Проблема, перед которой мы поставлены, — это
есть проблема об отношении личности, неповторимой, единичной личности, экзистенциального центра, обладающего чувствилищем к страданию и радости, личности, связанной единой судьбой, и мировым порядком, мировой гармонией.
Неточные совпадения
Нельзя отказаться решать
проблему хлеба для трудящихся масс на том основании, что при неразрешенности этой
проблемы и при угнетенности масс культура
была красива.
Проблема личности
была трудна для схоластической философии.
Проблема личности
была поставлена с большой остротой в XIX веке такими людьми, как Достоевский, Киркегардт, Ницше, Ибсен, людьми, восставшими против власти «общего», против засилия рациональной философии.
Обыкновенные учения о бессмертии души, защищаемые спиритуалистической метафизикой, совсем не понимают трагедии смерти, не видят самой
проблемы смерти Бессмертие может
быть лишь целостным, лишь бессмертием целостной личности, в которой дух овладевает душевным и телесным составом человека.
Но для
проблемы личности очень важно, что она
есть существо, способное любить, восхищаться и жалеть, сострадать.
Истинной я считаю философию экзистенциальную, что
есть иной тип мысли и иное понимание старинной
проблемы отношения между essentia и existentia.
Проблема бытия
есть прежде всего
проблема о том, в какой мере бытие
есть уже конструкция мысли, т. е. объективация, произведенная субъектом, т. е. нечто вторичное, а не первичное.
Но
проблема должна
быть углублена.
Острое переживание
проблемы теодицеи, как мы видим, например, у Достоевского в его диалектике о слезинке ребёнка и о возвращении билета на вход в мировую гармонию,
есть восстание против идеи бытия, как царства универсально-общего, как мировой гармонии, подавляющей личное существование.
Меня
будет интересовать не эта сравнительно элементарная
проблема, о которой написано несчетное количество книг.
С этим связана
проблема активного вторжения огромных масс в историю и культуру, которая всегда
была аристократической по своему принципу.
Ибсен ставит
проблему, что значит
быть самим собой,
быть верным самому себе?
В известный исторический момент
проблема класса может
быть более острой, безотлагательно требующей решения, чем
проблема национальная, и именно для самого существования нации.
Может
быть поставлена
проблема интегрирования класса отверженного и обойденного в жизнь нации.
Есть ещё одна важная
проблема, связанная с аристократизмом.
Но ложно
было бы такое истолкование легенды, что
проблема хлеба не требует положительного решения и что должна
быть одна свобода без хлеба.
Может
быть, один лишь В. Розанов поставил эту
проблему во всей остроте.
Меня
будет интересовать эта
проблема в перспективе верховной ценности личности и свободы и их подавления рабством пола.
Мы увидим, что тут
есть две разные
проблемы — сексуальная и эротическая, пол и любовь.
Но философская
проблема истории
есть прежде всего
проблема времени.
Это
была иллюзия, хотя и имеющая связь с глубокой темой H. Федоров хотел победить смерть, обратить время, изменить прошлое путем «общего дела» активного воскрешения Это
была великая и христианская идея, но она не
была достаточно связана с
проблемой личности и свободы, с
проблемой победы сознания над объективацией.
Для католической и протестантской мысли проблема пола была исключительно проблемой социальной и моральной, но не
была проблемой метафизической и космической, как была для мысли русской.
Неточные совпадения
— Теперь дело ставится так: истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может
быть сведено к нормам логическим или этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «
Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от человека? И отвечает: если жизнь личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
Но
есть другая сторона в моральной и психологической
проблеме жестокости.
Проблема Востока и Запада в сущности всегда
была основной темой всемирной истории, ее осью.
Эта
проблема совершенно неразрешимая на почве материализма, она могла бы
быть разрешима лишь на почве религиозного социализма.
Трудно
было бы даже сказать, что означает отвлеченная справедливость в применении к турецкой
проблеме.