Азбука спасения. Том 27

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ

Очищение души есть освобождение ее от страстей, освобождение же от страстей рождает любовь к Богу. Блаженный авва Фалассий

Иисус Христос (Спаситель)

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8).

Преподобный Исаак Сирин

Очищение души есть освобождение от тайных страстей…

Когда душа твоя приблизится к тому, чтобы выйти из тьмы, тогда вот что будет для тебя признаком: сердце у тебя горит и, как огнь, распаляется день и ночь, а потому целый мiр вменяешь ты за уметы и пепел, не желаешь даже пищи от сладости новых, пламенеющих помыслов, непрестанно возбуждающихся в душе твоей. Внезапно дается тебе источник слез, как поток, текущий без принуждения и примешивающийся ко всякому делу твоему, то есть во время чтения твоего, молитвы твоей и размышления твоего, когда принимаешь пищу и питие; и во всяком деле твоем оказывается, что у тебя срастворены с этим слезы. И когда увидишь это в душе своей, будь благонадежен, потому что переплыл ты море; и столько будь прилежен к делам своим, так тщательно содержи стражу, чтобы благодать умножалась в тебе со дня на день.

А пока не встретишь в себе этого, ты не совершил еще пути своего и не вступил на гору Божию. Если же и после того, как обрел и приял ты благодать слез, они прекратятся, и горячность твоя охладеет без изменения в чем-либо другом, то есть без телесной немощи, то горе тебе. Что погубил ты, впав или в самомнение, или в нерадение, или в расслабление? Но что последует за слезами по приятии оных и что встретится с человеком после сего, об этом напишем впоследствии в другом месте, в главах о Промысле, как просвещены мы в сем от отцов, которым вверены были таковые тайны, и из Писаний.

Вопрос. Какие точные указания и близкие признаки, по которым человек ощущает, что начал он видеть в себе плод, сокрытый в душе?

Ответ. Когда сподобится кто благодати многих слез, проливаемых без понуждения, потому что слезы положены уму как бы неким пределом между телесным и духовным, между состоянием страстным и чистотою. Пока не приимет человек сего дарования, совершается дело его еще во внешнем только человеке, и еще вовсе не ощутил он действенности тайн духовного человека. Ибо, когда человек начнет оставлять телесное настоящего века и оказывается переступившим сей предел того, что находится в естестве, тогда скоро достигает сей благодати слез. И слезы сии начинаются от первой обители сокровенного жития и возводят человека к совершенству любви Божией. И чем далее (в сем житии) преуспевает он, тем более обогащается сею благодатию, пока от продолжительного излияния слез не начнет пить их и в пище своей, и в питии своем.

И это точный признак, что ум исшел из мира сего и ощутил оный духовный мир. Но в какой мере человек умом своим приближается к сему миру, в такой же мере умаляются слезы сии. И когда ум совершенно бывает в сем мире, тогда совершенно лишается он сих слез. И это есть признак, что человек погребен в страстях.

Простой хлеб с трапезы непорочного очищает душу ядущего от всякой страсти. Трапеза пребывающего всегда в молитве — сладостнее всякого благоухания от мускуса и благовония от мира, боголюбивый вожделевает оной, как бесценного сокровища.

Веселись с веселящимися и плачь с плачущими, ибо это признак чистоты.

Если будешь чист, то внутри тебя небо, и в себе самом узришь ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку ангелов.

Кто чист в душе и непорочен в области жизни, тот всегда с целомудрием произносит словеса Духа, и сообразно с мерою своего разумения рассуждает и о Божественном, и о том, что в нем самом.

Когда ум совлечется ветхого человека, и облечется в человека нового, благодатного, тогда узрит чистоту свою, подобную небесному цвету.

Если человек не достигнет чистоты, понятия его не могут стать просветленными, чтобы видеть ему сокровенное.

Чистота есть прозрачность мысленного воздуха, в недрах которого воспаряет внутреннее наше естество.

