Неточные совпадения
Все присутствующие изъявили желание узнать эту
историю, или, как выразился почтмейстер, презанимательную для писателя в некотором
роде целую поэму, и он начал так...
— Он ничего и никогда сам об этой
истории со мною не говорил, — осторожно отвечал Разумихин, — но я кой-что слышал от самой госпожи Зарницыной, которая тоже, в своем
роде, не из рассказчиц, и что слышал, то, пожалуй, несколько даже и странно…
Досказав всю
историю и всю гадость ее и еще с особенным удовольствием
историю о том, как украдены разными высокопоставленными людьми деньги, собранные на тот всё недостраивающийся памятник, мимо которого они проехали сегодня утром, и еще про то, как любовница такого-то нажила миллионы на бирже, и такой-то продал, а такой-то купил жену, адвокат начал еще новое повествование о мошенничествах и всякого
рода преступлениях высших чинов государства, сидевших не в остроге, а на председательских креслах в равных учреждениях.
Рассказ полицейского чиновника долго служил предметом одушевленных пересказов и рассуждений в гостинице.
История была вот какого
рода.
Если
роды кончатся хорошо, все пойдет на пользу; но мы не должны забывать, что по дороге может умереть ребенок или мать, а может, и оба, и тогда — ну, тогда
история с своим мормонизмом начнет новую беременность…
— Знаете ли что, — сказал он вдруг, как бы удивляясь сам новой мысли, — не только одним разумом нельзя дойти до разумного духа, развивающегося в природе, но не дойдешь до того, чтобы понять природу иначе, как простое, беспрерывное брожение, не имеющее цели, и которое может и продолжаться, и остановиться. А если это так, то вы не докажете и того, что
история не оборвется завтра, не погибнет с
родом человеческим, с планетой.
И, поглядывая в книгу, он излагал содержание следующего урока добросовестно, обстоятельно и сухо. Мы знали, что в совете он так же обстоятельно излагал свое мнение. Оно было всегда снисходительно и непоколебимо. Мы его уважали, как человека, и добросовестно готовили ему уроки, но
история представлялась нам предметом изрядно скучным. Через некоторое время так же честно и справедливо он взвесил свою педагогическую работу, — поставил себе неодобрительный балл и переменил
род занятий.
— Конешно — барыня она, однако — были у ней усики. Черненькие, — она из черных немцев
родом, это народец вроде арапов. Так вот — повар; это, сударик, будет смешная
история…
Политически журнал был левого, радикального направления, но он впервые в
истории русских журналов соединял такого
рода социально-политические идеи с религиозными исканиями, метафизическим миросозерцанием и новыми течениями в литературе.
Рационалистическое сознание мешает им принять идею конца
истории и мира, которая предполагается их неясными чувствами и предчувствиями; они защищают плохую бесконечность, торжествующую в жизни натурального
рода.
Естественные религии организовали жизнь
рода, спасали человечество от окончательного распадения и гибели, создавали колыбель
истории, той
истории, которая вся покоится на натуральном
роде, на естественном продолжении человечества во времени, но имеет своей конечной задачей преобразить человеческий
род в богочеловечество, победив естественную стихию.
В заключение я должен отчасти повторить сказанное мною в предисловии к «Запискам об уженье»: книжка моя не трактат о ружейной охоте, не натуральная
история всех
родов дичи.
— С ней там опять была
история почти в том же
роде, — начала, выдавливая слова, Мерева. — На моего внука рассердилась — вот на него, — пояснила камергерша, указывая на золотушного гусара.
Врожденную охоту к этому
роду занятий и наблюдений и вообще к натуральной
истории возродили во мне книжки «Детского чтения».
Я, когда вышел из университета, то много занимался русской
историей, и меня всегда и больше всего поражала эпоха междуцарствия: страшная пора — Москва без царя, неприятель и неприятель всякий, — поляки, украинцы и даже черкесы, — в самом центре государства; Москва приказывает, грозит, молит к Казани, к Вологде, к Новгороду, — отовсюду молчание, и потом вдруг, как бы мгновенно, пробудилось сознание опасности; все разом встало, сплотилось, в год какой-нибудь вышвырнули неприятеля; и покуда, заметьте, шла вся эта неурядица, самым правильным образом происходил суд, собирались подати, формировались новые рати, и вряд ли это не народная наша черта: мы не любим приказаний; нам не по сердцу чересчур бдительная опека правительства; отпусти нас посвободнее, может быть, мы и сами пойдем по тому же пути, который нам указывают; но если же заставят нас идти, то непременно возопием; оттуда же, мне кажется, происходит и ненависть ко всякого
рода воеводам.
