Теория нарушения ожиданий

Теория нарушения ожиданий — это теория коммуникации, которая анализирует, как люди реагируют на непредвиденные нарушения социальных норм и ожиданий. Теория была разработана Джуди К. Бергун в конце 1970-х годов. Первоначально, Бергун анализировала ожидания людей в отношении личной дистанции при общении с другим человеком, а также как нарушение такой дистанции соотносится с отношением к конкретному человеку В 1980-х и 1990-х имела название «теория нарушения невербальных ожиданий» и основывалась на исследованиях Бергун о проксемике.

Теория рассматривает общение как обмен поведениями, где поведение одного человека может нарушить ожидания другого. Участники общения могут воспринимать такой обмен как положительно, так и отрицательно, в зависимости от существующих личных отношений или того, насколько благосклонно воспринимается подобное нарушение. Нарушение ожиданий приводит к так называемому «возбуждению» и побуждает «получателя» дать когнитивную оценку нарушению. Теория гласит, что ожидания влияют на результат коммуникационного взаимодействия как положительно, так и отрицательно - положительные нарушения увеличивают привлекательность нарушителя, а отрицательные нарушения ее уменьшают. Помимо проксемики и изучения того, как люди интерпретируют нарушения в различных коммуникативных контекстах, теория нарушения ожиданий также дает конкретные прогнозы относительно реакции индивидуумов на эти нарушения: либо он отвечает взаимностью и перестраивают свое поведение соответственно, либо уравновешивает такое нарушение и противодействует ему.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я