Связанные понятия
Синий — наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием электромагнитного излучения с длинами волн в диапазоне 440—485 нм (иногда диапазон указывают шире — 420—490 нм). Один из основных цветов в системе КЗС (RGB).
Зелёный цвет — один из трёх основных цветов, зелёным считают цвет видимого электромагнитного излучения (света) с длинами волн, лежащими в диапазоне приблизительно 510—550 нм. В системе CMYK в полиграфии зелёный получается при смешении жёлтого и сине-зелёного (циана).
Бе́лый цвет — цвет со спектром электромагнитного излучения равномерной мощности по всем длинам волн в видимой части. Является так называемым ахроматическим цветом, наряду с чёрным и оттенками серого. Следует понимать, что ощущение белого цвета будет возникать от излучений с различными спектрами и при различных факторах.
Жёлтый — цвета электромагнитного излучения с длинами волн от 550 до 590 нм. Является дополнительным цветом к синему в RGB или дополнительным к фиолетовому в художественной практике и системе RYB. Однако в древности, из-за несовершенства имевшихся пигментов, его рассматривали как дополнительный к пурпурному.
Голубо́й цвет — это группа оттенков синего с небольшим смещением в сторону зелёного, таким, что ещё совсем нет ощущения зелёного оттенка, либо просто светлые оттенки тонов синего диапазона. Спектральному голубому приблизительно соответствует оттенок 130 в цветовой системе Windows (00BFFF16). В более широком смысле голубой можно определить как синеватый или слабо-синий, в таком случае голубыми часто называют вещи, которые по контрасту с окружающими выделяются небольшим синим оттенком. Например, голубыми...
Упоминания в литературе
Все это соответствует тому, что чувствует летучая мышь, не более, чем следующее описание соответствует тому, как мы видим цвет. Возьмите прибор, измеряющий длину волны света, попадающего вам в глаз. Если она длинная – вы видите красный, а если короткая – фиолетовый или синий. Так уж вышло, и это научный факт, что у света, который мы называем красным, длина волны больше, чем у света, который мы называем синим. В нашей сетчатке включаются те или иные рецепторы – воспринимающие красный или синий – в зависимости от длины световой волны. Но понятие “длина волны” не играет ни малейшей роли в нашем субъективном восприятии цвета. То, “каково” это – различать красный и синий цвета, никоим образом не помогает нам узнать, в каком случае длина волны больше. Когда она для нас действительно важна (что бывает редко), мы должны ее просто помнить или (как обычно поступаю я) заглянуть в справочник. Аналогичным образом летучая мышь узнает местоположение насекомого, используя то, что мы называем эхом. Но когда она замечает насекомое, то думает о времени задержки эха наверняка не больше, чем мы с вами думаем о длинах волн, когда воспринимаем синий или
красный цвет .
Вернитесь мысленно на несколько лет назад, когда вы учились в школе, и вспомните уроки физики. Там вас учили, что белый цвет состоит из многих цветов, которые можно увидеть по отдельности, когда луч света проходит через призму. Цвета радуги разделяются, поэтому каждый имеет свою длину волны:
красный цвет имеет самую большую длину волны и самую низкую частоту, фиолетовый – самую короткую волну и самую высокую частоту. Причина, по которой мы воспринимаем какой-нибудь цвет, скажем синий, заключается в том, что поверхность предмета, на который падает свет, поглощает все его компоненты, кроме световых волн синего цвета. Затем они отражаются и воспринимаются нашими глазами. Понимание, что свет – это энергия и поэтому различные цвета обладают разной энергией, является центральной для таких практик, как цветовая терапия и фэн-шуй, которые разнообразно используют цвет для улучшения самочувствия и здоровья.
Используя стандартный вариант модели RGB, мы можем записать какой-нибудь цвет примерно в таком виде: R:255 G:150 B:0. Это значит, что для получения записанного нами цвета необходимо использовать
красный цвет с максимальной интенсивностью, зеленый – чуть больше половины, а синий не требуется вообще. Из рис. 2.1 мы знаем, что смешение красного и зеленого даст нам желтый цвет; а поскольку зеленый компонент представлен в нашем цвете с меньшей интенсивностью, то это будет не чистый желтый цвет, а с заметным красным оттенком. Наверное, уже все читатели догадались, что приведенные нами цифры соответствуют какому-то оранжевому оттенку. Подобным образом (только, конечно же, более сложным и точным) получаются в модели RGB и все остальные цвета.
