Связанные понятия
Фриги́йский колпа́к (также фракийский) — головной убор древних фригийцев; мягкий закруглённый колпак обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом; часто снабжался двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужил образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции; с тех пор — символ свободы.
Ре́верс (лат. revertor — «поворачиваю назад») — оборотная сторона монеты или медали, противоположная аверсу.
Аверс (англ. obverse, нем. Vorderseite, итал. dritto, фр. avers, лат. adversus — «обращённый лицом») — лицевая, главная сторона монет и медалей, противоположная реверсу. Термин происходит из Античности. Изначально он обозначал сторону монеты, отчеканенную с использованием нижнего штемпеля (лат. adversus — «обращённый лицом»). Учитывая особенности монетного дела, на нём помещали «более важные» изображения, в то время как на верхнем штемпеле — «менее важные». С развитием технологии выпуска монет разделение...
Дайм (англ. dime) — монета достоинством в 10 центов, или одну десятую доллара США. Дайм является самой маленькой (как по толщине, так и по диаметру) из всех монет, выпускаемых в настоящий момент в США. На аверсе монеты изображён портрет Франклина Д. Рузвельта, 32-го президента США, на реверсе изображены факел, дубовая и оливковая ветви поверх девиза «Из многих — единое», написанного на латыни. В валютном эквиваленте дайм равнозначен «одному дайму» с тех пор, как термин «дайм» применяется к единице...
В Википедии есть другие статьи об 1 долларе СШАЗолотой доллар — золотая монета США номиналом в 1 доллар, чеканившаяся в период с 1849 по 1889 годы. Содержит 90 % чистого золота. Является наименьшей по номиналу из выпускавшихся золотых монет за всю историю США. Также — наименьшая по размеру монета США. Существует три типа золотого доллара.
Подробнее: Золотой доллар
Упоминания в литературе
На Авентинском холме больше, чем на других, сохранилось следов раннего Рима. Против дворца Тиберия – руины храма
Свободы, выстроенного отцом Гракхов. У подножья Авентинского холма стоял храм Фортуны, защитницы мужчин, сооруженный Сервием Туллием в благодарность богам за то, что, рожденный рабом, он стал царем. За городскою стеной мы можем увидеть сейчас остатки храма Фортуны, защитницы замужних женщин, воздвигнутого в память того, что Ветурия остановила Кориолана{77}. Яникульский холм, возвышающийся напротив Авентинского, был захвачен войском Порсенны{78}. При виде этого Гораций Коклес{79} велел разобрать за собой мост, который вел с Яникула в Рим. Фундамент этого моста еще цел до сих пор; на берегу Тибра находится триумфальная арка из кирпича: она столь же проста, сколь велико событие, о котором она напоминает. Говорят, что она построена в честь Горация Коклеса. Посредине реки виднеется островок, образовавшийся из снопов пшеницы, собранной с полей Тарквиния{80}; эти снопы долго лежали в воде: римский народ не хотел ими воспользоваться, опасаясь навлечь на себя несчастье. Трудно себе представить, чтобы в наши дни люди отказались от богатства лишь потому, что над ним тяготеет проклятие, хотя бы и очень страшное.
Тридцатиэтажный дворец, отстроенный в послевоенной польской столице и носивший
имя Сталина, был «символом вечной и нерушимой дружбы советского и польского народов». С приходом новой власти дружба «вечная и нерушимая» закончилось устранением с мраморной доски в главном холле надписи, что дворец является «даром народов СССР польскому народу». Но, несмотря на переориентацию политики государства на Запад, а главного здания на многофункциональность и многопартийность, все прекрасно осознают, что грандиозное сооружение на века останется последним подарком Генералиссимуса Сталина полякам, побывавшим под пятой его тоталитарной власти. И вот ведь нюанс: еще недавно, почувствовавшие вкус свободы и демократии поляки решали: разобрать или взорвать здание ненавистного им дворца, и вот уже ныне признали Дворец культуры и науки архитектурным символом польской столицы. Установив показательное дополнение – самые гигантские в мире башенные часы с циферблатами на все стороны света.
«Кто бы ни направился в Рим на чествование, – гласило приглашение Международного комитета по устройству памятника, – всякий будет чувствовать, что различие нации и языков он оставил за собою и вступил в отечество, где нет этих перегородок. Присутствующие на открытии памятника, воздвигаемого с согласия и на денежные
средства всех народов, будут там свидетельствовать, что Бруно поднял голос за свободу мысли для всех народов и своею смертью во Всемирном городе осветил эту свободу».
