Ветер в бронзе. Этюды о скульпторе Андрее Старцеве

Сергей Белковский

«Ветер в бронзе» – книга об уральском скульпторе и графике Андрее Старцеве. Состоит из этюдов о творчестве и жизни этогохудожника. Среди «бронзовых циклов» Старцева – «Механический зоопарк», «Женщины-деревья».

Оглавление

Казахстанский период

Студентом Старцев не стремился жить на одну стипендию

Как-то студентом Андрей Старцев решил махнуть летними каникулами на «шабашку» в казахские степи. В итоге — «задержался» там на два года. Как это было… Студентом Старцев не стремился жить на одну стипендию. По ночам, доблестно, в своём туристическом спальнике, охранял две проектные конторы. Это позволяло молодому человеку жить полнокровной студенческой жизнью.

Поэтому, когда в общежитии появился человек «из Казахстана», чтобы завербовать на работу, несколько студентов отнеслись к нему с огромным вниманием и горячим интересом.

Предлагалась возможность за пару летних месяцев заработать каждому более тысячи рублей — больше, чем все стипендии, даже Ленинские, за год! Нужно было выполнить резные работы по гипсу с последующей росписью. «Сможете?».

«А то!», — ответили трое.

Так и уехали в Аркалык, столицу Тургайской области. Среди этой троицы был и Старцев. Выполнить заказ на стене одного из ПТУ у них не составило труда, а вот всю оплату по договору пришлось ждать еще месяц после уже выполненных работ.

Сидеть без дела не хотелось. Скучно. Предложили аналогичные услуги, опыт уже был, в соседнем профтехучилище. Согласились.

Деньги иногда нужно было ждать, но они все же «приходили». Вот она, настоящая жизнь, казалось студентам. Отказываться от нее в пользу скучных лекций и нудных конспектов не хотелось.

Решили задержаться, взять «академы». Так казахстанский период для приятелей затянулся почти на два года.

Пришлось ездить по совхозам, выполнять заказы по оформлению местных зданий горельефами и прочей наглядной агитацией.

В студенческие годы. Из архива Андрея Старцева

Как-то к Старцеву подошел представительный казах: «Нужен подарок для директора соседнего совхоза. Вы можете нарисовать картину с конем?» — Да хоть с лошадью! — ответил Старцев. Гонорар обещался приличный. Через неделю «Белый конь в ночной степи» был готов.

Заказчик настаивал: поехали вместе со мной, пусть увидят автора «из Свердловска».

Пришлось. Хозяин дома, для кого предназначался подарок, остался доволен. Собрал свою большую семью — полюбоваться на подаренного коня.

Потом — застархан, бишбармак на несколько часов. Наступил вечер, потом и заночевали. А утром гостя повезли смотреть хозяйство и окрестности.

А через неделю к художнику приехал сам новый владелец коня на холсте.

«Нужно написать портрет вождя мирового пролетариата».

Молодой художник отказался сразу: «Я не имею права писать такие портреты. Эта тема должна согласовываться», — сказал он.

«Все оформим, как нужно», — заверил директор совхоза. Так был написан первый портрет Владимира Ильича большим форматом. И гонорар был очень приличный.

Отдавая картину заказчику, молодой художник заметил: «Если что, я этого не делал».

Сарафанное радио начало работать. Так за время жизни в Казахстане были написаны несколько картин с конями различной масти и несколько портретов «вождя»

Цены за такие заказы стали быстро расти. «Почему у вас так дорого?»

— За конспирацию.

Конь. Эскиз. Средина 80-х. Автор Андрей Старцев

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я