Неточные совпадения
1) Для
того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему
надо знать,
что он должен и
чего не должен делать. Для
того, чтобы знать это, ему
надо понимать,
что такое он сам и
тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с
тем,
что говорят каждому человеку его разум и совесть. Учение это такое...
Для
того, чтобы человеку жить хорошо, ему
надо знать,
что он должен и
чего не должен делать. Для
того, чтобы знать это, нужна вера. Вера — это знание
того,
что такое человек и для
чего он живет на свете. И такая вера была и есть у всех разумных людей.
Для
того, чтобы хорошо прожить жизнь,
надо понимать,
что такое жизнь и
что в этой жизни
надо и
чего не
надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые и доброй жизни люди всех народов. Учения этих мудрых людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех людей учение о
том,
что такое жизнь человеческая и как
надо проживать ее, и есть настоящая вера.
Не
надо думать,
что вера истинна оттого,
что она старая. Напротив,
чем дольше живут люди,
тем всё яснее и яснее становится им истинный закон жизни. Думать,
что нам в наше время
надо верить
тому же самому,
чему верили наши деды и прадеды, — это всё равно,
что думать,
что, когда ты вырос, тебе будет впору твоя детская одежа.
Мы сокрушаемся о
том,
что не можем уже верить в
то, во
что верили наши отцы.
Надо не сокрушаться об этом, а стараться установить в себе такую веру, в какую мы могли бы верить так же твердо, как верили наши отцы в свою.
Надо пользоваться учением о законе жизни прежних древних мудрых и святых людей, но мы сами должны своим разумом проверить
то,
чему они учат нас: принять
то,
что согласно с разумом, и откинуть
то,
что не согласно с ним.
Христос великий учитель. Он проповедовал истинную всеобщую религию любви к богу и человеку. Но не
надо думать,
что у бога не могут быть такие же и даже еще более великие учителя. Если мы будем думать так, мы этим не уменьшим величия Христа, а только признаем величие бога. Если же мы будем думать,
что после Христа бог уже не будет больше прямо открываться людям,
то с новыми великими учителями, когда они придут, случится
то же,
что было с Христом: побьют живого пророка для
того, чтобы боготворить умершего.
Не
надо думать,
что живу я. Живу не я, а живет
то духовное существо, которое живет во мне. Я — это только
то отверстие, через которое проявляется это существо.
Говорят: спасать душу. Спасать можно только
то,
что может погибнуть. Душа не может погибнуть, потому
что она одна только существует. Не спасать
надо душу, а очищать ее от
того,
что затемняет, оскверняет ее, просвещать ее для
того, чтобы бог всё больше и больше проходил через нее.
Говорят,
что не
надо любить себя. Но без любви к себе не было бы жизни. Дело только в
том, чтó любить в себе: свою душу или свое тело.
В мирских делах никогда не знаешь наверное, нужно ли делать
то,
что делаешь, и выйдет ли из твоего дела
то,
чего хочешь. Но не
то, когда живешь для души. Живи для души, и ты наверное будешь знать,
что надо делать именно
то,
чего требует душа, наверное будешь знать и
то,
что выйдет только хорошее из
того,
что ты делаешь.
Нужно всегда помнить,
что в каждом человеке
та же душа,
что и во мне, и
что поэтому обращаться с людьми
надо со всеми одинаково, с осторожностью и уважением.
Люди не считают дурным есть животных оттого,
что ложные учителя уверили их в
том,
что бог разрешил людям есть животных. Это неправда. В каких бы книгах ни было написано,
что не грех убивать животных и есть их, в сердце каждого человека написано яснее,
чем в каких бы
то ни было книгах,
что животных
надо жалеть и нельзя убивать также, как и людей. Мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.