Чистота взирает на Бога, воссиявает и цветет в душе не вследствие прошения, но вследствие неведения злобы какого бы то ни было человека.

Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в молитве, и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Слезы очистят душу и изгладят все ее прегрешения

Итак, те, которые осквернили души свои беззаконными делами греховными и страстными движениями сердца и которые напечатлели в себе образы и подобия бессловесных похотей, да понудятся многими слезами очистить себя и убелить одеяние души своей, потому что другим способом не возможно никому увидеть свет, или Бога, просвещающего сердце каждого человека, грядущего к Нему путем покаяния. Только чистые сердцем зрят Бога (Мф.5:8), по слову Господа нашего. Почему умоляю вас, братие мои и чада, подвигнемся на труд содержать сердце свое чистым посредством добронравия и благих расположений, посредством хранения совести и всегдашнего исповедания сокровенных помыслов сердца. Если будем исповедывать их часто, а лучше, если каждый день, с сокрушением и болезнованием сердечным, припоминая все и осуждая себя за всё, делом ли сделали что худое, или умом помыслили недоброе, или слово сказали нехорошее, то чрез это стяжем покаянное и сокрушенное сердце; покаянное же такое сердце извлечет слезы из глубины души, а слезы очистят душу и изгладят все ее прегрешения.

Когда же изгладятся все грехи слезами, тогда придет в душу вседействие Святаго Духа, и еще паче начнет напоять ее благостию слез умиления, коими будет она мысленно писаться, крепнуть более и более и умножать плоды духа, обильно принося их в должное время и заготовляя в них пищу себе на вечную и нескончаемую жизнь. Когда, добре подвизаясь, достигнет она в такую меру, тогда, наконец, содружается с Богом и делается жилищем Пресвятой Троицы, чисто зрит Творца своего и Бога, беседует с Ним непрерывно, и некоторым образом выходит из тела своего и из мира сего, и восходит на небеса небес, воспаряя туда на крыльях любви Божией и упокоеваясь там от подвигов своих в Божественном некоем и беспредельном свете, в сорадовании ей всех праведников и сликовании святых апостолов Христовых, мучеников и преподобных и всех Небесных Сил бесплотных.

Преподобный Иоанн Лествичник

Чистоту душевную называют бесстрастием

И чистоту душевную называют бесстрастием, да и справедливо: ибо чистота есть начало общего воскресения и нетления тленных.

Предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство, как к предметам неодушевленным.

Святитель Василий Великий

Как для плоти необходимо и удаление чуждого, и восполнение недостающего, так и в душе нашей надобно устранять чуждое ей и принимать в нее приличное ее природе…

Святитель Иоанн Златоуст

Добродетели, очищающие душу

Слезною водою смывая с себя нечистоту, душа становится все светлее. Вот добродетели, очищающие душу: правда, человеколюбие, истина! Человеколюбие побуждает нас прощать другим, и не дает нам быть чрезмерно жестокими к согрешающим и непреклонными к прощению (а таким образом мы приобретаем двоякую пользу: и делаемся человеколюбивы, и сами за то снискиваем великое человеколюбие Бога…), и располагает нас соболезновать страждущим и оказывать им помощь. А истина не допускает нас обманывать и лукавить.

Нельзя быть богатым тому, кто не обогащает душу, равно как нельзя быть нищим тому, кто не беден душою.

От искушения происходит спасение, и.… опасности служат величайшим очищением души для тех, которые переносят их с благодарностью.

Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь Дух витает с великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое, и чудное очищение души, и как крещаемый — водою, так претерпевающие мученичество омываются собственною кровию…

Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (Мф.23:27), ведь их тело — гроб, внутри которого — мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь, внутренней же — не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это — очищение иудейское, пустое и бесполезное, если нет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело, какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе?