невероятны для человека, который всю жизнь именно высвобождал фигуры из камня, именно пробуждал людей ото сна, оживлял своих героев. Неужели он пишет: «отрадней камнем быть»? А как же намерение освобождать фигуры из каменного плена? Он, начавший со статуи Давида – памятника недремлющему гражданскому достоинству, вечно стоящему на страже
свободы, – заканчивает свой век изображением фигур, которые спят, а его «День», единственно обещающий действие, уже не в силах подняться. Это исключительно горькая скульптурная группа. Однако есть изображение и куда горше – одна из последних скульптур мастера, «Победа», в которой крепкий и бойкий юноша придавил коленом к земле старика с чертами самого Микеланджело.
И если первый и, наверное,
главный праздник Ра-Ярилы был больше сакральным, больше жреческим, то этот был больше «земным» чем небесным, главным земледельческим. Но он не был от этого менее «святым», более того, он настолько был значим в русском родовом сознании, «коллективном бессознательном», что даже индоевропейская верхушка не посмела посягнуть на «Юрьев день» как на самый святой праздник русского земледельца. Даже Иван Грозный это понимал, и лишь Петр I, голландско-индоевропейский голем, переступил черту, поставив окончательно новозаветный крест на последней свободе крестьянина и, видимо, в качестве окончательной победы вывесив трехцветный индоевропейский флаг над новой Россией.
Связанные понятия (продолжение)
Профиль (фр. profil, от лат. fīlum «нить») — положение головы или (реже) фигуры вполоборота от зрителя, так, что видна одна только половина, находящаяся по ту либо другую сторону оси симметрии человеческого тела.
Лавро́вый вено́к или ветвь лавра — со времён Античности — символ славы, победы или мира.
Легенда — совокупность всех надписей на аверсе, реверсе и гурте монеты. Таким образом различают «аверсную легенду», «реверсную легенду» и «гуртовую легенду».
В Википедии есть другие статьи об 1 долларе СШАМирный доллар — серебряная монета США номиналом в 1 доллар. Выпускалась в 1921-1928, 1934-1935 и 1964 годах. Изначально планировалось отчеканить памятную монету в честь окончания Первой мировой войны. Своим названием обязана слову «PEACE» в нижней части реверса.
Подробнее: Мирный доллар
Номинальная стоимость (номинал, нарицательная стоимость) — стоимость, установленная эмитентом, обычно обозначенная непосредственно на ценной бумаге или денежном знаке.
Монетный тип — совокупность надписей и изображений на лицевой стороне монеты (аверсе) и обратной (реверсе), характерная для монет одного номинала и периода выпуска. Монетный тип включает в себя исторически сложившиеся признаки в логическую систему с целью точного описания монет. Определение монетного типа наиболее важно, когда приходится иметь дело с большим количеством монет периода средневековья. Основываясь на общих признаках монетного типа можно сделать выводы о происхождении монеты, а также...
Елисаве́тин золото́й — общее название пробных золотых монет номиналами 5 (полуимпериал) и 10 (империал) рублей, предложенных во время денежной реформы в 1755 году во время царствования императрицы Елизаветы Петровны. Монеты не были утверждены (указом от 12 ноября 1755 года была принята только их проба) и не поступали в обиход, елисаветин золотой номиналом в 10 рублей известен в единственном экземпляре, известных подлинников полуимпериала нет только новоделы).
Знак монетного двора — нанесенные на монете маленькие буквы или знаки (кресты, звёздочки, точки и т. д.), которые служат символом того монетного двора, где отчеканена монета.
Гурт (от нем. Gurt — ремень, пояс) или рант (от нем. Rand) — ребро монет, монетовидных жетонов, медалей и так далее.
Фа́сции (лат. fasces) иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки — пучки вязовых или берёзовых прутьев, перетянутые красным шнуром или связанные ремнями. Атрибут власти древнеримских царей, в эпоху Республики — высших магистратов.
Семь рублей пятьдесят копеек — золотая монета Российской империи, чеканившаяся после проведённой Витте денежной реформы на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1897 году при правлении императора Николая II.
Двойной орёл (англ. Double Eagle) — золотые монеты США номиналом в 20 долларов, которые чеканились с 1849 по 1933 годы. Имеют несколько разновидностей.
Анфа́с , также фас (фр. en face — перед лицом, спереди, в лицо) — лицом к смотрящему, положение лица человека, сложной фигуры или объекта, при котором «лицевая» часть обращена прямо к наблюдателю.
