Связанные понятия
Пурпурный цвет — один из группы неспектральных цветов. Естественным эталоном для него является пурпур древних, такой цвет можно получить, смешивая синий (или фиолетовый) цвет с красным (см. иллюстрацию).
Дополнительные цвета (взаимодополнительные) — пары цветов, оптическое смешение которых приводит к формированию психологического ощущения ахроматического цвета (чёрного, белого или серого). Синоним понятия — противоположные цвета. Понятие тесно связано с введённым в колориметрию понятием Основные цвета. Дополнительные цвета при смешивании дают ахроматические цвета...
Тон (англ. hue) — одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. В строгом колориметрическом смысле тон - это направление вектора цветности (вектора на диаграмме цветности с началом в точке белого и концом в данной цветности). Направление может быть задано углом (это и есть цветовой тон), в то время как удаленность от точки белого задается в процентах и называется насыщенностью (степенью смешивания наиболее насыщенных цветов - спектральных или крайних пурпурных с белым...
Кра́сный (родственно ст.‑слав. красьнъ ‘красивый, прекрасный’), также червлёный, рдяный (арх.) — область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальным частотам электромагнитного излучения, воспринимаемого человеческим глазом. Диапазон красных цветов в спектре часто определяют длинами волн 630—760 нанометров, что соответствует частотам 476—394 терагерц. Длинноволновая граница восприятия зависит от возраста человека.
Подробнее: Красный цвет
Метамери́я (или метамери́зм) — свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета. В более узком смысле, метамерией называют явление, когда два окрашенных образца воспринимаются одинаково окрашенными под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения (с другими спектральными характеристиками излучаемого света).
Упоминания в литературе
Основные спектральные
цвета – красный, зеленый и синий. Все остальные цвета спектра можно получить за счет аддитивного смешения цветов, т. е. соединения (смешения) света двух или более источников прежде, чем он достигнет глаза. При аддитивном смешении цветов энергия двух объединенных лучей является результатом сложения энергии двух первоначальных потоков и воспринимаемая яркость увеличивается. В «цветовом круге» (см. рис.) спектральные и неспектральные цвета замкнуты в круг и распределены так, как это обусловлено их последовательностью в спектре. Такое деление является условным, так как каждый цвет спектра переходит в соседний плавно, и нормальный человеческий глаз различает в действительности несравненно большее количество промежуточных спектральных цветов (около 200).
В цветовой модели CMYK
цвета смешиваются в разных пропорциях (причем в данном случае смешивание происходит на физическом уровне), то есть цветные точки накладываются друг на друга, и в результате этого получается нужный оттенок. Нужный цвет достигается составом смеси пурпурного, бирюзового и желтого красителя, а уровнем ключевого регулируется яркость цвета (от светлого к темному). Если интенсивность ключевого (черного) цвета равна 100 %, то результирующий цвет будет черным в любом случае вне зависимости от количества красителей C, M и Y. Следует также учитывать цвет конечного носителя. Если вы, например, печатаете на желтой бумаге, то белого цвета в изображении вы никогда не получите: нет такого красителя. Иными словами, в данной модели нулевой (исходный) цвет – понятие условное. Он может быть белым, желтым, серым, красным, то есть таким, каким является цвет бумаги, на которой вы печатаете.
При печати иллюстраций в полиграфии и изобразительном искусстве применяется субтрактивная цветовая модель. Она описывает синтез печатных красок. Основными
цветами в данной схеме являются голубой, пурпурный, желтый и черный. Цвета же, полученные в результате их смешивания, называют дополнительными. Например, смешивание желтого и голубого цветов в данной цветовой модели дает зеленый, а смешивание красного и желтого – оранжевый цвет. Каждый цвет, полученный из двух основных, является производной от их яркости и насыщенности. В реальной жизни данную модель можно представить следующим образом: если осветить какой-либо предмет, часть спектра белого света будет поглощена. Длина, а значит, и цвет отраженной волны зависят от того, в какой части спектра произошло поглощение. Таким образом, цвет образуется вычитанием из белого света определенных участков спектра.
