Древние Славяне. Соль. Книга первая. Крещение

Марина Хробот

В глухой славянской деревне Явидово идёт привычная жизнь. Люди занимаются домашним хозяйством, растят детей, почитают Древних Богов, влюбляются, женятся и хотят быть счастливыми. Но наступил XI век. По Руси идёт волна Крещения. Население городов и деревень сопротивляется новой вере, а она насаждается Огнём и Мечом. И скоро непонятная для населения новая Вера приходит в ближайший город Сукромлю, что сказывается на каждом жителе. Молоденькая охотница со странным, для того времени, именем Василиса мечтает о свадьбе с княжичем Милояром. Жители деревни Явидово о достойной встрече главного праздника зимы – Масленицы. Дядя Василисы о коне. Тётя Болеслава и её соседки о скорых лёгких родах. А вот Ведунья мечтает о спокойствии для себя и пяти деревнях вокруг. Но не всегда наши мечты исполняются, именно так, как нам хотелось бы.

Оглавление

Город Сукромля. Три дня назад

На обеде вместе с князьями за столом сидели его трое сыновей, маленькая дочка Цветана, прижитая от красавицы постельничьей, старый и жилистый Волхов Ветер и младший брат Переслава, Мстислав. Других бояр из дружины к обеду не пригласили, они слишком надменно себя вели и с Переславом, и с Мстиславом, считая их выскочками из-под юбки Умилы.

Одет Волхов Ветер был по-особенному. Ходил круглое лето[31], в мороз и жару, в шерстяных портах и в длинной, ниже колен, шерстяной же рубахе, снизу доверху расшитую знаками всех родных богов. Поверх рубахи на деревянной цепи висел знак Сварога: спил дубовой ветви с восемью загнутых по солнцу лучей — Коловрат; рядом висел знак Перуна — небольшой железный топорик; и третий оберег — серебряная подковка, знак Даждьбога.

В дождь Волхв накидывал на плечи рогожу с наголовником, а в морозы длинный кожух из шкуры взрослого тура, истёртую до блеска овчинную шапку, а подпоясан был простой верёвкой. Ел Ветер мало, пил только колодезную воду. Вот и сейчас перед ним стояло блюдо с гороховой кашей и высокий бокал с водой.

За обедом дети Белогора почтительно молчали. Здесь ели каждый из своей обеденной посудины, глубокой, с двумя ручками. У старших стояли расписные глиняные, у младших — деревянные, иначе они их быстро колотили.

В поварне, с запотевшими стеновыми брёвнами, легко вместился бы дом бобыля[32] от земли до крыши, и поэтому огромную печь приходилось топить день и ночь.

— Белогор, — голос худого Ветра был мощным и бил в уши. — Ты от разговора не уходи, не забывай про деяния Лихвы в Рожне, расскажи Переславу. Полгорода пожгли, пока крестили народ. Всё погорело.

В столовую, стуча подкованными сапогами, вошел молодой дружинник в накинутом на кожаную рубаху тулупе. На его поясе висели меч и кистень[33].

Сняв овчинную шапку, воин поклонился всем сидящим.

— Здраве буде княжичи, здрав буде Волхов Ветер. Воевода Горыня прислал меня за тобой. Он приглашает к праздничному столу, хочет отблагодарить. Его супруга, разродилась двумя мальчиками, как ты и предсказывал. Родила легко. Все здоровы.

— Не меня, богиню Роды нужно благодарить. Но Горыню обижать не буду, иду. — Встав, Ветер погрозил корявым от возраста и работы пальцем. — Не забудь, князь про крещение. Беда идёт к нам в город.

Все молча проводили взглядами Ветра и обрадованно вздохнули. Уж очень праведным и страшным был Волхов.

— Знаешь, Переслав, — запивая сестринский пирог горячим сбитнем[34], Белогор вытер потный лоб и мокрый от простуды нос. — Разговор будет не совсем приятный, но нужный.

— Не сомневался, что ты не просто так прислал за мной посыльного… — Переслав осёкся. — Что это он делает? — и кивнул на старшего сына Белогора.

Летом получивший взрослое имя Доброслав, теперь сидевший в собственной расшитой, а не отцовской рубахе, подросток взял переданный ему Мстиславом кувшин и деловито налил в глиняные кубки хмельного сбитня себе, двум братьям, ещё в рубахах отца, и даже маленькой сестрице Цветане.

Смеясь, Белогор взглянул на сына. Тот сразу отодвинул от сестрёнки посудину со сбитнем и приставил чашку с молоком.

— Батя, — нетерпеливо напомнил Доброслав. — Меня ребята на дворе ждут, мы сегодня идём в Младшую Дружину стрелять и драться.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

31

Лето — до Петра Первого было летоисчесление, термин «год» появился только на рубеже 17 и 18 веков.

32

Бобыль — одинокий мужчина, вдовец или просто ленивый.

33

Кистень — железный шар с шипами, прикрепленный цепью к деревянной ручке.

34

Сбитень — горячий забродивший компот с небольшим процентом алкоголя.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я