Пробная монета — монета, выбитая по проектрированным весу, пробе, типу и достоинству, предназначенная к обращению, но по определённым причинам в обращение не пущенная и известная только по нескольким экземплярам. Высоко ценится коллекционерами.
Пруф (англ. Proof) — технология чеканки монет и медалей улучшенного качества. Главным и основным отличительным признаком монет, чеканенных по технологии пруф, является ровное зеркальное поле и контрастирующий с ним матовый рельеф монеты или медали. Первые монеты, отчеканенные по технологии пруф, появились в Англии.
Серебряные монеты — монеты, изготовленные из серебра. Серебро использовалось в качестве металла для чеканки с древнейших времен, но сегодня они используются исключительно для коллекционирования.
Рус — название планировавшийся денежной единицы России, аналогичное французскому франку. В рус планировалось переименовать рубль в ходе подготовки денежной реформы Витте, которая предполагала переход от серебряного к золотому монометаллизму, с одновременным понижением в полтора раза массы золотого рубля. Новое название призвано было сгладить негативную реакцию населения на повышение цены империала с 10 до 15 рублей.
Золотая монета — монета, состоящая в основном или полностью из золота. Золото было использовано для производства монет практически с момента изобретения монеты (первоначально из-за собственной ценности золота). С 50-х годов XX века большинство золотых монет предназначены либо для продажи коллекционерам, либо для продажи частным тезавраторам (накопителям сокровищ в виде золотых монет и слитков) для использования в качестве монет-слитков — монет, номинальное значение которого не имеет никакого значения...
Подробнее: Золотые монеты
Рог изоби́лия (лат. cornu copiae, устар. рог благосостояния) — источник изобилия и богатства, восходящий к древнегреческой мифологии.
Моногра́мма (греч. μόνος «один» + γραμμα «буква») — знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени.
Евро регионов (фр. Les euros des régions) — серия памятных монет Франции, выпускавшаяся в 2010—2012 годах. Монеты чеканились Парижским монетным двором, рисунок всех монет выполнил Хоакин Хименес. Монеты посвящены регионам Франции, в том числе заморским. Каждый год тема серии менялась: 2010 год — геральдические символы регионов, 2011 год — достопримечательности, 2012 год — известные люди.
Га́лльский пету́х (фр. le coq gaulois) — одно из аллегорических названий Франции. Символ Франции.
Персонификация на римских монетах — чеканка изображений разных явлений и образов на монетах во времена Древнего Рима вследствие обожествления римлянами повседневных событий и явлений. Римляне персонифицировали явления, города, провинции и континенты.
Белоголо́вый орла́н (лат. Haliaéetus leucocéphalus) — хищная птица из семейства ястребиных, обитает в Северной Америке. Будучи одним из наиболее крупных представителей орнитофауны континента, эта птица наряду с беркутом играет существенную роль в культуре и обычаях местных народов. Имеет внешнее сходство с типичными орлами (в английском языке его так и называют — eagle), однако в отличие от них больше специализируется на рыбной диете. По этой причине птица концентрируется на морских побережьях и...
Наполеондор (фр. Napoléon d'or, букв. «золотой Наполеон») — французская золотая монета 900-й пробы в 20 франков, общий вес — 6,4516 г при содержании чистого золота в 5,801 г. Выпускалась во Франции в качестве средства оплаты с 1803 по 1914 год. Стандарт монеты был введён Наполеоном I, который отменил прежнюю монетную стопу на основе луидора и установил стандарт золотого содержания франка в 0,2903 г (так называемый «франк жерминаль»). Название монета получила по первоначально изображавшемуся на ней...
Штемпель — в нумизматике термин, означающий металлический инструмент для чеканки монет и медалей.
Золотая монета 1 рубль — золотая монета Российской империи достоинством один рубль времён императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Традиционно относится к категории золотых монет для дворцового обихода, но есть свидетельства о более широком применении.
Доллар Конфедерации — денежная единица Конфедеративных Штатов Америки. Доллары самопровозглашённого государства стали выпускать вскоре после начала Гражданской войны. За время войны был подвержен гиперинфляции. Инфляция доллара Конфедерации за 4 года составила 4000 %.
Буртик — приподнятый край монеты или медали, является частью гурта и поля монеты. Бывает как на аверсе, так и на реверсе. Является защитой от износа рельефа монеты. На некоторых современных американских и австралийских монетах служит также определителем номинала монеты для незрячих людей.