— А, вот он, университет! Вот он, я вижу, сидит в этих словах! — кричал Александр Иваныч. — Это гуманность наша, наш космополитизм, которому все равно, свой или чужой очаг. Поляки, сударь, вторгались всегда в нашу
историю: заводилась ли крамола в царском
роде — они тут; шел ли неприятель страшный, грозный, потрясавший все основы народного здания нашего, — они в передних рядах у него были.
— Чем бы там она ни была верна, но она все-таки, любя другого, не изменила своему долгу — и не изменила вследствие прирожденного ей целомудрия; намеками на такого
рода женщин испещрены наша
история и наши песни.
По случаю французского языка тоже вышла
история в этом
роде.
Так вот и выходит, что мы-то, Ихменевы-то, еще при Иване Васильевиче Грозном дворянами были, а что мой
род, Шумиловых, еще при Алексее Михайловиче известен был, и документы есть у нас, и в
истории Карамзина упомянуто.
История всех образованных государств, с самой глубокой древности и до наших времен, доказывает, сколь полезны бывали внушения сего
рода, не токмо в годины бедствий, не перестающих и поныне периодически удручать
род человеческий, но и во всякое другое, благоприятно для административных мероприятий время.
Пришлось, оставив в покое «
историю», прибегнуть к вымыслу, для чего он и выбрал форму притчей, наиболее подходящую к
роду его дарования.
Дело в том, что
история дает приют в недрах своих не только прогрессивному нарастанию правды и света, но и необычайной живучести лжи и тьмы. Правда и ложь живут одновременно и рядом, но при этом первая является нарождающеюся и слабо защищенною, тогда как вторая представляет собой крепкое место, снабженное всеми средствами самозащиты. Легко понять, какого
рода результаты могут произойти из подобного взаимного отношения сторон.
Успех такого
рода извергов — одна из ужаснейших тайн
истории; но раз эта тайна прокралась в мир, все существующее, конкретное и отвлеченное, реальное и фантастическое, — все покоряется гнету ее.
Лично я, впрочем, выше всего ценил в Мартыне Степаныче его горячую любовь к детям и всякого
рода дурачкам: он способен был целые дни их занимать и забавлять, хотя в то же время я смутно слышал
историю его выхода из лицея, где он был инспектором классов и где аки бы его обвиняли; а, по-моему, тут были виноваты сами мальчишки, которые, конечно, как и Александр Пушкин, затеявший всю эту
историю, были склоннее читать Апулея [Апулей (II век) — римский писатель, автор знаменитого романа «Золотой осел» («Метаморфозы»).] и Вольтера, чем слушать Пилецкого.
—
История такого
рода, — продолжал он, — что вот в том же царстве польском служил наш русский офицер, молодой, богатый, и влюбился он в одну панночку (слово панночка капитан умел как-то произносить в одно и то же время насмешливо и с увлечением).
Все они ответили ему без замедления и в весьма лестных выражениях отзывались о капитальности труда и о красноречии автора, но находили вместе с тем, что для обнародования подобного
рода историй не пришло еще время.
Вообще это был
род строптивый, не умевший угадать благоприятного исторического момента и потому в особенности много пострадавший во время петербургского периода русской
истории.
— У мещанина Презентова маховое колесо посмотреть можно… в
роде как perpetuum mobile [Пусть читатель ничему не удивляется в этой удивительной
истории. Я и сам отлично понимаю, что никаких писем в Корчеве не могло быть получено, но что же делать, если так вышло. Ведь, собственно говоря, и в Корчеве никто из нас не был, однако выходит, что были. (Прим. М. E. Салтыкова-Щедрина.)], — подсказал секретарь. — Сам выдумал.
— Право, бабушка! И всякий раз, как мы мимо Горюшкина едем, всякий-то раз он эту
историю поднимает! И бабушка Наталья Владимировна, говорит, из Горюшкина взята была — по всем бы правам ему в головлевском
роде быть должно; ан папенька, покойник, за сестрою в приданое отдал! А дыни, говорит, какие в Горюшкине росли! По двадцати фунтов весу — вот какие дыни!
Человек, любящий
род и гордящийся им, знает, что он любит всех гвельфов или всех гибеллинов; любящий государство знает, что он любит Францию по берег Рейна, и Пиренеи, и главный город ее Париж, и ее
историю и т. д.
— Я всегда с удовольствием слушаю ваши
истории, когда они в этом
роде, — проговорил Обноскин зевая.
Честный гёттингенец жил не на розах: он был постоянно подавлен ходом
истории, всякого
рода вопросами и соображениями.