На глаз действует
цвет какой-нибудь поверхности, и в этом случае цветовой тон определяется преобладающим отражением лучей определенной длины волны. Глаз человека способен по цветовому тону различать 150 переходов. В условиях, позволяющих систематически тренировать глаз в различении цветов, чувствительность к различению цветовых оттенков значительно повышается.
Координата H (оттенок
цвета ) представлена в модели HSB как «закольцованная» полоска спектра, или радуги – с небольшой вольностью в виде превращения лилового опять в красный. Оттенок цвета является как бы базовой характеристикой, которая потом корректируется изменением насыщенности и яркости цвета. С помощью этой системы намного легче подобрать сходные по яркости или по насыщенности цвета: требуется изменять только один параметр цвета, а не все одновременно.
Связанные понятия (продолжение)
Зелёный цвет — один из трёх основных цветов, зелёным считают цвет видимого электромагнитного излучения (света) с длинами волн, лежащими в диапазоне приблизительно 510—550 нм. В системе CMYK в полиграфии зелёный получается при смешении жёлтого и сине-зелёного (циана).
Голубо́й цвет — это группа оттенков синего с небольшим смещением в сторону зелёного, таким, что ещё совсем нет ощущения зелёного оттенка, либо просто светлые оттенки тонов синего диапазона. Спектральному голубому приблизительно соответствует оттенок 130 в цветовой системе Windows (00BFFF16). В более широком смысле голубой можно определить как синеватый или слабо-синий, в таком случае голубыми часто называют вещи, которые по контрасту с окружающими выделяются небольшим синим оттенком. Например, голубыми...
Насыщенность (теория цвета) (англ. colorfulness, chroma, saturation) — интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать «сочным», «глубоким», менее насыщенный — «приглушённым», приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого. Насыщенность (saturation) — одна из трёх координат в цветовых пространствах HSL и HSV. Насыщенность (цветовая насыщенность...
Се́рый цвет — это ахроматический цвет, точнее — множество всех цветов, получаемых путём совмещения трёх основных цветов цветовой модели RGB — красного, зелёного и синего в равных концентрациях. В зависимости от яркости оттенок серого изменяется от чёрного (яркость 0 %) до белого (яркость 100 %). В цветовой модели CMYK серый цвет может быть образован из первых трёх цветов (CMY) в одинаковых пропорциях, или изменением четвёртого цвета (K) от 0 (белый) до 100 (чёрный), или комбинацией этих вариантов...
Циан (Cyan от греч. κυανoῦς),
сине-зелёный , ядовито-синий, «цвет морской волны» — цветовой диапазон между зелёным и синим, с длиной волны примерно от 485 до 500 нанометров. Циановым также называют один из четырёх цветов системы CMYK. Циановый цвет весьма близок к голубому, и его иногда условно называют голубым или бирюзовым.
Жёлтый — цвета электромагнитного излучения с длинами волн от 550 до 590 нм. Является дополнительным цветом к синему в RGB или дополнительным к фиолетовому в художественной практике и системе RYB. Однако в древности, из-за несовершенства имевшихся пигментов, его рассматривали как дополнительный к пурпурному.
Бе́лый цвет — цвет со спектром электромагнитного излучения равномерной мощности по всем длинам волн в видимой части. Является так называемым ахроматическим цветом, наряду с чёрным и оттенками серого. Следует понимать, что ощущение белого цвета будет возникать от излучений с различными спектрами и при различных факторах.
Инди́го — разновидность синего цвета, средний между тёмно-синим и фиолетовым. В спектре видимого света излучение цвета индиго занимает участок между 420 и 450 нм. Название произошло от растения индиго, произрастающего в Индии, из которого добывали соответствующий краситель, также называемый индиго, широко использовавшийся для окраски одежды, в основном из денима. В английском цвет так и называется — «indian blue».
