Связанные понятия
Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Место вырубки и выжига леса при подсечно-огневом земледелии на Руси называлось лядом. В случае выжигания не леса, а трав (в степных районах) используется также более общий термин переложное земледелие, по названию перелога — земли, не обрабатываемой в течение длительного времени с целью восстановления урожайности. При длительном сроке...
Присва́ивающее хозя́йство — один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных...
Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Земледе́лие — одна из основных отраслей сельскохозяйственного производства, основанная на использовании земли с целью выращивания сельскохозяйственных культур, а также соответствующий раздел агрономии.
Рыболо́вство — деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных законом случаях по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Упоминания в литературе
В течение очень длительного периода, вплоть до возникновения земледелия, люди добывали себе пищу двумя способами –
собирательством плодов, растений, даров природы и охотой. Женщины и дети собирали плоды, семена, коренья, моллюсков, яйца, насекомых, ракушки, ловили мелких животных. Мужчины охотились на крупного зверя, ловили рыбу и некоторые виды птиц. Для охоты и ловли животных необходимо было изготовлять орудия. Разделение труда между полами – между мужчиной и женщиной является первым значительным в истории человечества разделение труда, которое, как и усовершенствование и развитие орудий, является одним из важнейших условий прогресса цивилизации.
До возникновения производящего хозяйства люди жили за счет ресурсов дикой флоры и фауны. Это был легкодоступный, но крайне ограниченный источник энергии. Вместе с тем возможности для охоты и
собирательства на западе Южной Америки можно оценить как благоприятные. Здесь было много копытных животных, прежде всего, оленей и гуанако, а некоторые из дикорастущих растений оказались пригодными к окультуриванию. Так, остатки фасоли обнаружены в пещерных стоянках уже в слоях VIII тыс. до н.э. Не позже X тыс. до н.э. люди научились регулярно использовать сезонные ресурсы разных природных зон, которые в Андах расположены недалеко друг от друга. Во всяком случае на крайнем юге Перу небольшие группы людей передвигались от побережья океана до высокогорья. Обитатели горных районов центрального Перу примерно с VII тыс. до н.э. стали развивать такие методы охоты на викунью и гуанако, которые в итоге привели к одомашниванию этих животных, т. е. превращению их в альпаку и ламу. И все же в целом экономика Центральных Анд продолжала оставаться присваивающей. Перелом произошел в конце IV – начале III тыс. до н.э.
Из своих первых элементов, которые уже практиковались охотниками-собирателями, земледелие эволюционировало медленно и поэтапно. Отнюдь не все нужные приемы развились за короткое время, и не все дикие растения и животные, в конце концов подвергшиеся доместикации в том или ином регионе, были одомашнены в один и тот же период. Даже в случаях наиболее стремительного самостоятельного перехода от охоты и
собирательства к сельскому хозяйству понадобились тысячелетия, чтобы абсолютная зависимость от дикой природы в вопросах пропитания полностью уступила место рациону, в котором ее дары стали занимать лишь незначительное место. На ранних стадиях производства продовольствия люди одновременно пользовались дарами природы и плодами собственного труда, и по мере того, как человек все больше опирался на собственный труд, различные типы собирательства утрачивали свою актуальность с разной скоростью.
Первым проявлением данного процесса стал переход от
собирательства к выращиванию необходимых растений. Очевидно, пока мужчины охотились, женщины выявили среди съедобных семян диких растений наиболее урожайные, сходные с пшеницей и ячменем. Решительным шагом стала преднамеренная посадка подобных семян в подходящую почву и культивирование посадок путем орошения и других мероприятий. Действовавшие подобным образом члены общества начали активно производить еду, пополняя собственные запасы. Вероятно, эти меры изменяли общее количество добываемого сообществом продовольствия, поддерживая рост населения.