Легко переносить горе, когда оно не от людей, а от болезней, пожаров, наводнений, землетрясений. Но особенно больно бывает человеку, когда он страдает от людей, от братьев. Он знает,
что людям
надо бы любить его, а вот они вместо этого его мучают. «Люди, все люди ведь
то же,
что я, — думает такой человек. — Зачем же они мучают меня?» От этого-то и бывает легче переносить горе от болезней, пожаров, засух,
чем от недоброты людей.
Любить можно только совершенство. И потому для
того, чтобы любить,
надо одно из двух: или считать совершенным
то,
что несовершенно, или любить совершенство,
то есть бога. Если считать совершенным
то,
что несовершенно,
то ошибка рано или поздно окажется, и любовь кончится. Любовь же к богу,
то есть к совершенству, не может кончиться.
А если бог — любовь и пребывает в нас,
то выучиться любви нетрудно.
Надо только стараться избавиться от
того,
что мешает любви, избавиться от
того,
что не выпускает ее наружу. И только начни так делать — и скоро научишься самой важной и нужной на свете науке: любви к людям.
Нет ничего радостнее
того, как
то, когда мы знаем,
что люди любят нас. Но удивительное дело: для
того, чтобы люди любили нас,
надо не угождать им, а
надо только приближаться к богу. Только приближайся к богу и не думай о людях, и люди полюбят тебя.
Говорят,
надо бояться бога. Это неправда. Бога
надо любить, а не бояться. Нельзя любить
того, кого боишься. Да, кроме
того, нельзя бояться бога оттого,
что бог есть любовь. Как же бояться любви? Не бояться бога
надо, а сознавать его в себе. А если будешь сознавать бога в себе,
то не будешь бояться ничего на свете.
Человеку, пока он живет животной жизнью, кажется,
что если он отделен от других людей,
то это так и
надо и не может быть иначе. Но как только человек начнет жить духовно, так ему становится странно, непонятно, даже больно, зачем он отделен от других людей, и он старается соединиться с ними. А соединяет людей только любовь.
Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной.
Надо помнить,
что во всяком человеке живет
тот же дух, какой и в нас. Даже тогда, когда человек отвратителен и душой и телом,
надо думать так: «Да, на свете должны быть и такие уроды, и
надо терпеть их». Если же мы показываем таким людям наше отвращение,
то, во-первых, мы несправедливы, а во-вторых, вызываем таких людей на войну не на живот, а на смерть.
Какой он ни есть, он не может переделать себя.
Что же ему больше делать, как только бороться с нами, как с смертельным врагом, если мы выказываем к нему вражду. Ведь в самом деле: мы хотим быть с ним добры, если он перестанет быть таким, какой он есть. А этого он не может. И потому
надо быть добрым со всяким человеком, каков бы он ни был, и не требовать от него
того,
чего он не может сделать: не требовать от человека
того, чтобы он перестал быть собой.
Оно всё в
том,
что все люди живут одним и
тем же духом,
что все люди одно и
то же, но все разделены в этой жизни своими телами, и потому, если они понимают,
что живут одним и
тем же во всех духом,
то им
надо соединяться друг с другом любовью. Если же люди не понимают этого и думают,
что живут только своими отдельными телами,
то враждуют друг с другом и бывают несчастливы.
Он говорил: воспитывают людей так,
что они дороже всего считают богатство, славу, и они заботятся только о
том, чтобы добыть как можно больше славы, богатства, а
надо воспитывать их так, чтобы они выше всего считали любовь и в жизни своей заботились бы о
том, чтобы приучить себя к любви к людям, и они все силы свои будут полагать на
то, чтобы выучиться любить.
Спрашивать об этом, всё равно
что спрашивать о
том, зачем бог сотворил матерей так,
что для
того, чтобы им иметь детей, им
надо мучиться, рожать, выкармливать, воспитывать детей?
Казалось бы, ученым, богатым людям,
тем, кто называет себя просвещенными,
надо бы понимать,
что в обжорстве, в пьянстве, в нарядах нет ничего хорошего; а именно эти-то люди и придумывают сладкие кушанья, пьяные напитки и всякие наряды и, кроме
того,
что этим сами себя портят, развращают своим примером и рабочих людей.
