Связанные понятия
Тра́нспортная инфраструкту́ра — разновидность инфраструктуры, совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.
Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности) и потребительских товаров: добычей сырья, топлива, производством энергии, обработкой материалов и продуктов, произведённых в промышленности или в сельском хозяйстве.
Логистика — управление материальными, информационными и людскими потоками с целью их оптимизации (минимизации затрат).
Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский...
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование жилых зданий, создающих безопасное, удобное и комфортабельное проживание и нахождение в них людей (потребитель). Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.
Упоминания в литературе
Слово «
инфраструктура » образовано от сочетания латинских терминов «infra» – «под, ниже» и «structura» – «расположение», структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.
2. Оба названные выше процесса в рамках воспроизводства
инфраструктуры системы общественного воспроизводства в целом, взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи с этой системой. Здесь имеет место взаимодействие составных частей с системой, включающей в себя эти составные части. Ведь воспроизводство инфраструктуры в качестве и инвестиционного процесса, и использования объектов инфраструктуры является неотъемлемой частью системы общественного воспроизводства в целом. Однако инвестиционный процесс в инфраструктурных отраслях и использование объектов инфраструктуры в ходе их текущего функционирования различным образом взаимодействуют с системой общественного воспроизводства.
Под
инфраструктурой понимается совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования экономики и обеспечения условий жизнедеятельности населения. Наиболее часто ГЧП реализуется в следующих отраслях инфраструктурного комплекса:
Важным условием для развития предпринимательства в стране является наличие и развитость
инфраструктуры , обеспечивающей выбранный вид бизнеса. Современный бизнес не может замыкаться сам на себе, ему необходимо соответствующее обеспечение, кооперация с другими производствами и организациями, другими словами, должна быть развитая инфраструктура предпринимательства. Инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм, отмечающих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения при всем их разнообразии в одно целое. Элемент инфраструктуры – это специализированный вид деятельности, обслуживающий или создающий необходимые условия для работы предприятия в какой-либо сфере деятельности. Так, при реализации товаров могут быть использованы элементы:
Региональные кластеры относятся к географически ограниченной концентрации взаимозависимых фирм [172, 182] и могут быть использованы в качестве инструмента развития как промышленных районов, так и специализированных промышленных агломераций и местных производственных систем. Концепция кластеризации часто вводится для характеристики конкретных форм управления, основанных на социальных отношениях доверия и совместного использования дополнительных ресурсов [200]. Социальные отношения рассматриваются как наиболее важные каналы, через которые идут информационные потоки, а географическая близость способствует формированию доверительных социальных сетей. Во второй половине 1990-х годов исследования инновационных систем и связанных с ним понятий «региональной инновационной системы» определили новое направление в научной и политической дискуссии. Региональная инновационная система (РИС) включает, как правило, специализированный кластер фирм, поддерживаемых развитой
инфраструктурой фирм-поставщиков, сетью знаний и диффузией технологий организаций, способных адаптировать свои услуги к конкретным потребностям доминирующей региональной промышленности [130, 147].
Связанные понятия (продолжение)
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Высо́кие техноло́гии (англ. high technology, high tech, hi-tech) — очень сложные технологии, часто включающие в себя электронику и робототехнику, используемые в производстве и других процессах. В отличие от «низких технологий» (англ. low technology, low tech) — простых технологий, используемых на протяжении веков, ограничивающихся производством предметов первой необходимости.
Торго́вля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
Здравоохране́ние — государственная отрасль, организующая и обеспечивающая охрану здоровья населения..
Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности.
Городское хозяйство — комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство — хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения...
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.
Тури́зм или туристские поездки — выезды (путешествия) посетителей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок менее года с любой главной целью, кроме трудоустройства.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
Возду́шный транспорт — понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.
Транзитно-ориентированное проектирование (transit-oriented development (TOD) в градостроительстве многофункциональная жилая или коммерческая зона, в которой обеспечен легкий доступ к общественному транспорту, и созданы условия, делающие зону привлекательной для транзитных пассажиров. Транзитно-ориентированное проектирование является одним из направлений градостроительного проектирования.
Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC...
Ро́зничная торго́вля , розница или рете́йл (от англ. retail — «розничный, в розницу») — продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли. Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Субъектом розничной торговли является продавец.
Сели́тебная террито́рия — земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и посёлков городского типа.
