Копытце Таманского дьявола

Юрий Торин, 2023

До сих пор в русской литературе было всего два поручика: поэт Михаил Лермонтов и незабвенный поручик Ржевский. Теперь есть и третий – инженер-поручик Силúцкий. Уже миновал Девятнадцатый – просвещённый век машин и научно-технического прогресса, и только-только наступил Двадцатый, ещё не грянула никакая Русско-Японская война, никакая Первая Империалистическая , не то что Революция, а вокруг бушует жизнь Российской Империи во всём её многообразии, на Юге, у берегов морей Азовского и Чёрного.Но, вчитавшись, внимательный читатель поймёт, что подлинные события намеренно отнесены автором менее чем на сто лет назад, как чисто литературный приём.Дореформенная орфография заменена на современную.

Оглавление

Барабанщицы

Переписано из так называемой Зелёной тетради инженер-поручика С.

В возрасте 14 лет отец взял меня на парад, посвящённый каким-то празднествам ко Дню города. Через 20 лет после Польского восстания в Варшаве уже понемногу устраивали подобные шествия, но это воспоминание отрочества навсегда врезалось в мою память ярким и незабываемым сном.

Мы стояли в первом ряду, и видели проходящие колонны процессий: наряженные горожане, какие-то всадники с саблями наголо — я запомнил всё это весьма смутно.

Но потом появились они.

Их было слышно издалека по музыке и по особому оживлению в толпе, которое они вызвали своим появлением. Дюжина барабанщиц и дюжина девушек-музыкантов духового оркестра!

Впереди вышагивал стройный улыбающийся тамбýр-мажор в эполетах с увесистым древком с перекладиной, на ней болтались кисти султанчиков. Он задавал ритм. А вслед за ним в ногу шли, маршировали две дюжины одинаковых стройных девушек, обутые в высокие сапоги, в красных мундирах с золотыми галунами и с эполетом на одном плече, на головах у них были кивера с пером и позументом. Первая дюжина выстукивала ритм на одинаковых барабанах, там был и большой полковой барабан. Следом чеканила шаг другая дюжина — духовой оркестр, сияя до блеска начищенной медью раструбов, и излучая солнечную музыку жизнелюбия. Это всё были, несомненно, польки. Они были настолько великолепны, что потом часто снились мне по ночам. Гремел бравурный марш барабанов, следом девушки-трубачи в такт раздували щёки. Козырьки киверов давали тень, и мне никак не удавалось разглядеть глаза.

Пылал удалью неистовый тамбур-мажор, музыканты чеканили шаг, гулко ухал полковой барабан, пронзительно звучали трубы, ревели валторны, свистала флейта. Сыпали дробью малые строевые барабаны. А они всё шли и шли мимо, а рядом был мой отец.

Я становился старше и старше, судьба носила меня по свету, шли годы, а польки-барабанщицы в моём сне по-прежнему оставались юны и полны сил.

Ах, звучи, музыка! Раздавайся чеканный шаг посреди Варшавы! Летите вперёд, нежные груди, вам тесно в красных мундирчиках с галунами и позументами! Шагайте разом, стройные ножки! Шуми, праздничная развесёлая толпа горожан!

Спасибо тебе, папа, что ты привёл меня сюда. Ты самый лучший папа на свете! Збúгнев, благодаря тебе твой сын не вырос свиньёй, он всегда будет помнить и любить Варшаву и две дюжины барабанщиц-пóлек в киверах!

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я