«Если ученые люди находят радость в роскошной жизни,
то значит,
что так и
надо», — говорят рабочие люди, и портят свою жизнь, подражая богатым.
Людям
надо бы учиться у животных
тому, как
надо обходиться с своим телом. Как только у животного есть
то,
что ему нужно для его тела, оно успокаивается; человеку же мало
того,
что он утолил свой голод, укрылся от непогоды, согрелся, — он придумывает всё разные сладкие питья и кушанья, строит дворцы и готовит лишние одежды и всякие ненужные роскоши, от которых ему не лучше, а только хуже живется.
Все эти хитрые кушанья мало
того,
что трудны, еще и вредны. Так
что не
тем здоровым людям, которые едят хлеб с водой и кашу,
надо завидовать хворым богачам с их хитрыми кушаньями, а богачам завидовать беднякам и учиться их питанию.
Еще с самых древних времен мудрецы учили
тому,
что не
надо есть мяса животных, а питаться растениями, но мудрецам не верили, и все ели мясо. Но в наше время с каждым годом находится всё больше и больше людей, которые считают грехом есть мясо и не едят его.
Для
того, чтобы люди могли жить хорошо, им нужнее всего их разум, и потому им
надо бы дорожить больше всего своим разумом, а между
тем люди находят удовольствие именно в
том, чтобы заглушать этот разум табаком, вином, водкой, опиумом. Отчего это? А оттого,
что люди хотят жить дурною жизнью, а разум, если он не заглушен, показывает,
что жизнь их дурная.
Не расчет приучать себя к роскоши, потому
что чем больше тебе для твоего тела нужно,
тем больше
надо трудиться телом же для
того, чтобы лучше накормить, одеть, поместить свое тело. Ошибка эта незаметна только для таких людей, которые
тем или другим обманом сумели так устроиться, чтобы другие должны были не на себя, а на них работать, так
что для таких людей, для богатых, это уже, кроме
того,
что не расчет, еще и дурное дело.
Если человек живет не для души, а для тела,
то он делает
то же,
что делала бы птица, если бы она передвигалась с места на место пешком своими слабыми ногами, а не летала бы на своих крыльях туда, куда ей
надо.
Сладкую еду, богатые одежды, всякую роскошь — вы называете счастьем. А я думаю,
что ничего не желать — это самое большое блаженство, и для
того, чтобы приблизиться к этому высшему счастью,
надо приучить себя нуждаться в немногом.
Христианское учение не дает одинаких правил для всех; оно во всем только указывает
то совершенство, к которому
надо приближаться;
то же и в половом вопросе: совершенство — это полное целомудрие. Люди же, не понимая христианского духа, хотят общего для всех правила. Вот для таких людей и выдуман церковный брак. Церковный брак вовсе не христианское учреждение, потому
что, разрешая в известных условиях половое общение, оно отступает от христианского требования: стремления к всё большему и большему целомудрию.
Вся христианская мораль в практическом ее приложении сводится к
тому, чтобы считать всех братьями, со всеми быть равным, а для
того, чтобы исполнить это,
надо прежде всего перестать заставлять других работать на себя, а при нашем устройстве мира — пользоваться как можно менее работой, произведениями других, —
тем,
что приобретается за деньги, — как можно менее тратить денег, жить как можно проще.
Людям, которые живут роскошной жизнью, нельзя любить людей. Нельзя им любить, потому
что всё
то,
чем они пользуются, сделано поневоле, от нужды, часто с проклятиями,
теми людьми, которых они заставляют служить себе. Для
того, чтобы им можно было любить людей, им
надо прежде перестать мучить их.
Человек, как и всякое животное, так сотворен,
что ему
надо работать для
того, чтобы не умереть от голода и холода. И работа эта, как для всякого животного, так и для человека, не мучение, а радость, если никто не мешает этой работе.