Его способы добывания пищи –
собирательство дикорастущих растений, охота и рыболовство, – конечно, были трудом. Мало того, для поддержания своего существования человеку и тогда уже нужно было не только производство, но и воспроизводство орудий труда; но сами добываемые им продукты природы он воспроизводить не умел. В соответствии с материалом, используемым для изготовления орудий труда принято подразделять историю человечества на три периода: каменный, бронзовый, железный века.
Связанные понятия (продолжение)
Охо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.
Скотово́дство — доминирующая отрасль животноводства, специализирующаяся на разведении крупного рогатого скота для получения молока, говядины, кожевенного сырья, а также в качестве тягловой силы.
Неолити́ческая револю́ция или неолитиза́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад.
Ремесло ́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.
Поко́мчи (покончи; Poqomchi') — индейское народ группы майя, живущий в центральной части Гватемалы (штаты Баха-Верапас и Альта-Верапас). Численность — 120 тыс. чел. (1978). Верующие — католики, протестанты.
Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.
Производя́щее хозя́йство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим...
Рыбная ловля — это способ добычи рыбы из водоёмов. Ловля рыбы может быть промыслом или разновидностью отдыха.
Натура́льное хозя́йство — самодостаточный тип хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Всё необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке. Натуральное хозяйство противоположно товарному производству.
Суходольный рис (яп. 陸稲, рикуто или окабо) — рис, выращиваемый на суходольных полях или огородах без использования ирригации.
Животново́дство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Научной основой животноводства является зоотехния.
Полигини́я (от др.-греч. πολύ- «много-» и γυνή «жена»), многожёнство — термин, который может означать...
Одома́шнивание , или доместика́ция (от лат. domesticus — «домашний») — процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.
Мелкий рогатый скот (МРС) — сельскохозяйственные животные подсемейства Козьи (Caprinae) основное назначение которых — производство мяса, молока, шкуры и др. К представителям мелкого рогатого скота можно отнести овец, коз и др.
Перело́жное земледе́лие (также подсечно-переложное земледелие) — экстенсивная система земледелия, при которой участок земли используется, пока он плодороден; после истощения почвы земледельцы переходят на новое место, оставляя прежний участок без обработки для восстановления почвы за счёт природной растительности (так называемый перелог).
Матрилинейность (от лат. mater, род. падеж matris — «мать»), счёт происхождения и наследования по материнской линии. Согласно представлениям некоторых советских этнографов, матрилинейность — одна из важнейших особенностей эпохи материнско-родового строя, основной принцип организации людей в материнский род (матриархат) как социально-экономическую единицу первобытного общества. Согласно этим представлениям, матрилинейность — наиболее стойкий институт этой эпохи, долго сохранявшийся даже после распада...
Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому...
Та́ро , или Колока́зия съедо́бная, или Колока́зия дре́вняя, или Дашин (лат. Colocásia esculénta) — многолетнее растение, вид рода Колоказия (Colocasia) семейства Ароидные (Araceae).
Плу́жное земледе́лие (па́хотное земледелие, па́шенное земледелие) — земледелие, основанное на использовании тягловой силы домашних животных при обработке земли различными по характеру пахотными орудиями (соха, рало, плуг и др.).
Исто́рико-культу́рные о́бласти (историко-этнографические области, ИКО) — территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. Историко-культурные области проявляются в материальной культуре — типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре (календарные обряды и обычаи, верования, фольклор...
Ямс — обобщённое название нескольких видов растений из рода Диоскорея семейства Диоскорейные.
Огородничество — разновидность маломасштабного, не промышленного, растениеводства, состоящая в возделывании небольших участков земли, различной геометрической формы и уклона, и выращивании на них овощей, фруктов, ягод и других культурных растений. Участок возделываемой в огородничестве земли называется огород, участники возделывания огородов — огородники.
Рисово́дство — подотрасль растениеводства (относящейся к одной из основных отраслей сельского хозяйства), которая занимается возделыванием и хранением рисовых культур.
Оленево́дство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя с целью получения пант, мяса и другой продукции.
Про́мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая чаще называется артелью, или, что встречается реже, бригадой. «Промышлять» — означает «заниматься каким—либо промыслом».