Оранжевый — цвет, промежуточный в спектре электромагнитного излучения оптического диапазона между красным и жёлтым. Электромагнитное излучение, вызывающее ощущение оранжевого цвета, имеет длины волн, лежащие в диапазоне 590—630 нм. Оранжевому соответствует оттенок 20 в цветовой системе MS Windows (hex-код FF8000). В RGB системе оранжевый — цвет 3-го порядка (между красным и жёлтым), его можно охарактеризовать как жёлто-красный.
Цветовой круг — способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета.
Основные цвета — цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Основными цветами называют систему трёх линейно независимых цветов, т. е. таких цветов, каждый из которых не может быть представлен в виде суммы каких-либо количеств двух других цветов. Групп (систем) линейно независимых цветов существует бесконечно много. Цвет может быть выражен в любой из трёхмерных систем; переход из одной системы в другую осуществляется с помощью простых соотношений.
Чёрный — тон, отсутствие светового потока от объекта. В системе RGB обозначается как #000000. Оттенки чёрного цвета именуются серым цветом.
Синий — наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием электромагнитного излучения с длинами волн в диапазоне 440—485 нм (иногда диапазон указывают шире — 420—490 нм). Один из основных цветов в системе КЗС (RGB).
Фиоле́товый — цвет, соответствующий наиболее коротковолновому монохроматическому излучению, которое способен воспринимать человеческий глаз (диапазон длин волн 380—440 нм).
По теме
Колористика должна быть отдельная статья, а не страница значений. После создания основной статьи страницу значений, если в ней будет необходимость, переименуйте в Колористика (значения).Колористика — наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов и цветовых гармониях, цветовом языке и цветовой культуре. Также искусство сочетания цветов.
Иризация (от лат. iris — «радужная оболочка глаза», по подобию цветового спектра) — оптический эффект, проявляющийся у некоторых минералов в виде радужного цветового сияния при ярком освещении на ровном сколе камней и особенно после их полировки.
Пигме́нт (лат. pigmentum — краска) — компонент наполненных композиционных материалов, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозионные и другие свойства. Частая ошибка - использовать его как синоним красителя. Хотя термины «краситель» и «пигмент», часто используются как равнозначные, понятия чётко различаются - красители растворимы в красильной среде (растворителе), а пигменты нерастворимы.Различают природные минеральные пигменты (неорганические компоненты красок) и биологические пигменты...
Глянец (блеск) — характеристика свойства поверхности, отражающей свет, показывающая соотношение между интенсивностями света, зеркально отражённого от поверхности, и диффузного света.
Природные минеральные пигменты — обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цветных порошков в «эмульсии» — приготовленной по специальному рецепту жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций.
Кори́чневый (от «корица», уменьшительное от «кора», то есть «цвета корицы») — неспектральный цвет, не входящий в палитру основных цветов. Получается при смешивании зелёного и красного красителей или пигментов, а также оранжевого с серым или синим, желтого и пурпурного, кроме того коричневый цвет можно получить добавив к телесному цвету относительно немного чёрного (если к телесному цвету добавить совсем немного чёрного, то получится цвет кожи мулата). При этом получаются существенно разные оттенки...
Подробнее: Коричневый цвет
Свет — в физической оптике электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом. В качестве коротковолновой границы спектрального диапазона, занимаемого светом, принят участок с длинами волн в вакууме 380—400 нм (750—790 ТГц), а в качестве длинноволновой границы — участок 760—780 нм (385—395 ТГц).
Оттенки серого (градации серого, шкала серого цвета, англ. Grayscale) — цветовой режим изображений, которые отображаются в оттенках серого цвета, размещённые в виде таблицы в качестве эталонов яркости белого цвета. Чаще всего используют ступенчатое изображение равномерного ряда оптических плотностей нейтрально-серых полей. Широко применяется в цветоведении и колористике, для оценки и измерений качества тонопередачи при фотографической съёмке, сканировании, при копировальных и печатных процессах (полиграфия...