Господство
красного цвета , по-видимому, началось в глубокой древности, задолго до римлян. Это важнейший антропологический факт, который, как нам кажется, объясняет, почему длительное время в большинстве индоевропейских социумов у белого цвета было два антагониста – красный и черный, и вокруг этих трех «полюсов» вплоть до разгара Средних веков выстраивались все социальные коды и основные представления, связанные с цветом. Не будучи охотником за архетипами, историк в данном случае может с полным правом заявить, что в древних социумах красное долгие века олицетворяло окрашенную ткань, белое – ткань неокрашенную, но незапачканную или первозданно чистую, а черное – ткань неокрашенную и запачканную или попросту грязную[5]. Две основные шкалы измерения цвета в древности и в Средневековье – шкала яркости и шкала насыщенности – возможно, возникли из этого двойного противопоставления: с одной стороны, черного и белого (из-за разного отношения к свету, к его силе и чистоте), с другой стороны, белого и красного (из-за разного отношения к красителю, к его наличию или отсутствию, к его сочности, к его концентрированности). Черное – мрачное, красное – яркое, а белое – противоположно и тому и другому[6].
Если говорить о цветовых сигналах более подробно, можно их разделить на три группы: физиологические, эмоциональные и культурологические. Примеры физиологических цветовых сигналов мы только что обсудили. Что касается эмоциональных цветовых сигналов, то здесь речь идет о тех эмоциях, которые цвет вызывает. Большинство людей на вопрос, какой цвет они считают романтическим, назовут розовый и
красный цвета , а вот радостными назовут желтый и оранжевый. Более того, многие эмоции, связанные с цветами, закрепились в виде устойчивых речевых оборотов. Еще раз посмотрите на таблицу воздействия цветов и попробуйте проанализировать следующие сочетания: «тоска зеленая», «синий понедельник», «черный глаз», «черная зависть», «красна девица». Относительно этих примеров уместно будет вспомнить, что слово «blue» в английском языке означает и «синий», и «грустный, печальный». И не зря джазовые композиции называются «блюз».
Связанные понятия (продолжение)
Чёрный — тон, отсутствие светового потока от объекта. В системе RGB обозначается как #000000. Оттенки чёрного цвета именуются серым цветом.
Оранжевый — цвет, промежуточный в спектре электромагнитного излучения оптического диапазона между красным и жёлтым. Электромагнитное излучение, вызывающее ощущение оранжевого цвета, имеет длины волн, лежащие в диапазоне 590—630 нм. Оранжевому соответствует оттенок 20 в цветовой системе MS Windows (hex-код FF8000). В RGB системе оранжевый — цвет 3-го порядка (между красным и жёлтым), его можно охарактеризовать как жёлто-красный.
Пурпурный цвет — один из группы неспектральных цветов. Естественным эталоном для него является пурпур древних, такой цвет можно получить, смешивая синий (или фиолетовый) цвет с красным (см. иллюстрацию).
Фиоле́товый — цвет, соответствующий наиболее коротковолновому монохроматическому излучению, которое способен воспринимать человеческий глаз (диапазон длин волн 380—440 нм).
Се́рый цвет — это ахроматический цвет, точнее — множество всех цветов, получаемых путём совмещения трёх основных цветов цветовой модели RGB — красного, зелёного и синего в равных концентрациях. В зависимости от яркости оттенок серого изменяется от чёрного (яркость 0 %) до белого (яркость 100 %). В цветовой модели CMYK серый цвет может быть образован из первых трёх цветов (CMY) в одинаковых пропорциях, или изменением четвёртого цвета (K) от 0 (белый) до 100 (чёрный), или комбинацией этих вариантов...
Циан (Cyan от греч. κυανoῦς),
сине-зелёный , ядовито-синий, «цвет морской волны» — цветовой диапазон между зелёным и синим, с длиной волны примерно от 485 до 500 нанометров. Циановым также называют один из четырёх цветов системы CMYK. Циановый цвет весьма близок к голубому, и его иногда условно называют голубым или бирюзовым.
Кори́чневый (от «корица», уменьшительное от «кора», то есть «цвета корицы») — неспектральный цвет, не входящий в палитру основных цветов. Получается при смешивании зелёного и красного красителей или пигментов, а также оранжевого с серым или синим, желтого и пурпурного, кроме того коричневый цвет можно получить добавив к телесному цвету относительно немного чёрного (если к телесному цвету добавить совсем немного чёрного, то получится цвет кожи мулата). При этом получаются существенно разные оттенки...
Подробнее: Коричневый цвет
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные...
Розовый — цвет, образующийся при смешивании красного и белого. Хотя иногда его описывают как светло-красный, однако точнее будет сказать, что это ненасыщенный красный цвет, причём чаще всего с примесью пурпурного. Несмотря на широкое употребление слова, точный оттенок установить трудно; например, в английском языке используется два слова для существенно различных оттенков розового: Rose (более красный оттенок) и Pink («маргаритковый»).
Бирюзовый цвет — оттенок голубого и зелёного цветов, различается от светло-зелёного с голубизной до голубого; близкий к циану. Характерный цвет минералов бирюзы (откуда название) и хризоколлы. Бирюза (от перс. فیروزه — «фирузэ» — «камень счастья», или перс. پیروز — пируз — «одерживающий победу»).