Пастушеские племена , скотоводческие племена — собирательное название хозяйственно-культурного типа сообществ, в которых переход от присваивающего хозяйства (охотники-собиратели) к производящему достиг уровня одомашнивания среднего, а затем и более и крупного скота. Определитель «пастушеский» может отсылать к более раннему этапу, на котором были одомашнены овцы и другие животные, требующие пастбищ и пастухов. Определитель «скотоводческий» шире и относится к позднейшему этапу, на котором человек одомашнил...
Тотеми́зм — некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема.
Маниок съедобный, кассава (лат. Mánihot esculénta) — пищевое клубнеплодное тропическое растение, типовой вид рода Маниок семейства Молочайные (Euphorbiaceae).
Цутухили , или сотохили, атитеки, цикинаха (самоназвание), — индейский народ в Гватемале. Один из народов группы майя.Численность — ок. 80 тыс. чел. Язык — цутухиль, относится к группе киче. Говорят также по-испански и на языках соседних киче и какчикелей. Верующие — формально католики, сохраняют традиционные верования.
Папуа́сы — древнейшее население острова Новая Гвинея и некоторых других островов Меланезии и Индонезии.
Пасторализм (от лат. Pastoralis — пастушеский) — тип экономики, основу которого составляет разведение домашних животных. Этим термином обозначается форма экономического уклада, при которой общины добывают средства к существованию, используя прирученных животных и кочуя в поисках лучших пастбищ.
Экзога́мия (др.-греч. εξω, exo — вне, снаружи + γάμος — брак) — заключение брака за пределами определённой социальной группы, чаще всего родственной (например, рода, фратрии, клана, линиджа). На ранних стадиях социальной эволюции была особенно жёстко санкционирована. Противопоставляется эндогамии. У некоторых народов (например, у китайцев) запрещены браки между однофамильцами, потому что одинаковая фамилия считается...
Отгонное животноводство основано на сезонных перегонах скота на относительно краткие расстояния. Скот обычно перегоняется на высокогорные пастбища летом и в долины низин зимой. Погонщики имеют постоянные жилища, обычно в долинах.
Коче́вники — этносы, народы и племена, исторически сложившиеся в кочевых-номадических этнокультурных условиях. В современное время это люди, постоянно или временно пребывающие в соответствующих культурах и ведущие кочевой образ хозяйства, или культурно-этнически принадлежащие к традиционной кочевой культуре и типу хозяйства.
Пчелово́дство — отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением медоносных пчёл для получения мёда, пчелиного воска и других продуктов, а также для опыления сельскохозяйственных культур с целью повышения их урожайности.
Конево́дство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием лошадей. В России продуктивное коневодство составляет 7 % от всего коневодства, поставляя ценное диетическое мясо.
Линидж (англ. lineage — происхождение; род) — наиболее распространённая в сложных негосударственных (а также архаических государственных) обществах форма устройства родственных объединений, имеющих либо отцовскую, либо материнскую филиацию, основанная на генеалогическом принципе.
Сви́ньи (лат. Suidae) — семейство нежвачных парнокопытных (Artiodactyla), включающее 8 видов, в том числе единственного европейского представителя семейства — дикого кабана, который является прародителем домашней свиньи. Детёныш свиньи называется поросёнком.
Миграция банту — расселение чернокожих земледельческих народов, говорящих на языке банту в Центральной и Южной Африке. В процессе расселения банту они наверняка должны были столкнуться с сопротивлением защищавших свои земли более ранних обитателей этого региона. Вероятно, немалую их часть составляли носители койсанских языков, которые в основном были оттеснены в неплодородные земли юго-западной Африки, не подходившие для интенсивного земледелия и потому бесполезные для банту. К потомкам добантуского...
Свиново́дство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением свиней. Получило наибольшее распространение в Восточной Азии (Китай 49,8 % мирового производства), Европе (25,6 % мирового производства), Америке (10,3 % мирового производства). Это направление животноводства отличается высокой требовательностью, высокой продуктивностью, высокой энергетической ценностью произведённой продукции и короткими сроками производства поголовья на убой. Развивается в районах с любыми климатическими условиями...
