Связанные понятия
Экологический туризм (экотуризм, зелёный туризм) — форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещении относительно незатронутых антропогенным воздействием природных территорий.
Рыболо́вство — деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных законом случаях по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Да́йвинг (англ. «diving» от англ. «to dive» — нырять) — это подводное плавание со специальным снаряжением. В английском языке, откуда было взято слово, англ. diving обозначает просто «ныряние» и используется для описания подводного плавания со снаряжением (англ. scuba diving) или без него (англ. free diving), водолазного дела (англ. hookah diving) и — без прилагательных — просто прыжков в воду.
Куро́рт (нем. Kurort — от Kur — лечение и Ort — место, местность) — освоенная и используемая с целью лечения, медицинской реабилитации, профилактики заболеваний и оздоровления особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Пешеходный туризм — вид спортивного туризма. Основной целью является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности.
Упоминания в литературе
Въездной
туризм является более выгодным направлением развития международного туризма. Эта выгода, прежде всего, заключается в том, что иностранный турист (лицо, путешествующее с целью туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 часов, без занятия оплачиваемой деятельностью), посещая определенную страну, ввозит иностранную валюту. Соответственно, происходит увеличение государственного бюджета за счет денег другого государства. К тому же, появляется большое количество новых рабочих мест в различных областях индустрии туризма, что обеспечивает занятость населения и влияет на повышение уровня жизни страны в целом. В таблице 1 показана динамика развития въездного туризма России.
Туризм становится все более влиятельным фактором развития мирового сообщества. Ежегодно растет количество и частота поездок людей с целью туризма. Социокультурное развитие общества увеличивает тягу населения к путешествиям, к духовному и физическому развитию, а научно-технический прогресс делает путешествия приятными. Однако требования туристов к качеству обслуживания, в том числе к его быстроте, объективно стимулируют создание новых организационных форм предприятий туризма. Если посмотреть в недалекое прошлое, то видно, что предприятия туризма были фактически разобщены не только по характеру производства, но и по формам собственности. Разнообразие типов предприятий затрудняло их согласованные действия по быстрому и качественному обслуживанию туристов. Первыми организационными образованиями были туристские комплексы, объединяющие на конкретной территории основные виды обслуживания туристов, – гостиницы, рестораны, места отдыха и развлечений, другие объекты обслуживания. Увеличение туристского потока, выработка требований к разнообразию отдыха привели к формированию крупных туристских (туристско-рекреационных) дестинаций, в которых достаточно компактно и адаптивно решались вопросы управления. Образно выражаясь, дестинации с помощью управления реализовывали заказы туристов на отдых в данном месте. С развитием мобильности, скорости передвижения туристов возникла необходимость обеспечить туристскими услугами путешественников практически в любой точке мира. В условиях жесткой конкуренции небольшие туристские предприятия не могли успешно развиваться, что привело к появлению международных сетей гостиниц, ресторанов и так далее. При этом гостиницы составляли ядро, которое организует обслуживание туристов в различных регионах мира. Естественно, что похожие сети конкурируют друг с другом, в результате чего снижается стоимость услуг. Однако и такие объединения не способны комплексно, быстро и дешево обслужить туристов. В этих условиях стали образовываться транснациональные компании и альянсы в туризме.
Городской
туризм как комплексное явление приобрел популярность более 10– 15 лет назад в Европе, когда ряд городов с очень значительным культурным и интеллектуальным потенциалом, а также с развитой инфраструктурой сервиса (общепит, транспорт, связь, развлечения и т. п.) предстали перед потенциальными туристами как комплексный туристский продукт. Сегодня особые перспективы в развитии городского туризма открываются для Восточной Европы, поскольку представители Западной Европы испытывают потребности во все новых дестинациях.
