Азбука спасения. Том 27

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

ГИБЕЛЬ ДУШИ

Погибель души есть впадение в отчаяние после совершения беззакония. Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник

Погибель души есть впадение в отчаяние после совершения беззакония. Сплетатель лжи извиняется благим намерением, и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело.

Авва Исайя

Упражняйся в трудах и рукоделии, дабы нищий мог получить от тебя хлеб: ибо праздность есть смерть и погибель души.

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк

Если мы с нерадением делаем дело Божие, это погибель для души.

Святитель Иоанн Златоуст

Погибель и одной души составляет потерю, которой не может выразить никакое слово

Не думаю, чтобы в среде священников было много спасающихся, напротив — гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души.

Если только и один кто отойдет (из этой жизни) без посвящения в таинства — не ниспровергнет ли это всего спасения <священника>? Ведь погибель и одной души составляет такую потерю, которой не может выразить никакое слово. Если спасение ее имеет такую цену, что и Сын Божий сделался для этого человеком и столько претерпел, то подумай, какое наказание повлечет за собою ее погибель!

Когда ты сильно возжелаешь священства, то противопоставь геенну, противопоставь отчет, какой там нужно дать… противопоставь степень наказания. Если ты согрешишь просто, как человек, ты не потерпишь ничего подобного, если же согрешишь, будучи священником, — ты погиб.

Преподобный Ефрем Сирин

Не огорчай брата клеветою на брата его, ибо не дело любви — возбуждать ближнего на погибель души.

Священноинок Дорофей

Не смирится душа, если плоть не лишится хлеба. Никто не может избавить душу от погибели, щадя свое тело. Если хочешь спастись, душа моя, пройти узкий и тягостный путь, войти в Царство Небесное и получить жизнь вечную, — истощи плоть свою и вкуси великие напасти, терпи жестокие страдания, которые все святые вкусили и претерпели. И тогда твоя плоть не ощутит тесноты пути из-за своей худобы. И тогда вселится в тебя безмернейшая сладость, не туне бо человеку ангелу быти, то есть невозможно быть человеку ангелом, только по благодати несчастий и страданий.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Неполезно… преждевременное получение сердечной, благодатной молитвы! Неполезно… преждевременное ощущение духовной сладости! Получив их преждевременно, не приобретши предварительных сведений, с каким благоговением и с какою осторожностью должно хранить дар благодати Божией, ты можешь употребить этот дар во зло, во вред и погибель души твоей. Притом собственными усилиями раскрыть в себе благодатную, устную и сердечную молитву невозможно, потому что соединить ум с сердцем и душою, разъединенные в нас падением, принадлежит единому Богу.

Никодим Благовестник

Где нет Света истины, там царствует тьма

Многие не понимают, как может погибнуть душа, которую Бог сотворил бессмертной? Очень просто, по сотворении нечестия (греха), удаляется от души доселе охранявшая ее благодать Духа Святаго, и тогда приступает к ней тьма (диавол), наводит на нее свой дух лжи и прелести, и она мучается бедная и ослепленная в скорбях и страданиях, обличаемая совестью до тех пор, пока не опомнится, и не обратится ко Творцу своему с покаянием. И тогда милосердый Отец, прощая заблудшую овцу (душу), возвращает ей Дух Свой, просвещает истиной и изгоняет доселе державших ее во мраке страстей бесов, защищая от козней лукавого. На примере евангельской притчи о блудном сыне, расточившим наследство отца, можно видеть, как это происходит на самом деле.

И спустя немного дней, собрав всё, младший сын уехал в страну далекую и там расточил свое состояние, живя разгульно. И когда он истратил всё, настал сильный голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из граждан той страны, и тот послал его на свои поля пасти свиней. И он рад был бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, и никто не давал ему. И придя в себя, он сказал: «у скольких работников отца моего хлеб в изобилии, а я здесь погибаю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться твоим сыном; поступи со мной, как с любым из твоих работников». И он встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился, и побежав, пал на шею ему и поцеловал его. И сказал ему сын: «отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться твоим сыном. И сказал отец рабам своим: скорее достаньте лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите нашего откормленного теленка, заколите, будем есть и веселиться, ибо этот сын мой мертв был и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15:13—24).

Таким образом, гибелью души называется удаление от нее благодати Духа Истины, как случилось это с Адамом и Евой в раю за соделанный грех непослушания Богу. Последствия чего нам, их потомкам, рождающимся в падшем мире, хорошо известны.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я