Связанные понятия
Полная занятость (англ. full employment) — уровень занятости, при котором ещё существует фрикционная и структурная безработица, но нет циклической безработицы, при этом экономика использует все имеющиеся и пригодные ресурсы для производства товаров и услуг; ситуация, при которой реальный чистый национальный продукт (ЧНП) равен потенциальному ЧНП.
Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.
Уровень жизни , также уровень благосостояния, уровень потребления — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Благосостояние — обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.
Национальный доход (англ. national income) — один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость.
Упоминания в литературе
Согласно ст. 1 Закона «О
занятости населения в РФ» занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Следовательно, любая не противоречащая закону деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, является легальной занятостью.
1. Под
занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 ФЗ «О занятости населения в РФ»).
Основным документом, содержащим основные принципы формирования и реализации политики
занятости населения, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. Согласно ст. 1 данного закона, занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход6.
Занятость является основополагающей характеристикой рынка рабочей силы и объектом социальной политики. Она является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой макроэкономический показатель. Занятость, являясь экономической категорией, представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения потребностей в работниках и индивидуальных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении доходов.
Связанные понятия (продолжение)
Дифференциа́ция дохо́дов населе́ния , или нерáвенство доходов — разница в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. В количественном плане характеризуется показателями, отражающими степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах имеет следствием неравномерность в распределении материальных и нематериальных благ и играет определяющую роль в существовании экономического неравенства.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.
Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы) за заработную плату. Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором...
Прекариа́т (от лат. precarium — нестабильный, негарантированный и «пролетариат») — социальный класс работников с временной или частичной занятостью, которая носит постоянный и устойчивый характер. Для прекариата характерны: неустойчивое социальное положение, слабая социальная защищённость, отсутствие многих социальных гарантий, нестабильный доход, депрофессионализация. Трудовые отношения между прекариатом и работодателем носят название прекаризация.
Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
Подробнее: Общественные блага
Государственные расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Распределе́ние (англ. distribution), в экономике — разделение материальных благ между субъектами экономических отношений. Первичное распределение обычно происходит на основе реализации права собственности в процессе создания материального блага, в том числе с учётом разделения труда. Перераспределение происходит при передаче денег или иных благ от одних лиц к другим с помощью социальных механизмов, таких как налогообложение, благотворительность, социальное обеспечение, коммунальные услуги, земельные...
Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в мире, государстве, стране или обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.
Прекаризация (от англ. precarious и лат. precarium — сомнительный, опасный, рискованный, негарантированный, нестабильный, стоящий на песке), прекаризация труда — переход от постоянных гарантированных трудовых отношений к неустойчивым формам занятости, ведущий к практически полной потере работником социально-трудовых прав, в том числе занижение заработной платы, отсутствие оплачиваемого отпуска, больничного листа и других социальных завоеваний.
Технологические изменения — термин, используемый для описания общего процесса создания, рационализации и распространение технологий или процессов. Термин является синонимом технологического развития, технологических достижений и технического прогресса. По сути — это создание технологии (или технологического процесса), непрерывный процесс совершенствования технологии (во время которого она часто дешевеет) и её распространения (диффузия) в промышленности и обществе.
Экономическое развитие — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Рабо́чая си́ла (англ. Labor power, нем. Arbeitskraft) в марксистской политической экономии — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.
Экономическая эффективность (англ. Economic efficiency) — это соотношение полученных результатов производства — продукции и услуг и затрат труда и средств производства.
Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Переходная экономика (англ. transition economy) — промежуточное состояние при переходе от экономики с центральным планированием к рынку. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие, как новых черт переходной экономики, так и ее особенности.
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. (ст. 129 ТК России), денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен на свою рабочую силу.
Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать...
Но́рма при́были (англ. rate of return или англ. rate of profit) — экономическая характеристика, которая является процентным отношением прибыли за некоторый промежуток времени (период) к авансированному перед началом этого периода капиталу (как правило, продолжительность периода принимают равной году). Величина нормы прибыли зависит от нормы прибавочной стоимости, органического строения капитала и времени оборота капитала. Межотраслевая конкуренция приводит к установлению средней нормы прибыли на...
Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Подробнее: Экономический агент
Рабо́чее ме́сто — это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой. В более широком смысле — это элементарная структурная часть производственного пространства, в которой субъект труда взаимосвязан с размещенными средствами и предметом...
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. fiscal policy < лат. fiscus — корзина; касса, казна, финансы) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Валовой национальный доход (ВНД) — это совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведённых в течение года на территории государства (то есть валовой внутренний продукт, ВВП), плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. Один из экономических показателей.
Финансовый сектор (англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций (англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам.
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.Рыночная конъюнктура определяет...
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Сбережения — накапливаемая часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. Сбережения используются для покупки ценных бумаг и других финансовых инструментов, или размещаются в виде банковских вкладов. Различают личные и принудительные сбережения.
Капиталоёмкость — стоимость капитала, используемого при производстве товаров, по отношению к стоимости самого товара и по отношению к стоимости других факторов производства, в особенности труда. В рамках производственного процесса (как на микро-, так и на макроуровне) уровень капиталоёмкости может быть оценён как пропорция между капиталом и трудом, то есть как набор точек вдоль изокванты.
Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
Экономика города (англ. urban economics) — наука об экономических исследованиях городских территорий, исследующая городские проблемы. Экономика города — раздел микроэкономики, который изучает городскую пространственную структуру и размещение домашних хозяйств и фирм. Экономика города исследует распределение ресурсов в городской черте, ориентирована на решения о размещении фирм и на сами города как центры экономической активности. Экономика города сосредоточена на изучении пространственных отношений...
Перегре́в эконо́мики — ситуация, при которой темпы экономического роста приобретают взрывной неподконтрольный характер и, поглотив все ресурсы частного и государственного сектора, близко подходят к черте, за которой дальнейший устойчивый рост исчерпывает себя и начинается рецессия.
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Экономический рост — увеличение объёма выпуска товаров и услуг в рассматриваемой экономической системе (в стране, регионе, мире). Мерой экономического роста служит прирост реального ВВП в целом или на душу населения.
Префере́нция (лат. praeferentia «предпочтение») — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.
Экономика преступления и наказания - раздел экономической теории, рассматривающий преступника как рационального индивида. В данном разделе экономики рассматриваются преступления, связанные не с психологическими мотивами или отклонениями, а с осознанным выбором индивида, сравнившего преимущества разных профессий и выбравшего криминальную карьеру. Такое представление позволяет строить математические модели, в основе которых лежит рациональное поведение преступника.
Упоминания в литературе (продолжение)
Важным фактором развития малого бизнеса является содействие безработным в организации собственного дела. Выполнение антикризисной программы, принятой в России по преодолению кризиса, убедительно свидетельствует, что среди различных антикризисных мер одной из наиболее эффективных оказалась организация безработными собственного дела. С гражданином, желающим и способным заниматься предпринимательской деятельностью, орган службы
занятости заключает договор, согласно которому гражданин обязуется организовать собственное дело и заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев, а орган службы занятости – выдать безвозмездную субсидию. Размер субсидии определяется как величина 12-месячного пособия по безработице, причитающегося данному гражданину. Если же гражданин открывает дело, в рамках которого создаются новые рабочие места, на которые органы занятости направляют безработных с целью трудоустройства, то помимо безвозмездной субсидии может быть предоставлена и дополнительная дотация из расчета 75 % 12-месячного пособия по безработице, причитающегося безработному, направляемому органами занятости, но не более чем для 10 нанимаемых работников. Выделение дотации производится при условии заключения с безработным трудового договора на срок не менее 12 месяцев.
Экономической государственной гарантией на защиту от безработицы и материальную поддержку безработных граждан является создание фонда
занятости , предусмотренное ст. 22 Закона, определяющей основы правового положения фонда занятости. Постановлением Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «О занятости населения в РСФСР»» от 19 апреля 1991 г. предусматривалось, что Государственный фонд занятости населения РСФСР на 1991 г. образовывается за счет средств республиканского бюджета РСФСР, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, местных бюджетов, а также обязательных ежемесячных отчислений работодателей в размере 1 % по отношению к начисленной оплате труда.
