Ветер в бронзе. Этюды о скульпторе Андрее Старцеве

Сергей Белковский

«Ветер в бронзе» – книга об уральском скульпторе и графике Андрее Старцеве. Состоит из этюдов о творчестве и жизни этогохудожника. Среди «бронзовых циклов» Старцева – «Механический зоопарк», «Женщины-деревья».

Оглавление

Мастерская

Скульптору достался не «храм искусства», а хлев, где держали поросёнка

Когда художник понял, что размеры и количество его скульптурных работ, а также крупного оборудования, необходимого для их обработки, начинает превышать возможности той мастерской, которая на тот момент у него была, он самостоятельно занялся поиском подходящего помещения.

К тому моменту связи в городском фонде имущества у него были — Старцев сделал им фирменный стиль. Там вошли в положение — поискали и нашли.

«Есть подходящее помещение, и как ни странно, бывшая скульптурная мастерская, но которую за долги уже забрали в собственность города у Союза художников, — сказали Старцеву. — Имейте в виду помещение „аховое“, бывшая котельная аж 1936 года постройки. Ходили, осмотрели — ужаснулись. Хотите? Одно условие — долги за 6 лет нужно погасить единовременно — сразу».

«Сумма для девяностых годов немеренная. Ну да, площадь подходящая, потолки под 5 м. Подумал, взвесил тогдашние свои силы и возможности. Решился. Пришлось всё заработанное, как говорится потом и кровью, пустить на погашение долгов и приведение в порядок этого помещения», — вспоминает скульптор.

Что досталось художнику? С крыши течёт, пол земляной — только ленточный фундамент под шлакозаливными стенами, которые все были покрыты плесенью — последствия постоянных прорывов отопления и водопровода. Электрика была сгнившая. Вместо стёкол стояли куски фанеры, картона.

«Ощущение такое, будто в мастерскую свозили со всего района хлам, металлолом, и мусор не один год. Канализация не работает лет пять, Да и вообще в туалете хлев — держали поросёнка! Короче — разруха полная, объём работ — хоть вешайся», — вспоминает Старцев.

В мастерской. Фото Сергея Белковского

Пришлось искать выход и помощь, чтобы место под мастерскую действительно стало местом для творчества скульптора.

Старцеву тогда помогли заказчики, с которыми он работал: автомобильное училище предоставило курсантов, мукомольный завод выделил на неделю Камаз, должник-завод рассчитался профнастилом на крышу.

«Недели за две выгребли всё из мастерской, вывезли кубометров десять грязного грунта, запустили бригаду «дезинфекторов», которая залила всё хлоркой на неделю. Окна не открывались, пришлось одно выломать, залили пол бетоном, застелили крышу профнастилом. Но на стенах трещины — ладонь проходит. Пришлось пригласить команду «дефектологов» — результаты обследования оказались неутешительные: стены старые, шлакозаливные, никакой прочности, чисто песок! А сверху лежат полнотелые бетонные плиты!

Пришлось внутри по крайним балкам делать подпорные стены, отремонтировали отопление, поменяли водопровод, заменили электрику на новую. Это всё перечисляется быстро — на самом деле на всё это ушли годы.

Как сказали специалисты: «Андрей, тебе дешевле вышло бы, если бы ты бульдозером этот сарай сравнял „под корень“ и построил бы новые стены, сделал бы новую разводку».

Но, как говорится, «глаза боятся, а руки делают». Худо-бедно, через два года в помещении можно было начинать работать нормально. И начал!»

И тут скульптор вспоминает про новую напасть.

«Разгар лихих „девяностых“ — стали наведываться бритоголовые „крепыши“. Пришлось обзавестись „крышей“. И это художнику-то. Но что делать? Жизнь и время диктуют свои условия. Сподобился и на разборки поездить! Короче весело жили! И работать успевали неплохо».

Несмотря на все текущие сложности, мастерская дала скульптору новые производственные и творческие возможности.

Уже через три года, в 1998 году в большом зале Союза художников России состоялась большая персональная выставка «Выход из Лабиринта», где Старцев представил около 30 бронзовых скульптур.

А в 2004 году, перед вывозом экспозиции уральского мастера в Москву на выставку в Центральный дом художников, в Челябинске состоялась выставка, где было представлено уже более 50 бронзовых скульптур.

И сейчас мастерская активно способствует реализации новых творческих проектов художника.

Скульптор мечтает о персональной выставке, где предполагает выставить более сотни скульптурных композиций.

Скорее всего, у такой выставки мало аналогов в России, а за рубежом и тем более.

Художник не просто мечтает, а готовится к такому показу своего творчества.

И стены мастерской тут надежный помощник художнику

Галатея и мастер. В мастерской Андрея Старцева. Фото Сергея Белковского

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я