Инди́го — разновидность синего цвета, средний между тёмно-синим и фиолетовым. В спектре видимого света излучение цвета индиго занимает участок между 420 и 450 нм. Название произошло от растения индиго, произрастающего в Индии, из которого добывали соответствующий краситель, также называемый индиго, широко использовавшийся для окраски одежды, в основном из денима. В английском цвет так и называется — «indian blue».
Малиновый — яркий насыщенный оттенок красного, смешанного с синим цветом, цвет малины. В Англии малиновый традиционно связывают с насилием, отвагой и мученичеством. Он ассоциируется с кровью. В доколумбовом Перу малиновый шнур/нить в узелковой письменности кипу обозначал Инку (Короля, Монархию). На такой нити могли располагаться также узлы «времени», то есть для указания на срок правления Инки. Например, 4 узла — это четыре года правления Инки. Малиновый пиджак — в начале 1990-х один из атрибутов...
Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.
Дополнительные цвета (взаимодополнительные) — пары цветов, оптическое смешение которых приводит к формированию психологического ощущения ахроматического цвета (чёрного, белого или серого). Синоним понятия — противоположные цвета. Понятие тесно связано с введённым в колориметрию понятием Основные цвета. Дополнительные цвета при смешивании дают ахроматические цвета...
Основные цвета — цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Основными цветами называют систему трёх линейно независимых цветов, т. е. таких цветов, каждый из которых не может быть представлен в виде суммы каких-либо количеств двух других цветов. Групп (систем) линейно независимых цветов существует бесконечно много. Цвет может быть выражен в любой из трёхмерных систем; переход из одной системы в другую осуществляется с помощью простых соотношений.
Оливковый цвет — тёмный желтовато-зелёный цвет. Эталоном цвета является цвет зелёных плодов оливкового дерева. Может быть сформирован дополнением небольшого количества чёрного в жёлтую краску. Дополнительным цветом к оливковому является тёмно-синий (navy).
Насыщенность (теория цвета) (англ. colorfulness, chroma, saturation) — интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать «сочным», «глубоким», менее насыщенный — «приглушённым», приближённым к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого. Насыщенность (saturation) — одна из трёх координат в цветовых пространствах HSL и HSV. Насыщенность (цветовая насыщенность...
Метамери́я (или метамери́зм) — свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета. В более узком смысле, метамерией называют явление, когда два окрашенных образца воспринимаются одинаково окрашенными под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения (с другими спектральными характеристиками излучаемого света).
Цветовой круг — способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета.
Тон (англ. hue) — одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. В строгом колориметрическом смысле тон - это направление вектора цветности (вектора на диаграмме цветности с началом в точке белого и концом в данной цветности). Направление может быть задано углом (это и есть цветовой тон), в то время как удаленность от точки белого задается в процентах и называется насыщенностью (степенью смешивания наиболее насыщенных цветов - спектральных или крайних пурпурных с белым...
Ра́дуга — атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света (в природе Солнцем или Луной — см. лунная радуга) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра видимого излучения (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (возможно, вслед за Ньютоном, см...
Флаг (от нидерл. vlag) — полотнище правильной геометрической (чаще всего прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.
Поло́тнище — основная часть знамени, штандарта, вымпела или флага. В Российской империи полотнище изготовлялось из шёлковой материи высшего качества (репс, фай, гроденапль или знамённая ткань, реже гродетур или камлот). Полотнище является наиболее важной частью флага, знамени и штандарта.
Кармин (фр. carmin, от араб. قرمز — кошениль и лат. minium — киноварь) — красный краситель, получаемый из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили. Кармин зарегистрирован в качестве пищевой добавки Е120. Дал название одноимённому оттенку красно-пурпурного цвета.
Беличий мех (vair) — один из двух мехов, традиционно используемых в русской и мировой геральдике.
Крыж — часть полотнища флага (иногда используется также название «канто́н», принятое в западной вексиллологии).
Тони́рование , вирирование, окрашивание (в классической галогеносеребряной фотографии) — процесс химической обработки чёрно-белого позитива (или слайда), приводящий к изменению окраски (тона) последнего. Наиболее часто проводят тонирование в оттенки сепии, синего и красных цветов. Возможно также получение желтых, зеленых, фиолетовых оттенков, а также окрашивание в смешанные тона.
Цвет
бордо ́, или бордо́вый цвет — цвет темнее и глуше алого, или тёмно-красный. Это цвет красного вина из Бордо, цвет антоциановых соединений из красных сортов винограда в кислой среде.
