Неточные совпадения
В ней нет дара создания средней
культуры, и этим она действительно глубоко отличается от стран Запада, отличается не только по отсталости своей, а по
духу своему.
Раскрытие мужественного
духа в России не может быть прививкой к ней серединной западной
культуры.
В самом консервативном типе
культуры темная стихия проходит через работу и преодоление человеческого
духа и сознания.
Мистике народной стихии должна быть противопоставлена мистика
духа, проходящего через
культуру.
И для судьбы России самый жизненный вопрос — сумеет ли она себя дисциплинировать для
культуры, сохранив все свое своеобразие, всю независимость своего
духа.
Только темная еще азиатская душа, не ощутившая в своей крови и в своем
духе прививок старой европейской
культуры, может обоготворять
дух европейской
культуры, как совершенный, единый и единственный.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и
культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего
духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Германский народ на своих духовных вершинах сознает себя не носителем Христова
Духа, а носителем высшей и единственной духовной
культуры.
И славянофильское, и западническое сознание одинаково верило в существование Европы, как единого
духа, единого типа
культуры.
Религия германизма сознает германский народ той единственной чистой арийской расой, которая призвана утверждать европейскую духовную
культуру не только усилиями
духа, но также кровью и железом.
Русские любят противополагать своеобразие русского
духа западной материальной
культуре, основанной на механичности и машинности.
Такие великие явления мировой
культуры, как греческая трагедия или культурный ренессанс, как германская
культура XIX в. или русская литература XIX в., совсем не были порождениями изолированного индивидуума и самоуслаждением творцов, они были явлением свободного творческого
духа.
— Неужели для вас все еще не ясно, что террор — лечение застарелой болезни домашними средствами? Нам нужны вожди, люди высокой
культуры духа, а не деревенские знахари…
— Разрыв дан именно по этой линии, — кричал Пыльников. — Отказываемся мы от
культуры духа, построенной на религиозной, христианской основе, в пользу культуры, насквозь материалистической, варварской, — отказываемся или нет?
Неточные совпадения
— XIX век — век пессимизма, никогда еще в литературе и философии не было столько пессимистов, как в этом веке. Никто не пробовал поставить вопрос: в чем коренится причина этого явления? А она — совершенно очевидна: материализм! Да, именно — он! Материальная
культура не создает счастья, не создает.
Дух не удовлетворяется количеством вещей, хотя бы они были прекрасные. И вот здесь — пред учением Маркса встает неодолимая преграда.
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства духовного,
культуры, той идеальной силы и творческой деятельности человеческого
духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Наоборот, я давно предвидел, что в революции будет истреблена свобода и что победят в ней экстремистские и враждебные
культуре и
духу элементы.
Коммунистическая революция истребила свободу
духа и мысли и сделала невыносимым положение деятелей
культуры и мысли.
Но для творцов
культуры, для людей мысли и
духа положение стало трагический и непереносимым.