Совсем другого
рода задумчивость, предшествующая решимости: это задумчивость, полная содержания, но содержания неизвестного, угрожающего. А так как
история слишком редко представляет примеры помпадуров сомневающихся, то и обыватели охотнее истолковывают помпадурскую задумчивость решимостью, нежели сомнением. Задумался — значит вознамерился нечто предпринять. Что именно?
Басов. Да что ты так… курьезно относишься ко всему? Эта
история совсем в другом
роде…
Впоследствии с тем же рыбаком случилась другая
история в этом же
роде, еще удивительнее, но я расскажу ее, говоря о щуке.
— Ах, голубчик, что значит один исправленный череп? Подумайте-ка, сколько ртов вы кормите и скольким рукам даете работу. Еще в
истории Иловайского сказано, что «царь Борис, желая снискать расположение народных масс, предпринимал в голодные годы постройку общественных зданий». Что-то в этом
роде… Вот вы и посчитайте, какую колоссальную сумму пользы вы…
Но им никогда не приходило на мысль (по крайней мере,
история не дает ни одного примера в этом
роде), что самообкладывание есть тоже вид фрондерства, из которого могут выйти для них какие-то якобы права.
—
История моего испуга, — сказал Сборской, когда Рославлев кончил свой рассказ, — совершенно в другом
роде. Тебя этот бездельник расстреливал как дезертёра, приговоренного к смерти по сентенции военного суда, а я имел причину думать, что сам сатана совсем причетом изволил надо мною потешаться.
Но ежели и это не «ничего», то к услугам мечтателя найдется в Монрепо не мало и других тем, столь же интересных и уж до такой степени безопасных, что даже покойный цензор Красовский — и тот с удовольствием подписал бы под ними: «Мечтать дозволяется». Во-первых, есть целая область
истории, которая представляет такой неисчерпаемый источник всякого
рода комбинаций, сопряженных с забытьём, что сам мечтательный Погодин — и тот не мог вычерпать его до дна. Возьмите, например, хоть следующие темы...
Не буду подробно рассказывать здесь печальную
историю моих колебаний; но сознаюсь, что она была обильна всякого
рода разочарованиями.
Всем была известна его
история; все знали, что он круглый сирота, без
роду и племени.
В предисловии он говорит, что если сравнить какую-нибудь эпоху русской
истории с современными событиями в Европе, то «беспристрастный читатель усмотрит, что
род человеческий везде и по вселенной единакие имея страсти, желания, намерения и к достижению употреблял нередко одинакие способы».
Опять должен сделать ученое замечание: по
истории нашей известно, что эти особы сами составили особого
рода борщи, и благодарное потомство придало этим блюдам имена изобретателей.
Разве вы не знаете других руководств
истории, которые гораздо лучше?» Напротив, человек почтенных лет, да еще с некоторой маниловщиной в характере, в том же самом случае сочтет долгом сначала похвалить мою любознательность, распространиться о пользе чтения книг вообще и исторических в особенности, заметить, что
история есть в некотором
роде священная книга народов и т. п., и только уже после долгих объяснений решится намекнуть, что, впрочем, о книге г. Зуева нельзя сказать, чтобы после нее ничего уже более желать не оставалось.
Оттого до сих пор
история народов представляет в своем ходе некоторого
рода путаницу: одни постоянно спят, потому что хоть и имеют некоторые знания, но не выработали их до степени сердечных, практических убеждений; другие не возвысили еще своего эгоизма над инстинктами хищной природы и хотят удовлетворить себя притеснением других; третьи, не понимая настоящего, переносят свой эгоизм на будущее; четвертые, не понимая самих себя, тешат свой эгоизм помещением себя под чужой покров и т. д.
Кто может ожидать, что в
истории русской цивилизации встретит фамильные предания
рода Жеребцовых и подробности об улучшении в России коннозаводства?
Ясно, почему он придает такую важность для
истории цивилизации фамильным преданиям
рода Жеребцовых.
Ни самого ученья, ни тех, которые боятся его, обвинять тут нечего, да и вообще здесь никого обвинять нельзя, кроме разве несовершенства
рода человеческого, которое всегда мешает
истории идти, как бы нам хотелось теперь, при наших просвещенных воззрениях.
Не смотря на все возражения моего рассудка, дерзкая мысль сделаться писателем поминутно приходила мне в голову. Наконец не будучи более в состоянии противиться влечению природы, я сшил себе толстую тетрадь с твердым намерением наполнить ее чем бы то ни было. Все
роды поэзии (ибо о смиренной прозе я еще и не помышлял) были мною разобраны, оценены, и я непременно решился на эпическую поэму, почерпнутую из Отечественной
Истории. Не долго искал я себе героя. Я выбрал Рюрика — и принялся за работу.
Какой
род истории не истощен уже ими?