Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (постатейный)

А. Н. Борисов, 2011

В книге дан постатейный комментарий к Федеральному от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с учетом внесенных в него изменений и дополнений. Подробно рассмотрены основные элементы системы обязательного социального страхования, в том числе субъекты страхования, их права, обязанности и ответственность, назначение и выплата обеспечения по страхованию, исчисление и перечисление страховых взносов. Нормы комментируемого Закона проанализированы в их взаимосвязи с нормами других законодательных актов. Приведены правовые позиции Конституционного Суда РФ, разъяснения и практика Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, правовые акты Правительства РФ, Минздравсоцразвития России и Фонда социального страхования РФ. Книга предназначена прежде всего для правоприменителей – организаций и предпринимателей, их работников, должностных лиц и сотрудников Фонда социального страхования РФ. Книга также будет полезна всем, кто интересуется вопросами данного вида обязательного социального страхования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА I

Общие положения

Статья 1. Задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

2. Настоящий Федеральный закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае причинения вреда жизни и здоровью застрахованного обеспечение по страхованию осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от возмещения вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного настоящим Федеральным законом, осуществлять за счет собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

1. Норма п. 1 комментируемой статьи, называя задачи ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, прежде всего указывает, что данное страхование является видом социального страхования. В отношении же указанных задач необходимо отметить следующее.

Обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[21] обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Как определено в ч. 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ), обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных комментируемым Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Виды обеспечения по страхованию, т.е. страхового возмещения вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с комментируемым Законом, определены в ст. 8 данного Закона, согласно п. 1 которой обеспечение по страхованию осуществляется: 1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на ОСС; 2) в виде единовременной и ежемесячных страховых выплат; 3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

«Иные» установленные комментируемым Законом случаи, о которых говорится в рассматриваемой задаче ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, — это возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью привлеченного к труду страхователем физического лица, осужденного к лишению свободы, а также возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при выполнении им работы на основании гражданско-правового договора, в соответствии с которым страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (см. комментарий к ст. 5 Закона).

Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете ФСС России на очередной финансовый год и на плановый период данному Фонду предоставляется право принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на финансирование указанных мероприятий.

Так, в пункте 7 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 ноября 2009 г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»[22] установлено, что в 2010 г. ФСС России вправе принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства РФ от 29 января 2010 г. № 33 «О финансовом обеспечении в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»[23] Минздравсоцразвития России предписано утвердить по согласованию с ФСС России правила финансового обеспечения в 2010 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и давать разъяснения по их применению.

Соответственно, приказом Минздравсоцразвития России от 5 февраля 2010 г. № 64н по согласованию с ФСС России утверждены Правила финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами[24].

2. В части 1 п. 2 комментируемой статьи установлено, что комментируемый Закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с данным Законом. В этой связи следует отметить, что Конституционный Суд РФ в Определении от 11 июля 2006 г. № 301-О[25], указывая на данную норму, одновременно отметил, что работодатель несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, в порядке, закрепленном главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» части второй ГК РФ.

Как предусмотрено в ч. 2 п. 2 комментируемой статьи, в случае причинения вреда жизни и здоровью застрахованного обеспечение по страхованию осуществляется в соответствии с комментируемым Законом независимо от возмещения вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Данная часть введена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 226-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»[26]. В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного Закона владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены названным Законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. Названный Закон и ч. 2 п. 2 комментируемой статьи вступают в силу с 1 января 2012 г.

3. Норма п. 3 комментируемой статьи указывает на право органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан, нанимающих работников, помимо ОСС, предусмотренного комментируемым Законом, осуществлять за счет собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством РФ. Данный пункт основан на норме ч. 3 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Следует отметить, что из указанного в рассматриваемом пункте правила «за счет собственных средств» есть одно изъятие. Согласно подп. 48.1 п. 1 ст. 264 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ (подпункт введен Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 204-ФЗ[27]) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Норма ч. 1 комментируемой статьи указывает, что законодательство РФ об ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции РФ. Эти основы заложены в упоминаемых выше (см. комментарии к преамбуле и ст. 1 Закона) нормах ст. 39 Конституции РФ, согласно которым: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2); поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3).

Определяя состав законодательства РФ об ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассматриваемая норма указывает на комментируемый Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ. Как видно, при этом понятие «законодательство» использовано в его широком понимании, т.е. охватывающим не только законодательные, но и иные акты.