Возможно объединение в единый комплекс внутренних туристических маршрутов революционной борьбы и боевой славы двух стран, сделав их международными. В Китае и России есть общеизвестные реки, где зарождалась удивительная национальная культура, что также создает отличные условия для развития
туризма . В-третьих, следует развивать необычные туристические продукты. Чтобы эффективно управлять преимуществами туристических ресурсов, следует также эффективно использовать различие туристических продуктов, другими словами, осуществлять взаимодополняемость. Например, что касается российского рынка, то юг и юго-восток Китая с их тропическими и субтропическими природными условиями привлекают немало российских туристов во время зимнего отдыха. Что касается населения юга и юго-востока
Более общей категорией обладают понятия «прием туристов» и «отправка туристов». Они в одинаковой мере относятся как к внутреннему, так и к международному
туризму . Прием туристов характеризует деятельность по обслуживанию туристов, прибывающих в данный регион. Из этой деятельности вытекают загрузка перевозчиков, гостиниц, ресторанов и всей инфраструктуры туризма, приток денежной массы, а в случае международного туризма – валюты. Прием туристов вызывает интенсивное создание рабочих мест, способствует развитию экономики за счет эксплуатации местных туристских ресурсов.
Связанные понятия (продолжение)
Рыба́лка — занятие выуживанием рыбы из водоёма с целью прокорма или просто для развлечения.
Рекреа́ция (лат. recreatio «восстановление») — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.
Пляж (от фр. plage — отлогий морской берег) — относительно ровная поверхность берега водоёма, образованная его денудацией под действием воды и ветра. Пляж образуется в результате аккумуляции наносов.
Ке́мпинг (от англ. camping «проживание в лагере») — оборудованный летний лагерь для автотуристов c местами для установки палаток или лёгкими домиками, местами для стоянки автомобилей (на общей стоянке или непосредственно у жилья) и туалетами. Функционирование кемпинга основано на самообслуживании. Кемпинг может также включать инфраструктуру сферы обслуживания, например магазины, эстакады для осмотра и мойки автомобилей. В русском языке «кемпинг» приобрел иное значение, чем исходное английское слово...
Сельский туризм (агротуризм) — сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности и её особенностей для создания комплексного туристского продукта. Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной культурой и местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде. Этот вид туризма хорошо развит в Испании, Италии, Франции.
О́тдых — состояние покоя, либо времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма (рекреация); время, свободное от работы. Вынужденное бездействие — такое, как ожидание или отбывание наказания, — отдыхом не является.
Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы.
Виндсёрфинг (англ. Windsurfing) — вид парусного спорта и водного развлечения, в основе которого лежит мастерство управления на водной поверхности лёгкой доской небольшого размера с установленным на ней парусом.
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Торго́вля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
Культурный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурный туризм является самым популярным и массовым видом туризма. Основная цель таких путешествий — ознакомление с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т. п.).
Рыбная ловля — это способ добычи рыбы из водоёмов. Ловля рыбы может быть промыслом или разновидностью отдыха.
Достопримеча́тельность — место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.
Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности) и потребительских товаров: добычей сырья, топлива, производством энергии, обработкой материалов и продуктов, произведённых в промышленности или в сельском хозяйстве.
Туризм, как научное направление и как социально-экономическое явление, систематизируется по однородным признакам или его аспектам. Например, по практическим целям туриста и др. Классификация важна в первую очередь для создания целевых и региональных программ развития видов туризма с учётом специфики территории.
Подробнее: Виды туризма
Рекреационные ресурсы — это совокупность природно-технических, природных, социально-экономических комплексов и их элементов, способствующих восстановлению и развитию духовных и физических сил человека, его трудоспособности. При современной и перспективной структуре рекреационных потребностей и технико-экономических возможностях используются для прямого и опосредованного потребления и предоставления курортных и туристических услуг.
Основой экономики является туризм, дающий примерно 20 % ВВП. Свыше 90 % государственных налоговых поступлений дают пошлины на импорт и налоги, связанные с туризмом. Ежегодно Мальдивы посещают до полумиллиона туристов. Туризм на Мальдивах начал развиваться в сентябре 1972 года, к этому отношение имели итальянский любитель путешествий Жорж Корбин и два местных предпринимателя, которые впервые привезли сюда туристов (группа из 12 человек).