Цвет черты — цвет минералов в тонком порошке, служит одним из диагностических признаков для определения минералов и горных пород.
Краси́тели — химические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам. Термин «краситель» своим происхождением обязан А. Е. Порай-Кошицу и было введено им в научную терминологию в 1908 году.
Умбра — минеральный коричневый пигмент из глины, окрашенной о́кислами железа и марганца.
Цве́товоспроизведе́ние (в полиграфии, цветной фотографии, цветном телевидении и т. д.) — процесс передачи цветов объекта в его цветном изображении.
Розовый — цвет, образующийся при смешивании красного и белого. Хотя иногда его описывают как светло-красный, однако точнее будет сказать, что это ненасыщенный красный цвет, причём чаще всего с примесью пурпурного. Несмотря на широкое употребление слова, точный оттенок установить трудно; например, в английском языке используется два слова для существенно различных оттенков розового: Rose (более красный оттенок) и Pink («маргаритковый»).
Дихрои́зм — явление, состоящее в различном поглощении веществом света в зависимости от его поляризации. Различают следующие виды дихроизма...
Актиничность , актиничность фотографическая (др.-греч. aktis, родительный падеж др.-греч. aktinos — луч) — способность излучения оказывать фотографическое действие на светочувствительный материал.
Тони́рование , вирирование, окрашивание (в классической галогеносеребряной фотографии) — процесс химической обработки чёрно-белого позитива (или слайда), приводящий к изменению окраски (тона) последнего. Наиболее часто проводят тонирование в оттенки сепии, синего и красных цветов. Возможно также получение желтых, зеленых, фиолетовых оттенков, а также окрашивание в смешанные тона.
Цвета́ побежа́лости — радужные цвета, образующиеся на гладкой поверхности металла или минерала в результате образования тонкой прозрачной поверхностной окисной плёнки (которую называют побежалостью) и интерференции света в ней. Чаще всего она появляется от теплового воздействия.
Цвет минералов (окраска минералов) — способность минералов отражать и преломлять свет, создавая определённое ощущение цвета.
Блик — элемент светоте́ни — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности. Возникает вследствие зеркального или зеркально-диффузного отражения яркого источника света, чаще всего солнца, на предмете.
Цветова́я температу́ра (спектрофотометрическая или колориметрическая температура; обозначается Тс и измеряется в кельвинах) — характеристика хода интенсивности излучения источника света как функции длины волны в оптическом диапазоне. Согласно формуле Планка, цветовая температура определяется как температура абсолютно чёрного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового тона, что и рассматриваемое излучение. Характеризует относительный вклад излучения данного цвета в излучение источника...
Скотофор — это материал, обладающий обратимым свойством потемнения и обеления при воздействии определенных типов излучения. Название означает носитель тьмы, в отличие от фосфора, что означает носитель света.. Скотофор темнеет при воздействии интенсивных излучений, таких как солнечный свет. Минералы, показывающие такое поведение включают в себя гакманит, содалит, сподумен и тугтупит. Некоторые чистые галогениды щелочных металлов также показывают такое поведение.
Цветоощущение (цветовая чувствительность, цветовое восприятие, цветовое зрение) — способность зрения воспринимать и преобразовывать световое излучение определённого спектрального состава в ощущение различных цветовых оттенков и тонов, формируя целостное ощущение («хроматичность», «цветность», колорит)
Цветовая палитра (палитра цвета) — фиксированный набор (диапазон) цветов и оттенков, имеющий физическую или цифровую реализацию в том или ином виде (например, атлас цветов, системная цветовая палитра, Московская цветовая палитра). В переносном смысле — подбор цветов, характерный для живописной манеры данного художника в определённый период его творчества.
