Компас саморазвития. Коротко о главном

Е. Шнейд, 2023

Все мылящие люди находятся в поиске ответов на главные жизненные вопросы. У каждого они свои. Но объединяет их то, что мы стараемся структурировать себя, свою жизнь, понять паттерны своего мышления и поведения. Стремимся исправить ошибки, стать лучше. Я так же, как и многие, нахожусь в постоянном поиске себя и, как мне верится, иду по пути личностного роста.На протяжении долгого времени я изучал многие вопросы психологии и саморазвития, формируя личные заметки для себя. Изучая многие материалы, я находил, что все мысли о главном объединяет что-то общее – они все похожи друг на друга и как будто говорят об одном, но разными словами.В своих заметках я старался выделять основные мысли из того, что изучаю.Эта книга – публикация моих личных заметок.

Оглавление

Быстрее, выше, сильнее

1 Мы привыкли думать в терминах соревнования: образование должно быть лучшим, должность должна быть самой крутой, дети должны ходить в лучшую школу и пр. Желание побед у нас в крови. Один эксперимент даже показал, что большинство опрошенных выступающих атлетов готовы были принимать допинг, который не будет видно в анализах, который позволит им занимать первые места, но при этом убьет их через 5 лет.

2 Жизнь в ритме вечного соревнования не приведет ни к чему хорошему. Для большинства из нас это будет жизнь, полная поражений: как на олимпийский пьедестал восходят лишь единицы, так же и магнатами становятся немногие. Более того, жизнь в вечном соревновании ведет к постоянным стрессам. А если вы делаете что-то только ради результата, вы скорее всего это забросите: представьте, что вы выходите на пробежку не для удовольствия, а чтобы победить в ультрамарафоне. Точно будете с радостью продолжать бегать?

3 Мотивация бывает внутренней и внешней. Победа в соревнованиях — это пример внешней мотивации. Она работает хуже внутренней, потому что, если человек делает что-либо без внутренней мотивации — он делает это без удовольствия. Более того, если постоянно поощряется только победа в соревнованиях с кем-либо, то неимение такой награды сводит на нет все старания — человек потухает.

4 Соревновательный настрой разрушает отношения. Многие родители поощряют своих детей за хорошее поведение. Но что, если братья и сестры начинают соревноваться за внимание родителей? Их отношения перестают быть доверительными. Так же плачевны соревнования внутри пар. По мнению семейного психолога Эмили Браун, практически всегда измены происходят в тех парах, в которых один из партнеров морально задавлен — поэтому он и начинает жульничать.

5 Если относиться к окружающим как к противникам в каком-либо состязании, это ведет к фокусировке на игре с нулевой суммой: чтобы выиграть, нужно чтобы кто-то проиграл. Такой подход мешает коллаборации. Даже в науке ученые стараются не раскрывать свои исследования, боясь, что кто-то их опередит с открытием. Наука — это лишь один из примеров, где соревнования ни к чему хорошему не приводят — представьте, насколько быстрее шел бы прогресс, если бы люди не были подвластны эго?

6 Даже в экономике конкурентный настрой не всегда ведет к правильным результатам. Большие корпорации становятся больше, поглощая других игроков и, в итоге, становятся настолько важны в государственных экономиках, что государствам приходится их субсидировать, если дела компаний ухудшаются. А это значит, что руководители таких компаний перестают чувствовать риск: ведь их в любом случае спасут. Так же и с конкуренцией, ведущей к снижению цен. Вроде бы это и хорошо для потребителя, но компании зачастую перекладывают свои затраты/потери на других, сокращая зарплаты линейным сотрудникам или ухудшая условия ведения бизнеса.

7 Таким образом, важно пересмотреть взгляд на соревновательный настрой. Коллаборация ведет к лучшим результатам. На рабочих местах, например, может быть полезна горизонтальная иерархия: когда нет жесткой структуры руководитель-подчиненный и люди не соревнуются за повышение, а налаживают диалог друг с другом. Также хороший пример — финские школы: там дети не получают оценки, и их результаты не сравниваются с одноклассниками — оценивается индивидуальный прогресс каждого. При этом финские школы в самых высоких образовательных рейтингах.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я