Иризация (от лат. iris — «радужная оболочка глаза», по подобию цветового спектра) — оптический эффект, проявляющийся у некоторых минералов в виде радужного цветового сияния при ярком освещении на ровном сколе камней и особенно после их полировки.
Звезда — определённый вид плоских невыпуклых многоугольников, не имеющий, однако, однозначного математического определения.
Реторта (лат. retorta, буквально — повёрнутая назад) — аппарат, служащий в химической лабораторной и заводской практике для перегонки или для воспроизведения реакций, требующих нагревания и сопровождающихся выделением газообразных или жидких летучих продуктов, которые тут же непосредственно и подвергаются перегонке. Главная особенность устройства реторт как перегонных аппаратов, состоит в том, что отверстие, служащее для отвода паров в охлаждаемое пространство, находится на близком расстоянии от...
Оттенки серого (градации серого, шкала серого цвета, англ. Grayscale) — цветовой режим изображений, которые отображаются в оттенках серого цвета, размещённые в виде таблицы в качестве эталонов яркости белого цвета. Чаще всего используют ступенчатое изображение равномерного ряда оптических плотностей нейтрально-серых полей. Широко применяется в цветоведении и колористике, для оценки и измерений качества тонопередачи при фотографической съёмке, сканировании, при копировальных и печатных процессах (полиграфия...
Си́мвол (др.-греч. σύμβολον «<условный> знак, сигнал») — знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
Цветопостоянство (цветовая константность) — особенность человеческого восприятия цвета, которая заключается в том, что воспринимаемый цвет объекта остается примерно одинаковым при изменении цвета освещения. Например, глаз (а точнее, мозг) видит зелёное яблоко зелёным как в середине дня, при белом освещении, так и на закате, когда освещение красное.
Теория ретинекса (англ. retinex theory; от retina — сетчатка и cortex — кора головного мозга) — теория цветовой константности зрения, сформулированная Эдвином Г. Лэндом в 1971 году.
Тетрахрома́тия — восприятие видимого диапазона спектра электромагнитного излучения комбинациями четырёх основных цветов. В глазах тетрахроматов содержатся четыре типа световых рецепторов с разными степенями восприятия разных поддиапазонов видимого спектра. Тетрахроматы способны видеть излучения, выходящие за пределы видимого человеческим глазом спектра и различают цвета, которые для обычного человека воспринимаются как идентичные. Такой структурой строения глаза обладают отдельные виды птиц, рыб...
Темнота ́ — относительное отсутствие видимого света; понятие, противоположное яркости. Явление темноты приводит к появлению чёрного цвета в цветовом спектре. Когда нет света, палочки и колбочки внутри глаза не стимулируются, в результате клетки фоторецепторов не посылают в мозг никакой реакции, как они это делают при раздражении их светом какой-либо определённой частоты и длины волны. При плохой освещённости восприятие глаз становится ахроматическим, а в случае темноты — чёрным. Эмоциональная реакция...
Колориметрическая система Манселла — цветовое пространство, разработанное профессором Альбертом Манселлом в начале XX века. Цвет в нем описывается с помощью трех чисел — цветового тона, значения (светлоты) и хромы (насыщенности).
Имя цвета — термин, отражающий психологическую компоненту в восприятии света и цвета.
Ви́димое излуче́ние — электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом. Чувствительность человеческого глаза к электромагнитному излучению зависит от длины волны (частоты) излучения, при этом максимум чувствительности приходится на 555 нм (540 ТГц), в зелёной части спектра. Поскольку при удалении от точки максимума чувствительность спадает до нуля постепенно, указать точные границы спектрального диапазона видимого излучения невозможно. Обычно в качестве коротковолновой границы принимают...
Иллюзия с тенью на шахматной доске (в некоторых источниках — иллюзия тени Адельсона) — оптическая иллюзия восприятия цвета, опубликованная профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном в 1995 году. На рисунке 1 изображена шахматная доска, стоящий на ней цилиндр и тень, отбрасываемая цилиндром. На первый взгляд кажется, что клетки A и B разного цвета. Однако, на самом деле, чёрно-белые клетки — просто различные оттенки серых. «Белые» клетки под тенью (включая B) являются...
Упоминания в литературе (продолжение)
Подбор цвета краски может стать еще более приятным и увлекательным делом, если вы будете понимать, что мир цвета можно разделить на две половины – теплую и холодную. Обратитесь к цветовому кругу, и вы сразу же увидите, как его можно разделить: одна половина – теплые цвета – красная/ желтая сторона, другая – холодные цвета – синяя/зеленая сторона. Все это, конечно, базируется на человеческом восприятии цвета и том психологическом эффекте, который оказывает на людей цвет. Цвет воздействует на настроение, и люди давно эксплуатируют это его свойство. Подумайте о том, что столовые (кухни) традиционно окрашивают в теплый насыщенный
красный цвет . Почему? Потому, что он потрясающе выглядит при свечах, а теплое чувство, которое он создает, также поднимает гостям настроение и удерживает их за столом. Кроме того, считается, что красный цвет стимулирует аппетит.
