В глухой славянской деревне Явидово идёт привычная жизнь. Люди занимаются домашним хозяйством, растят детей, почитают Древних Богов, влюбляются, женятся и хотят быть счастливыми. Но наступил XI век. По Руси идёт волна Крещения. Население городов и деревень сопротивляется новой вере, а она насаждается Огнём и Мечом. И скоро непонятная для населения новая Вера приходит в ближайший город Сукромлю, что сказывается на каждом жителе. Молоденькая охотница со странным, для того времени, именем Василиса мечтает о свадьбе с княжичем Милояром. Жители деревни Явидово о достойной встрече главного праздника зимы – Масленицы. Дядя Василисы о коне. Тётя Болеслава и её соседки о скорых лёгких родах. А вот Ведунья мечтает о спокойствии для себя и пяти деревнях вокруг. Но не всегда наши мечты исполняются, именно так, как нам хотелось бы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древние Славяне. Соль. Книга первая. Крещение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Деревня Явидово. Княжич Гранислав
Две седмицы назад сестрица Умила опять поссорилась с супругом Переславом, не отпуская его в город Сукромлю к своему старшему брату. Умила боялась запоев мужа от которых тот отходил долго и тяжко, мучаясь похмельем и болями в сердце.
— Посыльный от твоего брата, князя Белогора был, значит нужно ехать! — кричал Переслав побелевшим гневным ртом. — Собирай подарки для князя и моего брата! — Еле справившись с собой, князь Переслав погасил голос. — Поедем поездом на двух санях, а я в своём возке.
Не желая веселить дворню руганью, Умила в гневе разбила две глиняные плошки и четыре горшка. За зиму была уже которая ссора, глиняная посуда кончалась.
Перед дворовыми было стыдно, они теперь ели из общего чугуна, как бедняки. Сама Умила перешла на берестяную посуду, а та быстро начинали течь от горячих взваров и похлёбок.
В последнюю хвылиноку[2] поезд в Сукромлю остановили. Княгиня напомнила о приехавшим дружиннике, посыльном от брата, беспробудно пившего второй день в дальней гостевой клети[3]. Молодца так и перевели в сани, до конца не проснувшегося. А тот, путаясь в одежде, всё беспокоился о своём коне:
— Где он? Накормили его?
— Да садись ты уже, — злился конюх Белян. — И накормлен и напоен твой жеребец, спи, не мешай ехать.
Посыльного из Сукромли, он завалил в сани, накидал сверху него сено и накрыл медвежьей шкурой.
И, наконец-то, князь Переслав с шестью дворовыми людьми отбыл в город, по пути собираясь навестить соседние деревни и договориться об Масленице в своей вотчине.
И всё время, с первого мгновения появления посыльного от брата, княгиню Умилу щемило тревожное ощущение надвигающихся неприятностей… или опасности.
После отъезда супруга, Умила села в поварне и, пересчитывая оставшуюся посуду, расстроилась. Не хватало плошек и горшков.
Повариха Радмила, вздыхая, поправляла ставшие ей узкими все четыре юбки на широких бёдрах.
— Нету посуды. — Радмила дёрнула на толстом животе завязку пояса. — От, ить, застряла… Я, Умилушка, больше с дворовыми из одного чугуна есть не могу, хлюпают они сильно, неприятно.
— А то! — в поварню вошел средний брат княгини Граня. — Сёструшка, давай-ка поеду я сегодня за посудой в Глины. — Красавец братишка поцеловал сестру в плечо, в расшитую оберегами шерстяную рубаху.
— Понимаю, — Умила оглянулась на Граню. — Скучно тебе сидеть без дела. Езжай братец, обменяй у гончаров посуду на продукты.
Нагрузив расписные сани окаменевшими от мороза мешками с пшеном, подмороженными овощами, мешком с выпечкой и бочонком со свиной солониной, Гранислав пристроил вслед им свёрток с женской обувкой — две пары красных сапог, расшитые конопляной нитью, да ещё с голубыми и зелёными стеклянными бусинами по внешней стороне.