Длинный дом (буквальный перевод англ. longhouse) — в археологии и антропологии тип длинного узкого дома с одиночным помещением. Характерен для разных периодов истории и разных народов от доисторической Европы и доколумбовой Америки до современной Азии. Наиболее присущ скотоводческой культуре и нередко объединял в себе все хозяйство: жилище, стойло для животных и склад.
Птицево́дство — отрасль сельского хозяйства, специализирующаяся на производстве мяса птицы и пищевых яиц. Побочной продукцией птицеводства являются пух и перо, а отходы производства используются для изготовления мясо-костной муки. Одновременно птичий помёт используется в качестве ценного органического удобрения.
Бизо́ны , или зубры (лат. Bison) — распространённый в северном полушарии род быков, парнокопытных млекопитающих семейства полорогих (Bovidae). Состоит из двух современных видов — европейского зубра (Bison bonasus) и американского бизона (Bison bison).
Про́со (лат. Panicum) — род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae).
Упоминания в литературе (продолжение)
В период раннего, среднего и в начале позднего палеолита первобытные люди жили человеческим стадом. Они не имели ни одежды, ни жилищ, могли существовать лишь в теплом климате. Например, археологи обнаружили стоянки древних людей в районе р. Тиссы, пещеры Киик-Коба в Абхазии, холма Сатани-Дар в Армении и др. Основу хозяйства древнейших людей в это время составляла охота на крупных животных. Растительную пищу собирали, выкапывая из земли различные съедобные коренья. Для охоты и
собирательства использовались орудия, сделанные из камня. Первобытные люди использовали готовый огонь (от пожаров, извержений вулканов и т. д.). Они постоянно поддерживали костры, так как сами добывать огонь не умели.
Это стало следствием продолжающегося процесса иссушения Африки, во время которого леса уступали место саванне, саванна – прериям, а прерии, наряду с медленным исчезновением источников воды, превращались в пустыню. Обезвоживание началось на юге, в Судане, Нубии и Верхнем Египте; на севере и в районе Средиземноморья продолжали идти дожди. Это означало, что течение Нила стало более медленным и плодородный ил, который несли его воды, не уходил напрямую в море, а оседал на дне реки, в самих ее водах и откладывался вдоль берегов во время разливов. Аллювиальная почва постепенно погребла под собой некоторые из самых интересных источников – свидетельства об окончательном поселении на берегах Нила человека, который стал вести относительно оседлый образ жизни, – смогли бы стать первым свидетельством перехода от охоты и
собирательства к жизни, основанной на производстве пищи в среде собственного обитания. Из-за недостатка источников нам остается лишь строить предположения. Увеличившаяся пустыня поглотила все съедобные растения, за исключением тех, что росли вдоль реки. Все животные, обитавшие в горах (включая человека), искавшие пищу и охотившиеся друг на друга, были согнаны вниз, к речному берегу. Соседство привело к более близкому знакомству: человек понял преимущество близости некоторых животных, которых всегда можно было употребить в пищу; он также осознал, что можно увеличить продуктивность некоторых растений, которые ели и он сам, и прикормленные им животные. И постепенно – вероятно, не осмысленно, а методом долгих поисков – присваивающее хозяйство сменилось производящим, что стало основой исторической жизни человека. Но свидетельства этого перехода были погребены под аллювиальной почвой.
Постепенно в течение периода 8-го – 5-го тысячелетий до н. э. активизировалось сезонное
собирательство , а на побережье больше стали использоваться морские ресурсы. Окультуривание растений в горных местностях, вероятно, началось с середины 6-го тысячелетия до н. э. – с локальной культивации в глубоких долинах киноа, тыквы-горлянки и съедобной тыквы. Лама и морская свинка к тому времени могли быть уже одомашнены. Хлопчатник, примитивные виды маиса и нечто наподобие фасоли начали появляться в 4300 г. до н. э., а после 2000 г. до н. э. уже возделывались более совершенные сорта маиса и фасоли, а также, возможно, корнеплоды, такие как картофель.
