Цитаты из русской классики со словом «причинность»

Антиномия здесь подменяется диалектическим противоречием: в силу внутренней необходимости, диалектики самого абсолютного, некоей метафизической причинности выявляются последовательные звенья бытия, и торжествует, таким образом, начало непрерывной закономерности и соответствующей ему непрерывности в мышлении.
Допущение свободы, из которой зло, хотя и не путем причинности, из которой и творчество всякой новизны в мире, хотя тоже не путем причинности, есть не какая-то онтологическая и метафизическая доктрина, а интуитивное описание тайны, раскрывающейся в существовании.
Причинность есть категория, применимая лишь к миру феноменов и совершенно неприменимая к миру ноуменальному.
Научному пониманию мира в категории причинности открывается в мире только закономерность и необходимость, но не открывается в мире разум, смысл.
Мудрено ли после этого, что он отрицал каузальность (причинность)?
Тут мы стоим перед Тайной, и к Тайне этой неприменимы никакие аналогии с необходимостью, с причинностью, с господством, с причинностью в явлениях природных, с господством в явлениях социальных.
Детерминизм есть неизбежная форма природного бытия, т. е. и бытия человека как природного существа, хотя бы причинность в человеке была духовной, а не физической.
Натуральный ум может заменить почти всякую степень образования, но никакое образование не заменит натурального ума, хотя и имеет перед таким человеком преимущество богатства знания случаев и фактов (сведения исторические) и определение причинности (естественные науки) — всё в правильном, легком обозрении; но он от этого не обладает более правильным и глубоким взглядом на настоящую сущность всех этих событий, случаев и причинностей.
Нет-с, тут, признательно доложить, другого сорта есть причинность.
История о деньгах, которая довела до всего этого или по крайней мере подоспела к тому, чтобы подтвердить причинность появления «гиппократов черт» на юном лице бедного Саши, была позабыта…
Идея творения мира Богом поэтому не притязает объяснить возникновение мира в смысле эмпирической причинности, она оставляет его в этом смысле необъясненным и непонятным; вот почему она совершенно не вмещается в научное мышление, основывающееся на имманентной непрерывности опыта и универсальности причинной связи, она остается для него бесполезна и ему чужда, — есть в этом смысле заведомо ненаучная идея.
Кроме того, понятие «трансцендентное» соотносится у Канта с понятием «трансцендентальное»; к последнему он относит все формальные предпосылки познания (априорные формы чувственности: пространство и время; категории рассудка: субстанция, причинность и т. д.), хотя сам Кант иногда допускал смешение понятий «трансцендентное» и «трансцендентальное».
Противоречивость тезиса и антитезиса разрешается Кантом, как известно, в том смысле, что свободу он относит к интеллигибельной вещи в себе, а причинность к миру явлений, соответственно своей философии.
Но причинность и причинные отношения совершенно неприменимы к отношениям между Богом и миром, Богом и человеком.
Т. 2. С. 337–495.], ибо здесь, очевидно, есть внутреннее противоречие в самой постановке задачи: соображениями относительными, основанными на законе причинности и анализе причинных рядов, утверждается бытие абсолютного, возвышающегося над относительным и свободного от причинности.
Никакой позитивизм не в силах искоренить из человеческого сознания метафизическое понимание причинности.
Во внутреннее существо природы, в творческую связь вещей научное знание не проникает, оно обходится без такого понимания причинности.
Метафизическое учение о причинности как о волевой активности субстанций блестяще было формулировано русским философом Лопатиным.
Мир идей, идеальное все, актуально содержащееся в Софии, для мира тварного существует не только как основа или причинность (в вышеуказанном смысле), но и как норма, предельное задание, закон жизни, аристотелевская энтелехия в отношении к потенциальному состоянию бытия.
Такое понимание причинности изменяет взгляд на соотношение свободы и необходимости.
«Поэтому должна быть принята такая причинность, чрез которую нечто совершается, без того, чтобы эта причина не определялась далее еще через какую-либо предшествующую причину по необходимым законам, т. е. через абсолютную спонтанность причин, которые бы от себя начинали ряд явлений, протекающих по законам природы, следовательно, трансцендентальную свободу, без которой даже в развитии природы порядок явлений со стороны причин никогда не является полным» (370).
Вера есть путь знания без доказательств, вне логического достижения, вне закона причинности и его убедительности.