Ски́петр (др.-греч. σκῆπτρον «палка, посох, жезл», от др.-греч. σκήπτω — «опираюсь») — древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох, заимствованный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; европейские государи заменили его укороченными жезлами — скипетрами.
Инвестиционная монета (тезаврационная, весовая монета) — монета из драгоценного металла, эмитируемая центральными банками и предназначенная в основном для инвестирования и создания личного фонда сбережений (тезаврации) населением.
Ле́пта (др.-греч. λεπτόν, греч. λεπτό) — монета в Древней Греции, денежная единица современной Греции (до 2002 года). Название происходит от др.-греч. λεπτός и означает «маленький», «тонкий».
Анциркулейтед (англ. uncirculated — «не циркулировавшие», сокращённо UNC) — качество чеканки монет (как правило, многотиражная автоматическая чеканка), при котором монета обладает ровным матовым металлическим блеском без зеркальной поверхности.
Биметаллическая монета (англ. bi-metallic coin) — монета, изготовленная из двух различных металлов. Как правило, центральная часть монеты производится из одного металла, а окружающая её часть («кольцо») — из другого. В настоящее время биметаллические монеты выпускались в обращении в более чем 120 странах, и число этих эмитентов биметалла растёт.
Диаде́ма (греч. Διάδημα от греческого слова diadeo, означающего «обвязать» или «закрепить») — головное украшение в виде венца, как правило из драгоценных металлов и камней. Диадема, не замыкающаяся в кольцо, называется тиарой.
Либе́ртас (лат. Libertas) — в древнеримской религии и мифологии богиня, олицетворявшая свободу. Ей были посвящёны храмы на Авентинском и Палатинском холмах. В эпоху Империи часто чеканили монеты с изображением Либертас.
Держа́ва (ст.‑слав. дрьжава — власть) — символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.
Двуглавый орёл — гербовая фигура в виде орла, имеющего две головы, обращённые вправо и влево, или двух орлов, расположенных друг за другом, когда от орла, расположенного на заднем плане, видна только голова.
Пятьсот манатов (азерб. Beș yüz manat, туркм. Baș ýüz manat) — номинал банкнот и монет азербайджанского маната и туркменского маната. В настоящее время выпускаются только памятные монеты.
Пятнадцать рублей — золотая монета Российской империи, чеканившаяся после проведённой Витте денежной реформы на Санкт-Петербургском монетном дворе с 1897 по 1899 годы при правлении императора Николая II.
Новодел ьная монета, англ. restrike, нем. Neuschlag/Neuprägung — монетовидный знак, отчеканенный по прототипу существующей монеты для коллекционеров-нумизматов.
Два рубля ́ (2 рубля́) (разг. двушка) — монета, имеющая хождение на территории РФ с 1997 года по настоящее время, а также номинал денежных знаков РСФСР, выпускавшихся в 1919 году.
Соверен (англ. sovereign — монарх) — английская, затем британская золотая монета.
Па́мятные моне́ты (мемориа́льные моне́ты) — монеты, выпускаемые в обращение в память о каком-либо определённом событии, по одним источникам, не связанные с круглыми, юбилейными датами, по другим, связанными и с юбилеями. В последнем случае разновидностью памятных монет являются и юбилейные монеты.
Подробнее: Памятная монета
Пла́тиновые моне́ты — монеты, изготовленные из платины, в настоящее время выпускают для коллекционных и инвестиционных целей.
Упоминания в литературе (продолжение)
Зато виден король Виктор Эммануил II, на коне, бронзовый, высотой 12 метров, весом 50 тонн. Под памятником небольшая терраса: по центру богиня Рома, справа барельеф под названием «Триумф любви к
Родине», слева барельеф «Триумф работы». На заднем плане колоннада, и над ней портик с шестнадцатью республиками, простите, регионами Италии, слева от которых четверка коней, везущих девушку по имени Единство, справа другая четверка с девушкой по имени Свобода.
Давняя культурная традиция ощущается в
каждом здании средневекового центра, будь то романский замок, готический собор или дворец, радующий взор барочными завитками. В Инсбруке действительно есть на что посмотреть: легендарная Золотая крыша, Триумфальная арка, императорская резиденция Хофбург с портретами Габсбургов, величественный собор Святого Иакова, мрачная с виду церковь Святого Суда с черными статуями и выразительной росписью, изображающей борцов за независимость Тироля. Эта живопись появилась после разгрома наполеоновских войск, когда горное графство уже давно находилось в составе Австрии, а его обитатели все еще не смирились с утратой свободы. Может показаться, что они проявляли неблагодарность, ведь до Габсбургов в городе не было по-настоящему красивых сооружений, ведь правители бывали здесь редко, поскольку имели постоянную резиденцию в замке Тироль.