Федеральные законы, принимаемые в соответствии с комментируемым Законом, — это, прежде всего, ежегодно принимаемые федеральные законы о бюджете ФСС России на очередной финансовый год и на плановый период, а также федеральные законы, устанавливающие страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска.

Иными нормативными правовыми актами РФ, нежели федеральные конституционные законы и федеральные законы, являются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено ч. 1 ст. 90 Конституции РФ. Согласно ч. 2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В части 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч. 3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ)[28] установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 г. № 418)[29], издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно п. 2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. В соответствии с п. 10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов, согласно п. 11 Правил, осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88[30] (в последующем вносились изменения).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 31 октября 2009 г. № 877)[31], федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов, является Минздравсоцразвития России.

К актам законодательства РФ об ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся и акты ФСС России, имеющие нормативный характер. В отношении издания ФСС России таких актов необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. № 318[32] введена государственная регистрация издаваемых ФСС России актов, имеющих нормативный характер и затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер. В целях обеспечения исполнения данного Указа Президента РФ постановлением ФСС России от 30 октября 2007 г. № 260 утверждены Правила подготовки актов Фонда социального страхования Российской Федерации, имеющих нормативный характер, и их государственной регистрации[33].

Как видно, в ч. 1 комментируемой статьи говорится о нормативно-правовых актах только федерального уровня, хотя согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении России и ее субъектов. Как представляется, дело в том, что законодательство РФ об ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний непосредственно регламентирует деятельность ФСС России — государственного внебюджетного фонда РФ, исчисление и уплату страховых взносов — обязательных платежей, т.е. очевидна необходимость аналогии с положением п. «з» ст. 71 Конституции РФ, относящим федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы к ведению России. Органам государственной власти субъектов РФ (как и органам местного самоуправления) норма п. 3 ст. 1 комментируемого Закона предоставляет право помимо ОСС, предусмотренного данным Законом, осуществлять за счет собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством РФ.

В части 2 комментируемой статьи содержится традиционное для федерального законодателя положение, применительно к действию комментируемого Закона с точностью воспроизводящее правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), применяются правила международного договора.

Следует отметить, что указанная конституционная норма не ограничивается приведенным положением. Там же установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[34]: под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного; содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

В качестве таких общепризнанных норм международного права применительно к законодательству РФ об ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо назвать следующие:

в статье 22 Всеобщей декларации прав человека[35], принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., продекларировано, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Согласно п. 3 ст. 23 названного документа каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения;

в статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах[36] провозглашено, что участвующие в данном Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Названный Пакт принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., подписан от имени СССР 18 марта 1968 г. и ратифицирован Постановлением Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-VIII[37].

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[38]. Согласно положениям названного Закона понятием «международный договор РФ» охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства — продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Согласно разъяснениям, данным в п. 3 названного выше Постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5, к признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора РФ, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств; при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для России и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

В сфере ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основными международными договорами РФ являются:

Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, подписанное 9 сентября 1994 г. в г. Москве[39];

Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда, подписанное 9 декабря 1994 г. в г. Москве[40];

Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, подписанное 9 декабря 1994 г. в г. Москве[41].

Перечисленные договоры утверждены постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 616 «Об утверждении соглашений о сотрудничестве, подписанных правительствами государств — участников Содружества Независимых Государств 9 сентября и 9 декабря 1994 г. в г. Москве»[42]. В названных договорах наряду с Россией участвуют Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.

Выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, входят в Перечень социально значимых неторговых платежей, являющийся приложением к Соглашению о порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам[43], подписанному 9 сентября 1994 г. в г. Москве. В названном договоре участвуют те же государства, за исключением Грузии, которая прекратила его действие для себя 9 октября 2009 г.

Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ 15 июня 1998 г. в г. Санкт-Петербурге принят Модельный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[44].

Необходимо упомянуть, что в настоящее время действует принятая 8 июля 1964 г. в г. Женеве Конвенция № 121 Международной организации труда «О пособиях в случае производственного травматизма», в приложениях к которой приведены Перечень профессиональных заболеваний (пересмотрен в 1980 г.), Периодические выплаты типовым получателям и Международная стандартная промышленная классификация всех отраслей хозяйственной деятельности. Однако Россия названную Конвенцию не ратифицировала.