В доказательстве антитезиса Кант указывает на то, что свобода, допущенная в качестве первой причинности, все-таки не помогает делу, потому что не способна вступить в причинную связь, будучи от нее принципиально отлична, а потому или не может начать причинного ряда, или же его разрывает. «Природа и трансцендентальная свобода отличаются как закономерность и незакономерность» (371).
Теософическая вина, как она выражена в учении о карме, есть лишь особое выражение для неотвратимого закона причинности.
Причинность предполагает субстанциональность существ, творящих следствия.
Для научного понимания причинность целиком сводится к функциональному соотношению.
Но зло в своем первоисточнике связано со свободой, а не с причинностью.
Это встреча, общение и борьба личностей, между которыми нет ни детерминации и причинности, ни господства и подчинения.
Такое понимание причинности, свободы и необходимости изменяет взгляд на чудесное.
То, что Вундт называет психической причинностью, очень близко к этому, но отличается метафизической половинчатостью.
Но если сама необходимость есть продукт свободы, если причинность есть творческая активность, если свобода есть субстанциональная мощь, то возражения против чудесного падают.
Открытие причинности в закономерном ходе вещей помогает нам овладеть природы, но оно же констатирует наше рабство у чего-то чуждого, инородного.
Нет ничего более ложного, чем придание причинности характера справедливости, чем вкладывание морального смысла в детерминацию.
Этот порядок природы скрывает от нас внутреннюю, свободную связь вещей, творческую причинность.
Бог есть свобода, а не необходимость, не власть над человеком и миром, не верховная причинность, действующая в мире.
Они сводят причинность исключительно к функциональному соотношению и пытаются даже совсем отделаться от причинности, слишком, по их мнению, зараженной метафизикой.
Наука освобождается от метафизического понимания причинности и может быть, по-видимому, совсем освобождена.
Существует двоякое понимание причинности, и каждое из этих пониманий имеет свою историю и свои традиции.
Лопатин подвел итоги длинной истории метафизического учения о причинности и дал лучшее в современной философской литературе учение об отношении причинности к свободе.
Причинность, понимаемая изнутри, есть творческий акт живого существа.
Должно существовать другое, метафизическое истолкование причинности, которое имеет свою историю и которого не может уничтожить ни Мах, ни все ему подобные.
Глубина требует признания существования первичной несотворенной свободы, которая находится вне психологической причинности.
Та причинность, с которой оперирует наука и без которой не может обойтись, не проникает в интимную связь вещей.
Мах и Авенариус, пытаются окончательно вытравить всякий метафизический привкус из идеи причинности.
То, что Мах и Авенариус называют остатками мифологии, то заключает в себе здоровое зерно и истинную основу причинности.
Определение первого типа по признаку причинности, конечно, неверно, зато определение второго типа по признаку тожества выражает самое существо дела.].
Философски определить свободу пытались через волюнтаристическое понимание ее, как акта причинности (например, Мен де Биран, Лопатин); но это не доходило до глубины проблемы.
Чтобы осветить еще с другой стороны вопрос о взаимоотношении знания и веры, обратимся к анализу причинности, этой основы всякого знания.
В мире есть зло и несправедливость, есть безвинное страдание, потому что есть не только причинность, но и свобода, потому что известное направление свободы стало неотвратимой причинностью.
Но было бы ошибкой при этом понимать свободу, как внутреннюю причинность.
 

Предложения со словом «причинность»

Значение слова «причинность»

  • ПРИЧИ́ННОСТЬ, -и, ж. Филос. Генетическая связь явлений объективного мира в процессе их развития, состоящая в том, что одно явление (причина) при наличии определенных условий неизбежно порождает другое (следствие). (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПРИЧИННОСТЬ

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «причинность»

ПРИЧИ́ННОСТЬ, -и, ж. Филос. Генетическая связь явлений объективного мира в процессе их развития, состоящая в том, что одно явление (причина) при наличии определенных условий неизбежно порождает другое (следствие).

Все значения слова «причинность»

Предложения со словом «причинность»

  • Неправильное применение закона причинности приводит затем к тому, что человек ставит себя в такую зависимость от созданных его воображением признаков, что не в состоянии уже от них отрешиться.

  • Путешествия в прошлое невозможны, так как они нарушали бы физический принцип причинности.

  • Что же касается научного подхода к решению нашей головоломки, то само понятие причинности затрагивает множество проблем.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «причинность»

Какой бывает «причинность»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я