Подробнее: Селитебные земли
Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
Госуда́рственно-ча́стное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Общественный (коммунальный) транспорт — разновидность пассажирского транспорта как отрасли, предоставляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения способ доставки (транспортное средство), размер и форму оплаты, гарантируя регулярность (повторяемость движения по завершении производственного цикла перевозки), а также неизменяемость маршрута по требованию пассажиров.
«Умный город » — концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей (IoT решения) для управления городским имуществом; активы города включают, в частности, местные отделы информационных систем, школы, библиотеки, транспорт, больницы, электростанции, системы водоснабжения и управления отходами, правоохранительные органы и другие общественные службы. Целью создания «умного города» является улучшение качества жизни с помощью технологии городской информатики...
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Торго́вый центр (галерея, пассаж, торгово-развлекательный комплекс, торговый комплекс, молл) — группа предприятий торговли, управляемых как единое целое и находящихся в одном здании или комплексе зданий. По определению Международного совета торговых центров, торговым центром можно считать группу архитектурно объединённых розничных предприятий, управляемых единой компанией, обеспеченных парковкой и расположенных на специально спланированном участке.
Иннова́ция , нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Обрабатывающая промышленность — отрасль промышленности, в качестве сырья в которой используются продукты сельского хозяйства (хлопок, шерсть и т.д.) или добытые добывающей промышленностью (нефть, природный газ, руду и т. д.). Обрабатывающая промышленность производит как средства производства, так и предметы потребления.
Международный транспортный коридор (транспортный коридор, МТК) — высокотехнологическая транспортная система, концентрирующая на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации.
Водоснабжéние — подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Инженерные сооружения, предназначенные для решения задач водоснабжения, называют системой водоснабжения, или водопроводом.
Подробнее: Водоснабжение
Во́дный тра́нспорт — вид транспортa, перевозящего грузы и/или пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно.
Рабо́чее ме́сто — это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой. В более широком смысле — это элементарная структурная часть производственного пространства, в которой субъект труда взаимосвязан с размещенными средствами и предметом...
Энерге́тика — область хозяйственно-экономической деятельности человека, совокупность больших естественных и искусственных подсистем, служащих для преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов всех видов. Её целью является обеспечение производства энергии путём преобразования первичной, природной энергии во вторичную, например в электрическую или тепловую энергию. При этом производство энергии чаще всего происходит в несколько стадий...
Управление : Управление (философия) — элемент, функция таких структуализированных систем, которые возникли природным (эволюционным) или искусственным (рукотворным) путем.
Автоматизация — одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций. Термин «автоматизация», основанный на более раннем слове «автоматический» (поступающий с автомата), не был широко использован...
Диверсифика́ция (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
Террито́рия (лат. territorium) — часть поверхности суши с определёнными границами.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Экологическая проблема — изменение природной среды, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Может быть как антропогенным, так и результатом стихийных бедствий.
Железнодоро́жная сеть — совокупность всех эксплуатируемых железных дорог — транспортная система для перевозки грузов и пассажиров. Понятие железная дорога является более узким, ограничиваясь описанием транспортных средств. В то же время, под железнодорожной сетью подразумевают не только группы транспортных средств данной транспортной системы, но и всю совокупность тяговых подстанций и прочей инфраструктуры, необходимой для нормальной эксплуатации железных дорог.
Персона́л (от лат. persona — личность) или штат (от нем. staat — государство) — постоянный состав работников какого-нибудь учреждения, составляющих группу по профессиональным или иным признакам с указанием должностей и присвоенных по каждой должности окладов; совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребёнком и так далее...
Приро́дные ресу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и используемые им в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
Безопа́сность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.
Окружа́ющая среда ́ — обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения.
Данная статья посвящена экогородам. По теме экопоселений имеется отдельная статья.
Подробнее: Стабильный город
Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.
Индустриализация (от лат. Industria) — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые...
Мегаполис или метрополис — большой город или городская агломерация, которая является важным экономическим, политическим и культурным центром для страны или региона, а также важным центром региональной или международной инфраструктуры, а также важных технологий, таких как телевидение, связь. Древнегреческий термин (сначала — μητρόπολις) означает «город-мать» (раньше так назывались центры колоний или места переселения поселенцев). Позже так стали называть город (полис), который являлся центром определенной...
Упоминания в литературе (продолжение)
Инфраструктурная функция состоит в обеспечении условий для нормального функционирования общественного производства и деятельности населения как в сфере материального производства, так и в жизнедеятельности в целом. Эта функция имеет особое значение для городской агломерации. Весь процесс формирования и функционирования городской агломерации как единой системы невозможен без достаточно развитой
инфраструктуры . Инфраструктурные «жгуты» как бы связывают механические совокупности городов, поселков, сельских поселений в систему, в целостный организм. Данная система включает в себя предприятия транспорта, связи, материально-технического снабжения и сбыта, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также учреждения и организации культуры, здравоохранения, образования.