Лампа чёрного света , или лампа Вуда (англ. Black light, Wood's light), лампа ультрафиолетового света — лампа, излучающая почти исключительно в наиболее длинноволновой («мягкой») части ультрафиолетового диапазона и, в отличие от кварцевой лампы, имеет сравнительно слабое видимое свечение.
Плеохрои́зм (от др.-греч. πλέον «больше» + χρόμα «цвет») — способность некоторых анизотропных кристаллов, в том числе двупреломляющих минералов, обнаруживать различную окраску в проходящем через них свете при рассматривании по различным направлениям.
Бирюзовый цвет — оттенок голубого и зелёного цветов, различается от светло-зелёного с голубизной до голубого; близкий к циану. Характерный цвет минералов бирюзы (откуда название) и хризоколлы. Бирюза (от перс. فیروزه — «фирузэ» — «камень счастья», или перс. پیروز — пируз — «одерживающий победу»).
Колориметрия — наука о цвете и измерении цвета. Исследует методы измерения и выражения количества цвета, различий цветов. Возникла в XIX веке.
Фотографическая вуаль — нежелательная оптическая плотность, возникающая в проявленном фотоматериале без воздействия экспонирующего света. В большинстве случаев появление вуали объясняется наличием в фотоэмульсии так называемых «центров вуали», то есть микрокристаллов галогенида серебра с дефектами кристаллической решётки, самопроизвольно ставших центрами скрытого изображения. Интенсивное образование центров вуали происходит в процессе химического созревания эмульсии.
Сенсибилиза́ция фотоматериалов — увеличение их общей светочувствительности и расширение зоны спектральной чувствительности за пределы естественной для галогенидов серебра. Бромосеребряные и йодосеребряные желатиновые фотоэмульсии без сенсибилизации обладают чувствительностью только в синефиолетовой зоне видимого излучения и к ультрафиолетовым лучам. Хлоросеребряные эмульсии практически нечувствительны к видимому излучению, реагируя только на ультрафиолетовое. С помощью сенсибилизации удаётся добиться...
Упоминания в литературе (продолжение)
Дальнейшие исследования также показали, что к 2–3 месяцам цветовое зрение младенцев идентично зрению взрослых. Однако до 2 месяцев дети обнаруживают дефицит в восприятии
цветов . Так, в одном исследовании[25] у детей 4 месяцев вызывали привыкание к определенному цвету (например, к световой волне длинной в 480 нанометров, что соответствует синему цвету). Затем демонстрировались два цвета, различающиеся на 30 нанометров: 450 нанометров (также воспринимается как синий) и 510 нанометров (воспринимается как зеленый). Оказалось, что дети больше обращали внимание на тот экран, цвет которого пересекал границу цвета. Другими словами, можно говорить о раннем категориальном восприятии цвета. Также при попарном сравнении чистых и смешанных цветов было установлено, что дети предпочитают чистые цвета цветам смешанным (синий в сравнении с фиолетовым, желтый в сравнении с оранжевым, зеленый в сравнении с бирюзовым и т. д.).
Цвет пространственно уже относится к предмету, становится локальным, но еще простым. Никаких изменений в цвете, происшедших благодаря освещению, влиянию воздушной среды, ребенок не воспринимает. Как не видит он первоначально светотени в качестве зрительных признаков объемности, так не видит он и происходящих изменений в цвете предмета под влиянием освещения или удаления его от зрителя. Цвет воспринимается безразлично от расстояния – таким, каким его видит ребенок при близком рассматривании в наибольшей его насыщенности и напряженности, – в зависимости, конечно, от воздушной и световой среды. Поэтому общим цветом, характеризующим локальную окраску предмета, оказывается цвет освещенной стороны. Так, куб, окрашенный киноварью, остается для ребенка, близко рассматривающего его, киноварным по цвету в любом положении, освещении и удалении.
