Неточные совпадения
― Да вот написал почти книгу об естественных условиях рабочего в
отношении к земле, ― сказал Катавасов. ― Я не специалист, но мне понравилось, как естественнику, то, что он не берет человечества как чего-то вне зоологических
законов, а, напротив, видит зависимость его от среды и в этой зависимости отыскивает
законы развития.
Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и
законов того общества, по
отношению к которому могли говорить «мы».
Критика Канта разрывает с такого рода объективизмом и видит истину в соответствии разума с самим собой, она определяется
отношением к
законам разума и согласованием мыслей между собой.
В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского мирового духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и борьба Л. Шестова против необходимых
законов логики и этики, хотя и при ином
отношении к познанию.
Экстериоризированная природа и общество не являются моей собственностью, моя собственность лишь очень частична и мала в
отношении к ним, и моя индивидуальность неуловима для
законов природы и
законов общества, не говоря уже о
законах государства.
Народные искатели Божьей правды хотели, чтобы христианство осуществилось в жизни, они хотели большей духовности в
отношении к жизни, не соглашались на приспособление к
законам этого мира.
«Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий
закон человечества отменен по
отношению к нам.
В данном мире и в
отношении к данному миру можно мыслить лишь по
законам логики, лишь в согласии с
законом тождества.
Содержа в себе всю полноту бытия, абсолютное не подчиняется
законам противоречия и исключенного третьего не в том смысле, чтобы оно отменяло их, а в том смысле, что они не имеют никакого
отношения к абсолютному, подобно тому как теоремы геометрии не отменяются этикой, но не имеют никакого применения к ней».
Из статей
закона, имеющих
отношение к здоровью ссыльных, приведу две: 1) работы, вредно действующие на здоровье, не допускаются даже и по выбору самих арестантов (выс. утв. мнение Гос. сов. 6 янв.
Таким образом,
законы имеют условное значение по
отношению к нам.
А для женщины в этом
отношении нет ни
законов, ни пределов.
— Выкинуть-с! — повторил Салов резким тоном, — потому что Конт прямо говорит: «Мы знаем одни только явления, но и в них не знаем — каким способом они возникли, а можем только изучать их постоянные
отношения к другим явлениям, и эти
отношения и называются
законами, но сущность же каждого предмета и первичная его причина всегда были и будут для нашего разума — terra incognita». [неизвестная земля, область (лат.).]
Человек вдруг, с его душой и телом, отдан в полную власть другому человеку, и тот может им распоряжаться больше, чем сам царь, чем самый безусловный восточный властелин, потому что тот все-таки будет судить и распоряжаться на основании каких-нибудь
законов или обычаев; а тут вы можете к вашему крепостному рабу врываться в самые интимные, сердечные его
отношения, признавать их или отвергать.
К объяснению всего этого ходило, конечно, по губернии несколько темных и неопределенных слухов, вроде того, например, как чересчур уж хозяйственные в свою пользу распоряжения по одному огромному имению, находившемуся у князя под опекой; участие в постройке дома на дворянские суммы, который потом развалился; участие будто бы в Петербурге в одной торговой компании, в которой князь был распорядителем и в которой потом все участники потеряли безвозвратно свои капиталы;
отношения князя к одному очень важному и значительному лицу, его прежнему благодетелю, который любил его, как родного сына, а потом вдруг удалил от себя и даже запретил называть при себе его имя, и, наконец, очень тесная дружба с домом генеральши, и ту как-то различно понимали: кто обращал особенное внимание на то, что для самой старухи каждое слово князя было
законом, и что она, дрожавшая над каждой копейкой, ничего для него не жалела и, как известно по маклерским книгам, лет пять назад дала ему под вексель двадцать тысяч серебром, а другие говорили, что m-lle Полина дружнее с князем, чем мать, и что, когда он приезжал, они, отправив старуху спать, по нескольку часов сидят вдвоем, затворившись в кабинете — и так далее…
— Но
закон может ошибиться!.. Вспомните, Егор Егорыч, как я поступила в
отношении вашего племянника, который явно хотел быть моим убийцей, потому что стрелял в меня на глазах всех; однако я прежде всего постаралась спасти его от
закона и не хотела, чтобы он был под судом: я сказала, что ссора наша семейная, Валерьян виноват только против меня, и я его прощаю… Так и вы простите нас…
— Я не знаю, собственно, что вы разумеете под именем политиков, — возразил ему молодой человек, — но Гегель в
отношении права, нравственности и государства говорит, что истина этих предметов достаточно ясно высказана в положительных
законах.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от языческого, что оно требует от человека не известных внешних отрицательных действий, а ставит его в иное, чем прежде,
отношение к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую волю, не зная, в чем будут состоять требования этой воли, не может повиноваться изменяющимся
законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное время или от чего-либо в известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот христианский
закон любви, подчинение которому составляет смысл его жизни.