Согласно первому подходу (И. Г. Лимонина, А. В. Кучумов), развитие региональной туристской
инфраструктуры можно оценить через совокупность ее элементов. Данные методики позволяют выделить наиболее «слабые места» туристской инфраструктуры в территориальном разрезе, а также дают возможность провести комплексное экономико-географическое исследование развития туристской инфраструктуры в целом, но без снижения значимости развития отдельных ее элементов. Однако эти методики не лишены ряда недостатков, поскольку не вполне четко определяют значимость системы тех показателей внутри каждой группы инфраструктурных элементов, которые позволяют более полно охарактеризовать фактическое состояние инфраструктуры туризма. В то же время отдельные методики охватывают ее неполный компонентный состав.
Структурными составляющими макрологистических систем являются микрологистические системы. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, имеющие единую
инфраструктуру .
Существует неоднозначное определение
инфраструктуры . Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.
Чтобы разрешить это противоречие, в зарубежной хозяйственной практике[6] используется концепция государственно-частного партнерства (ГЧП, англ. Public-Private Partnership – РРР), представляющая собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. Понятие и механизмы ГЧП укоренились и используются в мировой практике привлечения частных компаний для долговременного финансирования общественной
инфраструктуры и управления ею, включая широкий круг объектов – транспорт, ЖКХ, благоустройство и т.п. В классическом понимании public (англ. общественный, общий) противопоставляется понятию private (англ. частный) и объединяет все «не частное», т. е. государственную власть, муниципальную или местную власть, а также общественные организации как силы, представляющие общество. Меньше проблем возникает с пониманием термина private, которым обозначается партнер, предоставляющий свои финансовые и иные ресурсы, а также услуги или товары с целью получения прибыли.
В этом отношении эффективность создания и функционирования научно-инновационного комплекса зависит не столько от уровня развития каждого из составных элементов, сколько от качества взаимодействия их друг с другом, с социальными и рыночными институтами, что и составляет важнейшую задачу государственного управления инновационной деятельностью. Формирование национальной инновационной системы, включающей в себя совокупность государственных, частных и общественных организаций, образующих
инфраструктуру инновационной деятельности и механизмы их взаимодействия, с помощью которых осуществляется создание, хранение, продвижение и освоение новых знаний, продуктов и технологий, является важным инструментом проводимого в стране курса по переходу российской экономики на инновационный путь развития.
Большой вклад внесли хозяйственные подразделения ОГПУ – НКВД в создание военной
инфраструктуры государства. Под термином «военная инфраструктура» понимается система стационарных и нестационарных объектов театров военных действий регионального или государственного масштаба, предназначенных для обеспечения, обучения, развертывания войск и ведения ими боевых действий. В число стационарных объектов включаются, в частности, авиационные и военно-морские базы, аэродромы, склады, автомобильные и железные дороги, внутренние водные пути, речные и морские порты, узлы связи и т. д… Понятие военной инфраструктуры, взятое в масштабах страны, тесно связано с понятием «военно-экономический потенциал». Военно-экономический потенциал есть система средств и ресурсов, которую государство в случае необходимости может использовать в интересах создания и поддержания своей военной организации и для обеспечения ее функционирования. В число компонентов военноэкономического потенциала входят предприятия оборонной промышленности и военного назначения, сырьевые отрасли народного хозяйства (особенно специализирующиеся на добыче и переработке так называемого стратегического сырья), транспортная система, сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и т. д.
1. Выявлены основные признаки кооперации и интеграции, характеризующие их суть, порядок организации, функционирования и результативность использования (создания завершенной, самодостаточной производственно-сбытовой
инфраструктуры ; формирования и функционирования как единого комплекса; направленность всех звеньев на получение конечного результата и др.).
Изучение с позиций системного подхода условий функционирования и особенностей развития региональных социально-экономических систем требует сущностно-содержательного уточнения объекта исследования, что позволило авторам представить категорию «региональная социально-экономическая система» как структурно-целостное пространственно-локализованное образование, базирующееся на эффективном взаимодействии и функционировании подсистем природного, хозяйственного, экономического и социального характера, направленное на решение приоритетных стратегических задач: увеличение валового регионального продукта, повышение качества жизни населения и развитие институциональной
инфраструктуры .
