В очередном сборнике юмористических рассказов классика Н.◦А.◦Лейкина раскрываются типичные для того времени темы. Традиционные праздники и способы их отмечать, в том числе способы накрывать на стол за счет гостей, и угощение приютских сирот на господском празднике – конечно, о равноправном веселье не может быть и речи. Вездесущие купцы, безуспешно пытающиеся понять значение пьес, балета, цирковых представлений, принципы составления библиотеки (на вес или объем книг), архитектурные особенности городских новинок – фонтанов и мостов. Последние особенно настораживают: как бы чего не случилось, лучше поехать по льду, чем по мосту. И еще о страхах: до сих пор люди опасаются летать самолетами, а в конце XIX – начале XX века уже заранее оплакивали поднимающихся на воздушном шаре, попутчики же по железной дороге и вовсе не изменились. Так же жутковато и ночью на улицах, схожие увлекательные байки рассказывают о загранице, и настолько же похожи современные объявления о продаже на старинные – как и то, что ждет покупателей на месте. Зато радует, что отношение к труду художников медленно, но верно меняется к лучшему.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медные лбы. Картинки с натуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
На молочной выставке
Гремит военный оркестр. Расставлены кадки с маслом, лежит сыр, в витринах за стеклами виднеются также в форме отшлифованных кубиков куски масла, но ни молока, ни творогу со сметаной не видать. На выставленных предметах картонки с немецкими фамилиями.
Проходит мать с нарядным мальчиком.
— Мама, какая же это молочная выставка, ежели на ней молока нет!
— Откуда же его взять, душенька? Вот ежели бы здесь были коровы выставлены, тогда было бы и молоко. А то ведь это не коровья выставка.
Две пожилые женщины, очень просто одетые. На головах — ковровые платки, в руках — носовые платочки, свернутые в трубочку.
— Вот говорили: «Сходи, сходи, посмотри по своему рукомеслу выставку», а что тут смотреть? Шутка ли, тоже с Охты перли семь верст киселя есть! — бормочет одна из них.
— Я говорила, что не стоит. Вот теперь, за вход-то зря заплативши, все равно что по фунту кофию в собаку и кинули, — откликается другая.
— А вы думали, что здесь медведя ученого водить будут? — ввязывается в разговор купец. — Ведь тут выставка не для простонародья, а для господ. Ваше какое рукомесло?
— Молочницы мы, коров на Охте держим.
— А, охтянки! Ну, здесь для вашей сестры блезиру не будет. Коли хотите еще по двугривенному растопить, то вон в том отделении сыр и масло пробовать можете. Молодец вам отворотит по кусочку и цену скажет.
— И этого вон можно масла попробовать, что в кадке?
— Ни боже мой! Нешто можно красу ворошить! Там для пробы особенно есть, а это только для посмотрения.
— Так какое же тут посмотрение, коли я даже разреза масла не вижу. Почем знать, что там внутри-то. Сверху-то тоже можно замазать и хорошим маслом, а в нутро всякую дрянь положить. Механику-то мы знаем.
— Дрянь! Тут даже, может статься, внутри кадки и дряни-то нет, а одна пустота и только сверху на доску намазан здоровый букиврот пальца в два — вот и вся музыка. Ведь тут не лавка, а выставка. Ходи себе да любуйся.
— Больно уж жирно за одно любование деньги платить.
— Не за одно любование. Музыку слушать, за те же деньги вон на тех весах себя свесить можешь, а домой придешь и похвастайся мужу: вот, мол, у тебя какая женато — пятипудовая!
— Да во мне пяти пудов нет.
— Шали больше! С привеском будет. Идет парей на три гривенника, что с привеском? Ну, пойдем, я тебя прикину. Выиграешь, так ведь окупишь, что сюда за вход заплатила.
— Так ведь вешаться-то в одеже надо, а на мне шуба с ватной юбкой полпуда потянет.