Подробнее: Экономика Мальдив
Национа́льный парк — особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. Международным союзом охраны природы (МСОП) дано такое определение: «Национальный парк есть территория, утвержденная центральной властью, на которой должны выполняться три основных условия: полная защита природы; достаточная площадь; установленный статус. На территории национального парка допускается и организуется туризм. Территория национального парка находится под защитой...
Кайтсёрфинг или кайтбординг (от англ. kite — воздушный змей и board — доска, boarding — катание на доске) или кайтинг, скайтинг — вид спорта, основой которого является движение под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым спортсменом воздушным змеем (кайтом).
Экску́рсия (от лат. excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса...
Сноркелинг , снорклинг (нем. Schnorchel — дыхательная трубка) — вид плавания под поверхностью воды с маской и дыхательной трубкой и, обычно, с ластами. Также в холодной воде может быть надет гидрокостюм. Использование этого снаряжения позволяет пловцу наблюдать за подводными красотами в течение длительного времени при минимальных усилиях. Является популярным развлечением, особенно в тропических широтах и в местах для ныряния с аквалангом — дайвинга. Доступен для большинства людей, в том числе детей...
Побережье или Приберег — полоса земли вдоль реки, озера, моря, океана или пограничная полоса между сушей и морем, океаном, озером, рекой и другим водным объектом характеризующаяся их непосредственным взаимным влиянием, расположенная по обе стороны береговой линии.
Каякинг — один из видов водного туризма, спорта или активного отдыха на воде с использованием судна, которое называется каяк. Человек, занимающийся каякингом, называется каякером.
Се́льское хозя́йство — отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1 млрд экономически активного населения (ЭАН).
Запове́дник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило, заповедники (в отличие от заказников) закрыты для посещения туристами, но в некоторых из них всё же действует пропускной режим. Для посещения заповедника требуется разрешение Минприроды Российской Федерации или непосредственного руководства заповедника.
Рыбная промышленность — отрасль пищевой промышленности. Основная задача — добыча (рыболовство и рыбоводство) и переработка рыбы и других морепродуктов.
Порт (лат. portus — гавань, пристань) — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы, вспомогательный транспорт и т. д. В порту может быть несколько причалов, оборудованных для причаливания судов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки топливом и др. работ.
Во́дный тра́нспорт — вид транспортa, перевозящего грузы и/или пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно.
Лесная промышленность — совокупность отраслей промышленности, заготавливающих и обрабатывающих древесину.
Гости́ница , оте́ль (от фр. hôtel) — средство размещения, состоящее из определённого количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум — заправка постелей, уборка номера и санузла). Гостиницы подразделяются на различные классы в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров. Историческое название недорогой гостиницы в России — постоялый двор.
Сёрфинг (от англ. surfing «катание <по поверхности>») — катание на волне на специальных лёгких досках. Существует несколько сходных видов спорта, различающихся используемыми техническими средствами: например, виндсёрфинг — катание на доске под парусом.
Водный туризм — один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм или яхтинг, морской каякинг.
Перви́чный се́ктор эконо́мики (в трёхсекторной модели экономики) объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты.
Внутренний туризм — путешествия в пределах какого-либо государства лиц, постоянно в нем проживающих, например путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ (ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 г.).
Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Самостоятельный тури́зм (также самодеятельный, независимый, свободный, «дикий» туризм) — это путешествие, совершаемое c полным или частичным отказом от услуг туроператоров и турагентов, но в большинстве случаев не подразумевает полного отказа от использования туристических (не агентских) услуг. При его организации путешественник самостоятельно формирует маршрут своего путешествия, а также выбирает и приобретает все его составляющие (билеты, проживание в гостиницах, питание, экскурсии и т. д.).