Блестящая гипотеза Юнга, одного из творцов волновой теории света, оказалась невостребованной в течение пятидесяти лет, пока Герман фон Гельмгольц, исследуя зрение человека, не вернул ее к жизни, развив и поправив. Получила признание теория цветного зрения Юнга – Гельмгольца, согласно которой на светочувствительной оболочке глаза имеется три светочувствительных аппарата. Один из них преимущественно реагирует на
красный цвет , второй – на зеленый, третий – на фиолетовый. К примеру, красный видимый луч действует несравнимо сильнее на «свой» светочувствительный аппарат, чем на другие рецепторы, создавая видимый красный цвет. В других случаях видимый нами цвет, согласно этой теории, обусловлен соотношением возбуждений всех трех светочувствительных аппаратов одновременно[14].
В нашу эпоху в глазах голубоглазых или зеленоглазых людей можно обнаружить необычный оттенок синего или зеленого, а у кареглазых или черноглазых – столь же необычный оттенок красного или желтого. Такие оттенки следует каким-то образом сохранить в памяти, а затем, как можно скорее, отыскать для первых определенные оттенки красного и желтого, которые будут наиболее совершенно гармонировать с обнаруженным оттенком зеленого или синего, после чего их следует использовать, как мы предлагаем. Для кареглазых или черноглазых людей следует применять тот же метод, но
красный цвет должен быть заменен синим. Многим людям бывает трудно хранить в памяти определенный оттенок цвета, и тогда сто́ит держать под рукой цветовую таблицу, чтобы лучше запомнить этот оттенок или при необходимости освежить его в памяти. А если не получается определить, какие оттенки других цветов являются дополняющими или гармоничными по отношению к тому, что вами обнаружен, их можно обнаружить, экспериментируя с масляными красками или акварелью. Когда объединяются два из вышеупомянутых оттенков, появляющийся в результате цвет как раз и будет тем, который требуется носить на теле или использовать в окружающей обстановке. Например, если при объединении определенных оттенков синего и желтого вы обнаруживаете определенный оттенок зеленого, вибрации именно этого оттенка зеленого необходимы для вашего благополучия. Если объединенные оттенки красного и синего создают определенный оттенок пурпурного, то можете быть уверены, что вам требуется именно этот оттенок, и т.д.
Под цветовым тоном понимается то, что в повседневной жизни мы называем красным, зеленым, красно-оранжевым и т.д. цветом. Цветовой тон характеризует специфические особенности конкретного цвета и обусловлен составом лучей, действующих на глаз, т.е. определяется той или иной длиной волн световых лучей. Цветовой тон составляет то качество хроматического цвета, определяя которое мы называем
цвет красным , желтым, голубым и т.д.
Древнеегипетского Бога Солнца (верховного божества) называли «РА». Отметим, что божественным «ра» оказались сильно обусловлены многие языки на нашей планете, включая древнейший санскрит, а также наш с вами родной язык, вобравшие в себя немало слов божественного «солнечного» происхождения, таких как «ра-дуга», «ра-с-свет», «от-ра-жение», «ра-ма» и др. Очевидно, существует и немало других слов подобного наполнения, таких, например, как «ра-дость» (не «га-дость»), «ра-венство» (не «первенство»), «рай», «у-ра», «культ-у-ра», «ау-ра», «э-ра». Представляется, что слова «красный» и «красота» также в немалой степени одухотворёны божественным солнечным контекстом. Возможно, что именно по этой причине кровь, являющаяся важным интегрирующим фактором живого человеческого организма, окрашена именно в
красный цвет , максимально приближенный к инфракрасной электромагнитной «ауре» человеческого тепла. Не случайно же млекопитающих принято относить к семейству теплокровных. Отчасти начинает проясняться причина близости для человека таких эмоционально-окрашенных понятий как «кровное братство», «сокровище», «клятва на крови», в которых просматривается подсознательное стремление людей к взаимной интеграции на основе интуитивного ощущения всеобщего глубинного равенства и родства. Возможно, что по причине присутствия у женской половины более выраженных «солнечных» корней образ родной матери имеет в нашей ментальности особо высокий приоритет в структуре кровного родства. Возможно, что отчасти по упомянутым причинам слово «кровь» имеет в нашей грамматике женский род. Но вот на внешнем телесном уровне мы уже можем наблюдать естественную трансформацию красного цвета крови в сторону более иллюзорных сине-голубых («мужских») тонов, имея в виду цвет разветвлённой сети кровеносных сосудов. Внешнее измерение, в чём мы ещё не раз убедимся, в значительной степени принадлежит мужскому началу и более часто принимает иллюзорные формы, оторванные от своей глубинной сути.