Скандинавская модель определяется ими как современная. Ее характеризуют осуществляемая государством политика полной рабочей
занятости , предоставление каждому возможности обеспечивать свое существование и существование своих близких. Социальная стабильность достигается также за счет социального страхования граждан (пенсия, медицинское обслуживание, пособия) и перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных групп населения, при котором основную часть налогового бремени несут лица с высокими доходами. Государство проводит активную социальную политику, формируя широкую сеть учреждений, предоставляющих свои услуги разным слоям населения. Роль частного сектора в социальной помощи при этом незначительна.
Последние исследования по труду и
занятости показывают, что совокупность институтов, направленных на «защиту трудящихся» (собственно законодательство о защите занятости, установление минимального размера оплаты труда, величина и период выплат пособий по безработице, навязывание системы коллективных договоров), приводят к следующим негативным эффектам:
Правоотношения между гражданином и органом по труду,
занятости и социальной защите возникают на основании заявления гражданина об оказании ему помощи в трудоустройстве или о признании его безработным, которое было удовлетворено соответствующим органом по труду, занятости и социальной защите. Основаниями прекращения данных правоотношений могут быть признание соответствующего лица занятым; письменный отказ гражданина от содействия в трудоустройстве (подыскания подходящей работы) органом по труду, занятости и социальной защите; наступление обстоятельств, дающих право на снятие безработного с учета (в рамках которых могут быть обстоятельства, дающие право на снятие с учета по решению соответствующего органа по труду, занятости и социальной защите в случае неисполнения безработным возложенных на него обязанностей, и обстоятельства, не зависящие от воли сторон – например, смерть безработного).
Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, регулирующих трудовые отношения, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающей вопросы мотивации и оплаты труда регулирования
занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и методологии разрешения конфликтных ситуаций. Сегодня в рыночной среде государство очень ограниченно вмешивается и регулирует социально-экономические и трудовые отношения россиян.
Следовательно, социологические опросы подтверждают тезис, что в России заработок важнее гарантии
занятости . По мнению исследователей – Р. Капелюшникова и В. Гимпельсона – это обусловлено особенностями отечественной модели рынка труда: российские работодатели адаптируются к ухудшению экономической конъюнктуры не за счет занятости (высвобождения, т. е. увольнения работников), а сокращения заработной платы персонала. Так же происходит и на подъеме: растут зарплаты, а не занятость. Поэтому россияне ценят заработок превыше всего: он может измениться и о нем стоит беспокоиться. Шанс быть уволенным у нас пока ниже, чем потерять в зарплате. А в других странах – наоборот: если человек работает, то его зарплата неприкосновенна. Минусов у такой особенности российского рынка труда – адаптации рынка через заработок, при которой издержки при кризисных ситуациях как бы распределяются на всех, больше, поскольку страдает больше людей и продолжается это дольше. В такой ситуации даже у высокопрофессионального работника нет фиксированной «цены» ни на рынке, ни в компании – его зарплата зависит в большой степени от конкретного работодателя, от его личного отношения к работнику. Модель рынка труда, принятая в других развитых странах – адаптация через занятость (увольнение работников), – касается сравнительно небольшого круга людей и ограничена во времени, так как уволенные могут устроиться на другую работу.
Источниками сведений для решения поставленных задач являются: текущий учет и отчетность организаций, предприятий и учреждений, которые обслуживают население; данные статистики труда, переписей населения,
занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, разного рода логических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.
В настоящее время в теории и в законодательной практике социального обеспечения много внимания уделяется усилению в нем страховых начал. Эта позиция явилась следствием создания в Российской Федерации, в отличие от СССР, обособленных внебюджетных фондов для финансирования социального обеспечения – Пенсионного, фондов социального страхования,
занятости , медицинского – с распределением между ними страховых взносов для защиты от отдельных социальных рисков. Сегодня приобрели особую актуальность вопросы достаточности финансовых средств для реализации прав граждан в сфере социального обеспечения. Так, в связи с обострившимися проблемами взимания страховых взносов стала массовой практика несвоевременной и нерегулярной выплаты государственных пенсий. Пенсионный фонд, настаивая на полной самостоятельности и независимости, в то же время требует пересмотра пенсионного законодательства, с тем чтобы привести пенсионные требования граждан в соответствие с финансовыми возможностями фонда. Настоятельно ставится вопрос о последовательном разграничении страховых и нестраховых периодов деятельности граждан и об установлении прямой зависимости права на страховые выплаты от продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Эта позиция четко выражена, например, в федеральных законах «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (1996) и «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (1997). Первый закон предусматривает введение сплошного ежемесячного учета в Пенсионном фонде на индивидуальных счетах всех работающих граждан сведений об их трудовом стаже, заработке и размерах уплачиваемых страховых взносов, а также последующее назначение пенсий на основании данных такого учета Согласно нормам второго закона увеличение пенсий неработающим пенсионерам с применением индивидуального коэффициента производится с одновременным исключением из их трудового стажа ранее учтенных нестраховых периодов (времени ухода за детьми и другими нетрудоспособными членами семьи, профессионального обучения и др.).