Следует также отметить, что Определением Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2003 г. № 464-О[45] отказано в принятии к рассмотрению жалобы на норму ч. 2 комментируемой статьи, поскольку разрешение вопроса о конституционности этой нормы фактически означало бы необходимость толкования ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ, чего Конституционный Суд РФ по жалобам граждан делать не вправе. Жалоба же обосновывалась тем, что оспариваемая норма, устанавливающая приоритет международного договора, ущемляет права лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве на территории других государств — бывших республик СССР и переехавших на постоянное жительство на территорию РФ до распада СССР.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

субъекты страхования — застрахованный, страхователь, страховщик;

застрахованный:

физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности;

страхователь — юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;

страховой случай — подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию;

несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности;

страховой взнос — обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику;

страховой тариф — ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных;

обеспечение по страхованию — страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом;

профессиональный риск — вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях;

класс профессионального риска — уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей;

профессиональная трудоспособность — способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества;

степень утраты профессиональной трудоспособности — выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Комментируемая статья определяет понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. В этой связи прежде всего, необходимо отметить, что по общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов — редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

В отношении же указанных в данной статье понятий и их определений необходимо отметить следующее.

Объект ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» используется несколько иное понятие — «социальный страховой риск», определенное в его ст. 3 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) как предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно п. 1 ст. 7 названного Закона видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Субъекты страхования.

Как определено в п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», субъекты ОСС — это участники отношений по обязательному социальному страхованию. При этом в п. 2 указанной статьи предусмотрено, что субъектами ОСС являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС.

В пункте 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) также указано следующее:

страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС;

страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС для обеспечения прав застрахованных лиц по ОСС при наступлении страховых случаев;

застрахованные лица — граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по ОСС возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС.

Кстати говоря, в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

ФСС России осуществляет свою деятельность на основании Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»[46].

В разделе «Общие положения» названного Положения (в ред. постановления Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 166[47]) предусмотрено следующее:

Фонд управляет средствами государственного социального страхования РФ. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также данным Положением (п. 1);

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда (п. 2);

в Фонд входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами (п. 3);

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках (п. 4);

местонахождение Фонда — г. Москва (п. 5).

Как отмечалось в Определении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2001 г. № 90-О[48], ФСС России, образованный с соблюдением установленного порядка при Правительстве РФ в качестве страховщика с предоставлением ему соответствующих полномочий по управлению средствами государственного социального страхования, являющимися федеральной собственностью, выполняет тем самым обязанности государства по обеспечению права, гарантируемого ст. 39 (ч. 1) Конституции РФ и Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», что и определяет его публично-правовой статус.

Страховой случай.

Данное в комментируемой статье определение понятия «страховой случай» конкретизирует следующее более общее определение указанного понятия, приведенное в ст. 3 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» (здесь и далее в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ): свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по ОСС. Согласно п. 1.1 ст. 7 названного Закона страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах ОСС.

Несчастный случай на производстве.

Детализация данного в комментируемой статье определения понятия «несчастный случай на производстве» содержится в ст. 227 ТрК РФ, согласно ч. 3 которой (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ[49]) расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:

в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);

при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;

при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Профессиональное заболевание.

В развитие данного в комментируемой статье определения понятия «профессиональное заболевание» в п. 4 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 (о названном документе см. комментарий к ст. 7 Закона), определено, что:

под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;

под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Страховой взнос. Страховой тариф.

В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» используется понятия «страховой взнос» и «тариф страхового взноса», содержание которых определены в его ст. 3 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) следующим образом:

страховой взнос — обязательный платеж на ОСС;

тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид ОСС с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.

Названный Закон также использует понятие «страховой стаж», определенное в указанной статье как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Обеспечение по страхованию.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» использует несколько иное понятие — «обеспечение по обязательному социальному страхованию» (сокращенно — «страховое обеспечение»), которое определено в его ст. 3 как исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах ОСС.

Согласно п. 2 ст. 8 названного Закона (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) страховым обеспечением по отдельным видам ОСС наряду со страховыми выплатами в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплатой дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию являются: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах ОСС; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение.

Профессиональный риск. Класс профессионального риска.

До внесения изменений Федеральным законом от 1 декабря 2004 г. № 152-ФЗ в определении понятия «класс профессионального риска» указывалось на уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики, а не по видам экономической деятельности страхователей.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (о названном документе см. комментарий к ст. 22 Закона), согласно п. 4 которых класс профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.

Профессиональная трудоспособность. Степень утраты профессиональной трудоспособности.

