я стал стар и взглянул на всё
то, что я узнал,
то я увидал, что жизнь моя прошла и я ничего не знаю».
Суеверия и обманы мучат людей. Избавление от них только одно: истина. Истину же мы
познаем и сами собою и через мудрых и святых людей, живших до нас. И потому для доброй и хорошей жизни нужно и самому искать истину и пользоваться
теми указаниями истины, которые дошли до нас от прежних мудрых и святых людей.
Только когда мы совсем забудем
то, чему учились, мы начинаем истинно
познавать. Я ни на волос не приближусь к познанию предмета до
тех пор, пока буду смотреть на предмет так, как научили меня смотреть. Чтобы
познать предмет, я должен подойти к нему, как к чему-то совершенно неизвестному.
Если ты хочешь достигнуть познания всеобъемлющего я,
то ты должен прежде всего узнать самого себя. Для
того, чтобы
познать самого себя, ты должен пожертвовать своим я всемирному я.
Если хочешь
познать истину,
то прежде всего освободись хотя на
то время, когда ищешь истину, от всех соображений о выгоде для себя такого или иного решения.
Святость не в лесах, не на небе, не на земле, не в священных реках. Очисти себя, и ты увидишь его. Преврати твое тело в храм, откинь дурные мысли и созерцай бога внутренним оком. Когда мы
познаем его, мы
познаем себя. Без личного опыта одно писание не уничтожит наших страхов, — так же как темнота не разгоняется написанным огнем. Какая бы ни была твоя вера и твои молитвы, пока в тебе нет правды, ты не постигнешь пути блага.
Тот, кто
познает истину,
тот родится снова.
Нельзя верить в бога, если мы умаляем значение
той способности, посредством которой мы
познаем бога.
Если ты хочешь достигнуть познания всеобъемлющего я,
то ты должен прежде всего узнать самого себя. Для
того же, чтобы
познать самого себя, ты должен пожертвовать своим я всемирному я. Жертвуй своей жизнью, если ты хочешь жить в духе. Удаляй свои мысли от внешних вещей и всего, что представляется извне. Старайся удалять от себя возникающие образы, с
тем чтобы они не кидали темной тени на твою душу.
Всякому человеку, чем дольше он живет,
тем больше раскрывается жизнь:
то, что было неизвестным, становится известным. И так до самой смерти. В смерти же раскрывается всё, что только может
познать человек.
Неточные совпадения
Претерпеть Бородавкина для
того, чтоб
познать пользу употребления некоторых злаков; претерпеть Урус-Кугуш-Кильдибаева для
того, чтобы ознакомиться с настоящею отвагою, — как хотите, а такой удел не может быть назван ни истинно нормальным, ни особенно лестным, хотя, с другой стороны, и нельзя отрицать, что некоторые злаки действительно полезны, да и отвага, употребленная в свое время и в своем месте, тоже не вредит.
Чем далее лилась песня,
тем ниже понуривались головы головотяпов. «Были между ними, — говорит летописец, — старики седые и плакали горько, что сладкую волю свою прогуляли; были и молодые, кои
той воли едва отведали, но и
те тоже плакали. Тут только
познали все, какова такова прекрасная воля есть». Когда же раздались заключительные стихи песни:
Марина потеряла милости барыни за
то, что
познала «любовь и ее тревоги» в лице Никиты, потом Петра, потом Терентья и так далее и так далее.
Нехлюдов в это лето у тетушек переживал
то восторженное состояние, когда в первый раз юноша не по чужим указаниям, а сам по себе
познает всю красоту и важность жизни и всю значительность дела, предоставленного в ней человеку, видит возможность бесконечного совершенствования и своего и всего мира и отдается этому совершенствованию не только с надеждой, но и с полной уверенностью достижения всего
того совершенства, которое он воображает себе.
И он усвоил себе все
те обычные софизмы о
том, что отдельный разум человека не может
познать истины, что истина открывается только совокупности людей, что единственное средство познания ее есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с
тех пор уже мог спокойно, без сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему сознание приносимой пользы и утешение в нерадостной семейной жизни.