— А ты нешто хотела бы, чтоб тебя нагишом вешали? Здесь не баня. Здесь за этот манер сейчас за ушко да и на солнышко. «Комензи, мол, мадам, в желтый дом».
— Фу ты, срамник, что выдумает! — плюет охтянка. — Да я на сто рублей внимания не обращу, чтоб без одежи… У меня тоже муж есть и единоутробные дети. Дочку вот ноне за столяра выдала.
— Твое при твоем и останется. Ну, пойдем к весам-то. Так уж и быть, десять фунтов тебе на одежу скину! Где наше не пропадало! — машет рукой купец. — Мне главное, чтоб жене дома загадку загадать: «Что, мол, я на выставке делал?» Она это сейчас начнет мозгами шевелить, и то и се придумывать, а ей в ответ: «Бабу на весах вешал». Довольно уж нам по нашему лабазному делу около весов возиться, пора и за человечину приняться. И удивлю же я свою законную на каменном фундаменте! — весело крутит головой купец и хохочет.
— Да ты, может быть, с насмешкой? — спрашивает она. — Свесишь, а потом с меня за провес и велишь деньги требовать.
— Ну вот! Здесь вешают всех даром. А коли в тебе меньше пяти пудов тянет, еще тебе же три гривенника на кофий пожертвую. Купеческое слово — не вру.
— Да какая же тебе-то корысть?
— Просто благородным манером побезобразничать хочу. Все-таки развлечение. А то вот час битый по выставке хожу в тоске и инда скулы разорвал, зевавши. Накачивал в себя эту самую веселость в буфете вливать — с семи рюмок рябиновой даже не разобрало.
— Мавра Тимофеевна, да свеситься мне, что ли, уж?.. — спрашивает свою товарку охтянка.
— Конечно, свешайся! — подзадоривает ее купец. — Три гривенника ведь тебе ни пито, ни едено наваливаю, а от навала люди разживаются.
— Постой, пускай вон лучше Мавра Тимофевна порешит.
— Да свесься, потешь купца. Ну, что тебе? Ведь убытка не будет.
— Какой убыток! С барышом домой вернешься. Ну, пойдем!
Охтянки и купец подходят к весам, над которыми гласит надпись: «Здесь каждый желающий может получить свой собственный вес бесплатно».
— Ну, вот видишь, твой собственный вес при тебе и останется, — указывает купец на надпись и, обратясь к стоящему у весов немцу, спрашивает: — Можно, господин немец, бабу свесить? Занятно мне, сколько в ней весу будет.
— Сделайте одолжение, — отвечает тот.
— Ну, мадам, становись на платформу.
Охтянка пятится.
— Да, говорят, через это люди сохнут. Свесишься, пожалуй, да и начнешь изводиться.
— Полно, усышки большой не будет. Да и куда тебе тело-то? Ведь не на продажу.
— Мавра Тимофевна, уж вешаться ли мне? — снова колеблется охтянка.
— Что? Теперь на попятный? Нет уж, назвалась груздем, так полезай в кузов! — тащит ее за руку купец. — Шалишь! Уж коли я сторговал, то от своего не отступлюсь.
— Да ну тебя! Что пристал, словно банный лист! — отбивается охтянка. — Отродясь не вешалась, а тут вдруг вешайся для него. Свесишься, да и умрешь еще, пожалуй…
— А ты думаешь аридовы веки прожить? Ах ты, мякина, мякина! Ну ладно, я сам свешаюсь. Я вот смерти не боюсь. Вешай меня, господин немец!
Купец вскочил на платформу.
— Само собою, коли ежели кто наливши глаза, то не страшно… — говорит охтянка.
— Наливши глаза! А нешто ты мне их наливала? Видал ли я от тебя поднесенье-то? Выдержат ли только меня весы-то, господин немец?
— Воз сена выдержат! Шесть пудов и три фунта! — возглашает немец.
— Постой, я дух запру. Может, еще больше будет! Ну? Шесть пудов три фунта!
В собравшейся уже около весов толпе хохот.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медные лбы. Картинки с натуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других