В развитие определений данных понятий, изложенных в комментируемой статье, в п. 1 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. № 56 (о названном документе см. комментарий к ст. 11 Закона), указано, что степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100%.

Согласно п. 2 названного документа основным методологическим принципом экспертизы профессиональной трудоспособности пострадавшего является совокупный анализ следующих критериев:

клинико-функциональных;

характера профессиональной деятельности (квалификации, качества и объема труда, способности к его выполнению);

категории и степени ограничений жизнедеятельности.

Статья 4. Основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

В комментируемой статье определен перечень основных принципов осуществления ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.е. тех исходных начал, которые должны учитываться при осуществлении данного вида ОСС.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» называет свой перечень основных принципов осуществления ОСС. Так, в ст. 4 названного Закона (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) указано, что основными принципами осуществления ОСС являются:

устойчивость финансовой системы ОСС, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам ОСС;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы ОСС;

паритетность участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

ответственность за целевое использование средств ОСС;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы ОСС.

Как видно, этот перечень несколько шире перечня, определенного в комментируемой статье, да и позиции этих перечней далеко не во всем совпадают. Впрочем, для правоприменительной практики это не представляется имеющим принципиальное значение.

В отношении названных в комментируемой статье основных принципов осуществления ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо отметить следующее.

Гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию.

Гарантии права на обеспечение по страхованию, т.е. на страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с комментируемым Законом, выражаются прежде всего в том, что это право закреплено на основании соответствующих общепризнанных норм международного права в норме ч. 1 ст. 39 Конституции РФ (см. комментарий к ст. 2 Закона) и детализировано непосредственно в нормах комментируемого Закона, т.е. акта федерального законодателя.

Виды обеспечения по страхованию определены в ст. 8 комментируемого Закона, согласно п. 1 которой обеспечение по страхованию осуществляется: 1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на ОСС; 2) в виде единовременной и ежемесячных страховых выплат; 3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Этот принцип реализуется прежде всего в механизме установления страховщиком размера скидки или надбавки к страховому тарифу с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию (см. комментарий к ст. 22 Закона). Наряду с этим рассматриваемый принцип реализуется в осуществлении страхователями в установленном порядке за счет сумм страховых взносов на ОСС предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (см. комментарий к ст. 1 Закона).

Обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Регистрация страхователей в исполнительных органах ФСС России установлена и регламентирована в ст. 6 комментируемого Закона. С учетом внесенных в указанную статью изменений представляется необходимым данный принцип сформулировать несколько иначе — например, полнота учета в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Необходимость возведения обязательности регистрации всех страхователей в ранг общего принципа ОСС видится в том, что данная процедура является организационной основой взаимоотношений страхователя, страховщика и застрахованных.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

21

СЗ РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3686.

22

СЗ РФ. — 2009. — № 48. — Ст. 5742.

23

СЗ РФ. — 2010. — № 5. — Ст. 539.

24

Российская газета. — 2010. — 24 марта. — № 60.

25

СПС.

26

СПС.

27

СЗ РФ. — 2005. — № 1. — Ч. I. — Ст. 30.

28

СЗ РФ. — 1997. — № 51. — Ст. 5712; 1998. — № 1. — Ст. 1.

29

СЗ РФ. — 1997. — № 33. — Ст. 3895; 2006. — № 29. — Ст. 3251.

30

Российская газета. — 2007. — 24 мая. — № 108.

31

СЗ РФ. — 2004. — № 28. — Ст. 2898; 2009. — № 45. — Ст. 5350.

32

СЗ РФ. — 2001. — № 13. — Ст. 1216.

33

СПС.

34

Российская газета. — 2003. — 2 декабря. — № 244.

35

Российская газета. — 1995. — 5 апреля.

36

Ведомости ВС СССР. — 1976. — № 17. — Ст. 291.

37

Ведомости ВС СССР. — 1973. — № 40. — Ст. 564.

38

СЗ РФ. — 1995. — № 29. — Ст. 2757.

39

БМД. — 1995. — № 12.

40

БМД. — 1996. — № 1.

41

Там же.

42

СЗ РФ. — 1995. — № 27. — Ст. 2584.

43

БМД. — 1994. — № 12.

44

СПС.

45

СПС.

46

Российская газета. — 1994. — 22 февраля. — № 35.

47

СЗ РФ. — 1996. — № 9. — Ст. 809.

48

СПС.

49

СЗ РФ. — 2006. — № 27. — Ст. 2878.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я