Если провести среди компьютерщиков один из популярных психологических тестов и предложить быстро назвать первую ассоциацию, приходящую на ум при произнесении определенного слова, вероятно, почти все на слово «палитра» ответят «RGB». Эта система представления
цвета используется не только в компьютерных мониторах, но и в любых других электронных системах отображения информации. В какой-то мере она соответствует восприятию цвета человеческим глазом. Подобный принцип получения любого цвета из трех основных называется аддитивным: то есть изображение окрашивается за счет одновременного восприятия трех основных (базисных) цветов – красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Белый цвет образуется из всех трех цветов со 100 % насыщенностью, черный – при отсутствии всех трех цветов. Эта палитра используется тогда, когда для формирования цвета используются излучающие свет приборы или материалы. (Совсем иная ситуация складывается, например, при печати – там используется субтрактивная (разностная) модель получения полного цвета. Теория этого вопроса достаточно сложна и выходит за рамки данной книги. Минимально необходимые сведения по этому поводу будут приведены в последней главе).
Цветовое зрение в норме называют трихроматичным, ибо для получения более 13 000 различных тонов и оттенков нужны лишь 3
цвета . Имеются указания на четырехкомпонентную и полихроматическую природу цветового зрения.
В настоящее время существует несколько теорий, раскрывающих природу светового зрения. Согласно однокомпонентной теории все рецепторы возбуждаются на полный световой спектр. Согласно же трехкомпонентной теории, рецепторы, расположенные в области центра сетчатки, делятся на три группы, каждые из которых реагируют на красный, зеленый, синий
цвета спектра. Согласно данной теории многообразие цветовых оттенков получается за счет смешивания трех цветов спектра (красного, зеленого, синего). Цветовое зрение в контексте данной теории зависит от соотношения силы возбуждения каждого вида рецепторов (колбочек).
Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и
цвете . Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света – всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.
Именно на этом принципе и построено компьютерное представление
цвета . Каждый пиксел цветного изображения кодируется тремя числами – сочетанием трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Такую систему кодирования цвета называют моделью RGB (от англ. Red, Green, Blue — красный, зеленый, синий). Как правило, каждый цвет кодируется одним байтом информации, т. е. пропорции цветов представляются числами от 0 до 255. Разумеется, такая система передачи цвета является дискретной, т. е. не каждый имеющийся в природе цвет (число оттенков которого бесконечно) можно представить на компьютере. В этом смысле цифровое представление цвета имеет те же плюсы и минусы, что и рассмотренная нами выше передача интенсивности черно – белых изображений.
С одной стороны, такое воздействие обусловлено физической природой света. Сами по себе предметы
цвета не имеют, они имеют лишь способность отражать и поглощать цвета. Когда мы говорим, что некая вещь – зеленая, это означает, что ее поверхность поглощает все остальные лучи света, кроме зеленых. Цвет, который мы видим, возникает в сознании, а полученные образы имеют сильное смысловое содержание. Однако глаза и мозг человека различают цвета лишь с помощью сравнений. Поэтому при формировании композиций так важно использовать ахроматические варианты (серый, белый, черный) и контрасты. Да, как ни странно, цвет имеет форму!
Использование бирюзового
цвета в качестве основного фона в гостиной, а затем его сочетание с разнообразием акцентных тонов синего и зеленого представляют собой визуально сложную схему, которая создает множество иллюзий у нашего восприятия. Вы никогда не можете быть совершенно уверены в том, какой цвет доминирует – синий или зеленый, но общий эффект, разумеется, получается гармоничный. Чтобы напомнить себе, почему так происходит, взгляните на цветовой круг, и вы увидите, что все эти оттенки расположены в цветовом спектре близко друг к другу.
Использование бирюзового
цвета в качестве основного фона в гостиной, а затем его сочетание с разнообразием акцентных тонов синего и зелёного представляют собой визуально сложную схему, которая создаёт множество иллюзий у нашего восприятия. Вы никогда не можете быть совершенно уверены в том, какой цвет доминирует – синий или зелёный, но общий эффект, разумеется, получается гармоничный. Чтобы напомнить себе, почему так происходит, взгляните на цветовой круг, и вы увидите, что все эти оттенки расположены в цветовом спектре близко друг к другу.