Каждый народ делает Александра «своим» героем. В мифах и сказках постепенно стираются все «второстепенные» для мифологии детали, может изменяться имя царя, его происхождение. В Египте он сын не македонского царя Филиппа, а египетского царя Нектанеба, который бежит от персидского плена и скрывается в Македонии, а в восточных сказках он становится сыном великого шаха и отвоевывает свое царство у брата Дары (Дария). Александр наделяется разными качествами, он становится неким собирательным образом идеального царя для каждого народа. Например, греки видят своего царя защитником свободы. Он пишет письмо афинянам: «Было бы нелепым, если бы я, поборник свободы и враг варваров, захотел разрушить Афины – оплот свободы». «Греческий» Александр не только завоевывает персов, но показывает разницу между царем-эллином и царем-варваром, между эллинской и варварской культурой. Для своих воинов он является гарантом справедливости, защищает их интересы. Кстати, правда это или нет, но говорят, что реальный Александр знал по именам значительную часть своих солдат, а у него в армии
было несколько сот тысяч человек. Историки пишут, что и македонцы, и греки настолько любили и почитали своего царя, что шли за ним в прямом смысле слова на край света и совершали чудеса.
На стенах подземного перехода установлены большие стеклянные витрины, большинство из которых содержит рекламные плакаты. Однако в трех из них виден фундамент древнего здания, который находится под современным бульваром. Это фундамент Театра Помпея. Под портиком этого театра, у статуи Помпея, и упал Цезарь, получивший более двадцати ударов кинжалом. А тусклые разбросанные блоки туфа, видные через стекло,
находятся очень близко от места убийства, которое, как надеялись люди, совершившие его, позволит Риму возвратить свои прежние свободы. Но кинжалы, оборвавшие жизнь Цезаря, приблизили и гибель республики. Ибо после Цезаря пришел Август.
Под знаменами Нимрода собралось почти все по-слепотопное человечество. Людей Нимрод объединял как силой, так и «высокой» идеей – проектом строительства «башни до небес». Речь идет о Вавилонской башне. Историки, богословы, философы обычно говорят, что Нимрод с помощью «башни до небес» хотел защититься от новых потопов (память о Великом потопе еще
была свежа в памяти людей). Но это было не просто техническое сооружение, это был откровенный вызов Богу. Это была безумная идея скрыться от гнева Божия с помощью каких-то рукотворных средств, приобрести автономность и даже полную свободу от Творца и Промыслителя.
Лишь в XI – XII вв. Ассизи вновь обрел былую мощь, когда были приняты законы, дающие гражданам куда
больше свобод, чем раньше. Но тем не менее город терзали многочисленные войны.
Форум
был центром политической борьбы между существовавшими партиями. На нем все соединялось воедино: государственные дела, религия и бытовые проблемы. В Риме не было духовной свободы в той высокой степени, что была в Древней Греции, о ней римляне только мечтали.
Форум
был центром политической борьбы между существовавшими партиями. На нем все соединялось воедино: государственные дела, религия и бытовые проблемы. В Риме не было духовной свободы в той высокой степени, что была в Древней Греции, о ней римляне только мечтали.
Первые иконы стали появляться только в IV–V вв. В 313 г. император Константин издал Миланский эдикт, даровавший всем религиям свободу исповедания, с этого времени христиане могли свободно совершать богослужения, строить храмы, развивать
свою культуру. Первые иконы напоминали позднеримский портрет и написаны в реалистичной (натуралистической) манере: энергично, пастозно, чувственно. Об этом можно судить по иконам из монастыря Св. Екатерины на Синае (датируются VI в.). Как было принято в античности, они исполнены в технике энкаустики (восковой живописи). Стилистически они близки к так называемому фаюмскому погребальному портрету. (Название происходит от египетского оазиса Фаюм, что неподалеку от Каира, где были найдены такие портреты.) Это были небольшие дощечки с написанными на них лицами умерших людей, их клали на саркофаги и мумии при погребении, чтобы живущие сохраняли связь с ушедшими в иной мир.