Для покорения христианству диких народов, которые нас не трогают и на угнетение которых мы ничем не вызваны, мы, вместо того чтобы прежде всего оставить их в покое, а в случае необходимости или желания сближения с ними воздействовать на них только христианским к ним
отношением, христианским учением, доказанным истинными христианскими делами терпения, смирения, воздержания, чистоты, братства, любви, мы, вместо этого, начинаем с того, что, устраивая среди них новые рынки для нашей торговли, имеющие целью одну нашу выгоду, захватываем их землю, т. е. грабим их, продаем им вино, табак, опиум, т. е. развращаем их и устанавливаем среди них наши порядки, обучаем их насилию и всем приемам его, т. е. следованию одному животному
закону борьбы, ниже которого не может спуститься человек, делаем всё то, что нужно для того, чтобы скрыть от них всё, что есть в нас христианского.
Противоречия эти выражаются и в экономических и государственных
отношениях, но резче всего это противоречие в сознании людьми христианского
закона братства людей и необходимости, в которую ставит всех людей общая воинская повинность, каждому быть готовым к вражде, к убийству, — каждому быть в одно и то же время христианином и гладиатором.
Вопросы поставлены ясно и прямо, и, казалось, надобно ясно и прямо ответить на них. Но во всех критиках на мою книгу ничего подобного не было сделано, точно так же как не было сделано и по
отношению всех тех обличений церковных учителей в отступлении их от
закона Христа, которыми со времен Константина полна история.
У тех был хоть внешний религиозный
закон, из-за исполнения которого они могли не видеть своих обязанностей по
отношению своих близких, да и обязанности-то эти были тогда еще неясно указаны; в наше же время, во-первых, нет такого религиозного
закона, который освобождал бы людей от их обязанностей к близким, всем без различия (я не считаю тех грубых и глупых людей, которые думают еще и теперь, что таинства или разрешение папы могут разрешать их грехи); напротив, тот евангельский
закон, который в том или другом виде мы все исповедуем, прямо указывает на эти обязанности, и кроме того эти самые обязанности, которые тогда в туманных выражениях были высказаны только некоторыми пророками, теперь уже так ясно высказаны, что стали такими труизмами, что их повторяют гимназисты и фельетонисты.
Освобождение происходит вследствие того, что, во-первых, христианин признает
закон любви, открытый ему его учителем, совершенно достаточным для
отношений людских и потому считает всякое насилие излишним и беззаконным, и, во-вторых, вследствие того, что те лишения, страдания, угрозы страданий и лишений, которыми общественный человек приводится к необходимости повиновения, для христианина, при его ином понимании жизни, представляются только неизбежными условиями существования, которые он, не борясь против них насилием, терпеливо переносит, как болезни, голод и всякие другие бедствия, но которые никак не могут служить руководством его поступков.
Решимость эта заключалась в том, чтобы исследовать в самом источнике, узнать от чистых сердцем и нищих духом (сии суть столпы), нужны ли помпадуры. В каких
отношениях находится к этому источнику практика помпадурская и в каких — практика
законов? которая из них имеет перевес? в каком смысле — в смысле ли творческом, или просто в смысле реактива, производящего баламут?
Таковы, например: проводы, встречи,
отношение помпадуров к подчиненным, к обывателям и к
закону, выбор помпадурш и т. д.
Какое же
отношение ко всему этому может иметь шкаф с
законами?
Знайте также, что, насколько я мог понять из намеков Брауна, «Бегущая по волнам» присвоена Гезом одним из тех наглых способов, в
отношении которых
закон терзается, но молчит.
Таким образом, имея общим с анархией отсутствие всякого
закона и нрава, обязательного для всех, самодурство, в сущности, несравненно ужаснее анархии, потому, что дает озорничеству больше средств и простора и заставляет страдать большее число людей, — и опаснее ее еще в том
отношении, что может держаться гораздо дольше.
— От художника-де это станется; им
закон не писан, а это во всех
отношениях неприятно.
Животные как будто знают, что потомство продолжает их род, и держатся известного
закона в этом
отношении.
Так называемое «Зерцало Благочиния» есть зерцало всех взаимных гражданских обязанностей, предложенных с тою ясною краткостию, которая должна быть характером
законов и которая сколь неплодовита словами, столь мыслями и
отношениями богата.