Если разложить свет на отдельные составляющие с разными длинами волн, мы получим разные
цвета . Однако семь цветов радуги – это только малая часть спектра. У каждого цвета есть множество оттенков и вариаций оттенков. Каждый объект имеет свои характеристики поглощения и отражения. Когда свет попадает на объекты различного цвета, каждая часть спектра поглощается и отражается в соответствии с этими характеристиками.
Lab создавалась как аппаратнонезависимая цветовая модель. В этой модели присутствует компонент, отвечающий за яркость (Lightness)
цвета , который может принимать значения от 1 до 100, и два компонента, формирующих цвет: а (диапазон изменения: от пурпурного до зеленого) и b (диапазон изменения: от синего до желтого). Значения параметров а и b варьируются в пределах от-128 до+127.
Подсвечивая изображение белым
цветом , можно получить только градации серого. Для распознавания многокрасочного изображения нужно осветить его каждым из базовых цветов – красным, зеленым и синим. Измерив интенсивность каждого цвета в конкретной точке и сложив эти значения, можно получить цвет с достаточно высокой точностью. Как эта система реализуется на практике, зависит от конкретной модели. Старые сканеры работали по одному из двух принципов: либо по очереди подсвечивали строку каждым цветом, либо сканировали изображение в три прохода, каждый раз используя разную подсветку. В современных моделях белый свет раскладывается на составляющие с помощью специальной призмы либо на светочувствительной матрице имеется специальное покрытие, отфильтровывающее лишние составляющие света.
Из нескольких сотен оттенков Люшер выбрал восемь строго определенных тонов. Цветные карточки, помещенные в этой книге, в точности не соответствуют люшеровским. Сам Люшер считает, что работают только эталонные карточки, которые можно купить за довольно приличную сумму. Если пользоваться другими, это приводит к искажению результатов теста. Особенно высока степень погрешности в компьютерных программах: в зависимости от яркости, контрастности и других индвидуальных настроек монитора одни и те же
цвета воспринимаются человеком неодинаково. Компьютерные программы Люшер считает недопустимыми к использованию. Но есть исследователи, к числу которых принадлежу и я, которые считают, что можно пользоваться и неэталонными карточками. Мы считаем, что незначительные вариации в оттенках не играют существенной роли. Человек делает выбор цвета относительно других цветов. Он выбирает не «абсолютно», а «относительно». Если в данный момент желтый цвет вас раздражает больше, чем красный, синий, зеленый (то есть относительно других цветов), вы не поставите его на первое место, каким бы ни был оттенок – чуть светлее или чуть темнее. Поэтому, несмотря на погрешности в оттенках, срез психологического состояния точен. Тем не менее, я обязан предупредить, что цвета, приведенные в книге, отличаются от цветов Люшера. Тем, кто не разделяет точку зрения автора на правомерность использования карточек в данной книге, я отсылаю к профессиональным сообществам, где можно приобрести оригинальные карточки Люшера.
Для цветных изображений применяют модели, основанные на трех независимых параметрах. Чаще всего встречается RGB – модель, в которой роль независимых параметров играют три
цвета : красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue). Эти цвета называются основными, все прочие образуются из их комбинаций. Каждый из основных цветов имеет 256 градаций яркости, поэтому легко подсчитать, что RGB-изображение занимает в три раза больше места, чем картинка в модели Grayscale (Оттенки серого).
