Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2002 г. №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (постатейный)

А. А. Кирилловых, 2010

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», с учетом изменений в нормативных актах по состоянию на 1 ноября 2009 г. Закон принят в развитие Конституции РФ 1993 г., а также положений Трудового кодекса РФ 2001 г., определяющего основные принципы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, оформляющих институт социального партнерства. Регламентируются вопросы принципов деятельности объединений работодателей и их видов, права, обязанности и ответственность объединений работодателей и членов объединений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Комментарий рассчитан на руководителей предприятий различных форм и сфер деятельности, объединений работодателей, профсоюзных организаций, практикующих юристов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2002 г. №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Статья 2. Право работодателей на объединение

1. Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

2. Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Комментируемая статья закрепляет автономию воли работодателя при решении вопроса о вступлении в соответствующее объединение. Это правомочие работодателя основывается, во-первых, на праве объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, и, во-вторых, добровольно создавать (вступать) такие объединения. Во втором случае, под добровольностью можно понимать собственное волеизъявление, отсутствие необходимости подчинятся каким-либо указаниям компетентных органов или требованию Закона.

Работодатель-организация как юридическое лицо способен осуществлять, реализовать статус только через физическое лицо или их специально организованную совокупность (органы управления). Не всегда в состоянии непосредственно реализовать свои полномочия и трудовой коллектив.

В трудовом праве, в общем, работодатель понимается как физическое лицо либо юридическое лицо (организация), представляемое ее руководителем (администрацией), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст. 20 ТК РФ и ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[10]).

Объединение работодателей (создание соответствующей некоммерческой организации) является добровольным.

Принцип добровольности объединений, определенный Конвенцией МОТ № 87, закрепляют как Закон об объединениях работодателей, так и Трудовой кодекс РФ (ст. 33). Любой работодатель свободно решает вопрос о своем вступлении в объединение работодателей или выходе из него. Ни профессиональные союзы, ни органы государственной власти не вправе принуждать работодателей к объединению, каким бы целесообразным оно не казалось.

Вступлению в объединение не препятствуют ни организационно-правовая форма, ни характер деятельности его членов, поскольку из целей и характеристики деятельности объединения работодателей вытекает организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности.

При этом право на объединение работодателей должно осуществляться в определенной законом организационно-правовой форме, которая соответствует характеристике и сущности объединения.

Однако за объединением работодателей не может быть признан статус саморегулируемой организации, что подтверждают и государственные органы. В частности, в письме Минэкономразвития России от 25 сентября 2008 г. № Д05-4077[11] при проведении систематического анализа ст. 2, 13, 14 и 15 Закона об объединениях работодателей указано о невозможности использовать объединениями статуса саморегулируемых организаций.

Саморегулирование, согласно ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»[12] самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности. Ее содержанием являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Иными словами, подобные образования в виде саморегулируемых организаций оформляют правовое поле своей деятельности, создание которых в соответствии с их целями предусмотрено, например, Градостроительным кодексом РФ 2004 г. (гл. 6.1)[13], федеральными законами от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 21—26.1)[14], от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 22—24.10)[15], от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 34)[16], от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (гл. 4)[17], от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 17, 18, 21, 22)[18], от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных» (ст. 5)[19], от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ст. 33.1).[20]

Функции российских объединений работодателей, определяемых целями их деятельности, несколько отличаются от аналогичных зарубежных аналогов. Например, в ряде стран объединения работодателей активно участвуют в деятельности специализированных трудовых судов в части предложений и рекомендаций на назначение соответствующих судей. В частности, такие суды существуют в Германии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Люксембурге, Израиле и других странах. В Соединенных Штатах Америки, Японии, Канаде (на федеральном уровне и в англоязычных провинциях) действуют специализированные административные органы, выполняющие судебные функции.

На сегодняшний день в России фактически сложилось два вида объединений юридических лиц. Первые нацелены на участие в решении социальных вопросов (объединения работодателей). Вторые ставят своей целью защиту коммерческих интересов своих членов (промышленные, отраслевые союзы).

Как и другие некоммерческие организации, объединение работодателей создается с определенной социальной целью.

Законодательное определение цели создания объединений работодателей является существенным, поскольку позволяет выделить объединение из других объединений, например, имеющих предпринимательские цели. Кроме того, посредством закрепления целей объединения получает фиксацию система взаимосвязей объединения, природа которых определяется потребностью представлением и защитой законных прав и интересов работодателей.

Указание на цель объединения должно содержаться в уставе организации (ст. 11 Закона).

Защита интересов, как правило, рассматривается, частным случаем представительства. Представление интересов одного лица может включать также и его защиту. Представительство — особое правовое отношение, по которому представитель совершает определенные юридические действия от имени и в интересах представляемого. В свою очередь, представляемый в таких отношениях признает правовые последствия действий представителя.

Отношения представительства осуществляются через представителей, которые в трудовом праве применительно к представителям работодателя раскрываются в ст. 33 ТК РФ. Указанная норма к представителям работодателя относит:

руководителя организации;

работодателя — индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица);

объединение работодателей.

Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях, содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе, добровольность принятия сторонами на себя обязательств.

В законодательстве установлены формы социального партнерства, которые согласно ст. 27 ТК РФ включают:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участие работников, их представителей в управлении организацией;

участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

В значительной массе создаваемых объединений, в том числе профессиональной направленности, нужно разграничивать субъектов, которые получают статус участников объединения. Например, необходимо различать объединения работодателей, созданные для участия в системе социального партнерства, и общественные организации, членами которых являются руководители организаций. В качестве примера можно привести Общероссийскую общественную организацию «Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности», устав которой зарегистрирован Министерством юстиции РФ 12 мая 2003 г. за № 4245. Членами данной Организации могут быть предприниматели и специалисты в области текстильной и легкой промышленности.

Неразвитость социально ответственного бизнеса и недостаточность представительства работодателей — самая острая проблема в сфере социального партнерства. В настоящее время в стране действуют более 60 общероссийских объединений работодателей, но реально в сфере социально-трудовых отношений функционируют не более 40 (судя по количеству заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений).

Основные направления государственной политики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов связываются с предоставлением объединению работодателей целого ряда прав, использование которых направленно на достижение задач в области социального партнерства. Установление в централизованном порядке (в ТК РФ) норм, определяющих права работодателей и их объединений служит гарантией реализации их интересов и легитимных инструментов достижения согласованных позиций, в отношениях между работниками и работодателем.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2002 г. №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

10

СЗ РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 148.

11

Официально не опубликовано.

12

СЗ РФ. — 2007. — № 49. — Ст. 6076.

13

СЗ РФ. — 2005. — № 1 (ч. 1). — Ст. 16.

14

Там же. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.

15

Там же. — 1998. — № 31. — Ст. 3813.

16

Там же. — 2007. — № 31. — Ст. 4017.

17

Там же. — 2006. — № 12. — Ст. 1232.

18

Там же. — 2009. — № 1. — Ст. 15.

19

Там же. — № 1. — Ст. 24.

20

Там же. — 1995. — 50. — Ст. 4870.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я