Ветер в бронзе. Этюды о скульпторе Андрее Старцеве

Сергей Белковский

«Ветер в бронзе» – книга об уральском скульпторе и графике Андрее Старцеве. Состоит из этюдов о творчестве и жизни этогохудожника. Среди «бронзовых циклов» Старцева – «Механический зоопарк», «Женщины-деревья».

Оглавление

Скульптура «вышла» из графики

Первые уроки лепки будущий скульптор получил от мамы

Мама Андрея была архитектором и заботилась, чтобы сын получал навыки и интерес к творчеству. Затем — уже профессионально — скульптурные навыки Андрей Старцев получил во время учебы в Свердловском архитектурном институте, где был курс академической скульптуры. Как-то скульптор скажет: «моя скульптура „вышла“ из графики». Скажет так, оглядываясь назад. А тогда — в детстве, затем в студенческие годы — все развивалось и шло так, как, наверное, и должно было быть, когда интересовался техникой, а под рукой всегда был пластилин.

Перед институтом Андрей посещал мастерскую заслуженного архитектора Семейкина, где обучался академическому рисунку. Что мальчик лепил из пластилина? Автомобили, мотоциклы, космическую технику — так собрался целый «парк».

Техника раскрашивалась гуашью, от чего изделия больше напоминали настоящую технику. Еще — все же сын архитектора — Андрей смастерил из ящика, в таких отправляли посылки, комнату. Для этого одну стенку у ящика убрал, создал внутри планировку, стены покрасил, провел электричество — из маленьких лампочек, что были в фонарике. В таком жилище было вполне уютно маленьким «человечкам». Графические работы по-настоящему захватили молодого художника, когда он стал студентом архитектурного института — в начале восьмидесятых. Поступил на промышленную архитектуру. Рисовал прямо на лекциях, которые занимали большую часть дня.

Графическая работа Андрея Старцева

«Опустошённость».

Серия «Топи».

Бумага, тушь. 1989г.

Как-то для зачета требовалось слепить из бумаги какой-нибудь известный фирменный знак. Эти занятия Старцеву казались чем-то не серьезным — бумага больше подходили для девичьего рукоделия, кстати, в группе в основном были девушки-студентки. Эти занятия студент Старцев сильно запустил, много пропустил, встал вопрос: что делать? Сокурсники подсказали — удиви чем-нибудь преподавателя. Рядом с общежитием была свалка, где без труда можно было найти старые аккумуляторы. Из них студент извлек свинец и цинк.

В кастрюльке на общежитской плите расплавил эти металлы и затем отлил скульптурку размером в тридцать сантиметров. Так у него вместо бумажной, получилась зачетная работа из металла. «Вся общага приходила смотреть на то, что получилось», — вспоминает скульптор. При встрече с преподавателем сказал, что надо что-то показать.

В руках у студента было «что-то», завернутое в тряпку. Преподаватель отвел молодого человека в сторону. «Наверное, думает, что это «пузырь». Но студент достал совсем другое. Поставил на стол. Вещь была тяжелая — почти пять кг. Преподаватель минуту рассматривал эту вещь, затем быстро ушел из аудитории. Через пару минут вернулся с несколькими преподавателями. На лицах всех было удивление.

Зачет Старцев получил. Какова оказалась дальнейшая судьба его первой скульптуры из металла, он не знает. Но в памяти она осталась не только у него. Как-то в соцсети ему написал сокурсник: помним, как на плите плавил металл для скульптуры.

Не осталась та первая скульптура и на снимке. Не было тогда смартфонов. Да и фотоаппарата под рукой у студента тоже не было. В восьмидесятые годы художник создаст цикл графики «Постуиндустриальные зарисовки», где переплетаются фантастические конструкции с реальностью. Позже скульптор создаст — уже из бронзы — серию «Механический зоопарк».

Сам автор считает, что несколько животных этой серии «вышли» из графических листов «Постиндустриальных зарисовок».

Графическая работа Андрея Старцева

«Вдохновение».

Цикл «Постиндустриальные зарисовки».

Бумага, тушь, перо.1986г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я