Неточные совпадения
Связь с этой женщиной и раньше уже тяготила его, а за время войны Елена стала возбуждать
в нем определенно враждебное
чувство, —
в ней проснулась трепетная жадность к деньгам, она участвовала
в каких-то крупных спекуляциях, нервничала, говорила дерзости, капризничала и — что особенно возбуждало Самгина — все более резко обнаруживала презрительное отношение ко всему русскому — к армии, правительству, интеллигенции, к своей прислуге — и все чаще,
в разных
формах, выражала свою тревогу о судьбе Франции...
Не только от мира внешнего, от
формы, он настоятельно требовал красоты, но и на мир нравственный смотрел он не как он есть,
в его наружно-дикой, суровой разладице, не как на початую от рождения мира и неконченую работу, а как на гармоническое целое, как на готовый уже парадный строй созданных им самим идеалов, с доконченными
в его уме
чувствами и стремлениями, огнем, жизнью и красками.
О Тушине с первого раза нечего больше сказать. Эта простая фигура как будто вдруг вылилась
в свою
форму и так и осталась цельною, с крупными чертами лица, как и характера, с не разбавленным на тонкие оттенки складом ума,
чувств.
Они говорили о несправедливости власти, о страданиях несчастных, о бедности народа, но,
в сущности, глаза их, смотревшие друг на друга под шумок разговора, не переставая спрашивали: «можешь любить меня?», и отвечали: «могу», и половое
чувство, принимая самые неожиданные и радужные
формы, влекло их друг к другу.
В ней нет этой грязи, распущенности, лени;
в ее присутствии все нервы
в приятном напряжении,
чувства настороже, а глаза невольно отдыхают на стыдливо прикрытых
формах.
И всего более должна быть Россия свободна от ненависти к Германии, от порабощающих
чувств злобы и мести, от того отрицания ценного
в духовной культуре врага, которое есть лишь другая
форма рабства.
Народничество, столь характерное для русской мысли и проявляющееся
в разнообразных
формах, предполагает уже отщепенство и
чувство оторванности от народной жизни.
Но
в действительности договоры и рациональные объяснения не играют никакой роли, все
формы власти опираются на подсознательные коллективные
чувства и страсти, если не опираются на религиозные верования.
Когда Марья Алексевна опомнилась у ворот Пажеского корпуса, постигла, что дочь действительно исчезла, вышла замуж и ушла от нее, этот факт явился ее сознанию
в форме следующего мысленного восклицания: «обокрала!» И всю дорогу она продолжала восклицать мысленно, а иногда и вслух: «обокрала!» Поэтому, задержавшись лишь на несколько минут сообщением скорби своей Феде и Матрене по человеческой слабости, — всякий человек увлекается выражением
чувств до того, что забывает
в порыве души житейские интересы минуты, — Марья Алексевна пробежала
в комнату Верочки, бросилась
в ящики туалета,
в гардероб, окинула все торопливым взглядом, — нет, кажется, все цело! — и потом принялась поверять это успокоительное впечатление подробным пересмотром.
Вот как выражает Белинский свою социальную утопию, свою новую веру: «И настанет время, — я горячо верю этому, настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе конца, и не будет ему казни, но жизнь останется ему
в казнь, как теперь смерть; когда не будет бессмысленных
форм и обрядов, не будет договоров и условий на
чувства, не будет долга и обязанностей, и воля будет уступать не воле, а одной любви; когда не будет мужей и жен, а будут любовники и любовницы, и когда любовница придет к любовнику и скажет: „я люблю другого“, любовник ответит: „я не могу быть счастлив без тебя, я буду страдать всю жизнь, но ступай к тому, кого ты любишь“, и не примет ее жертвы, если по великодушию она захочет остаться с ним, но, подобно Богу, скажет ей: хочу милости, а не жертв…
Если брать православие не
в его официальной, казенной, извращенной
форме, то
в нем больше свободы, больше
чувства братства людей, больше доброты, больше истинного смирения, меньше властолюбия, чем
в христианстве западном.
Вообще у русских было сравнительно слабо иерархическое
чувство, или оно существовало
в отрицательной
форме низкопоклонства, т. е. опять-таки порока, а не добродетели.
И опять звуки крепли и искали чего-то, подымаясь
в своей полноте выше, сильнее.
В неопределенный перезвон и говор аккордов вплетались мелодии народной песни, звучавшей то любовью и грустью, то воспоминанием о минувших страданиях и славе, то молодою удалью разгула и надежды. Это слепой пробовал вылить свое
чувство в готовые и хорошо знакомые
формы.
Формы,
в какие успело отлиться музыкальное
чувство Петра, были именно те,
в каких ему впервые явилась мелодия,
в какие отливалась затем игра его матери.
Каково должно быть извращение человеческой природы
в этом ужасном семействе, когда даже
чувство самосохранения принимает здесь столь рабскую
форму!..
Это было
чувство глубокой любви, выражавшейся иногда
в крайне экстравагантных
формах.
