Для католической и протестантской мысли проблема пола была исключительно проблемой социальной и моральной, но не
была проблемой метафизической и космической, как была для мысли русской.
Неточные совпадения
И, наконец, Чаадаев высказывает мысль, которая
будет основной для всех наших течений XIX в.: «У меня
есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть
проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Это
была борьба за личность, и это очень русская
проблема, которая с такой остротой
была выражена в письме Белинского к Боткину, о чем речь
будет в следующей главе.
Белинский не понимал религиозной
проблемы Гоголя, это
было вне пределов его сознания.
Европейский гуманизм
был серединным царством, в нем не раскрывалось предельное, конечное, он не знал
проблемы эсхатологической и не мучился ею.
Русские революционеры, которые
будут вдохновляться идеями Чернышевского, ставят интересную психологическую
проблему: лучшие из русских революционеров соглашались в этой земной жизни на преследования, нужду, тюрьму, ссылку, каторгу, казнь, не имея никаких надежд на иную, потустороннюю жизнь.
Социальная
проблема была ему подчинена.
Козлов и Лопатин свидетельствуют о том, что в России
была самостоятельная философская мысль, но они не представляют оригинальной русской философии, всегда тоталитарной по постановке
проблем, всегда соединяющей теоретический и практический разум, всегда окрашенной религиозно.
Всю жизнь он продолжал
быть духовным писателем, и через инерцию традиционного православия у него прорывалась новизна, он ставил
проблемы, которых не ставила официальная православная мысль.
Обычно силен
был дуалистический элемент, мучила трудность разрешить
проблему зла.
Все обратились к
проблемам духовной культуры, которая в предшествующих поколениях левой интеллигенции
была задавлена.
Проблема личности
была ему чужда.
Русские мыслили о всех
проблемах по существу, как бы стоя перед тайной бытия, западные же люди, отягченные своим прошлым, мыслили о всех
проблемах слишком в культурных отражениях, т. е. в русской мысли
было больше свежести и непосредственности.
Неточные совпадения
— Теперь дело ставится так: истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может
быть сведено к нормам логическим или этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «
Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от человека? И отвечает: если жизнь личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
Но
есть другая сторона в моральной и психологической
проблеме жестокости.
Проблема Востока и Запада в сущности всегда
была основной темой всемирной истории, ее осью.
Эта
проблема совершенно неразрешимая на почве материализма, она могла бы
быть разрешима лишь на почве религиозного социализма.
Трудно
было бы даже сказать, что означает отвлеченная справедливость в применении к турецкой
проблеме.