Азбука спасения. Том 27

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

ОЖИВЛЕНИЕ ДУШИ

Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Преподобный Симеон Новый Богослов

Надобно приять крещение… для оживления души

Через общение, восприятие и причастие Богочеловека Иисуса душа опять оживляется и восприемлет первоначальное свое нетление силою и благодатию Святаго Духа, приемлемого чрез общение с Иисусом, и проявляет признаки новой, полученной ею жизни тем, что начинает служить Богу в преподобии и правде пред очами Его, а не людей.

Спасение же наше иначе не может состояться, если не изменится ум наш и не соделается иным действием силы Божией, так, чтобы стал он умом обоженным, т. е. бесстрастным и святым. Обоженным бывает тот ум, который внутри себя имеет Бога. Впрочем, чтобы стал таковым ум сам от себя, это невозможно. Только тот ум, который соединяется с Богом посредством веры и познает Его через делание заповедей, — только такой наивернейше сподобляется видеть Его и созерцательно, ибо через посредство веры, какую имеет он во Христа, вселяется Христос внутрь его и делает его обоженным. Сохраняется же ум обоженным через то, если всегда поучается в том, что есть Христово, и непрестанно внимает закону Его, ибо поколику внимает кто закону Христову, потолику соблюдает и заповеди Его (и через это содержит себя обоженным), как опять кто имеет ум обоженным, тот потому самому всегда поучается в том, что Христово, непрестанно внимает закону Его и творит заповеди Его.

Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа никому невозможно спастись, но надобно и научиться слову истины, и познать его. Благо есть научиться слову истины и знать его необходимо, но надобно и крещение приять во имя Святой и Живоначальной Троицы, для оживления души. Благо есть крещение приять и через него новую жизнь духовную, но надобно, чтобы и чувством ощущена была сия таинственная жизнь, или умное в духе просвещение. Благо есть восприять чувством умное в духе просвещение, но надобно являть и дела света. Благо есть делать дела света, но надобно облечься и во смирение и кротость Христову для совершенного уподобления Христу. Кто достигнет сего и сделается кроток и смирен сердцем, так как бы это были естественные его расположения, тот, несомненно, внидет в Царство Небесное и в радость Господа своего.

Впрочем, и все те, которые текут путем Божиим, по указанному мною порядку, если случится, что естественная смерть пресечет посреде сие их течение, не будут отогнаны от дверей Царствия Божия, и двери сии не будут затворены перед ними, по беспредельной милости Божией. Но которые не текут таким порядком, тех суетна и вера, если какую имеют во Христа Господа…

Блаженный авва Фалассий

Как по естеству душа животворит тело, так душу — добродетель и ведение.

Преподобный Феогност

Тогда… Царствие Небесное будешь носить внутри себя

Когда не станет возмущать тебя никакая страсть, Божественное же желание будет возрастать внутри тебя, в сердце твоем, когда при том не станешь ты бояться смерти, почитая ее сном, а паче вожделевать будешь разрешения с телом, тогда стяжаешь ты, как должно, залог спасения, и Царствие Небесное будешь носить внутри себя, радуясь радостью неизреченною.

Пойди же ты мне, возжелавший спасения, теки с жаром, и, не зная утомления, пока достигнешь, — ищи притрудно, проси непрестанно, толцы терпеливо, пока улучишь, водрузив наверху лествицы, как знамя, твердую веру и смирение. Достигшим же желаемого почитай себя не тогда, когда получишь отпущение грехов, но когда перестанешь бояться восстания всяких страстей, без страха и с дерзновением готов бывая изыти из тела.

Святитель Иоанн Златоуст

Прежде всего, убоимся греха, так как от него мучение, от него геенна, от него всякое зло. И не только убоимся, но и будем убегать его, и стараться всегда благоугождать Богу. В этом и состоит Царствие, в этом жизнь, в этом тысячи благ. Таким образом, мы еще и в этой жизни приобщимся Царствия Небесного и будущих благ.

Презирай свое, и получишь Божие, Сам Он желает этого. Презирай землю, и получишь Царство Небесное, там пребывай, а не здесь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе

Имя Богочеловека получило в служении молитвенном важнейшее значение, будучи именем… вочеловечившегося Бога, Победителя возмутившихся рабов и созданий — демонов.

Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос — Жизнь, и имя Его — живое, оно оживотворяет вопиющих им к Источнику жизни, Господу Иисусу Христу.

Упражнение молитвой Иисусовой имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающиеся чистою молитвою… В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии, благодать Божия несомненно содействует молящемуся благонамеренно, но она не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу… Во втором периоде благодать Божия являет ощутительно свое присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться… без развлечения, с сердечным плачем и теплотою, при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом.

Скорби внешние и внутренние, долженствующие непременно повстречаться на поприще <молитвы Иисусовой>… подобает преодолевать верою, мужеством, смирением, терпением и долготерпением, врачуя покаянием уклонения и увлечениия.

Когда увидим при упражнении Иисусовой молитвой особенное волнение и воскипение страстей — не придем от этого в уныние и недоумение. Напротив того, ободримся и уготовимся к подвигу… как получившие явственное знамение, что молитва Иисусова начала производить в нас свойственное ей действие.

Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке, и изгоняет их из человека.

Никодим Благовестник

Об оживлении души

Душа наша — удивительное творение Божие. Она имеет начало бытия, но не имеет конца, мертвеет с удалением от Бога и оживает по мере очищения, соединяясь с Его Духом. Если душа находится во тьме (лжи), то и сама становится тьмою, если же во Свете (Истине), то становится светом. Плотское тело видит глазами, если они не больны и не потеряли зрение, душа же видит умом, т.е ведением истины или духовным познанием, которое в ней открывается по мере очищения от ветхих пороков.

Не верите, что душа может видеть? А сны, которые видите и даже проживаете в них какие-то события, которые потом пересказываете знакомым, как видите? Когда вы спите глаза закрыты, свет в спасльне выключен, вокруг тьма? И рассказываете потом, что где-то там, что-то или кого-то видели. Чем видели? Правильно, умом видели, который никогда не дремлет и не спит, даже когда тело, засыпая отдыхает, ум (дух) же бодрствует и живет сам по себе.

Ум наш — око души и помрачается к познанию истины (правды) приражением бесовских страстей. Чем ясней ум, тем чище душа, и оживляется приближением к Богу. Страсти же помрачают сознание человека и ослепляют ум к пзнанию Истины (Христа). Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно… Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием (Лк.11:34—36). Если же ум омрачен, то душа делается темной и мертвеет. Оживляется же душа благодатью покаяния и жизнью по заповедям Божиим, которые есть ни что иное, как небесный Дар ветхому человеку для очищения от пороков.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я