Неточные совпадения
Трагичность и парадоксальность этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о нравственной норме и нравственном
законе, о добре, а вопрос об
отношениях между свободой Бога и свободой человека.
Этика может быть совершенно равнодушной к проблеме зла и нимало ей не мучиться, потому что она остается замкнутой и самодовольной в своих
законах и нормах и верит, что «добро» всегда право по
отношению к самому факту существования «зла».
Этика
закона не знает внутреннего человека, она регулирует жизнь внешнего человека в его
отношении к обществу людей, она покоится на том, что я называю внешним иерархизмом в отличие от внутреннего иерархизма.
Монашески-аскетическая вражда к жизни, ressentiment по
отношению к жизни, есть реакция этики
закона внутри религии искупления и благодати, в ней нет силы, помогающей просветлению жизни.
Вся сложность и парадоксальность христианского
отношения к
закону определяется тем, что Христос не только обличает фарисейское законничество, но и говорит, что он пришел не нарушить, а исполнить
закон.
Все это обнаруживает глубокую парадоксальность христианства по
отношению к
закону и ко всякому социальному порядку.
Но если у меня нет любви к ближнему, то я во всяком случае должен исполнить
закон по
отношению к ближнему, должен быть справедлив и честен по
отношению к нему.
Так определяется
отношение между этикой
закона и этикой искупления.
В основе христианства лежит не отвлеченная и всегда бессильная идея добра, которая неизбежно является нормой и
законом по
отношению к человеку, а живое существо, личность, личное
отношение человека к Богу и ближнему.
Поэтому
отношение этики творчества к инстинктам сложное и двойственное — она и освобождает инстинкты, подавленные
законом, и преодолевает их, борется с ними во имя высшей жизни.
Розанов, которого нужно признать величайшим критиком христианского лицемерия в
отношении к полу, верно говорит, что в христианском мире, т. е. в мире христианской социальной обыденности, охраняется не брак, не семья, не содержание, не реальность, а форма, обряд бракосочетания,
закон.
Неточные совпадения
― Да вот написал почти книгу об естественных условиях рабочего в
отношении к земле, ― сказал Катавасов. ― Я не специалист, но мне понравилось, как естественнику, то, что он не берет человечества как чего-то вне зоологических
законов, а, напротив, видит зависимость его от среды и в этой зависимости отыскивает
законы развития.
Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и
законов того общества, по
отношению к которому могли говорить «мы».
Критика Канта разрывает с такого рода объективизмом и видит истину в соответствии разума с самим собой, она определяется
отношением к
законам разума и согласованием мыслей между собой.
В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского мирового духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и борьба Л. Шестова против необходимых
законов логики и этики, хотя и при ином
отношении к познанию.
Экстериоризированная природа и общество не являются моей собственностью, моя собственность лишь очень частична и мала в
отношении к ним, и моя индивидуальность неуловима для
законов природы и
законов общества, не говоря уже о
законах государства.