Утверждалось, что психоанализ построен на фундаменте материалистического
монизма, рассматривающего психические явления как разновидность органических явлений.
Воззрение, к которому на мой взгляд, стремится развитие философского мышления, то направление, в котором лежит истина, я обозначаю именем идеалистического
монизма.
Позиция, которой я придерживаюсь в этой книге, называется биологическим материализмом, но в основе моих убеждений – более широкий подход, который иногда называют
монизмом.
Этот вывод с позиции диалектико-материалистического
монизма отличается от идеалистического толкования единства мира.
Это одно уже, отметим мимоходом, даёт наиболее убедительное выражение
монизму исторического развития.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пижонка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ещё один способ быть монистом – считать, что и «физическое», и «психическое» – проявления одной и той же лежащей в их основе реальности; такой подход называется нейтральным
монизмом.
Здесь можно указать на тот парадокс, что антиклерикально настроенные мыслители следовали принципу, сформированному под влиянием иудео-христианского философского сознания, последовательно отстаивавшего принципы
монизма и рассматривавшего отступление от него как интеллектуальную слабость.
Напротив, самоанализ этого субъекта обогатился целым набором возможных моделей: аристотелевским катарсисом; толстовской эстетической теорией заражения; дионисийским культом скифства символистской эпохи; философским
монизмом; но прежде всего активистским материалистическим стремлением художника претворить дела в слова, с тем чтобы затем (на противоположном полюсе терапевтической интерпретации творчества) превратить слова в социальный акт.
Церковный опыт отцов сыграл решающую роль в том, что онтологический
монизм и гностическая «бездна» были преодолены.
Юридический
монизм утверждает несовместимость международного права и суверенного государственного правопорядка.
Вера в спасительный методологический
монизм падает и уступает место принципиальному признанию методологического плюрализма.
Когда современный
монизм говорит, что он «примиряет дух и материю в высшем единстве, как два проявления одной и той же сокровенной сущности, познаваемой субъективно (во внутреннем опыте) как дух, объективно же (во внешнем опыте) как материю», то, очевидно, такое примирение, такое единство совершенно мнимое и действительного значения не имеет.
Монизм утверждает фундаментальное единство в природе.
Соответственно отказ от гносеологического
монизма и выход в пространство широкого и свободного научного дискурса, возникновение различающихся по своим методолого-теоретическим основам подходов и течений рассматриваются как предпосылки преодоления кризиса науки, условие её эффективного развития.
С одной стороны, поиск более широкого видения и осмысления вселенной привёл к тому, что во многих умах неприметно, но прочно, хотя подчас и в причудливых обличьях, укоренился индийский
монизм.
Материализм же лишь одна из разновидностей
монизма, поскольку он ставит во главу угла мысль о том, что все психические феномены, включая субъективный опыт, суть проявление фундаментальных процессов, описанных в биологии, химии и физике.
Аналогичным образом тот факт, что абсолютный идеализм не сумел дать адекватного объяснения «конечным сущностям», может быть вполне достаточным, чтобы отвратить любого человека от желания ступить на путь
монизма.
Древний и средневековый исторический опыт дуализма или
монизма политических и религиозных центров или столиц также оказывал заметное влияние на последующую структуру власти уже современных государств и устройство их урбанистической иерархии.
То же можно сказать и о теории
монизма, о борьбе за существование, о праве наказания и даже, если хотите, о всеобщем избирательном праве и референдуме.
Идея диалектического
монизма ныне получает поддержку со стороны представителей самых различных областей знания, занятых изучением человека, – философов, психологов, исследователей деятельности мозга.
Этот радикальный
монизм строится на аналогии между понятиями информации и энергии.
Высшей формой
монизма является диалектический материализм, исходящий из того, что все явления в мире есть не что иное, как различные виды проявления движущейся материи.
За последние двадцать лет пантеистический
монизм проник и в англосаксонский мир, консервативная культурная стабильность которого в последнее время также претерпела значительные изменения.
Надо установить принцип единства духовного и материального начал, принцип психофизического
монизма.
Нельзя читать это, не прочитав мою книжку «
Монизм вселенной».
При этом исследователь так или иначе вынужден определиться с собственной исходной позицией, следовательно, несмотря на плюрализм познавательного инструментария, идеалом рациональности здесь остаётся теоретический
монизм (Morse, 1991).
Экономический
монизм «Капитала» достаточно полно объясняет лишь «экономический момент» буржуазного общества через его «экономическую клеточку», но не «материалистическое понимание истории» общества и само буржуазное общество как единый целостный социум.
Но эта система духовного
монизма, выстроенная «сверху», была быстро «снята» прогрессом, с одной стороны, исторической науки, а с другой стороны – естествознания, которые двигались в обоих случаях «снизу», от эмпирии.
Его можно охарактеризовать как спиритуалистический
монизм.
Основным постулатом
монизма является убеждение в единстве мира.
Развивал идеи
монизма, т.е. единства всего сущего.
Мы проповедуем
монизм во вселенной – не более.
Диалектический системный
монизм (одна истина), целевая система, центризм, редукционизм, детерминизм законов развития одарённости.
Такая философская позиция обозначается как «двухаспектный
монизм» (dual-aspect monism).
Важно, однако, что даже для мыслителей, желавших, чтобы эти «человеческие условности» были в согласии с природой, не было возврата к наивному
монизму.
Такой радикальный, революционный, непримиримый дуализм ведёт к последнему
монизму божественной жизни, к божественности человека.
Этим трём методам соответствуют три способа описания реальности: с точки зрения абсолютного
монизма, моно-дуализма7 и дуализма.
Принцип материалистического
монизма требует рассматривать общество как материальную систему.
Прежде всего она утрачивает при такой формулировке свой первоначальный
монизм.
По определению, мы хотим единственно последнего
монизма.
Мы проповедуем национальный
монизм как движение к одной абсолютной русской монистичной истине.
Монизм выражает особый путь национальной (русской) психологии.
Примером доминанты гражданского общества может служить демократическая система либерализма, где государство является всего лишь средством, а не самоценностью, где на первом месте стоят социально-экономические отношения, где идеологический
монизм уступает место мировоззренческому плюрализму.
Таким образом, оформился новый стиль уголовно-правовой охраны религиозной сферы, который можно назвать этапом государственно-церковного
монизма (гр. monos– один), что означает безусловное верховенство государства над церковью.
И как ни самопротиворечивы эти фантастические идеи германского
монизма, как ни убийственно для нашего сознания, как ни антиморально представлять свой характер неизменным и не от меня зависящим, как ни бессмысленно говорить о сохраняющихся и живущих качествах личности, когда эта личность бесследно уничтожилась, говорить о живущей любви без любящего, о продолжающейся ненависти без ненавидящего, но наш автор целиком принимает эти положения и их развивает на протяжении 30-ти страниц, в 6-ти главах.
Представление
монизма и фантастично, и самопротиворечиво, и гибельно для сознания нравственного человека, и наш автор вполне сознаёт это.
В западной философии пантеизм с материализмом, кажется, совсем уже сливаются в популярнейшем учении
монизма, который гласит, что жизнь так называемая духовная или сознательная и жизнь вещественная – две неразрывные стороны одного и того же явления.
На этом основании он относит марксистскую концепцию к ценностному
монизму.
Рассел тоже принимает постулаты
монизма.
Перцепция требует совершенного
монизма.