Проповеди. Том I. Праздники

митрополит Иларион (Алфеев), 2017

В предлагаемом издании собраны богослужебные проповеди председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви, митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), произнесенные в различное время в России и за рубежом. При всем множестве послушаний, возложенных на него Священноначалием, владыка Иларион считает проповедание слова Божия одной из важнейших задач своего архипастырского служения. Проповеди владыки размещены в каждом томе книги в соответствии с датами церковного календаря.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповеди. Том I. Праздники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкве»

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября 2013 г.

г. Москва, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

В день Воздвижения Креста Господня мы прославляем Святой Крест как символ победы жизни над смертью, победы Христа над антихристом и как символ нашего спасения.

Господь открыл тайну Креста императору Константину, когда он еще не был христианином, когда вел борьбу за власть и готовился войти в Рим. Во сне Константину был явлен Крест Господень, и над Крестом сияла надпись: «Сим победиши».

После того как император Константин 1700 лет назад дал свободу христианской Церкви, издав Миланский эдикт, после того как он сам уверовал во Христа и сделал крест символом победы и символом своего царства, началась новая эпоха в жизни Церкви, которая продолжается до сих пор, потому что благодаря этим событиям Церковь смогла выйти из катакомб, смогла в полной мере начать свою миссионерскую, просветительскую, благотворительную деятельность. С тех пор продолжается победное шествие христианской Церкви по городам и весям всего мира.

Теперь мы воспринимаем крест как символ победы, но изначально он был орудием казни. На Кресте претерпел невыносимые муки и смерть наш Спаситель. Он испустил дух на Кресте, и когда пришли воины, чтобы перебить голени у казненных, оказалось, что Он умер раньше других потому, что Его распятию предшествовали бичевание и ужасные физические мучения.

Мы знаем из церковного Предания, что Крест Христов после разрушения Иерусалима был утрачен. Когда равноапостольный император Константин уверовал во Христа и получил знамения, о которых рассказывают церковные историки, он направил в Иерусалим свою мать царицу Елену, чтобы она нашла этот Крест. В раскопках были найдены три креста и табличка с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» на еврейском, греческом и латинском языках, как об этом и говорится в Евангелии (Мф. 27, 37. Лк. 23, 38. Ин. 19, 19). Эта табличка сохранилась до сих пор, часть ее находится в Италии, а часть — в Иерусалиме, в монастыре Святого Креста. Те самые слова на трех языках написаны на ней справа налево, как принято в еврейском языке. Это лишний раз подтверждает подлинность таблички: в Средние века никто бы не мог подделать ее таким образом. А ведь сейчас иногда говорят, будто святыни, которым христиане поклоняются, — и Туринская плащаница, и частица животворящего древа Креста Господня, и табличка с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» — это средневековые подделки.

Столь велика была радость народа и Патриарха, что Крест Христов воздвигли высоко, чтобы все собравшиеся люди могли его увидеть, — в память этого события мы совершаем праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Мы прославляем Крест Христов как орудие казни, которое избавило нас от казни, как символ победы не только над физическими врагами, но и над врагами духовными. Если мы чувствуем, что приближается к нам какое-то зло, то возлагаем на себя крестное знамение, и зло отходит. Это очень простое, очень сильное и всегда действенное оружие, которое дал нам Господь Иисус Христос, но действенным оно явилось не потому, что таким было создано, — таким Крест стал благодаря страданию и крестной смерти Господа Спасителя. Вся спасительная и благодатная сила Божия через крестную смерть Христа вошла в Крест Христов. И сегодня Крест является источником этой силы, этой благодати и этой победы.

Вот почему мы изображаем крест в наших храмах, домах, возлагаем на себя крестное знамение, носим на себе нательный крест. Каждый священник носит крест на груди, потому что это символ нашей победы.

В праздник Воздвижения, который является одновременно скорбным и радостным, мы вспоминаем крестную смерть Спасителя и благодарим Бога за все блага, которые проистекают для каждого из нас от Креста Христова. Вот почему Воздвижение считается одним из двенадцати самых великих праздников Церкви и в то же время является днем строгого поста. Мы соблюдаем этот пост в память о страданиях Спасителя, но радуемся и ликуем, прославляя силу Христа, которая через Крест подается каждому из нас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проповеди. Том I. Праздники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я