Все рассмотренные модели ИП сосуществуют в современной экономике в различных фирмах, отраслях, странах. В наиболее современных моделях ИП (японская интерактивная, стратегических сетей) возникает необходимое условие осуществления параллельной работы над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях, – непрерывная среда трансфера технологий в сочетании с многократными процессами обратной связи, т. е. развитая инновационная
инфраструктура .
Физическая культура и спорт являются частью социальной
инфраструктуры города, поэтому их изучение невозможно без осмысления указанного понятия. Социальная инфраструктура определяется как совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его потребностей, ценностных ориентаций, социальных, демографических и других особенностей[23].
Выделяются две главные подсистемы социально-экономической системы региона. В состав подсистем первого порядка входят системообразующий, системообслуживающий комплексы региона (включают материальные и нематериальные ресурсы развития территории),
инфраструктура , население, подсистема политического управления и экология. Образование является подсистемой второго порядка, входящей в системообслуживающий блок региона (рис. 1).
На основе анализа и декомпозиции структуры региональной экономики отметим, что здравоохранение является социально-экономической подсистемой второго порядка, входящей в состав подсистемы первого порядка – системообслуживающего блока региона (существующего наряду с прочими подсистемами первого порядка – системообразующим блоком,
инфраструктурой , населением, подсистемой политического управления и экологией) или регионального хозяйственного комплекса в рамках целостной социально-экономической системы региона (рис. 2).
Так, согласно Концепции, переход к новой модели пространственного развития российской экономики предполагает в т. ч. формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной
инфраструктуры , и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Концепция также предполагает сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики, укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей. Реализации всех указанных задач в полной мере соответствует создание ТОСЭР.
Структура региона. Как социально-экономическая система регион представляется совокупностью подсистем: 1) системообразующая база; 2) системообслуживающий комплекс; 3) экология; 4) население; 5)
инфраструктура рынка. Человек – органическая часть каждой подсистемы. Он часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства, часть населения, а также через связи с другими людьми он образует социально-территориальную общность.
При переходе на другой пространственный масштаб, на уровень сочетания городов, локальных агломераций в пределах региона, на уровень сочетания регионов в пределах страны возникает другая функция – межпоселенческих связей, обеспечения связей между поселениями, городами, локальными и региональными образованиями, функция создания межпоселенческой
инфраструктуры различных видов связи и доставки ресурсов – дорожной, воздушной, водной, инженерной инфраструктуры. Это функция обеспечения пространственной целостности регионов и страны, функция региональная.
Архитектура предприятий по своей сути является некоторым механизмом, который обеспечивает прозрачность представления, «трансформацию» «стандарных» услуг (деятельности) правительства в электронные регламенты, основанные на использовании современных ИТ. В каждой из стран существует своя специфика в организации, наименовании и стандартизации проектов по созданию электронного правительства. Например, в США реализуется проект «Федеральная архитектура», в Германии – «Стандарты и архитектура прикладных систем электронного правительства» (SAGA – Standards and Architecture for e-Government Applications). Однако при всем многообразии специфик реализации основной лейтмотив заключается в процессном подходе организации деятельности государства по предоставлению на современной технологической основе услуг гражданам и бизнесу. Соответственно, проектирование национальной
инфраструктуры государственных информационных систем осуществляется в контексте обеспечения эффективной реализации государственных функций.
По мнению исследователя [175], в территориальных системах, в качестве которых он рассматривает государства, территории и города, можно выделить шесть следующих подсистем: человек (или индивидуальное развитие), социальная, политическое управление, экономическая,
инфраструктура , ресурсы и окружающая среда, которые могут быть агрегированы в три подсистемы – общественную, обеспечения и экологическую (рис. 1.4).
Становление различных направлений, разделов и подразделов в социальной практике спорта увеличивает возможности удовлетворения потребностей личности и общества, спроецированных на спорт. При этом, естественно, увеличивается и сложность проблем адекватного управления его трансформацией и развитием. Изменения социально-правовой стороны сферы спорта повлекло за собой экономические инновации, породили новые
инфраструктуры (государственные, общественные, частные и пр.), обеспечивающие нормальное функционирование каждого направления развития спорта. Впервые появились новые формы управления, в частности, оказание физкультурно-оздоровительных и др. услуг.