Активный туризм — туризм с использованием активных видов путешествия — пешком, на лыжах, на велосипеде, на конях. Имеет преобладающее развитие на территориях, сохранивших свои уникальные ландшафты. К таким отнесём в первую очередь Россию, имеющую одновременно и низинные равнинные, болотные, степные ландшафты, также как горные и пустынные ландшафты.
Туризм в Башкортостане — отрасль экономики субъекта, занимающаяся предоставлением туристических услуг населению.
Тур-реали́зм — направление в организованном туризме, подразумевающее максимальное погружение в культуру страны пребывания, при котором туристический оператор обеспечивает туристу максимальные комфорт, сервис и безопасность.
Международный туризм и туристические услуги с 20-х гг. XX века становятся объектом международного регулирования. Еще Лига Наций и первый международный съезд туристических организаций (1925) обращают своё внимание на определение туризма, туриста, а также смежных понятий.
Туризм в Бурунди — это отрасль экономики в Бурунди. Одной из достопримечательностей статьи можно считать Бужумбуру, крупнейший город и бывшую столицу. Также достаточно популярно озеро Танганьика.
Особая экономическая зона или Свободная экономическая зона (сокр. ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. Часто особый статус выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей.
Автомобильный туризм — путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль. Автомобильные путешествия являются разновидностью туризма.
Упоминания в литературе (продолжение)
Несмотря на отрицательную динамику общей макроэкономической конъюнктуры, можно отметить, что туристический рынок России демонстрирует феноменальный рост. Особенно активно развивается выездной
туризм . Так, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), расходы на международные туристические поездки россиян ежегодно увеличиваются: если в 2010 году этот показатель составлял 26,6 млрд. долларов, то в 2012 году – уже 42,8 млрд. долларов (увеличение на 61 %). С экономической точки зрения стремительное развитие выездного международного туризма свидетельствует о вывозе капитала и валютных сбережений граждан за рубеж. В современных условиях такая «расточительность» недопустима, особенно при наличии туристического, культурно-исторического и рекреационного потенциала. Таким образом, для российской экономики приобретает острую актуальность проблема развития внутреннего туризма.
Каждый год оборот туристического рынка растет. Международные услуги
туризма стали частью общего интернализационного процесса социально-экономических отношений. Во многих современных странах индустрия туризма заняла достойную экономическую нишу. Среди туристических организаций часто выделяются туроператоры, которые занимаются сначала производством туристического продукта, а затем его реализацией, с помощью услуг туристических агентств, которые представляют собой обширную сеть розничной торговли [10].
Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация
туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм – путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм – путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» – к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» – внутренний и выездной туризм; «международный туризм» – въездной и выездной.
Поток туристов в регион – это дополнительная клиентура для многих предприятий сферы обслуживания. Туристы являются одним из наиболее платежеспособных сегментов потребителей. Благодаря туристским расходам (проживание в гостинице, экскурсионное обслуживание, питание, обмен валюты, сувениры, разнообразные покупки, пользование транспортом и пр.) в экономику региона поступают дополнительные денежные средства, часть которых зачисляется в виде налогов в региональный и местный бюджеты. Кроме того,
туризм предоставляет шансы для создания рабочих мест, содействует развитию частного предпринимательства, активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры и, как следствие, обеспечивает рост уровня жизни местного населения[1].