Более активно воздействуют на человека теплые цвета – красный, оранжевый, желтый и все родственные им цвета из цветовой гаммы. Они оказывают возбуждающее воздействие, увеличивают работоспособность, стимулируют умственную деятельность человека, улучшают его самочувствие, но снижают слуховую чувствительность, затрудняют перенесение высоких температур. Так, художник В. Кандинский (1860–1944) определил
красный цвет как бурлящий и пылающий, подобный резко сыгранному звуку трубы, как мужественную силу.
Однако немного красного не повредит там, где люди работают, – ведь этот цвет повышает предприимчивость, творческую активность, иммунитет и выносливость. Этим нередко интуитивно пользуются художественно одаренные личности для более плодотворной работы. Так, писатель Эмиль Золя и композитор Рихард Вагнер любили сочинять ночью при красном свете, используя соответствующую цветную лампочку. А Жорж Сименон для повышения работоспособности часто надевал по утрам красную пижаму. По его словам, он, «не вылезая из красной пижамы, писал до 6–7 рассказов в день». И все-таки в домашней обстановке
красного цвета не должно быть много, а в спальне этот цвет вообще противопоказан, если вы хотите отдохнуть. Однако для романтической ночи уместно использовать эротизирующее воздействие красного цвета: красные свечи, красные атласные подушки, красное покрывало на кровати…
Цвет очень часто доминирует над отсутствием цвета (или белизной). Так, например, горох будет цвести белым цветом, только когда он имеет «рецессивную аллель, ответственную за белый цвет» в обеих соответствующих хромосомах, то есть когда он «гомозиготен по белому»; он будет тогда давать чистое потомство, и все его потомки будут белыми. Но уже одна «красная аллель» (в то время как другая белая – «гетерозиготная особь») сделает
цветок красным , и совершенно таким же сделают его и две красные аллели («гомозиготная особь»). Различие последних двух случаев станет выявляться только в потомстве, когда гетерозиготные красные будут производить некоторое количество белых потомков, а гомозиготные красные будут давать чистое потомство.
Расстройства цветового зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные расстройства цветового зрения носят характер дихромазии и зависят от ослабления или полного выпадения функции одного из трех компонентов (при выпадении компонента, воспринимающего
красный цвет , – протанопия, зеленый – дейтеранопия и синий – тританопия). Наиболее частая форма дихромазии – смешение красного и зеленого цветов. Впервые дихромазию описал Дальтон, и поэтому этот вид расстройства цветового зрения носит название дальтонизма. Врожденная тританопия (слепота на синий цвет) почти не встречается.
Можно создать удивительный интерьер благодаря гармоничным обволакивающим цветам, выбору произведений искусства на стенах и совершенно необычной лампе, которая создает фокусную точку. Оформление будет поражать взвешенным балансом между расслаблением и стимуляцией: диапазон текстур и расцветок на диване приглашает отдохнуть, тогда как разнообразие красного, желтого и коричневого помогает поддерживать энергетический уровень. Все вместе создает комнату, которая является идеальным местом для минут уединения или вдохновения. Вибрирующие оттенки
красного цвета сразу создают драматизм, некоторую театральность, они добавляют приподнятое настроение к любому цветовому решению. Это могут быть подушки, вазы или коврики. Красные абажуры будут смягчать и делать комнату теплой, уютной. Стимулирующий красный цвет добавляет драйв в любую обстановку.
Как же получаются другие оттенки? Допустим, у пиксела выключен (градация 0) синий субпиксел, а яркость зеленого и красного субпикселов максимальна. В этом случае вы видите желтый цвет (получается смешением на экране зеленого и
красного цветов с максимальной яркостью). Если увеличить значение яркости синего субпиксела до 200, вы также получите желтый цвет, но более бледный (ближе к белому). Если уменьшить уровень синего и красного до нуля, то светиться будет только зеленый пиксел. Нетрудно догадаться, что и результирующий цвет будет зеленым, яркость которого зависит от яркости зеленого субпиксела. А теперь напомним, что каждый цвет имеет 256 градаций, а значит, цвета могут смешиваться в любых вариациях в пределах этого значения. Вы только представьте, сколько комбинаций можно составить из 256 градаций трех цветов. Миллионы!
Некоторые животные изменяют свою окраску в зависимости от окружения, например – ящерицы, рыбы. Выделяя специальные гормоны, раки и лягушки меняют окрас своего тела. Животные видят окраску среды, настраиваются на нее и потом уже маскируются под нее. Как это происходит, «механизм хамелеонов» ученые выяснили еще не до конца. Люди, которые постоянно находятся в возбужденном состоянии, уставшие от раздражителей, любят темно-синий цвет. Такие люди ищут в среде успокоение, отдых и разрядку. Если они очень устали, то начинают отрицать
красный цвет .