Кроме того, есть целые
отношения общественные, правильно организованные и даже признанные положительным
законом, но тем не менее противные естественному праву; пример — крепостные
отношения.
И не в
отношении к одним откупам сатира прошлого века выказала слепое последование букве
закона. Возьмем другое явление, например — рекрутчину. В сатирических журналах много есть заметок, обличающих плутни, бывшие при рекрутских наборах в противность
законам. Заметки эти были иногда очень практичны и полезны и указывали на возникшие злоупотребления очень прямо. Например, в «Трутне» 1769 года (стр. 199) помещено такое письмо...
Затем для крестьян определялось учение: читать, писать и
закон божий; преимущественно же указывалось на нравственное воспитание, состоящее в исполнении своих обязанностей в
отношении к властям.
Но на деле он беспрестанно встречает непреодолимые препятствия к исполнению своих личных стремлений, и, сознавая своё бессилие, но ещё не сознавая ясно своей связи с общими
законами природы, ставит себя во враждебное
отношение к ней.
«Но где же, спрошу, статья
закона, прямо воспрещающая газетным репортерам быть чиновниками, потому что в
отношении наших подчиненных мы можем действовать только на основании существующих узаконений; если же, скажу, вы желаете употребить какую-нибудь произвольную меру, то я не знаю, во-первых, в чем она может состоять, а во-вторых, пусть уж она будет без меня!» Тогда я и посмотрю, что он вам сделает.
Какое-нибудь местничество держится в нравах, спустя два столетия после его уничтожения
законом; можно ли ожидать, чтобы внезапно пересоздались все
отношения, бывшие следствием крепостного права?
«Вивисекция, — заявляет мистрисс Мона Кэрд, — есть главный враг науки, которая всегда учила, что
законы природы гармоничны и не терпят противоречий; но если эти
законы не терпят противоречий, то как возможно, чтоб то, что в нравственном
отношении несправедливо, было в научном
отношении справедливо, чтоб то, что жестоко и неправедно, могло вести к миру и здоровью?» (The sanctuary of mercy. 1899, p. 6).
Выяснить своими усилиями свое
отношение к миру и держаться его, установить свое
отношение к людям на основании вечного
закона делания другому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти других людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от требований высшего
закона своей совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ко всякой справедливости и добродетели, и для достижения этого, не делая усилий мысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не нужно усилия.
Государство издает столько
законов, сколько
отношений между людьми, которые должны быть определены.
Как странно и смешно просить бога! Не просить надо, а исполнять его
закон, быть им. Одно разумное
отношение к богу — это то, чтобы быть благодарным ему за то благо, которое он дал мне, одухотворив меня собою.
Мир идей, идеальное все, актуально содержащееся в Софии, для мира тварного существует не только как основа или причинность (в вышеуказанном смысле), но и как норма, предельное задание,
закон жизни, аристотелевская энтелехия в
отношении к потенциальному состоянию бытия.
Это признание для теоретического разума может быть названо гипотезой, а по
отношению к пониманию объекта, данного нам путем морального
закона (высшего блага), значит по
отношению к потребности в практическом направлении, верой и притом верой чистого разума, ибо только чистый разум (как в его теоретическом, так и в практическом применении) есть тот источник, откуда оно возникает» (Кант. Критика практического разума, пер.
Персоналистическая переоценка ценностей признает безнравственным все, что определяется исключительно
отношением к «общему», к обществу, нации, государству, отвлеченной идее, отвлеченному добру, моральному и логическому
закону, а не к конкретному человеку и его существованию.
В основе христианства лежит не отвлеченная и всегда бессильная идея добра, которая неизбежно является нормой и
законом по
отношению к человеку, а живое существо, личность, личное
отношение человека к Богу и ближнему.
Но если у меня нет любви к ближнему, то я во всяком случае должен исполнить
закон по
отношению к ближнему, должен быть справедлив и честен по
отношению к нему.
Вся сложность и парадоксальность христианского
отношения к
закону определяется тем, что Христос не только обличает фарисейское законничество, но и говорит, что он пришел не нарушить, а исполнить
закон.
Монашески-аскетическая вражда к жизни, ressentiment по
отношению к жизни, есть реакция этики
закона внутри религии искупления и благодати, в ней нет силы, помогающей просветлению жизни.
Розанов, которого нужно признать величайшим критиком христианского лицемерия в
отношении к полу, верно говорит, что в христианском мире, т. е. в мире христианской социальной обыденности, охраняется не брак, не семья, не содержание, не реальность, а форма, обряд бракосочетания,
закон.
Все это обнаруживает глубокую парадоксальность христианства по
отношению к
закону и ко всякому социальному порядку.