В течение долгого периода времени, вплоть до конца XX в., в российской практике не использовалось понятие «индустрия гостеприимства», которое пришло к нам из Соединенных Штатов Америки. Исходя из данных ежегодного рейтинга конкурентоспособности в сфере
туризма на 2008 г., который составляется экспертами Всемирного экономического форума в Давосе совместно с Международной ассоциацией авиаперевозок, Всемирным советом по путешествиям и туризму и Всемирной туристической организацией ООН, США находится на седьмом месте. Эксперты оценивали 130 стран мира по 14 критериям, среди которых политика властей в области туризма, безопасность, транспортная инфраструктура, санитарные условия, экология, наличие комфортабельных отелей и культурных ценностей из Всемирного списка ЮНЕСКО и стоимость отдыха. По конкурентоспособности в сфере туризма в пятерку лучших государств вошли Швейцария, Австрия, Германия, Австралия и Испания. Россия также попала в список, но заняла лишь 64-е место. Причиной столь низкого положения стали плохие дороги, несоблюдение законов в области права на частную собственность и недоверие к местным правоохранительным органам.
В
туризме как в сфере деятельности взаимодействуют различные группы субъектов: туристы, организации, предоставляющие туристам товары и услуги, органы власти, местное население. Поэтому сфера туризма включает всю совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. При этом туризм рассматривается как временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
Таким образом, под специализированным
туризмом мы будем понимать туризм, являющийся нетрадиционным для данной территории (существующий как сопутствующий, в дополнении к основному виду туризма), удовлетворяющий специфические потребности туристов и способный стать источником туристского развития и экономического роста территории.
Поскольку
туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на любой континент, государство или город. Значение туризма для экономики разных стран связано прежде всего с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего – это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, то есть его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество – рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.
Неустойчивость развития в условиях транзитивного общества, характерная в целом для российского
туризма в начале и середине 90-х гог., сегодня не является определяющей тенденцией. Выездной туризм стал более массовым и доступным, чем в СССР, свободным от каких-либо регламентаций, разнарядок, лимитов. Объем внутреннего туризма сократился по сравнению с советским периодом. Происходит постоянное изменение рекреационных потребностей населения, и потребительский рынок туристских услуг все более сегментируется.
При разработке системы потребностей были сделаны два важных открытия, заключающиеся в переосмыслении роли двух важных секторов городской экономики в структуре жизнедеятельности города. Первое – необходимость пересмотреть подход к
туризму . На смену традиционному пониманию сферы туризма как внешней, ориентированной на стороннего потребителя, отрасли городской экономики, необходимо «переоткрыть» туризм как источник комфортизации жизни самих горожан – за счет создания в городе дополнительной инфраструктуры отдыха, досуга, разнообразия предложения на рынке общественного питания, улучшения информационной среды города (зоны WiFi, система городской навигации и др.).
Международно-правовые акты и национальное законодательство содержат множество других определений
туризма . В частности, Манильская декларация по мировому туризму 1980 г. определяет туризм как деятельность, имеющую важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и на их международные отношения[14]. В рекомендациях ВТО по статистике туризма под туризмом понимается деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение срока, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями[15].
Транспортная инфраструктура в целом имеет ключевое значение для развития
туризма . В области в настоящее время существует сложившаяся транспортная система и, хотя по значимости в ней ведущее место занимает железнодорожный транспорт, водный транспорт имеет также существенное значение для развития туризма. Тысячи километров судоходных рек и озер в регионе являются основными пунктами приема большинства потоков транзитных зарубежных и многих отечественных туристов.
В настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристических направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристический рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, винных туров, религиозных и свадебных туров. Развиваются лечебный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного
туризма , появляются новые музеи, в том числе частные, с возможностью внедрения индивидуальных программ.
К научному экотуризму относят экспедиции ученых, летние полевые практики студентов, иные путешествия, включающие сбор научной информации о посещаемом регионе. Научный
туризм обычно составляет относительно небольшую долю в общем экотуристическом потоке, однако роль его может быть достаточно велика. В частности, он может существенно пополнить информацию о малоизученных районах и объектах. Полученная информация может быть полезна не только для науки, но и для дальнейшего развития в регионе экотуризма на устойчивой основе. Этот вид туризма может содействовать расширению научных и образовательных связей между различными странами, положить начало важным международным проектам, осуществляемым на гранты благотворительных фондов. Многие российские заповедники считают научный туризм одним из наиболее предпочтительных для них (и наиболее простых в организации) видов международного экотуризма.
В целях диверсификации доходов семей рыбаков и достижения большей экономической стабильности Антонио инициировал ряд проектов, связанных с
туризмом (проживание в сельских домах вместе с семьями и лодочные экскурсии) и образованием (более 8000 детей и молодых людей приняли участие в мастер-классах и семинарах). Эти инициативы знакомят широкую общественность с жизнью рыбаков, их проблемами и подчеркивают важность рыболовства для экономической и экологической устойчивости региона и экономики страны. Региональная администрация Галисии назвала эти проекты полезными инструментами для поддержки ассоциаций рыбаков и их общин, а Европейский союз выбрал их в качестве модели передовой практики.
16 апреля 2012 Олег Кувшинников заявил, что «…туристический кластер Вологодской области должен стать одной из основных отраслей экономики области, чтобы в валовом региональном продукте он занимал не менее 10 % оборота». «Вологодская область достойна того, чтобы ее посещали миллионы туристов», – говорит глава региона. По его мнению,
туризм может стать «брендом Вологодской области – таким же знаменитыми на весь мир, как масло и кружево» [4].
Россия выступает как поставщик и покупатель значительных объемов товаров стран Прибалтики. Однако в отношении конкуренции это более локальное явление: Польша, три Прибалтийские республики и группа областей России, примыкающих к Балтийскому морю, конкурируют по множеству позиций. Можно выделить конкуренцию за прямые иностранные инвестиции, развитие портовых услуг, занятость в высокотехнологичных отраслях, развитие финансовых центров, наконец
туризм .
Конституция Российской Федерации в ст.8 закрепляет единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности[1]. Государственная политика в сфере
туризма является одним из приоритетных направлений развития российской экономики, которая реализует конституционное право гражданина на отдых. Однако из-за произошедших в последние годы приостановок предпринимательской деятельности и последующих объявлений о своей финансовой несостоятельности ряда туроператоров («Асент Трэвел», «Эль Вояж», «Синяя птица», «Компания Голд Лайн» и др.) тысячи туристов лишились уже оплаченного отдыха. В отношении отдельных туроператоров («Эль Вояж», «Ланта-Тур» и др.) возбуждены дела о банкротстве. Деятельность указанных финансово несостоятельных туристских организаций, как правило, была ориентирована на выездной туризм. Среди причин, оказавших влияние на несостоятельность туроператоров, можно выделить падение спроса на турпродукты на фоне общей экономической ситуации в стране, демпинг на туристском рынке, непредвиденный рост курсов основных иностранных валют и др[2].
Данные мероприятия в определенных ситуациях можно отнести и к «голубой» корзине в том случае, если выплаты будут привязаны к фиксированному поголовью или фиксированным площадям или же будут производиться в расчете на 85 % или менее от базового уровня производства. Такие меры широко реализуются Европе, США, Японии. Там они вводятся в целях преодоления спада цен на оптовых рынках, способствуя ограничению роста объемов сельскохозяйственного производства. В нашей стране проблема не стоит, но данный подход может рассматриваться в качестве перспективного именно на территориях, где условия для ведения аграрного производства являются неблагоприятными, причем одновременно с реализацией программ по развитию несельскохозяйственных видов деятельности – как традиционных, так и инновационных (развитие малого бизнеса и ремесел; развитие
туризма ; модернизация сельской инфраструктуры; создание условий для инновационного использования возобновляемых энергетических источников, получаемых из продуктов сельского хозяйства и др.).