После того как император Константин 1700
лет назад дал свободу христианской Церкви, издав Миланский эдикт, после того как он сам уверовал во Христа и сделал крест символом победы и символом своего царства, началась новая эпоха в жизни Церкви, которая продолжается до сих пор, потому что благодаря этим событиям Церковь смогла выйти из катакомб, смогла в полной мере начать свою миссионерскую, просветительскую, благотворительную деятельность. С тех пор продолжается победное шествие христианской Церкви по городам и весям всего мира.
В древности девушки приходили в храм с непокрытой головой. У славян, платок на голове женщины обозначал то, что она замужем. В храм полагается приходить одетым скромно, чисто и опрятно. Впрочем, если кто-то пожелает прийти одетым нарядно, со вкусом и красиво – беды в этом не
будет. В храме необходимо держать себя вежливо со всеми, помня, что вы в гостях у Господа, а не в собственной квартире. Все разговоры следует оставлять за дверью, помня, что вы находитесь в этом месте для беседы с Богом, при помощи молитв и обращения ко Христу внутренних чувств и духовных сил. В древности у христиан не было постоянно действующих храмов, для этой цели приспосабливали большие комнаты, обычно трапезные господских домов, где собирались верующие из всего имения. Иногда, исповедующие веру в Иисуса, собирались в частных домах, на кладбищах, в условленных местах. Культовые здания появились у христиан в V веке, после опубликования Миланского эдикта императора, дававшего православным свободу вероисповедания и уравнивавших их с другими духовными конфессиями.
А пока современные гиды объясняют, что рассматривать фрески галереи, расписанной Россо, следует, проходя строго зигзагообразным маршрутом, слева направо. Они объясняют условные названия картин и такое же очень условное их восприятие: «Единение государства» и «Изгнание невежества» (прославление политических успехов Франциска I), «Битва лапифов с кентаврами» (победа мудрости над варварской природой человека), «Воспитание Ахилла» и «Венера, наставляющая Амура» (идеалы добропорядочности). Во всяком случае до этого времени живопись Франции еще не вдохновлялась идеями, почерпнутыми в античной классике, а теперь подобное новшество явилось признаком того, что в обществе зарождается новое мироощущение, в котором
главное место станут занимать гуманисты, ратующие за свободу и просвещение.
Следующая важная смена ценностей и идей привела в конечном счете от деревенского сельского хозяйства к нашей цивилизации городов. Урбанистическая революция оказалась не такой разрушительной по
отношению к старым традициям, как переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Но те, кто выбрал этот путь, как уверенные в себе и независимые личности все же должны были от многого отказаться, включая свою независимость, свободу и саму идентичность. Вероятно, очень сильная вера убедила их последовать за мечтой, исполнение которой было непредсказуемо далеким где-то впереди; она смогла убедить мужчин и женщин, что это стоит жертв: жизнь в городах давала возможность лучшего будущего, и казалось реальным сделать его отличным от того, к чему все привыкли. Это был, прежде всего, идеологический выбор.
Дионис (Вакх), бог вина, драматических представлений
и внутренней свободы, являлся сыном Зевса и смертной женщины Семелы. Диониса почитали менады (вакханки) – женщины, находящиеся во власти священного безумия. Он был покровителем Фив и представлялся с эмблемой – виноградной лозой.
Похожий эффект производит старинная облицовка лоджии Ланци (от итал. lanzi – «копье»). В старину итальянцы очень любили такие сооружения, используя их для того, чтобы связать интерьер здания с ближайшим парком или другим открытым пространством. По традиции оформленные арками, колоннами и балюстрадами лоджии щедро украшались росписью или, как в данном случае, скульптурой. По-флорентийски элегантная лоджия
Ланци была построена во времена республики для проведения парадных церемоний, но служила в этом качестве недолго, утратив начальную роль, когда великий герцог Тосканский Козимо I Медичи разместил под его сводами своих наемников, чем вольно или невольно унизил саму идею республиканской свободы. Однако флорентийцы, потеряв многое, не стали таить зла. Смирившись с солдатами в царстве искусства, они увековечили Козимо в конном памятнике, решив установить его рядом, на той же площади Синьории. Странно, что и этот монумент получился невыразительным, как и «Нептун», тяжеловесным, хотя был выполнен талантливым мастером Джамболоньей: возможно, автор не мог отрешиться от неприязни к своему герою или просто не испытывал вдохновения.