Уважать людей
надо не по их званию и богатству, а по
той работе, которую они делают.
Чем полезнее эта работа,
тем почтеннее люди. В мире же бывает напротив: уважают праздных, богатых людей, а не уважают
тех, кто делает самые полезные всем дела: земледельцев, рабочих.
Неужели они не понимают,
что им, не переставая отнимающим у народа самую неотъемлемую собственность,
надо сгореть со стыда, как только будет упомянуто слово воровство, а не осуждать и карать за
то дело, которое они сами не переставая совершают?
А для
того, чтобы богатому любить не словом или языком, а делом и истиной,
надо давать просящему, как сказал Христос. А если давать просящему,
то как бы много имения ни было у человека, он скоро перестанет быть богат. А как только перестанет быть богат, так и случится с ним
то самое,
что Христос сказал богатому юноше,
то есть не будет уже
того,
что мешало богатому юноше идти за ним.
«Не заботьтесь и не хлопочите, не говорите,
что надо подумать о
том,
что будем есть и
чем оденемся. Это всем людям нужно, и бог знает эту нужду вашу. Так и не заботьтесь о будущем. Живите настоящим днем. Заботьтесь о
том, чтобы быть в воле отца. Желайте
того,
что одно важно, а остальное всё само прийдет. Старайтесь только быть в воле отца. Так и не заботьтесь о будущем. Когда прийдет будущее, тогда будет и забота».
Для
того, чтобы хорошо жить с людьми,
надо, когда сходишься с ними, помнить,
что важно не
то,
что мне нужно, и не
то,
что нужно
тому, с кем я сошелся, а
то,
что от нас обоих нужно
тому богу, который живет в нас обоих.
Говорят,
что хорошему человеку нельзя не сердиться на дурных. Но если так,
то чем человек лучше против других людей,
тем сердитее ему
надо быть, а бывает напротив: хороший человек,
чем он лучше,
тем он мягче и добрее ко всем людям. Бывает это оттого,
что хороший человек помнит, как часто он сам погрешал, и
что если ему сердиться на дурных,
то ему прежде всего
надо сердиться на самого себя.
— А
что такое вор и мошенник? Ведь это человек заблудший. А такого человека жалеть
надо, а не сердиться на него. Если ты можешь,
то убеди его в
том,
что для него самого нехорошо так жить, как он живет, и он перестанет делать зло. А если он еще не понимает этого,
то не удивительно,
что он дурно живет.
Если у человека глаза заболели и он ослеп,
то ведь ты не скажешь,
что его
надо за это наказывать. Так почему же ты хочешь наказать такого человека, который лишен
того,
что дороже глаз, лишен самого большого блага — умения жить разумно? Не сердиться нужно на таких людей, а только жалеть их.
Когда сердишься на кого-нибудь,
то обыкновенно ищешь оправданий своему сердцу и стараешься видеть только дурное в
том, на кого сердишься. И этим усиливаешь свое недоброжелательство. А
надо совсем напротив:
чем больше сердишься,
тем внимательнее искать всего
того хорошего,
что есть в
том, на кого сердишься, и если удастся найти хорошее в человеке и полюбить его,
то не только ослабишь свое сердце, но и почувствуешь особенную радость.
Жалко человека, когда он раздет, холоден, голоден, но во сколько раз больше
надо жалеть человека, если он обманщик, пьяница, вор, грабитель, убийца!
Тот человек страдает телом, а этот
тем,
что дороже всего на свете — душою.
Надо постараться найти
те ложные представления, которые обманули человека, и показать их ему так, чтобы он сам своим разумом решил,
что он ошибался.
Не
надо предполагать
того, чтобы самый безнравственный человек не мог сделаться нравственным, потому
что всякий человек никогда не может перестать быть нравственным, свободным существом.
Надо привыкать к
тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой. Собой бываешь недоволен только так,
что недоволен своим поступком, но не своей душой. Так же
надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить.