Неточные совпадения
— XIX век — век пессимизма, никогда еще в литературе и философии не было столько пессимистов, как в этом веке. Никто не пробовал поставить вопрос: в чем коренится причина этого явления? А она — совершенно очевидна: материализм! Да, именно — он! Материальная
культура не создает счастья, не создает.
Дух не удовлетворяется количеством вещей, хотя бы они были прекрасные. И вот здесь — пред учением Маркса встает неодолимая преграда.
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства духовного,
культуры, той идеальной силы и творческой деятельности человеческого
духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и
культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего
духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Германский народ на своих духовных вершинах сознает себя не носителем Христова
Духа, а носителем высшей и единственной духовной
культуры.
Такие великие явления мировой
культуры, как греческая трагедия или культурный ренессанс, как германская
культура XIX в. или русская литература XIX в., совсем не были порождениями изолированного индивидуума и самоуслаждением творцов, они были явлением свободного творческого
духа.
В ней нет дара создания средней
культуры, и этим она действительно глубоко отличается от стран Запада, отличается не только по отсталости своей, а по
духу своему.
Религия германизма сознает германский народ той единственной чистой арийской расой, которая призвана утверждать европейскую духовную
культуру не только усилиями
духа, но также кровью и железом.
Русские любят противополагать своеобразие русского
духа западной материальной
культуре, основанной на механичности и машинности.
Раскрытие мужественного
духа в России не может быть прививкой к ней серединной западной
культуры.
И славянофильское, и западническое сознание одинаково верило в существование Европы, как единого
духа, единого типа
культуры.
И для судьбы России самый жизненный вопрос — сумеет ли она себя дисциплинировать для
культуры, сохранив все свое своеобразие, всю независимость своего
духа.
Только темная еще азиатская душа, не ощутившая в своей крови и в своем
духе прививок старой европейской
культуры, может обоготворять
дух европейской
культуры, как совершенный, единый и единственный.
Мистике народной стихии должна быть противопоставлена мистика
духа, проходящего через
культуру.
В самом консервативном типе
культуры темная стихия проходит через работу и преодоление человеческого
духа и сознания.
Наоборот, я давно предвидел, что в революции будет истреблена свобода и что победят в ней экстремистские и враждебные
культуре и
духу элементы.
Коммунистическая революция истребила свободу
духа и мысли и сделала невыносимым положение деятелей
культуры и мысли.
Но для творцов
культуры, для людей мысли и
духа положение стало трагический и непереносимым.
В Германии всегда был резкий дуализм между ее государством и милитаристическим и завоевательным
духом и ее духовной
культурой, огромной свободой ее мысли.
Но по
духу своему странниками были и наиболее творческие представители русской
культуры, странниками были Гоголь, Достоевский, Л. Толстой, Вл. Соловьев и вся революционная интеллигенция.
Его благородная душа, душа средневековая и католическая, в глубине своей неизменно благочестивая, но слабая и безвольная, слишком исключительно чувственная, была изъязвлена оскорбительностью современной
культуры, пошлостью современной Франции, уродством жизни, буржуазным
духом эпохи.
Рационалистические направления, отражающие разорванность и рассеченность человеческого
духа и человеческой
культуры, разъединяют субъект и объект.
Вот почему исследования Гюисманса о литургике, о готике, о религиозной символике связаны с самым существом
культуры, в них чувствуется
дух великой, не измельчавшей и не оскопленной
культуры.
Духа в путь истории и
культуры.
Борьба рационалистического
духа с иконой, лампадой и ладаном роковым образом превращается в борьбу с
культурой, с культурной символикой, с мистическими истоками
культуры.
И с иконоборческим
духом должно бороться не только во имя веры, но и во имя
культуры, не только во имя религиозной мистики, но и во имя культурной символики.
Рационалистический
дух, убивающий мистику и символику христианства, создает
культуру, обедненную, оскопленную, иссушенную, аскетическую в дурном смысле этого слова.
Духа в истории мира не было бы соборного действия Промысла, не было бы отблеска Божества на всем, что творится в истории, во вселенской
культуре, в общественности, не было бы космического единства человечества.
Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд давно уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения
духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая, но не дневного творчества, а ночной
культуры.
Богатая
культура,
культура красивая и творческая связана кровно с христианской мистикой и символикой, с культом, с тем
духом, который создал икону, зажег перед ней лампаду и воскурил ладан.
Чтобы заглушить мелочные чувства, он спешил думать о том, что и он сам, и Хоботов, и Михаил Аверьяныч должны рано или поздно погибнуть, не оставив в природе даже отпечатка. Если вообразить, что через миллион лет мимо земного шара пролетит в пространстве какой-нибудь
дух, то он увидит только глину и голые утесы. Все — и
культура, и нравственный закон — пропадет и даже лопухом не порастет. Что же значат стыд перед лавочником, ничтожный Хоботов, тяжелая дружба Михаила Аверьяныча? Все это вздор и пустяки.
— Будущее — ваше, друзья мои! — говорил Ежов нетвердо и грустно покачивал головой, точно сожалея о будущем и против своего желания уступая власть над ним этим людям. — Будущее принадлежит людям честного труда… Великая работа предстоит вам! Это вы должны создать новую
культуру… Я — ваш по плоти и
духу, сын солдата — предлагаю: выпьем за ваше будущее! Ур-ра-а!
В христианской
культуре эти духи-демоны превратились в злых лихорадок; это случилось под влиянием представлений средневековой церкви об Иродиаде, считавшейся орудием дьявола.
Во всех европейских законодательствах правила для акционерных компаний находятся еще, так сказать, в первичном и начинающем состоянии, так как это явление нового мира, новой цивилизации и новой
культуры; но, тем не менее, сколько можно судить по
духу всех законоположений, то иски от частных лиц могут быть обращаемы только к запасному капиталу общества или к его имуществу, но никак не к имуществу акционеров!
Культура означает обработку материала актом
духа, победы формы над материей.
Всегда образуется законничество и фарисейство
культуры, и всегда неизбежно восстание профетического
духа.
Социализм действительно часто был связан с понижением уровня
культуры, с подчинением
духа экономике, с нелюбовью к человеческой высоте и человеческому гению.
Цивилизация означает бóльшую степень объективации и социализации,
культура же более связана с личностью и
духом.
Также конфликт существует между империалистической волей к расширению и могуществом государства и высшими ценностями
культуры и
духа.
Дух этот проникнут был высмеиваньем разных общих мест по истории человечества, древней и новой
культуры.
Но очень характерно для раскола русской
культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели революционного социального движения вдохновлялись совсем не теми идеями, которые господствовали в верхнем слое русской
культуры, им была чужда русская философия, их не интересовали вопросы
духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Крепкая, устойчивая классическая
культура с ее перегородками, дифференциацией разных областей, с ее нормами и с ее
духом конечности, боязнью бесконечности, очень неблагоприятна для предчувствий и предвидений.
Идеал совершенной объективации
духа в
культуре, в познании научном и философском, в искусстве, в нравственном и социальном порядке есть идеал классический.
Человек проходит через объективацию
духа в
культуре, в государстве, в национальной и хозяйственной жизни и пр.
Объективация в истории, в
культуре есть великое дело активного, творческого
духа, но она есть также великая неудача.
Дух, объективируя себя в
культуре и социальной жизни, легко попадает в плен.
Немецкие философы признавали, что
дух познается не в объективной природе, а в истории и
культуре.
Объективация
духа в
культуре есть его социализация.
Под творческой активностью
духа я понимаю не создание лишь продуктов
культуры всегда символических, а реальное изменение мира и человеческих отношений, т. е. создание новой жизни, нового бытия.
Дух воплощается в истории, в исторических царствах и цивилизациях, в «объективных» ценностях
культуры.
Пророческое будущее не принадлежит ни германскому
духу музыки, ни латинскому
духу пластики, а лишь синтетическому теургическому искусству, не вагнеровскому, которое все еще остается в
культуре, а иному, переходящему за пределы
культуры к новому бытию.