Преподобный Ефрем Сирин

Душа, ты дщерь света, поэтому бегай тьмы. Того из возлежащих, на котором была нечистая риза, связав, ввергли во тьму, чтобы не бесчестил собою вечери святых (Мф.22:11—13). Если одежды твои нечисты, легко тебе омыть их слезами очей своих. Итак, восстань и молитвою очисти одежды свои.

Святитель Григорий Богослов

Есть тебе дело, душа моя! Очищай жизнь такими размышлениями: как Бог правит кормилом вселенной и обращает ее, отчего иное постоянно, а иное скоротечно, особенно же наша жизнь подлежит изворотам? Есть у тебя дело, душа моя! Что ни терпишь, не изнемогай.

Преподобный Феодор Студит

Как поновляете вы поля, так и землю души вашей очищайте от терний мысленных огнем страха Божия и мечом.

Авва Исайя

Четыре добродетели очищают душу: молчаливость, соблюдение заповедей, нищета и смиренномудрие.

Блаженный авва Фалассий

Очищение души есть освобождение ее от страстей, освобождение же от страстей рождает любовь к Богу.

Преподобный Илия Экдик

Блаженна душа, которая, в ожидании, что ныне придет Господь ее…

Душа, если для совершенного очищения от греха не пройдет, подобно мечу, сквозь огнь и воду, т. е. сквозь произвольные и непроизвольные труды и тяготы, не может оставаться неуязвленной при встрече неприятных случайностей.

Говорить: согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем возгорится огнь (Пс.38:4), прилично тому, кто не утомляется тещи вслед Бога молитвою, и дне человеча видеть не пожелал (Иер.17:16).

Да глаголет и деятельная душа, подобно невесте в Песнях песней, когда, по отложению ею всех своих худостей, злые демоны и помыслы лукавые, начнут понуждать ее снова воззреть на суеты и неистовления ложна (Пс.39:5): совлекохся ризы моея, како облекуся в ню? Умых нозе мои, како оскверню их (Пес.5:3)?

Сколь блаженна ты, Боголюбивая душа, если с дерзновением можешь взывать к Богу: возвести ми, Пастырю добрый, где пасеши овец Твоих, и где в полудне даешь почитие овнам Твоим, чтобы, последуя им, не быть мне блуждающей по стадам другов Твоих (Пес.1:6)?

Деятельная душа, ища удержать слово молитвы, и не возмогоши, подобно невесте песней, вопиет: на ложи моем в нощех, исках, его же возлюби душа моя: исках Его, и не обретох Его: воззвах Его, и не послуша мене. Востану убо притруднейшей молитвою, и обыду во граде, и на торжищах, и на стогнах, и поищу, Егоже возлюби душа моя (Пес.3:1,2). Может быть я найду Его, во всем и вне всего сущего; и насыщуся, внегда явитимися славе Его (Пс.16:15).

Если принявший в дом свой Царя, чрез это самое становится преславным, и этою преисполняется радостью паче всякой другой радости: то что должна чувствовать душа, по очищении своем, приявшая в себя Царя Царей по неложному Его обетованию (Ин.14:23)? И оставит ли она в себе что-либо не выброшенным вон такое, что казалось бы не к упокоению Его служащим? Или что не позаботится она приять внутрь себя такое, что явно благоугодно Ему?

Ожидающий быть на утро позванным пред Царя, о чем другом будет заботиться, как не о придумании слов, имеющих быть благоугодными Царю? — И всякая душа, сие в отношении к Богу соблюдающая, не окажется неготовою к тамошнему судилищу.