Если до 1968 года мамонская машина разламывала старые устои, требовала
больше свободы, после 1968 года мамонская задача была выполнена, и началось закручивание гаек. Вместо свободной любви пошли страшилки о СПИДе, и бесшабашных героев прошлого сменили послушные солдаты новых голливудских фильмов. В 1968 году мамонцы изменили революции, – они достигли своей цели и смогли встроиться в старую элиту. Они оставили красивые слова о равенстве и о гражданских правах, и приняли новую доктрину порабощения человека человеком. Подобным образом буржуазия использовала напор и гнев народных масс – низших классов – во время Французской революции 1789 года. Рабочие и крестьяне расправились со старой аристократической элитой, и тогда новая буржуазная элита оттолкнула народ от руля, дав ему коленкой под зад, и пришла к власти с помощью военного гения Наполеона.
Правители маленькой Лидии уже давно и с опасным вожделением взирали на цветущие ионийские земли. Борьба за место под солнцем разгоралась медленно, пока не перешла в настоящую войну. Ее завершил легендарный царь Крёз, который с успехом осуществил то, что долго не могли сделать его предки. В 550-х годах до н. э. лидийцы двинулись на Эфес, покорили, не разрушив, желанный город, а затем быстро захватили соседние греческие полисы. После этого Крёз стал полновластным господином почти всего полуострова, за исключением государств на юге Малой Азии, за рекой Галис (современный Кызыл-Ирмак), где в неприступных горных твердынях жили ликийцы и киликийцы. Только им удалось сохранить
свободу, тогда как побежденные области, добившись внутренней автономии, были вынуждены платить дань.
Шатобриан создал картины американской флоры и фауны, основываясь на записках путешественников[84], а также на собственных впечатлениях. В 1791 г. он отправился в Америку[85], так как давно мечтал написать «эпопею человека природы»[86] и увидеть далекие края собственными глазами. В 1790-е годы он разделял идеи Руссо о «естественном человеке», представлял экзотическую природу
как некий идеальный мир свободы. Но написать книгу об этом мире ему удалось лишь в начале 1800-х годов, когда его взгляды на политику, религию, цели и задачи литературы в корне изменились.
Пещера святого Франциска находится в Ла Верна, недалеко от дома,
где родился Микеланджело. Рядом церковь, украшенная панно и скульптурами великой семьи художников-керамистов делла Роббиа. Пещера же расположена в небольшом «райском саду», где цветут розы, журчит святой ручей, летают птицы. К пещере можно подойти и даже как-то втиснуться внутрь, но представить реально жизнь в ней невозможно. Франциск любил свою аскезу и нищету, как богач любит деньги, эпикуреец – радости жизни. Он упивался отрешением и свободой. И там, где он находился, всегда и навсегда благоухание эдема.
Среди основных государств мира ни в
одном свобода печати не находится в таком плачевном состоянии, как в Китае. Удивительно, в каком невежестве пребывает народ в отношении текущих событий – и пустяковых, и самых важных. До самого последнего времени во всей стране не было ни одной газеты, кроме Peking Gazette, которая теперь стала ежедневной, а это официальный орган печати коррумпированного правительства.
Деревня Колона, где умирает Эдип, – родина Софокла. Именно в эту деревню пришел волей судьбы умирать несчастный царь. Здесь он преодолевает то расстояние, которое его, смертного, отверженного, лишенного дома и крова, приобщает к бессмертию героев. Свобода и бессмертие декларациями не достигаются. Такой цельности сознания и понятия того, что за человека в себе надо бороться каждому, и ответ держит каждый, и не может никто из смертных отпустить твои грехи. Не будем же удивляться вечному возвращению античности, постоянному перечитыванию греков, неутомимости театральных усилий. Может
быть, не стоит сравнивать историческую трагедию Пушкина о царе Борисе с античным экзистенциализмом, но мы, зрители и читатели, понимаем, что происхождение Смуты и междуусобицы Пушкин понимает как Борисов грех – убийство царевича, законного наследника, в Угличе. Борис был хорошим правителем, добрым, любящим человеком. Но он нарушил закон, не им данный. Вот и результат налицо. А «Отрепьевы» – Гришки, Мишки, Ивашки – найдутся всегда. Но не они порождают Смуту. Смута плодит отрепье. Мы не пишем о многочисленных сложных версификациях самого сюжета. В предисловии к «Антигоне» французский писатель ХХ века Жорж Ануй написал, что трагедия от драмы отличается «белизной», т. е. чистотой и необратимостью. Один из лучших философов ХХ века Томас Манн писал о грехе и милосердии, о борьбе за человека в себе. Это роман «Избранник». Томас Манн, как он называет себя сам, «художник позднего времени». Его герой – эхо дальнего архетипа, тенью-Эдипом он прошел два с половиной тысячелетия. Но усилия преображения в пути к человеку все те же.