Воздушная перспектива основана на законах колористического восприятия человека. Колорит сада складывается не только из окраски растений. Сюда входит также
цвет земли, газонов, дорожек, неба, воды, даже стен дома и садовой мебели и др. При этом очень важно, чтобы складывалась гармоничная картина, а не возникало ощущения цветового беспорядка. Чтобы избежать последнего, нужно учитывать, что эмоциональность восприятия зависит от соотношения цветовых сочетаний, которые могут быть контрастными или строиться на основе оттенков одного цвета. Например, зеленый, размещенный рядом с красным, усилит звучание последнего. То же самое можно сказать о желтом и фиолетовом. И наоборот: насыщенность, например, ярко-синего цвета снизит соседний красный. Подобные особенности необходимо учитывать в первую очередь при устройстве цветников, когда один тон неизбежно воспринимается на фоне другого, то есть в условиях одновременного колористического контраста. Замечено, кстати, что на фоне красного оранжевый цвет желтеет, желтый зеленеет, зеленый голубеет. На зеленом фоне красный и синий приобретают слегка фиолетовый оттенок, а желтый переходит в оранжевый.
Физическое воздействие
цвета проявляется в изменениях физиологического состояния. Факт такого действия подтвержден многими исследованиями. Наиболее ярко заметно влияние красного и синего цветов на состояние человека. Остальные цвета можно условно разделить на две группы – подобные красному или, соответственно, синему.
Важно учитывать также и явление хроматической аберрации. Различные лучи призматического спектра преломляются неодинаково. Если предмет освещен красным светом, то его изображение появляется на большем расстоянии от чечевицы, чем при освещении того же предмета фиолетовым
цветом . Поэтому предмет, освещенный белым светом, дает собственно не одно изображение, но столько, сколько имеется различных световых лучей спектра. Этим объясняется, что изображение имеет то розоватый, то фиолетовый оттенок, в зависимости от расстояния между экраном и чечевицей.
Все
цвета кроме белых, серых, черных называют хроматическими (цветными). Они также отличаются друг от друга по светлоте. В предметной среде светлота, также как и тон, могут изменить пространство, увеличить или уменьшить, облегчить или утяжелить интерьер или фигуру. Цвет может согреть и охладить…Что касается чистых цветов, то они психологически могут многим нравиться. Однако, применяются в интерьере чистые цвета достаточно редко. Обычно применяются различные виды примесей к белому цвету.
ГАММА ЦВЕТОВАЯ – в изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита (см.), характеристика «оптической» закономерности, которая объединяет основные цветовые оттенки произведения. Как правило, этот термин сопровождается обычными для
цвета определениями (так как цветовую гамму называют теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой и т. д.).
Когда мы имеем дело с выбором
цвета , необходимо понимать термин «тон», или «оттенок». Он характеризует интенсивность цвета, насколько тот темный или светлый. Два разных цвета могут иметь одинаковый тон. Оттенок краски можно изменить, если добавить черный цвет. Это называется тенью, то есть более темным вариантом первоначального цвета. Если добавить белый, мы получим свет – более светлую версию первоначального цвета. Когда в комнате сочетаются два и более цвета, подобрать правильно оттенки – задача очень ответственная, так как интенсивность цветов должна быть одинаковой, чтобы они гармонировали удачно.
Отправным пунктом исследования является идея о том, что, располагаясь рядом или на определенном расстоянии друг от друга, сходные по
цвету поверхности образуют в цветовом пространстве города «цветовые созвездия» и заметно выделяющиеся на их фоне «суперфигуры»[7], цвет которых имеет ярко выраженный знаковый характер и скрывает глубокие и сильнодействующие на человека символы. Как правило, цвет наделяется символическим смыслом, адекватным общему слою понятий и смыслов конкретной культуры, и лучше других знаков выражает культурное содержание и характер эпохи.
Колорит – это система цветовых сочетаний, являющаяся одним из важнейших средств эмоциональной выразительности. В зависимости от преобладания того или иного тона различают светлый и темный, теплый и холодный колорит, спокойный и напряженный, яркий и блеклый, основанный на локальных
цветах и на использовании тона, а также оттенков, выражающих соотношение света и тени. В последнем случае колорит определяется в первую очередь доминирующими цветами близких оттенков.