Подскочивший молоденький Творемир накрыл обменный товар меховым волчьим одеялом. И всё уже было готово для отъезда, когда к саням, подметая длинными подолами юбок снег, в соболином полушубке, накинутом на тёплую рубаху, подошла Умила, тронула пухлыми пальцами сапоги.
— Ты смотри, сколько добра набрал, Граниславушка. Обмениваться? Нет, ты поехал кобеляться, — сердилась сестра. — Тебе дворовых баб мало или деревенских? Ты в каком дому еще уд[4] свой не пристроил? А? Кому везёшь обувку? Милославу или его гончарам? Не слишком жирно за горшки-то платишь?
Конюх и Творемир мелко хихикал, прикрывая щербатый рот, а сам Гранислав обнял в немалом теле сестру и поцеловал в румяную холодную щёку.
— Умила, в мороз какая у гончаров работа? Не протопишь мастерскую, не разогреешь глину, не прожаришь горшки в печи. Посуда сейчас в цене.
— Не ври мне, — стала успокаиваться Умила и улыбнулась. — Гончары мужики — не бабы, им в расшитой обуви не ходить. Чего ты там нового увидишь у тех баб? — И она показала рукой на себе между ног, прогибая плотную ткань юбок и понёв[5]. — У всех одинаково устроено, вдоль. Только сиськи бывают больше-меньше, да задница толще или круглее.
Дворовые мужики, да ещё вышедшие из трёх домов-пристроек их жены так и сели в смехе на ступеньки крылец.
Гранислав проворчал:
— Бабы там, сестрица ты моя любимая, пахнут по-другому. — Обернувшись и повысив голос, он продолжил, поглаживая свою коротко стриженую бородку. — Не то вода у них особая, не то они глиной пот под мышками замазывают.
Творемир и конюх повалились в сугроб от смеха, чуть не попав под копыта толстобрюхого коня Топыча, заводимого для запрягания в сани.
Сестра, улыбаясь, внимательно оглядела брата. Вроде бы одет тепло. Сапоги в три кожи, меховые порты мехом внутрь, кручёная верёвка на поясе, шерстяной мятль[6] на рубахе, поверху княжья шуба из рыси, крытая дорогой тканью. На голове бобровая шапка с ушами до плеч.
— Не замёрзнешь. — Успокоилась Умила и, по установленному обычаю, приложила ладони к плечам Грани. — Довези посуду и особо не балуй, на твой век баб да девок хватит. Храни тебя Боги, минуй тя Упыри. И про соль не забудь! У нас-то не больше пуда осталось. — И тут же усмехнулась. — Мех-то на портах ничего не защекочет?
— Ой, Умила, Умила, — Граня сделал серьёзное лицо. — Не ёрничай. А порты я надел на льняное исподнее, не помру от щекотки.
Со стороны скотного двора к саням подошла пёстрая коза с чёрным пятном на лбу, потыкалась в сено розовым широким носом и жалобно заблеяла.
— Пёс-псом наша коза, — улыбнулась Умила. — Скучает по князю. Чего она так привязалась к этому козлу?
— Сестрица, не говори громко. — Тихо сказал княжич. — Не надо супруга ругать при других.
Со двора донесся крик доярки Зденки:
— Берёзка, зар-раза! Вот, бегает от меня, и не хочет доиться.
— Берёзка Переслава ищет, — усмехнулась Умила. — Значит, князь скоро будет дома.
Подхватив верёвку, тянущуюся от шеи козы, подбежавшая Зденка, одетая по-простому, в тулуп и серые рубахи с юбками, повела её на дойку на скотный двор. Огреть козу прутом или ладонью, как другую скотину, она не смела. Берёзку иногда доил сам князь и даже разговаривал с нею, а она его слушала и мекала в ответ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древние Славяне. Соль. Книга первая. Крещение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других