Она отнюдь не питает отвращения к непристойностям, только чтобы их преподносили
в пикантной
форме, не оскорбляющей ее женского
чувства! (франц.)]
В порыве
чувства Раиса Павловна тихонько поцеловала Лушу
в шею и сама покраснела за свою институтскую нежность, чувствуя, что Луше совсем не нравятся проявления
чувства в такой
форме.
— Я моего мнения за авторитет и не выдаю, — начал он, — и даже очень хорошо понимаю, что нынче пишут к
чувствам, к жизни нашей ближе, поучают больше
в форме сатирической повести — это
в своем роде хорошо.
Вследствие неблаговоспитанности окружающей среды эти проступки могут принять там довольно грубые
формы, тем более, что
в сельском населении России вообще мало развиты
чувства долга и чести и уважения к чужой собственности.
Он часто обращался к ней во время обеда, требуя разных мелких услуг: «то-то мне подай, того-то мне налей, выбери мне кусочек по своему вкусу, потому что, дескать, у нас с невесткой один вкус; напомни мне, что бишь я намедни тебе сказал; расскажи-ка нам, что ты мне тогда-то говорила, я как-то запамятовал…» Наконец, и после обеда: «то поди прикажи, то поди принеси…» и множество тому подобных мелочей, тонких вниманий, ласковых обращений, которые, несмотря на их простую, незатейливую отделку и грубоватую иногда
форму, были произносимы таким голосом, сопровождались таким выражением внутреннего
чувства, что ни
в ком не осталось сомнения, что свекор души не слышит
в невестке.
Тогда, внимательно осмотрев его и убедившись
в бесполезности дальнейших усовершенствований, я предложил ему изложить одушевлявшие его
чувства в форме циркуляра исправникам и становым.
Благородные мысли, благородные
чувства (их называют также"возвышенными") нередко представляются незрелыми и даже смешными; но это происходит оттого, что по временам они облекаются
в нелепую и напыщенную
форму, которая, до известной степени, заслоняет их сущность.
Это ясно из цели поэтического создания, от которого требуется верное воспроизведение известной стороны жизни, а не какого-нибудь отдельного случая; посмотрим только,
в чем необходимость вмешательства фантазии, как способности переделывать (посредством комбинации) воспринятое
чувствами и создавать нечто новое по
форме.
Какова бы ни была первоначальная
форма народных песен, но до нас доходят они почти всегда искаженными, переделанными или растерзанными на куски; монотонность их также очень велика; наконец, есть во всех народных песнях механические приемы, проглядывают общие пружины, без помощи которых никогда не развивают они своих тем; но
в народной поэзии очень много свежести, простоты, — и этого довольно для нашего эстетического
чувства, чтобы восхищаться народною поэзиею.
Оглядываясь
в настоящее время на эту личность, я могу сказать, что это был тип идеального нигилиста. Ни
в политическом, ни
в социальном отношении он ничего не желал, кроме денег, для немедленного удовлетворения мгновенных прихотей, выражавшихся
в самых примитивных
формах. Едва ли он различал непосредственным
чувством должное от недолжного.
Грек, одаренный высоким эстетическим
чувством, прекрасно постигнул выразительность внешнего, тайну
формы; божественное для него существовало облеченным
в человеческую красоту;
в ней обоготворялась ему природа, и далее этой красоты он не шел.
Всякий намек на сентиментальность, всякое проявление порядочности: жалость к обижаемому мальчику, сострадание к истязуемому животному, участие к больному преподавателю —
в какой бы
форме эти
чувства ни выразились — он встречал их таким градом сквернословия, что виновный невольно начинал стыдиться своего хорошего движения.
Хуже всего для меня было то, что я чувствовала, как с каждым днем привычки жизни заковывали нашу жизнь
в одну определенную
форму, как
чувство наше становилось не свободно, а подчинялось ровному, бесстрастному течению времени.
— И притом народ все простой, без всякого образования. Лучшие
чувства иногда проявляются
в такой откровенной
форме…
Мы имеем свои песни, записанные, положенные на ноты,
в которых более сложное
чувство кристаллизовалось
в постоянную
форму.
А могут явиться
в душе эти образы только тогда, когда мысль, которую хотим мы развить,
в поэтической
форме, не только хорошо понята нами, но и вполне живо и определенно представляется нашему сознанию, так что легко возбуждает
чувство в душе человека.
Вероятно, еще и раньше, до рассказа Талимона про намисто, Александр находился
в том состоянии, когда накипевшие
в человеке и долго сдерживаемые
чувства ищут себе исхода, и тогда достаточно ничтожного предлога, чтобы они прорвались
в самой необузданной
форме.
Результаты, очень несходные
в нравственном отношении: один будит
в вас человеческое
чувство и мужественную мысль, другой ведет вас
в полицию и заставляет замирать на юридической
форме.
Поэтому мне кажется очень вероятным, что низшие животные обладают сознанием
в мере, пропорциональной степени развития органа этого сознания, и что они переживают,
в более или менее определенной
форме, те же
чувства, которые переживаем и мы».