Техническая архитектура предприятия (Enterprise Technical Architecture, ETA) – это совокупность программно-аппаратных средств, методов и стандартов, обеспечивающих эффективное функционирование приложений. Другими словами, под технической архитектурой мы будем понимать полное описание
инфраструктуры предприятия, включающее:
Наряду с основными комплекс осуществляет совокупность обеспечивающих функций, способствующих рациональной организации во времени и пространстве инновационных процессов. Обеспечивающие функции НИК, составляющие содержание инновационной
инфраструктуры , включают:
Несмотря на сложности в использовании туристско-рекреационного потенциала, необходимо определять перспективы его использования. В этом плане одним из необходимых аспектов является разработка модели организации туристско-рекреационной сферы региона с выделением территорий, которые нуждаются в первоочередной концентрации усилий и средств на их развитие, резервных территорий и территорий, где развитие туристской
инфраструктуры нецелесообразно.
Жилищные условия населения, доступность и качество жилищно-коммунальных услуг, наряду с условиями труда, состоянием окружающей среды, степенью развитости объектов социальной
инфраструктуры , являются основными составляющими понятия «условия жизни», оказывающими непосредственное влияние на такую интегральную характеристику, как «качество жизни»[3] (рис. 2).
В 2002 году в процессе корректировки перечня критических технологий Российской Федерации по предложению Минобороны России в его состав были включены «базовые и критические военные и специальные технологии». При этом базовые военные технологии, под которыми следует понимать совокупность знаний и документированных данных о типовых формах (способах или методах) военной деятельности (военных действий), в большинстве случаев связаны не с созидательными, а с разрушительными (поражение, подавление, выведение из строя военных объектов, объектов
инфраструктуры , вооружения, военной, специальной техники и др.) процессами, имеющими довольно косвенное отношение к процессам производства (только посредством использования ВВСТ, произведенных в предшествующий период) [3, 4, 8].
Как в обыденной жизни, так и в научном анализе традиционным является разделение территорий на городские и сельские. Такое деление применяется также в официальных документах, статистических данных, аналитических материалах. В чем-то подобное разделение действительно улавливает существенные различия в характере территорий, однако в определенной мере оно искажает реальную картину. Дело в том, что в последние десятилетия идут объективные процессы усиливающейся дифференциации сельских территорий: пространства вокруг крупных городов в большинстве своем характеризуются позитивной экономической динамикой, растущим населением, трансформацией хозяйственной деятельности исходя из потребностей города. Эти территории формируют городские агломерации – пространство с совершенно особыми характеристиками, находящееся под определяющим влиянием городского центра. Территориальные границы агломераций нельзя с точностью фиксировать, но можно утверждать, что чем более крупным является город и чем лучше развита транспортная
инфраструктура , тем активнее идет трансформация окружающей его сельской местности. Сельская местность вне сферы влияния крупных городов (будем называть ее периферией) отличается совершенно другими характеристиками. Экономика здесь зависит в первую очередь от развития аграрных и сырьевых отраслей, для многих территорий характерны процессы депопуляции и деградации. Очевидно, что то, что обычно относят к сельской местности, по своим экономическим и социальным характеристикам делится по меньшей мере на три группы, для которых характерны совершенно различные тенденции:
Промышленный узел – группа производств, компактно размещенных на небольшой территории, связанных между собой производственными связями, имеющими общую систему расселения, сложившуюся социальную и техническую
инфраструктуру .
Недооценка места и роли региональных аспектов в управлении в советский период при построении интегральных группировок, слабый учет функциональных критериев при принятии управленческих решений, связанных с территориальной организацией общества в постсоветское время (особенно для моногородов), привели, на наш взгляд, к современным деформациям в ряде регионов России. Сегодня они особенно ярко проявились в их системном кризисе. В России в теории регионального управления начиная с распада СССР ведутся непрерывные поиски. Но его традиционные приемы исходят из прошлых моделей классического отраслевого управления экономикой, с акцентом на контроле и организационных изменениях. Помимо текущего жизнеобеспечения в условиях «вынужденной» децентрализации регионы стали развиваться в условиях выбора альтернатив для стратегических перспектив, создавать долгосрочные вложения в развитие
инфраструктуры , улучшать свои имиджевые характеристики для инвесторов, населения, туристов и т. д.
2. Совокупность статической и динамической информации об опасном химическом объекте, прилегающей к нему территории,
инфраструктуре территориального образования подлежит анализу с точки зрения вероятных направлений развития химически чрезвычайной ситуации (ХЧС) вследствие химических аварий на промышленном объекте (блок 4 на рис. 1).
• Закон содержит положения о структуре НПС, ее субъектах, требованиях к деятельности отдельных операторов, к организации и функционированию платежных систем, использованию платежной
инфраструктуры , функциях Банка России по наблюдению в НПС;