Негативная экономическая динамика в начале года увеличила безработицу, сократила
занятость . При сохранении более высоких, в сравнении с 2014 г., уровней безработицы среди городского населения в селах занятость выросла, безработица на протяжении значительного периода сохранялась на минимальных уровнях. По-видимому, ограничения со стороны предложения труда сдерживают безработицу. По российской традиции рынок труда отреагировал на кризис не сокращением занятости, а сокращением заработных плат. Таким образом, текущий кризис актуализирует вопросы покупательной способности заработной платы, особенно в отношении низкооплачиваемых групп работников. Динамика заработной платы по ВЭД значительно дифференцирована, отражая в том числе различия в воздействии новых условий на результаты экономической деятельности.
в области развития рынка труда и в содействии
занятости населения – проведение государственной политики в области занятости населения, развития трудовых ресурсов, профессионального образования и подготовки кадров одним из национальных приоритетов рассматривают повышение ее эффективности в неразрывной связи с решением задач социально-экономического развития, обеспечения гарантий и учета интересов работников и работодателей;
По мнению экспертов[20], институциональное несовершенство миграционной сферы, правовая незащищенность иностранных работников, рост коррупции в стране, способствующий бесконечным поборам с трудовых мигрантов, наличие пробелов в российском миграционном законодательстве приводят к тому, что Российская Федерация проигрывает в конкурентной борьбе с другими странами за трудовых мигрантов, а также теряет огромные денежные средства из-за их
занятости в теневом секторе экономики.
БР – не занятые трудовой деятельностью граждане, зарегистрированные в службе
занятости в качестве ищущих работу,
Задачи государственной системы управления трудовыми ресурсами – принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования
занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т. д.).
Можно сделать вывод, что новое цивилизованное предпринимательство должно иметь социальную ответственность, которая состоит в том, чтобы своей деятельностью не способствовать обострению социальных противоречий, не усиливать такие неизбежные негативные последствия рыночной экономики, как нарастание безработицы, бедности, дискриминации в сфере
занятости и оплаты труда, загрязнение окружающей среды и т. п. Как показывает современная практика, именно в этих областях новое российское предпринимательство пока мало себя проявило, и именно в таком направлении должна развиваться его социальная деятельность.
1. Принципы общего регулирования сферы труда (свобода труда; свобода и равноправие в труде и
занятости ; запрещение принудительного труда и дискриминации в труде; защита безработицы; развитие социального партнерства; помощь в трудоустройстве и материальная поддержка при безработице).
Регулирование
занятости населения понимается как поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. При этом принципиально важно, чтобы соотношение между спросом и предложением не вело к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, которое ведет к увеличению численности безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и серьезным социальным последствиям.
3. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. В России создана государственная система защиты граждан от безработицы и содействия в трудоустройстве. Определен правовой статус безработного, установлены дополнительные гарантии трудоустройства отдельных категорий граждан, в том числе работников, высвобождаемых в результате ликвидации организаций, сокращения численности или штата работников, молодежи, инвалидов и некоторых других. Предусмотрена выплата пособий по безработице, стипендий лицам, направленным службой
занятости на переобучение, профессиональную переподготовку, повышение квалификации. Осуществляется и множество других мероприятий, направленных на обеспечение граждан работой.
Роль государственных служащих как избирателей также влияет на рост государственных расходов – как разновидность модели бюрократии. В данном случае подчеркивается тот факт, что бюрократы – тоже граждане страны и выступают одновременно в качестве избирателей. Как избиратели они, разумеется, будут поддерживать любые программы государственных расходов, расширяющие тот сектор, в котором трудятся. Увеличение государственных расходов для этой группы избирателей означает гарантии стабильной
занятости и роста их собственных заработков. А рост численности и доли занятых в госсекторе экономики по спирали ведет к новому росту государственных расходов. Это особенно характерно для современной России.