Легко поддерживая порядок на юго-востоке, римляне с трудом удерживались на
внутренних территориях, где горы давали приют иберам, кельтам, лузитанам и другим воинственным племенам, не пожелавшим расстаться со свободой. В прибрежных районах возникали города, многие из которых становились военными, культурными либо коммерческими центрами. О расцвете римской Испании свидетельствуют остатки величественной архитектуры: мосты, водоводы, храмы, триумфальные арки, амфитеатры, надгробия с латинскими надписями. Устроенные римлянами дороги пересекали полуостров в различных направлениях. В качестве строителей выступали сами легионеры, если того требовала военная тактика, или рабы, значительную часть которых составляли помилованные мятежники.
Джеймс Фримен Кларк в своей книге «Десять великих религий» описывает верования друидов следующим образом: «Друиды верили в три мира и в переселение из одного в другой. В высшем мире преобладает счастье, в низшем – несчастье, а средний мир – это действительный мир. Переселение из мира в мир существует для наказания и поощрения, а также для очищения души. В настоящем мире, говорят они, добро и зло так переплетены и уравновешены, что человек имеет полную свободу выбора между ними. Валлийские Триады говорят нам, что имеется три вида метемпсихоза: объединение в одной душе свойств всех вещей, приобретение знания всех существ и получение власти над дьяволом. Имеется и три вида познания: знание природы каждой вещи, знание причин вещи и ее воздействий.
Есть три вещи, которые постоянно уменьшаются, – темнота, ложь и смерть. Есть три вещи, которые постоянно увеличиваются, – свет, жизнь и истина».
В XX веке к суровой
языческой символике обратились вновь. Причем обратились в весьма непростые времена для российской государственности. Стихотворение Александра Блока «Вися над городом всемирным…» написано на следующий день после знаменитого Манифеста, который Николай II издал 17 октября. И конечно же, оно выходит за рамки пейзажной лирики. Это политическое стихотворение. Манифест ограничивал самодержавие, восходящее к византийским традициям, и фактически закладывал основы для конституции, устанавливал свободу совести, слова, собраний, союзов. Европейская парадигматика. Упоминание «предка царственно-чугунного» – отсылка не только к Петру, но и к символике, на которую, возможно, равнялся Фальконе.
Во все времена было принято полагать, что греховность народа достигла недопустимо высокого уровня. Анализируя текст Откровения, можно прийти к выводу, что, по мнению Иоанна, в связи с отступлением от заповедей, Бог решил показать, что ожидает людей в будущем, как они будут наказаны за несоблюдение завета, какую цену предстоит заплатить за неправильное использование свободы, дарованной Создателем. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2-е Кор. 3:17). Большинство событий Библии воспринимались, как толкователями, так и писавшими священный текст как кара за человеческие проступки и отказ от праведного образа жизни. Мы находим упоминание о тех, кто не смог правильно распорядится свободой, сделав свой выбор в пользу потребления: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном» (Филип. 3:19). В Священном Писании постоянно встречается напоминание о смысле существования человека, каким бы грустным он не казался. И вот наиболее точные слова: «Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем. И потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14:7, 8).
В художественном образе этих скульптур заключался буддийский идеал нравственной красоты
и внутренней гармонии свободы, основанной на бесстрастии и самоуглублении. Эти слова без сомнения полностью можно отнести к превосходной статуе сидящего Будды, выполненной в III в. н. э.
Я иду к тебе, я с тобой, чтобы видеть твой диск (атон) каждый день. Не лишай меня свободы, не отвергай меня, так как я вновь обретаю себя
при виде твоей красоты, как это делают все, кто восхваляет тебя, потому что я один из этих преданных тебе людей на земле. Я достигаю Страны Вечности, я объединяю себя со Страной Бессмертия, с тобой. Смотрите! На меня льет свой свет Ра со всеми богами!»
Будучи главным архитектором, Ай не удовлетворялся простым вычерчиванием планов храмов и памятников, предназначенных для увековечения памяти отца и матери мальчика. Он руководил их возведением. Царь предоставил ему полную
свободу. Под его началом были неистощимые ресурсы в виде рабов и строительных материалов. Очевидно, одной из его обязанностей было организовывать снабжение строительными материалами, поскольку в своих записях он пишет: «Я оценил дома… мое перо записало количество миллионов…»