Заданная 30 лет назад ориентация на стимулирование в стране производственной деятельности при помощи внешних связей, в том числе и с ЕС, сохранилась до настоящего времени. Регион является важным поставщиком не только продукции производственного назначения, но и капиталов, вовлекает Китай в процессы международной кооперации. В конце первого десятилетия доля потребительских товаров в общем объеме импорта едва достигала 10 %. Остальное приходилось на продукцию производственного назначения (см. приложение 2). При этом усиливалась торговля в рамках отдельных хозяйственных единиц (см. приложение 3). В сегменте торговли услугами только за прошедшее десятилетие товарооборот между Китаем и ЕС возрос более чем в 4 раза, составив 183,5 млрд. евро, или 4,3 % ВВП (см. приложение 4). В структуре сегмента преобладали транспорт,
туризм и др. Китай все более встраивался в международное разделение труда и закреплял там свое место (см. приложения 5-1 и 5-2).
Отмечая место и значение транспорта в воспроизводственном процессе, нельзя не сказать о его роли в воспроизводстве человека – главной производительной силе всякой экономики. Он территориально делает доступной людям всю социальную сферу: образование, медицинскую помощь,
туризм , спорт, различные оздоровительные и развлекательные учреждения, способствуя, тем самым, восстановлению здоровья, увеличению продолжительности жизни, рождаемости, а тем самым, и естественному приросту населения. Транспорт, будучи связующим звеном между различными видами производственной и социальной деятельности, объединяет производство с конечным потреблением через систему торговли. От степени полноты и своевременности выполнения транспортом и торговлей своих функций во многом зависит время реализации товаров, а также время оборота капитала, участвующего в конечном потреблении. Все выше сказанное о месте и роли транспорта в системе общественного воспроизводства позволяет глубже понять его роль и влияние на этот процесс, степень эффективности и темпы его роста. Транспортная сфера представляет собой всеобщее условие воспроизводства. Чем совершеннее уровень ее развития, чем плотнее насыщена соответствующая территория ее путями, тем эффективнее функционирует экономика, как и ее человеческий потенциал.
С развитием рыночной экономики ее структурными преобразованиями интенсивно развивается сфера услуг (транспорт, связь, торговля и общественное питание,
туризм , страхование, информационно-вычислительное обслуживание и др.), о чем свидетельствует рост ее доли в производстве ВВП, что характерно для всех стран мирового сообщества. Особое значение для Республики Беларусь имеет развитие транспортного комплекса как инфракструктурного звена для развития производства, других видов услуг и результативного вхождения в международное сотрудничество. Его удельный вес в производстве валового внутреннего продукта составляет около 7 %, он включает 8,4 тыс. организаций. Основной объем грузоперевозок приходится на автомобильный транспорт, на втором месте – железнодорожный, незначительный объем грузоперевозок приходится на внутренний водный и воздушный транспорт.
Важнейшей задачей развития агломерации является активизация развития малых и средних городов, часть которых может перейти в категорию больших и возглавить развитие новых групповых систем. Другая часть, будучи более тесно вовлеченной в формирование существующих систем, возьмет на себя определенные функции в иерархии их населенных мест. Эта часть городов должны развиваться либо как местные центры с соответствующими предприятиями обслуживания и промышленностью местного назначения, либо как места размещения цехов, филиалов и узкоспециализированных производств более крупных предприятий и объединений больших городов. Такой путь развития малых городов подкрепляется возможностью подготовки в них узкоспециализированных кадров. Определенная часть малых и средних городов могут развиваться и как центры отдыха и
туризма . Очень важно объективно и дифференцированно оценить предпосылки развития малых и средних городов с тем, чтобы выбрать наиболее целесообразные пути развития каждого города.
Так, для Северо-Кавказского федерального округа естественные преимущества остаются нереализованными в полной мере, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально политической обстановки. Для округа приоритетными направлениями должны стать развитие агропромышленного комплекса,
туризма , санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. В то же время необходимым направлением выступает значительное инвестирование в развитие региона.
Принятые в 1992 году Градостроительная программа и Стратегический план обозначили четыре основные цели. Во-первых, усиленное развитие получала транспортная инфраструктура связи между муниципалитетами. Во-вторых, следовало очистить реку и ее дно, осуществить программу улучшения ситуации в области образования, культуры и досуга. Подготовить специалистов, сделать город более привлекательным для проживания и
туризма , улучшить его международный имидж.