Основным механизмом реализации политики должен стать такой бюджетно-налоговый механизм, который обеспечивал бы сглаживание слишком больших различий в доходах, в имущественном положения различных слоёв общества, огромной территориальной дифференциации бюджетной обеспеченности и уровня жизни населения. Этот механизм должен обеспечивать соблюдение интересов всех участников: – администрации региона/субъекта (заинтересованность в увеличении бюджетных поступлений от деятельности промышленных предприятий, в повышении
занятости населения и т.д.); предприятий – инициаторов проектов (заинтересованность в повышении конкурентоспособности, в увеличении стоимости бизнеса); и бизнес-сообщества региона/субъекта (лоббирование интересов бизнеса, обеспечение взаимодействия всех заинтересованных сторон).
НОРМА БЕЗРАБОТИЦЫ ЕСТЕСТВЕННАЯ – норма, при которой есть примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу. На определение естественной нормы безработицы влияют постоянные динамические изменения в экономике и правительственная политика в области
занятости . Это норма, которая может сохраняться без изменения темпов инфляции.
Помимо материальных расходов бедных и богатых домохозяйств, фактором, обусловливающим их поляризацию, является также объем временных затрат на домашний труд. В бедных семьях, где ограничены возможности пользования платными услугами, наблюдаются самые высокие трудозатраты на домашний труд (у мужчин – 30 часов в неделю, у женщин – 53), у обеспеченных – соответственно 20 и 41 час в неделю [12]. Очевидно, у последних значительно больше возможностей перераспределять свое время в пользу оплачиваемой
занятости , образования, досуга, то есть на максимизацию дохода и наращивание своего семейного капитала.
Перейдем к периоду XX в. и рассмотрим кейнсианское экономическое течение, названное в честь английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Поскольку классическая теория не оправдала свою действенность и ярким примером ее нефункциональности была Великая депрессия 30-х гг. XX в. в США, то, как результат, появилась новая макроэкономическая теория Кейнса. Согласно его теории, в противовес классике, – кейнситанство утверждает, что рыночной экономике равновесие, которое обеспечивает полную
занятость , не свойственно. Население склонно к сбережению части доходов, что приводит к ситуации, когда совокупный спрос меньше совокупного предложения. Именно поэтому государство должно вмешиваться в рыночную экономику и регулировать ее действия. Оно должно воздействовать на совокупный спрос путем стимуляции инвестиционной деятельности и увеличения денежной массы[3]. Так недостаток спроса будет компенсирован, в том числе за счет бюджетного финансирования. Основной характеристикой данного периода является государственное регулирование рыночных отношений, ключевые рассматриваемые понятия – доход и занятость. Отсюда можно сделать следующий вывод: формирование доходов бюджета происходило за счет деятельности рынка, при регулировании государства, которое стало выполнять экономические функции и допускало несбалансированность бюджета в сторону бюджетного дефицита как основного способа стимулировать рыночный спрос.
Углубленные интервью с представителями территориальных служб
занятости и работодателями направлены на выяснение эффективности реализуемых программ содействия молодежной занятости.
2. При
занятости личности в государственном секторе и оплата ее труда, и ее социальное обеспечение осуществляется государством. Однако, кроме этого личность накапливает собственность в том или ином виде, что обеспечивает ей определенный уровень социальной защиты. При этом данная собственность накапливается не только за счет доходов от труда в государственном секторе (на госслужбе), но и в результате льгот и привилегий, предоставляемых государством определенным работником. Например, государство может предоставлять в пользование работника квартиру, разрешив ее приватизировать по льготной цене. Более того, государство может как бесплатно предоставить квартиру в собственность (номенклатура после распада СССР получила дорогостоящие квартиры в собственность бесплатно), так и выкупить квартиру за счет средств государственной организации, а затем бесплатно передать ее работнику в собственность.
