Азбука спасения. Том 27

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

ОПУСТОШЕНИЕ ДУШИ

Тьму тьмой не победить, но только Светом. Никодим Благовестник

Преподобный Максим Исповедник

Труд, чуждый любви, неугоден Богу

Скажет кто, может быть: я имею веру во Христа, довольно для меня одной этой веры в Него ко спасению? Но противоотвечает таковому Ап. Иаков, говоря: и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19). И еще: вера без дел мертва есть о себе (17,26). — Да веруем ли мы в Него?! Как можно сказать, что верим Ему относительно будущего, когда не веруем относительно временного и настоящего? А не веруем: ибо пристрастны к вещественному, живем плотски и воюем против Духа. Истинно же во Христа верующие и чрез исполнение заповедей в себя Его вселившие, так говорят: живу не к тому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего мене и предавшего Себя по мне (Гал.2:20).

Почему страдая за Него для спасения других, как верные Ему подражатели, и заповедей Его истинные исполнители, говорили: укоряеми благословляем, гоними терпим, хулими утешаемся (1Кор.4:12). Ибо слышали слово Его, заповедавшее: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите клянущих вы, и молитеся за творящих вам напасть (Мф.5:44). Так и словами их и делами обнаруживался действующий в них Христос. Мы же поелику всяким Его заповедям противно действуем, оказываемся исполненными всякой нечистоты. Почему и стали мы вместо храма Божия домом купли, вместо дома молитвы — вертепом разбойников, вместо рода святого — родом грешным. вместо народа Божия — народом, исполненным грехов, вместо семени святого — семенем злым, вместо сынов Божиих — сынами беззакония; поелику оставив заповеди Господа, работаем мы злым духам чрез нечистые страсти, — и прогневали Святого Израилева.

Посему-то великий Исаия, оплакивая нас и вместе желая помочь нам в падении нашем, взывает, говоря: что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль: от ног даже до главы, несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаясь: несть пластыря приложити, ниже елея, тже обязания? Что же потом за этим? «Оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый».

Таковое опустошение души нашей показывая и Апостол, сказал: и якоже не искусиша имети Бога в разуме, сего ради предаде их Бог в неискусен ум творити неподобная исполненных всякие неправды блужения, лукавства, лихоимания, злобы: исполненных зависти, убийства, рвения, лести, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирительны: нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивиы. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть, не точью сами творят, но и соизволяют творящим. Сего ради предаде их Бог в страсти бесчестия скверниться телесем их в себе самех (Рим.1:24,26,28—32). И что же за этим? «Открывается, говорит, гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду людей».

Таковое опустошение души означая и Господь говорил: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камнием побиваяй посланные к теби, колькраты восхотех собрати чада твоя, яко же собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотиша? Се оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23:37,38). Исаия опять прозря, как мы, монахи, совершаем свои службы только телесно, о духовном же служении Богу нерадим, несмотря однако же на то надымаемся, говорил: «услышите слово Господне, князи содомстии внемлите закону Божию, людие Гаморрстии. Что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь; исполнен есмь всесожжений овних, и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу. Кто бо изыска сия от рук ваших ходити по двору моему не приложите: и аще принесете ми семидаль, всуе: кадило, мерзость ми есть: новомесячий ваших, и суббот, и дне великого не потерплю: поста, и праздности, и праздников ваших ненавидит душа моя: бысте ми в сытость, к тому не стерплю грехов ваших. Егда прострете руки ваша ко мне, отвращу очи мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас.

Почему же? Руки бо, говорит, ваша исполнены крове (Ис.1:10—15), так как ненавидяй брата человекоубийца есть (1Ин.3:15). Потому всякий подвижнический труд, чуждый любви, неугоден Богу.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Душа человека стяжавает качества, соответственные своей деятельности.

Никодим Благовестник

Когда происходит опустошение души?

Опустошение души происходит с отшествием от человека Духа благодати Божией. Это случается от многословия, гневливости, любостяжания и прочих пороков, свойственных ветхому человеку. Отсюда рассеяние и помрачение ума, тоска, уныние, душевные муки, приводящие к отчаянию и нежеланию жить. И все это бесовские наваждения, которые нападают на душу человека, преступившую заповеди Творца своего. Еще такое состояние называют одержимостью, что есть пленение души злыми духами.

В последние времена, когда очередной гнев Божий накрыл землю смертоносной пандемией за нечестие, творимое человечеством в отступлении от Бога, многие люди весьма приуныли. Это выражается в их страхе заразиться и внезапно умереть от свирепствующей повсюду вирусной инфекцией. Все происходящее можно отнести к предсказанным Евангелием признаках приближения конца мира: Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (Лк.21:26).

Уныние, тоска и бессмысленность жизни случаются с человеком по причине его неверия в Бога и Его обетованиям вечной жизни и, как следствие, накрывает его тьма и опустошает душу. Изгнание страстей, осмысленность жизни и радость духовная приходят к человеку вместе с Духом Святым Животворящим, а Он вселяется только в очищенные покаянием сердца верных чад Своих: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим (Ин.14:23).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я