Какого бы цвета ни был драгоценный камень, он испускает свет. Ведь цвет – это не что иное, как свойство света, который представляет собой поток электромагнитной энергии с различными длинами волн. Когда отраженные от объектов волны попадают на сетчатку глаза, создается ощущение цвета. Глаз видит отраженный свет. Электромагнитные волны низкой частоты регистрируются мозгом как
красный цвет , высокой – как фиолетовый. Из-за молекулярных и пигментационных особенностей каждого объекта световые лучи смешиваются, поглощаются и отражаются с различной интенсивностью. Объекты, которые кажутся темными, поглощают больше света и, следовательно, отражают меньше. Соответственно, уменьшается попадающий в глаз световой поток, что создает иллюзию темного цвета. Светлые объекты отражают больше света, создавая иллюзию блеска, яркости.
Красный означает, что в данный момент вы активны, полны энергии и готовы действовать, отстаивать свои позиции. Если надо сдвинуть с мертвой точки какое-то дело или вырваться вперед, чего бы это ни касалось – действуйте. Все получится! Красный – цвет победы. Любые нагрузки – и физические, и психические «на
красном цвете » переносятся очень легко и выливаются в успешный результат.
Свет создает цвет и форму. С позиции науки свет – это поток электромагнитной энергии с различными длинами волн, излучаемый солнцем. Когда отраженные от объектов волны попадают в наши глаза, они создают ощущение света. Мы видим с помощью отраженного света. В видимом диапазоне электромагнитные волны низкой частоты регистрируются мозгом как
красный цвет , а высокой – как фиолетовый. Из-за молекулярной структуры и пигментации каждого объекта лучи света смешиваются, поглощаются и отражаются с различной интенсивностью. Объекты, которые кажутся темными, поглощают больше лучей света и, следовательно, отражают меньше. Соответственно, уменьшается световой поток, который попадает в глаз, что создает иллюзию более темного цвета. Более светлые объекты отражают больше света, создавая иллюзию блеска, яркости.
Для достижения более долгосрочного эффекта попробуйте обустроить жилье таким образом, чтобы снизить уровень энергии дерева и ввести в интерьер побольше предметов, относящихся к элементу огня. Если в вашей гостиной доминирует мягкая мебель, относящаяся к элементу дерева, к примеру, зеленый диван с высокой спинкой, замените его или украсьте подушечками оранжевого или
красного цвета . Следует также проанализировать общий вид дома. Если у вас есть сад, рекомендуется срубить слишком высокие деревья и устроить в саду побольше открытых участков. Если есть такая возможность, перенесите спальню с верхнего этажа дома на нижний. Развесьте картины чуть ниже, чем принято.
Цвета, так же как и узор, позволяют менять пространственные соотношения. Темные краски уменьшают объем комнат, делая их меньше и ниже, светлые тона, наоборот, оптически увеличивают помещение. Холодные оттенки зрительно раздвигают размеры пространства. Теплые цвета визуально сжимают помещения, а присутствие
красного цвета может выглядеть агрессивно и угрожающе.
Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в
красный цвет . Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход.
Красный, синий и жёлтый – это основные цвета, которые нельзя получить, смешав какие-либо другие. Если в любой из них добавить белый или чёрный, вы создадите различные их оттенки: красный и небольшое количество белого дают тёмно-розовый; чем больше белого, тем светлее результат. А прибавляя к
красному цвету чёрный или синий, вы получите тёмные оттенки – от ягодных до кофейных.
Свет создает цвет и форму. С научной точки зрения свет – это поток электромагнитной энергии с различными длинами волн, излучаемый солнцем. Когда отраженные от объектов волны попадают в наши глаза, они создают ощущение света. Мы видим с помощью отраженного света. В видимом диапазоне электромагнитные волны низкой частоты регистрируются мозгом как
красный цвет , а высокой – как фиолетовый.
Познакомившись с трудами Кеплера, Декарта и своего учителя Барроу, Ньютон как ум вполне независимый никому не поверил на слово. Сохранились сведения, что упомянутая покупка Ньютоном призмы в 1664 году была сделана главным образом с целью проверить учение Декарта, имевшее наиболее философскую и законченную форму. Декарт, как известно, объяснял все при помощи своих вихрей. Племянник Ньютона, Кондуит, вероятно со слов самого Ньютона, утверждает, что его дядя “весьма скоро выработал собственные взгляды на эти вопросы и признал учение Декарта ложным”. Еще менее он мог усвоить взгляды своего учителя Барроу, который утверждал, например, следующее: “
Красный цвет есть испускание света более яркого, чем обыкновенный, но прерванного промежутками тени”.
