Неточные совпадения
Ведь
проблема в том и заключается,
есть ли философия — философия, или она
есть наука или религия.
Если бы не
было различения добра и зла, не
было бы зла, то никогда бы не возникла ни
проблема теодицеи, ни
проблема этики.
Проблема творчества
есть прежде всего
проблема свободы.
Проблема грехопадения
есть основная
проблема этики, без ее решения этика невозможна.
Но
проблема этики не может
быть даже поставлена, если не признавать, что возникло различение между добром и злом, и возникновению этого различения предшествует состояние бытия «по ту сторону добра и зла», или «до добра и зла».
Мы стоим перед основной
проблемой:
есть ли сознание — падшее состояние человека, утеря рая?
Это и
есть основная метафизическая
проблема этики, до которой она редко возвышается.
Есть люди, замученные
проблемой зла и страдания.
Этика может
быть совершенно равнодушной к
проблеме зла и нимало ей не мучиться, потому что она остается замкнутой и самодовольной в своих законах и нормах и верит, что «добро» всегда право по отношению к самому факту существования «зла».
Если теодицея
есть суд над Богом с точки зрения нашего добра, то она
есть ложная
проблема.
Но
есть другая
проблема, еще более беспокойная, —
проблема отношения свободы и ценности, свободы и добра.
Более того —
проблема человека
есть основная
проблема философии.
Я говорил уже в первой главе, что
проблема человека не может
быть подменена ни
проблемой субъекта, трансцендентального сознания, ни
проблемой души, психологического сознания, ни
проблемой духа, ни
проблемой идеальных ценностей, идей добра, истины, красоты и пр.
Но христианская антропология ставит
проблему человека в глубине, и она ясно видит, насколько человек
есть существо парадоксальное, она бесконечно выше всех антропологий философских.
Но сама
проблема пола не
была решена.
Проблема пола
есть основная
проблема философской антропологии, и она стоит в центре новой этики.
Но острота переживания
проблемы добра и зла
есть острота переживания зла, ибо само добро не дает этой остроты переживания.
Платон, стоики, гностики, Лютер, Я. Бёме, Паскаль, Фихте, Ницше, Киркегардт, Достоевский
были этически ориентированными мыслителями, их мучила
проблема зла.
Проблема страшно осложняется еще тем, что кроме этики закона и этики искупления
есть еще этика творчества, связанная с дарами человека и с его призванием.
Жажда искупления
есть великое ожидание, что Бог и боги примут участие в разрешении мучительной
проблемы добра и зла, примут участие в человеческих страданиях.
Эта
проблема была с гениальной остротой поставлена Пушкиным, который сказал самое замечательное о творчестве.
Проблема времени, наряду с
проблемой свободы,
есть коренная и самая мучительная метафизическая
проблема.
Основная
проблема о творчестве не только не
была раскрыта и решена христианством, но не
была даже поставлена в религиозной глубине, она ставилась лишь как оправдание культуры, т. е. во вторичном плане, а не как
проблема отношения между Богом и человеком.
Но
проблема правды и лжи
есть не нормативно-законническая
проблема, а
проблема онтологическая, и она совсем не разрешается моралистическим педантизмом.
Это не
есть чисто этическая
проблема.
На почве идеологии буржуазно-капиталистической и социалистически-капиталистической не может
быть даже поставлена внутренняя
проблема труда, ибо для них не существует личности как верховной ценности; ценность личности, ее внутренней жизни и судьбы, заслонена и задавлена ценностями хозяйственно-экономических благ, ценностями хозяйственной мощи общества или справедливым распределением в нем хозяйственных благ.
Внутренне-этическая
проблема труда
есть прежде всего
проблема личности, а не
проблема общества.
Тут не
было никакого прикосновения к глубочайшей
проблеме смерти, основной для сознания религиозного, и особенно христианского.
Школьный спиритуализм не
есть решение
проблемы смерти и бессмертия, это совершенно отвлеченная, кабинетная, нежизненная теория.
Между тем как ад
есть не только конечная
проблема этики, но основная ее
проблема, без решения которой этика остается поверхностной.
Можно сказать, что самый этот диалог, самое усилие решить
проблему ада
есть уже пребывание в адском огне.
Проблема ада
есть предельно иррациональная
проблема и не поддающаяся никакой рационализации.
Манихейство
есть метафизическое заблуждение, но в нем
есть нравственная глубина,
есть мука над
проблемой зла, с которой слишком легко справляется рационалистическая теология.
Ответственность добра за зло «добрых», на «злых»
есть новая
проблема этики.
Проблема ада
есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации.
Это
есть основная
проблема этики в эсхатологическом аспекте.
Во втором случае просто нет зла,
есть нечувствительность к
проблеме зла.
Неточные совпадения
— Теперь дело ставится так: истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может
быть сведено к нормам логическим или этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «
Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от человека? И отвечает: если жизнь личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
Но
есть другая сторона в моральной и психологической
проблеме жестокости.
Проблема Востока и Запада в сущности всегда
была основной темой всемирной истории, ее осью.
Эта
проблема совершенно неразрешимая на почве материализма, она могла бы
быть разрешима лишь на почве религиозного социализма.
Трудно
было бы даже сказать, что означает отвлеченная справедливость в применении к турецкой
проблеме.