Блаженна душа, которая, в ожидании, что ныне придет Господь ее, ни во что совершенно становит труд целого дня, — а за тем и ночи, помышляя, что как только настанет утро, он тотчас явится ей.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Надо очищать душу — она крайне марается грехами

Ты же постяся помажи главу твою и лице твое умый (Мф.6:17). Лицо моем ежедневно чистою водою, тело омываем в бане; белье моем и не любим ходить в грязном или отпотелом; дом ветхий чиним, поправляем или новый строим; тарелки, чашки, всякую посуду моем; металлические или деревянные и каменные вещи чистим; полы в домах, в храмах моем — вообще все вещи стараемся держать в чистоте. Тем более надо очищать душу — она крайне марается, оскверняется, растлевается грехами, покрывается плесенью и ржавчиною греховною, проникающею глубоко в душу. Она делает душу не сообщимою с Богом, ибо какое общение света со тьмою, правды с беззаконием (2Кор.6:14)?

Дерево сырое не скоро поддается огню и охватывается им, а постепенно, и, когда огонь возьмет силу над ним, оно скоро воспламеняется и делается все огненным — так бывает и с душою грешною. Чем дольше она бывает в удалении от Бога, тем более она делается грубою, дебелою и нелегко поддается силе благодати Божией от своей лености, оземленелости, хладности, нечистоты. По мере усилия человека над собою, усердия, прилежания к молитве она утончается, одухотворяется, согревается, очищается и делается доступною благодати и, наконец, делается вся как бы огненною. Примеры — бесчисленные святые угодники Божии.

Блаженный Диадох Фотикийский

Предел чистоты — чувство, непрестанно прилепленное к Богу.

Святитель Григорий Нисский

Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания, но только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза.

Преподобный Никита Стифат

Душа очищаемая… светом озаряется

Кто сластям и делам телесным в сытость поработал, в сытость пусть пользуется и трудами подвижническими в потах злострадания, чтобы сытость отбить сытостью, сласть горечыо, покой трудами телесными и обрести сытость веселия и радования в упокоении. Сим образом ты и насладишься благоуханием целомудрия и чистоты, и вкусишь неизученной сладости бессмертных плодов духовных.

Душа, с теплым рвением усиленно очищаемая подвижническими трудами, Божественным светом озаряется и мало-помалу начинает узревать естественно данную ей вначале Богом красоту и расширяться в возлюблении Создавшего ее. Поколику же уясняются ей, по мере очищения ее, лучи Солнца Правды и естественная красота ее обнажается пред нею и ею познается, потолику и она умножает труды подвижнические для большего себя очищения, чтоб чисто уразуметь славу дара, какого сподобилась, и древнее восприять благородство, и сохранить для Создателя своего образ Его чистым и несмешанным ни с чем вещественным. И никогда не послабляет она себе и не перестает прилагать труды к трудам, пока не очистит себя от всякой нечистоты и скверны и не соделает достойною зреть Бога и беседовать с Ним.

Священномученик Киприан Карфагенский

Как золото очищается огнем в горниле, так и мы должны все терпеть, чтобы быть чистыми от всякой скверны.

Преподобный Феодор Студит

Очищение души есть: по части мысленной — пременение и совершенное оставление дольных прелестных нравов, т. е. житейских забот и попечений, худых склонностей и неуместных гаданий, и загадываний; по части вожделевательной — не стремиться ни к чему вещественному и не смотреть на чувство, но быть покорным разуму; по части раздражительной — ничем из приключающегося не возмущаться.

Преподобный Петр Дамаскин

Безмолвие, как начало очищения души, без труда укрепляет произволяющего ко всем заповедям.

Преподобный Амвросий Оптинский

Болезни телесные потребны для очищения плоти, а болезни душевные чрез обиды и поношения потребны для очищения души. Но Господь, не разделяя одно от другого, во Святом Евангелии глаголет: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19) и: претерпевый до конца, той спасен будет (Мк.13:13).

Никодим Благовестник

Покаяние и заповеди Господни — это духовная метла для очищения преступной души от страстей, в которых она пребывает, живя в падшем мире, полном соблазнов и греха. И та душа, которая не покорится животворяющим заповедям Христовым, спастись не сможет, так как по выходу из тела (смерти), будет взята и отведена в преисподняя земли (ад) теми духами, которым служила чрез покорность страстям, будучи свободной в выборе добра и зла.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я