Важным индикатором служит степень активности региональной администрации в недопущении банкротства крупных предприятий регионального значения, попавших в тяжелое финансовое положение. В целом интенсивные меры в данном направлении принимались в подавляющем большинстве рассматриваемых регионов. Так, в Республике Бурятия для спасения ЗАО «Улан-Удэ стальмост», снизившего объем производства более чем в 3 раза, было выделено средств государственной поддержки примерно на 50 млн руб. Во многих случаях инструментом спасения предприятий становились государственные гарантии. Наиболее активно в регионах они предоставлялись строительным организациям, попавшим в тяжелое финансовое положение в результате сжатия жилищного и коммерческого строительства. В то же время не во всех случаях региональные власти были готовы идти до конца, чтобы удержать от банкротства крупные предприятия, независимо от того, насколько адекватную политику они проводят. Так, в Калининградской области произошло банкротство одного из крупных региональных работодателей, ОАО «КД авиа», с численностью занятых около 2 тыс. человек. Принятые региональной властью меры по стабилизации ситуации на предприятии не дали позитивного эффекта, выданные из бюджета области гарантии на сумму 500 млн руб. были полностью выполнены. При этом сам факт банкротства компании вызывает далеко не однозначную реакцию. С одной стороны, в нем видят фактор, существенно замедляющий развитие области, в частности, в сфере
туризма . С другой – отмечаются положительные последствия отделения управления инфраструктурой аэропорта от деятельности по осуществлению авиаперевозок («КД авиа» совмещала обе эти функции), снижения барьеров для выхода на рынок новых авиакомпаний, усиления конкуренции.
Развитие
туризма значительной частью населения рассматривается как один из главных путей активизации социально-экономического развития территории, уменьшения различий в уровне и условиях жизни между регионами, чуть ли не как своего рода панацея в увеличении занятости. Значение развития сферы туризма для большинства российских регионов в условиях российской действительности нельзя абсолютизировать.
Важнейшим направлением работы органов государственной власти в 2013–2017 гг. определено создание в Кыргызстане наиболее привлекательных условий для отечественных и зарубежных инвесторов. Приоритеты при этом сосредоточены на развитии горной промышленности, энергетики,
туризма , сельского хозяйства, транспорта, финансового сектора, а также сферы бизнеса, основанного на новых и эколого-ориентированных технологиях.
Важную роль в экономике таких стран, как Греция, Испания, Египет, Турция и других, играет иностранный
туризм . Для многих островных государств туризм играет важнейшую роль в экономическом росте. Некоторые такие страны и территории стали также центрами оффшорного бизнеса для фирм и банков других стран.
Вместе с тем физкультура и спорт интенсивно воздействуют на качество рабочей силы, структуру потребления и спроса, поведение потребителей, внешнеэкономические связи,
туризм и другие показатели экономической сферы[2]. Расходы государства на физическую культуру и спорт являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения[3]. Профилактическая значимость и необходимость определения подходов к рациональному развитию спортивного сектора экономики территории определили актуальность работы.
Рекламный рынок – один из наиболее динамично растущих рынков во всём мире. Границы этого рынка непрерывно расширяются за счёт появления новых организаций, предприятий и, соответственно, новых клиентов. Роль рекламы особенно возрастает в условиях рыночной экономики, конкурентной среды, постоянного обновления ассортимента товаров, усложнения устройства и конструкций многих технически сложных изделий, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. Реклама используется как эффективное средство продвижения товаров и услуг во всех отраслях, в том числе и в сфере
туризма и гостеприимства.
Цель создания является отличительной чертой, позволяющей оправдать принятие нового законодательного акта, при том что в России действует Закон об особых экономических зонах. Закон об особых экономических зонах принимался в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики,
туризма , санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (ст. 3 Закона об особых экономических зонах).