3) появляются луки, стрелы, керамическая посуда. Вместе с охотой, рыболовством,
собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики сделали человека человеком.
Позднее, когда люди перешли от охоты и
собирательства к оседлому земледелию, они стали возделывать некоторые виды ценных растений. Некоторые растения посвящали богам, считая их магическими. Известно, что во времена античности округ храмов богов устраивали великолепные сады. Среди растений, которые там произрастали, были и лекарственные виды. Также известно, что у друидов Британии существовали так называемые веселые сады, в которых каждое растение имело свое магическое значение.
Впрочем, в разных регионах земли резко отличались и условия существования человека. В эпоху, которую принято относить к каменному веку, 30–40 тыс. лет назад, всю северную часть планеты покрывал гигантский ледник. Толщина его достигала 3 км, в Европе он доходил до Валдая, в Америке до бассейна Миссисипи. Ледник, как высокие горы, закрывал Восточно-Европейскую равнину от атлантических циклонов. Они проходили и выливали дожди гораздо южнее. Нынешнее Средиземноморье, пустыни Северной Африки и Ближнего Востока были зоной густых лесов. Здесь обитали и люди. Охота на зверей в непроходимых чащах – занятие малоэффективное. Пропитание добывали в основном
собирательством . В пищу шло все: съедобные коренья, плоды, ягоды, насекомые. Особенно удобными были для человека берега морей, тут собирали моллюсков и рыб, выброшенных штормами.
Предлагаю начать с самого начала. Углубимся на несколько тысячелетий назад и попытаемся представить, как зарождалось земледелие и какими орудиями приходилось пользоваться древнему человеку. Когда-то первобытные люди, занимающиеся
собирательством плодов, съедобных корешков, орехов и прочих даров природы, обратили внимание на то, что семена растений, случайно попавших в землю, дают всходы, из которых затем вырастают новые съедобные растения.
В сущности именно зерновые растения позволили развить цивилизацию. Питание злаками, буквально аккумулирующими в себе энергию, питательные и биологически активные вещества, способные долго сохраняться в зерне в неизменном виде, дали человеку свободное время для совершенствования интеллекта.
Собирательство и охота, которыми добывали пропитание древнейшие люди, давало пищу скудную, малопитательную и скоропортящуюся. В самом деле, корни запасают в достатке крахмала только к осени, осенью же созревают орехи и семена злаков. И чтобы собрать горстку зерна с далеко расположенных друг от друга растений (которые, между прочим, надо еще отыскать) приходилось тратить весь день. Разумеется, такой запас невозможно было отложить на зиму. Весной же и летом, когда в растениях еще мало крахмала, питание зеленью с большим содержанием плохо переваривающейся клетчатки и малым содержанием пищевых компонентов приносило людям витамины и минералы, но мало энергии. Добывание мяса охотой тоже занятие не из легких, и не всякая дичь позволяла себя поймать. А пойманная слишком быстро портилась. Люди тратили большую часть своего времени на добывание пищи (как это делают сейчас дикие травоядные, почти непрерывно поедая растения), и тем не менее почти всегда оставались полуголодными. Особенно сложным положение становилось зимой, когда племена почти всецело зависели от добычи охотников. И если добычи не было, голодали. Первобытные люди много болели, как показывают найденные останки, и рано умирали, а накопление знаний шло медленно.
Во все времена на Руси люди запасали впрок различные коренья, плоды дикорастущих растений, грибы и ягоды. Некогда
собирательство играло первостепенную роль и в крестьянском хозяйстве, и в жизни горожан. Известно, что уже тогда лесной шиповник был объектом промысла.