В материализме, именно
в той первоначальной его
форме, которая носит название гилозоизма, неправильное философское выражение дается правильному чувствованию материи, как зачинающего и плодоносящего, окачествованного начала, материализм есть смутный лепет о софийной насыщенности земли, и этим живым
чувством земли («материи») он выгодно отличается от идеализма, для которого материя есть незаконнорожденное понятие о ничто, или трансцендентальная χώρα, или убыль бытия, бытийный минус.
Ибо такое общее
чувство реальности, помимо частных ощущений, бесспорно существует и опознается металогически, и оно составляет непреодолимое, хотя и не логическое, препятствие для идеалистической метафизики типа Гегеля, который, хотя и
в замаскированной
форме, принужден был капитулировать пред алогической стороной логического процесса.
Мы не притязаем иметь Бога
в чувстве иначе, чем через впечатления, возбужденные
в нас миром, и только
в этой
форме я мог говорить о Нем… тот, кто это отрицает, с точки зрения своего
чувства и переживания будет безбожником» (102, ср. далее 103).
Таким образом, все высшие карательные меры не дают преступнику вечного успокоения
в могиле, именно того, что могло бы мирить мое
чувство со смертною казнью, а с другой стороны, пожизненность, сознание, что надежда на лучшее невозможна, что во мне гражданин умер навеки и что никакие мои личные усилия не воскресят его во мне, позволяют думать, что смертная казнь
в Европе и у нас не отменена, а только облечена
в другую, менее отвратительную для человеческого
чувства форму.
«Тополь знал, что умирает», «черемуха почуяла, что ей не жить». У Толстого это не поэтические образы, не вкладывание
в неодушевленные предметы человеческих
чувств, как делают баснописцы. Пусть не
в тех
формах, как человек, — но все же тополь и черемуха действительно знают что-то и чувствуют. Эту тайную их жизнь Толстой живо ощущает душою, и жизнь эта роднит дерево с человеком.
Оленин лежит
в лесу. Его охватывает
чувство счастья, ощущение единства со всем окружающим;
в сердце вскипает любовь ко всему миру. Это сложное
чувство он разлагает умом и анализирует, старается уложить
в форму,
в которую оно совершенно неспособно уложиться.
В человеке глубоко заложено воспоминание об утерянном рае, о золотом веке,
чувство вины и греха и мечта о возвращении
в рай, о Царстве Божьем, которое иногда принимает
форму утопии земного рая.
Печаль греков,
в такой
форме не свойственная древнееврейскому, библейскому
чувству жизни, связана с тем, что грекам дано было раскрывать человеческое начало, но не дано было соединять его с началом божественным.
Без маски лицо у нее оказалось некрасивое, с резковатыми чертами, но рост прекрасный и довольно стройные
формы. Она была уже не самой первой молодости для девушки — лет под тридцать. Подействовать на мое воображение или на мои эротические
чувства она не могла; но она меня интересовала как незнакомый мне тип немецкой девушки, ищущей
в жизни чего-то менее банального.
Это несомненно! Мы подросли
в уважении к идее университетской науки, приобрели склонность к чтению, уходили внутренним
чувством и воображением
в разные сферы и чужой и своей жизни, исторической и современной.
В нас поощряли интерес к искусству, хотя бы и
в форме дилетантских склонностей, к рисованию, к музыке. Мы рано полюбили и театр.
Да и весь фон этой вещи — светский и интеллигентный Петербург — был еще так свеж
в моей памяти. Нетрудно было и составить план, и найти подробности, лица, настроение, колорит и тон.
Форма интимных"записей"удачно подходила к такому именно роману. И раз вы овладели тоном вашей героини — процесс диктовки вслух не только не затруднял вас, но, напротив, помогал легкости и естественности
формы, всем разговорам и интимным мыслям и
чувствам героини.
Там был рассказ из крестьянской жизни, подписанный двумя буквами. Владимир Семеныч был
в восторге. Он находил, что автор прекрасно справляется с
формой изложения,
в описаниях природы напоминает Тургенева, искренен и знает превосходно крестьянскую жизнь. Сам критик был знаком с этой жизнью только по книгам и понаслышке, но
чувство и внутреннее убеждение заставляли его верить рассказу. Он предсказывал автору блестящую будущность, уверял его, что ждет окончания рассказа с большим нетерпением и проч.
Вероятно, это происходило прежде всего от сильно развитого
чувства такта и осторожности, мешающей
в какой бы то ни было
форме касаться личных дел, мыслей, интересов своего собеседника.
«Романтизм соподчиняет понятие интуиции, а
в более общей
форме он соподчиняет познание
чувству и воле» (с. 7),
в то время как классицизм соподчиняет волю и
чувство разуму как способности строить понятия.].
Что ж значит стремление к прекрасному без исполнения, высокое, благородное желание жить
в веках,
чувство самопознания, силы воли, дара
в себе, возможности творить достойное бессмертия и не иметь возможности осуществить свое создание
в достойных вековых
формах?..