Ветер в бронзе. Этюды о скульпторе Андрее Старцеве

Сергей Белковский

«Ветер в бронзе» – книга об уральском скульпторе и графике Андрее Старцеве. Состоит из этюдов о творчестве и жизни этогохудожника. Среди «бронзовых циклов» Старцева – «Механический зоопарк», «Женщины-деревья».

Оглавление

«Андрей, пора выставиться»

Для художника работать, как дышать: невозможно остановиться

Остановился — задохнулся и умер… и тогда вот вам ещё один «мёртвый» художник, считает Андрей Старцев.

Жизнь художника строится так: заканчивается один этап, а в работе следующий, незаконченный, но как всегда «самый главный». Заканчиваешь его — выясняется, что ещё более значимая работа начата, ждёт своего завершения.

Так что остановиться, подвести итоги никогда не получается, как ни старайся. Единственный, значимый этап для осмысления традиционно существуют — это выставка.

Старцев считает, что художник сам часто отодвигает свой «выход» к зрителю, потому что ему всегда кажется, что нужно что-то доделать ещё, что-то доосмыслить. И так может тянуться годами!

Только постоянное напоминание окружающих: «Андрей, пора выставиться, показать то, что сделано» подталкивает художника приостановить непосредственную деятельность и заняться организацией экспозиции.

«В 2002 году „Челябинская фабрика художественных изделий“, где я работал главным художником, отправила мои работы из ювелирной коллекции „Мифы Лунных Пирамид. Серебро“ на международную ювелирную выставку „Интерювелир 2002“. Эти работы получили высокую оценку, коллекция была удостоена Большой золотой медали выставки. Председателем жюри был Александр Григорьевич Гагарин — президент Гильдии искусствоведов и оценщиков антиквариата и современного искусства. Он заинтересовался моими работами, написал большое интересное письмо — так состоялось наше заочное знакомство», — вспоминает челябинский художник.

Тавр с крыльями. Бронза. Автор Андрей Старцев

Узнав, что кроме серии серебряной скульптуры, у уральского автора есть ещё крупные бронзовые работы и графика, Александр Гагарин убедил Старцева, что нужно обязательно делать большую персональную выставку в Москве, лучше в значимом зале. Конечно, к мнению такого человека нельзя было не прислушаться.

Итак, в 2003 году Старцев выехал в Москву для согласования места и времени будущей экспозиции.

Помощь Гагарина была неоценима, он вывел на тех людей, которые могли решить столь сложный для того времени вопрос. Лучшим местом он посчитал Центральный Дом Художника на Крымском Валу, свёл с его руководством, активно участвовал в организации будущей выставки.

Следующий этап — активная подготовка в Челябинске. Старцеву не хотелось увозить экспозицию в столицу, не показав ее в родном Челябинске. Удалось в феврале 2004 года организовать внеочередную выставку с символичным названием «Выход из Лабиринта» в выставочном зале Союза художников.

И вот — впереди Москва! Была необходимость найти деньги на издание каталога, предстояла рассылка писем с приглашениями и так далее и тому подобное.

И вот летом художник загружает в «Газель» свои работы и уже через 48 часов — в Москве.

Три дня заняло устройство экспозиции. На открытии выставки народу было «море», вспоминает Старцев.

А у него самого радости от состоявшегося события ещё больше. Добрые слова, поздравления — всё это многого стоили для уральского мастера.

«Большое счастье, что на протяжении целого месяца проведения выставки, был не один, рядом была жена Ольга, которая разделила все тяготы, ну и радости, которые тоже требовали большого нервного напряжения, — вспоминает художник. — Каждое утро мы с ней из района Черкизово, где нас приютила семья бывших челябинцев — Быковых, ехали в выставочный зал, как на работу. И каждый день у нас была масса интересных встреч, с не менее интересными людьми. Нужно было общаться, рассказывать, слушать, вникать и так далее и так далее».

За время проведения выставки, вспоминает Старцев, на ней побывали известные политики, московские режиссёры. Поэты писали стихи, певцы дарили диски со своими песнями. Отдельные встречи с коллекционерами искусства.

«Посетил нас и челябинский сенатор Евгений Елисеев, подружились тогда с семьёй бывшего первого секретаря Челябинского обкома партии Ведерникова».

Андрей Старцев. Снимок сделан в начале 90-х годов

Стоит отметить, что проводя выставку в столице, художник параллельно готовил визы и разрешение на вывоз графики в Финляндию. Сразу после проведения московской выставки он собирался поехать туда на большую экспозицию своей графики и живописи челябинского художника Владимира Мишина, которой занималась искусствовед Елена Шипицына.

«Выставка в городах Турку и Иматра прошла, прошла без нас. Как говорил Кузьма Прутков: «Нельзя объять необъятное», — заметил Андрей Старцев.

Итак, после московской выставки графика Старцева уехала в Финляндию, а оставшуюся бронзовую скульптуру поделили между собой три столичных галереи: Галерея Зураба Церетели на Пречистенке, «Дом-Арт» в Навинском Пассаже и «Велес-Антик» на Ленинградке.

Вспоминая о той московской выставке, художник добавляет: «Подустав от всех московских перипетий, решили с женой заехать под Ярославль, на дачу к родственникам, на Волгу. Пообщались, отдохнули, накупались, смыли всю московскую усталость в великой русской реке.

И дальше — налегке домой, к новым свершениям! Реализовывать то, что было предложено, и согласовано на выставке».

«Вечерний джаз». Бронза. Автор Андрей Старцев

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я