Что можно сделать для восстановления потери фитонутриентов и обретения природного вкуса и аромата? Очевидно, что никто уже не вернется к
собирательству дикорастущих плодов – население планеты слишком велико, чтобы прокормить его плодами оставшихся небольших массивов лесов и степей. Что еще более критично, мало кто сейчас согласится питаться дикорастущими ягодами, кореньями и плодами, даже если бы они произрастали прямо во дворе. Дикие яблочки обладают в пять раз большей антиоксидантной активностью, чем яблоки из супермаркета, однако они обладают кисло-горьким вяжущим вкусом и далеко не так сочны, как сортовые.
Интерес к пряностям и специям в Средние века был чуть ли не выше, чем сейчас, что объяснялось скорее скудностью рациона. Приморские жители питались в основном рыбой, обитатели средней полосы – продуктами землепашества и скотоводства, жители лесов – добытым на охоте и посредством
собирательства . Транспортировать пряности и специи куда проще, чем мясо, рыбу или свежие овощи и фрукты. Поэтому именно пряности давали возможность разнообразить привычное меню. А также наряду со специями (солью, сахаром и уксусом) помогали продлить срок годности продуктов методом консервирования, сделать запасы на зиму.
Северная граница Мезоамерики приблизительно совпадала с границами земледельческих областей в доиспанской Мексике. Дальше на север сельское хозяйство распространиться не могло, поскольку здесь расположено плоскогорье с достаточно суровыми климатическими условиями, в которых пищу можно было добывать лишь охотой или
собирательством .
Следующими материалами, используемыми человеком, были дерево и кость. Но деревянные орудия, за редким исключением, были уничтожены временем. Кость, очевидно, использовали гораздо реже, чем камень или дерево. Возможно, это связано с тем, что ей довольно сложно аккуратно придать нужную форму. Только в конце раннего каменного века появилось достаточно кости для того, чтобы в наши дни подвергнуть ее изучению, проследить типологию и развитие изготовленных из нее орудий. Но археологи, изучающие эпоху охоты и
собирательства , находят в основном только каменные орудия труда, сделанные первобытными людьми. Их обнаруживают в любой точке планеты, где когда-то жили наши далекие предки. Именно поэтому специалисты по первобытности такое внимание уделяют изучению кремневых орудий, с таким интересом собирая и исследуя эти маленькие каменные осколки.
Из охоты, в конце концов, развилось животноводство (его мы в этой книге рассматривать не будем), а вот из
собирательства возникло земледелие. Не сразу, разумеется, и не везде одновременно, но постепенно вытеснило оно собирательство почти повсеместно.
Но стоянки в Костенках интересны не только своей уникальной древностью. Именно здесь обнаруживаются те новые способности сознания древнего человека и удивительные практические достижения, которые сформировали зачатки человеческой цивилизации. Жившие в основном охотой и
собирательством , здешние люди уже знали многие ремесла и элементы художественного творчества. В нижнем слое раскопа были обнаружены кремниевые орудия труда, костяные и каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Найдены морские ракушки, которые могли быть принесены только с берегов Черного моря, за 500—600 километров, украшения из уральской яшмы, топоры из чешского кремния и горного хрусталя. Но еще более удивило ученых то, что техника пиления, сверления и шлифования найденных предметов оказалась абсолютно такой же, как в артефактах, найденных в южнороссийских и украинских степных стоянках эпохи неолита, которые на тридцать – тридцать пять тысяч лет моложе.
1) малоразвитые племена, которые ведут кочевой образ жизни, изготовляют топорные и большие по размеру орудия труда и также занимаются обычной охотой, рыболовством и
собирательством ;
Они заняли территорию носителей балканской культуры расписной керамики, туннельных кубков в Центральной и Северо-Западной Европе и культуры
собирательства пищи в западнобалтийской зоне и в Центральной России. Но прошло по крайней мере семь веков, прежде чем все эти древние культуры были поглощены или ассимилировались.
Основные занятия – охота и
собирательство , но теперь появляется и рыболовство. Охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей, оленей, горных козлов, косулей, газелей и др. хищников.