Повелитель снов

Петр Катериничев

Олег Дронов, журналист и в прошлом аналитик разведки, по просьбе Анн Даниэлс, бывшей воспитанницы специального детдома, курировавшегося засекреченным НИИ, удочеренной четырнадцать лет назад австралийской парой, попадает в городок Бактрию, чтобы найти ее приемного отца Дэвида. Сам Дэвид прибыл в город в поисках странного медальона – талисмана, уже не одно тысячелетие влияющего, по поверьям, на судьбы людей. И пропал… С беглого взгляда курортный город в мертвый сезон кажется сонным и недвижным, но сны здесь словно материализуются, сны кошмарные и нередко фатальные. Да и выросшие детдомовские дети оказываются наделенными уникальными способностями, но притом – абсолютно беспомощными перед своим неведомым прошлым. И все происходящее кажется мнимым, будто мираж. Олегу Дронову необходимо понять, что происходит. Чтобы обрести право на жизнь и любовь.

Оглавление

Глава 13

Какие бы ни были все минувшие ночи, а августовское утро, сияющее золотом выжженной травы и напоенное запахом близкого моря, начисто стирало воспоминание о них как о чем-то мнимом, вымышленном, книжном, а если и происходившем, то в какой-то другой, далекой отсюда реальности.

Все ушедшее — мнимо. Но оно присутствует в нашей жизни всем несбывшимся в ней и заставляет нас замирать порою горько и мятежно… И все несвершенное обступает явью, и хочется забросить свою жизнь на макушку самого большого дерева в подлунном мире и уйти — к мерному рокоту прибоя, к дыханию океана, к тишине глубин, туда, где нет суеты, где покой бесконечен и ты можешь почувствовать себя тем, что ты есть, — пылинкой мироздания, вмещающей в себя всю вселенную, — без гордыни, без самомнения, без желания достижения, и вокруг — только солнце, вода, песок и то, что делает пространство беспредельным, а жизнь — вечной.

Так думал я и шел себе вдоль побережья, пока не забрел в старый город. Было пусто и безлюдно. Похожие друг на друга проулки, дворы, густо занавешенные листвой пыльных деревьев, и мне уже казалось, что бреду я этими бесконечными вереницами улиц по кругу и выхода нет… Я знал — где-то невдалеке море и залитая солнцем набережная, но выйти не мог. И спросить было не у кого. Казалось, я шел так не один год и даже не один век.

Колодцы переулков были залиты солнечным светом, но и свет этот тонул в грязных выщербленных стенах, в серой штукатурке домов давно минувшего и ни для кого теперь уже не важного века… Наконец, я увидел двоих, одетых в какое-то тряпье, грязное, истертое, покрытое бурыми пятнами, похожими на запекшуюся кровь… И лица этих двоих были одутловатыми, отекшими, тусклые выцветшие взгляды их были пусты, и я понял — ничего они мне не скажут и не посоветуют, и выбираться нужно самому.

И еще — слышалась музыка… Она была щемящей и словно резала сердце на части тонкой скрипичной струной, и накатывали боль и слезы, и хотелось прекратить эту сладкую муку… И я пошел на звуки и сразу, вдруг оказался на уложенной брусчаткой площади. Слева высился тяжелый костел, справа — православный храм, выстроенный с модными причудами начала двадцатого века, чуть поодаль — мечеть. На площади стоял мальчик с флейтой и играл незамысловатую мелодию Бетховена:

Кусочки хлеба нам дарят, и мой сурок со мною,

И вот я сыт, и вот я рад — и мой сурок со мною…

Перед Эженом скукожилась мятая картонная коробочка; в ней тускло блестели монеты. Эжен поднял лицо, узнал меня, перестал играть, сказал:

— Здравствуйте.

— Здравствуй. Ты что здесь?

— Играю вот. — Огляделся, добавил: — Хорошо здесь, тепло.

— Подзаработать решил?

— Играть люблю. А деньги нужны, — сказал Эжен вполне рассудительно, как взрослый. — Я Анете хочу платье купить. Здесь красиво очень. И она красивая. Нужно платье. Такое, какого ни у кого нет. Чтобы она была как принцесса.

— А себе?

— Себе скрипку. Только долго копить нужно. Чтобы настоящую.

— Ты где играть учился, Эжен?

— Нигде. Я всегда играл. А Анета всегда рисует. Когда мы вырастем, то поженимся. И уедем.

— Далеко?

— Искать родителей. Они нас потеряли. А мы их найдем. Ничего, что они старые уже будут. Даже лучше. Мы им будем помогать. Потому что жизнь — злая.

— Злая?

— Ага. Особенно зимой. Потому что зимой холодно. И темно. Здесь, может быть, добрее, только я не думаю…

— А люди?

— Люди — всякие. Вы с Дашей — хорошие, только потерянные. Как мы с Аней. Словно вас бросили и вам некуда вернуться. Я заметил: у многих людей теперь глаза переменились: словно всем стало некуда вернуться.

— И давно?

— Давно. Когда я совсем маленький был, тоже играл. У нас, в Загорье. Люди отводили взгляды и давали кто что может. Им было совестно, что им есть куда возвращаться, а таким, как я, — нет.

— Теперь не отводят?

— Теперь они словно тяготятся… Или тем местом, в котором живут, или самой жизнью. Я их узнаю.

— Узнаешь?

— Да. По взглядам. Жалко их. — Эжен замолчал надолго, потом сказал: — Музыка лучше всего. Можно закрыть глаза и улететь далеко-далеко, в прекрасные страны, где все счастливы и беззаботны. Если бы я только смог…

— Что?..

— Сделать так, чтобы люди оказались в своих снах, самых красивых, где все их близкие живы, и там, где много тепла и солнца и где все веселы… А я буду играть, играть, играть… И тогда они смогут остаться.

— В снах?

— Да.

— А ты? Где будешь ты?

— Здесь. Я же нужен здесь.

Эжен кивнул сам себе, поднес флейту к губам и заиграл мелодию старинной баллады, немного нервную, щемящую, тревожащую… И звуки становились все тише, когда, оставив мальчику монету, я уходил дальше и дальше от брусчатой площади к набережной, и шум прибоя уже почти заглушал ее, а я вдруг, неожиданно для себя, стал напевать слова:

Все — не ново, все — не вечно,

Все продлится бесконечно,

Оправданием — тоска.

Все беспечно, все конечно,

Все стремится быстротечно

К упрощенности песка.

Все стремительно и ярко —

В ожидании подарка

Дремлют сумерки окрест.

И начальственно и важно

По туману стынет влажно

Истукана правый перст.

Ну а я бегу по стуже

Никому уже не нужен —

В сердце — искренняя даль.

Все законно. Все нормально.

Все бездарно и формально —

Вот такая вот печаль.

Все закончено. Забудьте.

Если прав — не обессудьте,

Не судите сгоряча.

Я чуть-чуть побуду тихо,

И отступит ваше лихо,

И затеплится свеча.

Ворожу и чуть не плачу,

Не могу прожить иначе,

И — иначе не могу,

Подарю вам эту тайну

И уйду от вас печальный —

В королевскую пургу.

Вот и все. Договорились.

Посмеялись, прослезились,

Обнялись и — разошлись.

И — разъехались. Прощайте.

Добрым словом поминайте

Неслучившуюся жизнь[6].

Примечания

6

Стихотворение Петра Катериничева «Монолог провинциального актера».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я