Белый связан с идеей Света, чистоты и священности. Красный – огонь, Солнце – как небесный огонь, кровь как жизненная сила. Зеленый – растительность, жизнь. Черный – земля. Золотой – солнце. Синий – небо, воды. Фиолетовый редко встречается в русской вышивке. Большая часть вышивок выполнялась нитками
красного цвета , ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишневый, кирпичный.
Каждый цвет, за счет связи с природными энергиями и воздействия на органы чувств (глаза и кожу), влияет на течение того или иного заболевания. Например, красный усиливает такие признаки заболеваний, как повышение температуры тела, ощущение жара, возбуждение, кровотечение, повышение артериального давления. Для нейтрализации
красного цвета и этих симптомов используют коричневый и белый цвета. Если в организме отмечается недостаточность функции какого-то органа, то красный цвет ее восполнит. При гнойных заболеваниях, обусловленных избытком желтого цвета и влажности, поможет зеленый. Этот цвет чаще всего используют в Су-Джок терапии.
Опыты, составившие первую серию этого исследования, проходили по той же принципиальной методике, что и опыты второй серии прежнего исследования. Различие между ними состояло лишь в том, что: 1) длительность засвета ладони руки была уменьшена до 30 с, соответственно были сокращены и интервалы между раздражителями – от 30 с до 3 мин.; 2) связь между испытуемым и экспериментатором осуществлялась электрической сигнализацией: о начале опыта испытуемый предупреждался коротким вспыхиванием сигнальной лампочки; загорающаяся на несколько секунд лампочка после снятия руки с ключа обозначала правильное снятие, мигание лампочки – ошибку; при снятии руки испытуемого с ключа сигнальная лампочка на столе экспериментатора автоматически выключалась; посредством условных сигналов другой лампочки (не видимой испытуемым) ассистент, присутствующий в лаборатории испытуемого, мог получать команды от экспериментатора; 3) тренировочные опыты проходили под наблюдением ассистента, который, сидя позади и несколько сбоку от испытуемого, регистрировал поведение испытуемого и следил за работой аппаратуры; обычно одновременно с подачей раздражителя на контрольном щитке, который находился перед ассистентом, но который не был виден с места, занимаемого испытуемым, автоматически появлялся слабый световой сигнал (зеленый или
красный цвет в зависимости от включения того или другого осветителя в установке); во всех контрольных опытах эта часть сигнализации отключалась.
В то же время отсутствие ярких красок в ландшафте порождает желание как-то украсить, расцветить свой мир. Вероятно, этим объясняется присутствие
красного цвета в белых, кремовых, приглушенно-зеленых и синих одеждах шведов и других северных народов и ярких пятен, создающих настроение праздника, в спокойном колорите интерьеров.
В дизайне городской среды советского периода доминировал
красный цвет . Цвет фасадов зданий подчинялся стилевым традициям: охра, зеленый, однако цвет крыш, свет, ландшафтный дизайн (мощение, «зеленая» архитектура, подпорные стенки), легковозводимые конструкции (павильоны и киоски), городской дизайн (мосты, ограждения, остановки общественного транспорта), произведения монументально-декоративного искусства и наружная реклама были переполнены красным. Большинство зданий центра города имело красные крыши. В городе существовало несколько зданий, фасады которых были выделены красным цветом и использовались для размещения плакатов. Фотоматериалы показывают, что все здания повышенной семиотичности в советских городах были дополнительно обозначены красными декоративными растениями.
Например, человек, обдумывая что-то для себя важное, может, переходя дорогу, не заметить
красный цвет светофора и угодить под колеса автомобиля.
Представьте куб размером 3 дюйма х 3 дюйма х 3 дюйма, окрашенный со всех сторон в
красный цвет . Теперь представьте, что его разрезали на 27 более мелких кубиков размером 1 дюйм х 1 дюйм х 1 дюйм двумя равноудаленными вертикальными и двумя горизонтальными резами. Ответьте на следующие вопросы: «Сколько кубиков имеет три красные стороны? Сколько кубиков имеет две красные стороны? Сколько кубиков имеет одну красную сторону? У скольких кубиков не окрашена ни одна из сторон?» (A. Richardson, 1977а, р. 33)
Почему кровь красная? Человеческая кровь окрашивается гемоглобином – сложным белком, содержащим железо. Гемоглобин состоит из красных кровяных клеток, роль которых – доставлять кислород из легких к тканям. Однако не у всех живых существ кровь
красного цвета . У некоторых беспозвоночных животных (насекомых или паукообразных, например) голубая или зеленая кровь. Этими цветами окрашены соединения меди, которых много в крови этих существ.
Талисман можно приобрести в готовом виде или сделать самостоятельно. Для этого расположите монетки иероглифами кверху и пропустите через них шнурок или тесьму
красного цвета , как показано на рисунке 21. Готовую связку монет кладут в кошелек для приобретения удачи в деньгах.