Начиная с 2012 г. в соответствующих приказах Минэкономразвития предусматривается специальная поддержка социального предпринимательства. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 223 от 23.04.2012 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации», под СП понимается «социально ответственная деятельность субъектов малого предпринимательства, направленная на решение социальных проблем…». В качестве условия предоставления субсидии выдвигается соответствие определенным критериям, соотнесенным с участием в решении социальных проблем, которые указываются в ежегодно уточняемом перечне. Например, в 2012 г. были выделены следующие направления СП: а) обеспечение
занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы при определенных условиях; б) предоставление услуг (производство товаров) в определенных видах деятельности, включая содействие профессиональной ориентации и трудоустройство; социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных и иных бедствий; производство и/или реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств… для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к таким услугам; содействие вовлечению в социально активную деятельность социально незащищенных групп граждан; профилактика социально опасных форм поведения граждан; выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Вторая группа факторов способствует высокой степени дифференциации доходов людей, что негативно влияет на их социально-экономическое положение в обществе. Это преимущественное положение одних социальных слоев по отношению к другим, государственная политика в области
занятости , доходов, цен. Такие факторы должны подвергаться ограничению или ликвидироваться.
3) оказание в соответствии с законодательством о
занятости населения следующих государственных услуг: содействие в поиске подходящей работы, а работодателям – необходимых работников. Это лишь малая часть того, что делается в России для эффективного использования трудовых ресурсов.
Высокий уровень
занятости предполагает наиболее полное обеспечение всех отраслей народного хозяйства рабочей силой в соответствии с их потребностями в количественном и качественном составе. Однако в силу объективных и субъективных причин уровень занятости населения республик недостаточно высок, а качество используемых трудовых ресурсов оставляет желать лучшего.
Районы Крайнего Севера и прилегающие к ним области с их суровыми климатическими условиями существенно усложняют жизнь проживающих там граждан. Однако в силу их стратегического, экономического, сырьевого и тому подобного потенциала необходимо интегрированное освоение обозначенного региона. В этих целях первостепенное значение имеет установление основ регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера Российской Федерации, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие северных областей. Достижение сформулированных целей и поставленных задач во многом будет обусловлено привлечением на работы в соответствующих регионах страны массового числа граждан, создание условий труда которым должно в корне отличаться от остальной части населения. Государство обязано создать четкую систему гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера в области
занятости , оплаты труда, отпусков, жилищных отношений, компенсации транспортных расходов, социального страхования, пенсионного обеспечения и др. Гарантии и компенсации должны устанавливаться дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения.
Как указано в Рекомендации, государства-члены должны разрабатывать и применять национальную политику, направленную на пересмотр через определенные периоды и, в случае необходимости, внесение ясности (разъяснений, толкований) в сферу применения законодательства, других нормативных актов и их адаптацию, чтобы гарантировать эффективную защиту прав работников в трудовых отношениях. Такая политика должна содействовать экономическому росту, расширению
занятости и достойному труду.
К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю считают, что экономической является деятельность, преследующая одновременно такие цели, как экономический рост, полная
занятость , экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, экономическая обеспеченность и торговый баланс22.
Основателями теории экономики предложения явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс и др. Колебания темпов экономического роста, структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников теории экономики предложения, спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видят причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Теоретики экономики предложения считают, что систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, его политика доходов,
занятости , социального обеспечения оказывают разрушающее воздействие на экономику.
Социально-экономические права составляют особую группу основных прав и свобод человека. Они, как известно, касаются положения человека в сфере труда, быта,
занятости , благосостояния, социальной защищенности, образования и преследуют цель обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально-экономические права неотделимы от гражданских (личных) и политических прав и все вместе составляют единый правовой статус человека и гражданина. Природа социально-экономических прав напрямую связана с социальной политикой государства, а их реализация и степень защиты зависят от экономического потенциала государства. Соблюдение социально-экономических прав граждан требует от государства осуществления целого комплекса мер, создания системы правовых и материальных гарантий, что не может быть сделано в краткие сроки, а потому расценивается как задача, решаемая постепенно.
Дж. Кейнс в своей книге «Общая теория
занятости , процента и денег» (1936) доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и недоиспользованных производственных мощностей, но при этом правильная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика государства может воздействовать на производство, сокращая тем самым безработицу и уменьшая продолжительность экономических кризисов. Следовательно, Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого. Кейнсианская экономическая теория стала доминирующей в сфере макроэкономики и государственной политики.