Неточные совпадения
Это значит, что они не могут пребывать в середине душевной жизни, в середине
культуры, что
дух их устремлен к конечному и предельному.
Они отрицали современную европейскую цивилизацию, ее «буржуазный», мещанский
дух, обличали в ней измену великим преданиям и заветам прошлого европейской
культуры.
Противоположение России и Европы для многих русских писателей и мечтателей было лишь противоположением двух
духов, двух типов
культуры, было лишь формой духовной борьбы с тенденциями современной цивилизации, угашающей
дух.
Два
духа борются в мире, и начинает побеждать
дух мещанской цивилизации вследствие измены христианским основам
культуры.
Борьба двух
духов, двух типов
культуры религиозной и безрелигиозной цивилизации всегда была имманентной самой Западной Европе, она велась на европейской почве.
Все явление Ницше, с его страстной мечтой о трагической, дионисической
культуре, было страстным и болезненным протестом против торжествующего
духа европейской цивилизации.
Это — тема о противоположении двух
духов, двух типов
культуры внутри Европы, и внутри России, на Западе, как и на Востоке.
И в России происходит борьба двух
духов, двух типов
культуры, или, точнее, —
духа с угашением и ослаблением
духа, подлинной
культуры и цивилизации.
И в России может возобладать не
дух, не
культура.
Дух и
культуру я не только сближаю, но отождествляю, ибо
культура всегда духовна по своей природе, не духовной может быть лишь цивилизация,
культура же всегда связана со священным приданием, с культом предков.
И те течения, которые родились от
духа Достоевского, все находятся в кризисе
культуры, в недовольстве последними достижениями
культуры.
— Неужели для вас все еще не ясно, что террор — лечение застарелой болезни домашними средствами? Нам нужны вожди, люди высокой
культуры духа, а не деревенские знахари…
— Разрыв дан именно по этой линии, — кричал Пыльников. — Отказываемся мы от
культуры духа, построенной на религиозной, христианской основе, в пользу культуры, насквозь материалистической, варварской, — отказываемся или нет?
Неточные совпадения
— XIX век — век пессимизма, никогда еще в литературе и философии не было столько пессимистов, как в этом веке. Никто не пробовал поставить вопрос: в чем коренится причина этого явления? А она — совершенно очевидна: материализм! Да, именно — он! Материальная
культура не создает счастья, не создает.
Дух не удовлетворяется количеством вещей, хотя бы они были прекрасные. И вот здесь — пред учением Маркса встает неодолимая преграда.
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства духовного,
культуры, той идеальной силы и творческой деятельности человеческого
духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и
культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего
духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Германский народ на своих духовных вершинах сознает себя не носителем Христова
Духа, а носителем высшей и единственной духовной
культуры.
Такие великие явления мировой
культуры, как греческая трагедия или культурный ренессанс, как германская
культура XIX в. или русская литература XIX в., совсем не были порождениями изолированного индивидуума и самоуслаждением творцов, они были явлением свободного творческого
духа.