Связанные понятия
Гробница — форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия. Этот термин соответствует латинскому «sepulcrum», греческому «крипта», английскому «tomb».
Вотивные предметы , вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Склеп — постройка с внутренним помещением для гроба на кладбище или расположенная отдельно, также само такое помещение. Общий склеп для погребения членов одной семьи (семейный склеп) или одного рода (фамильный склеп) называется усыпальницей.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Погреба́льная у́рна — ёмкость, в большинстве случаев — сосуд или несколько сосудов, для хранения праха умершего человека, собранного в него после кремации. В редких случаях, урны могут применяться в случае частичного и даже полного развеивания праха. Местом для массового хранения погребальных урн является колумбарий.
Упоминания в литературе
Много споров вызвал вопрос о материале, из которого был изготовлен
саркофаг . Кто-то утверждал, что это мрамор, другие называли гранит и порфир. Те, кому пришло на ум ассоциировать пирамиды со Священным Писанием, считают, что саркофаг сделан из порфира с горы Синай. Некий венецианец рассказывал г-ну Гривсу, что видел на Синае камень, подобный тому, из которого изготовлен саркофаг, – с черными, белыми и красными крапинами. Такой порфир добывался неподалеку от пирамид. Может статься, камень для саркофага был добыт в каменоломнях рядом с Вади-Магара, поскольку на скалах рядом с этими разработками были обнаружены надписи – картуши с именем царя Хуфу, строителя Великой пирамиды.
При этом в надписях на дне
саркофага и на внутренней стороне крышки встречается иное написание этого слова, такое, как было принято позже. Следовательно, можно предположить, что саркофаг начали отделывать в начале правления Эхнатона, а закончили гораздо позже. О том же свидетельствует и более «поздняя» форма картуша с именем бога Атона в изображении на крышке. В то же время среди останков мумии найдено ожерелье и кусок золотой фольги с картушем Атона в прежней форме.
В пунических захоронениях преобладал иной тип
саркофагов . В них заметно стремление преодолеть искусственность сочетания формы египетского гроба и греческой статуи. Основная их особенность состоит в том, что замысел египетско-финикийского антропоидного саркофага как изображения усопшего здесь нарушается. Принятое в науке название карфагенских саркофагов антропоидными условно, ибо это прямоугольные храмоподобные сооружения, на крышку которых целиком «выносится» фигура усопшего, она представляет собой как бы скульптуру, положенную на плоскость, и в некоторой мере приближается к тому принципу покоящихся надгробных изваяний, который получил много веков спустя распространение в средневековой пластике Западной Европы.
Покойников клали в
саркофаги или на каменные кровати, которые вырубали прямо в стене. Археологи выявили два типа кроватей. На одном из камня высекались ноги и ступни – по-видимому, это было мужское захоронение. Женские кровати сплошные, имеют форму саркофага, а в головах и в ногах высечены треугольники. Другими предметами, на которых обозначался пол умершего человека, были могильные камни, стоявшие рядом с гробницей: камень в форме колонны означал, что здесь лежит мужчина, а камень в форме коробки, олицетворявший, по-видимому, дом, свидетельствовал о похороненной женщине.
Чудом сохранившаяся гробница Тутанхамона поражает немыслимой роскошью. Только на мумии сияло более 140 золотых украшений. Забальзамированное тело фараона хранилось в трех
саркофагах , последний из которых сделан из чистого золота. О высоком уровне художественного ремесла можно судить по рельефам золотого трона, по изяществу резьбы на ритуальных сосудах и оружии. Вместе с мумией найдены великолепная одежда и золотая погребальная маска Тутанхамона, вероятно повторяющая черты лица молодого фараона.
Связанные понятия (продолжение)
Алеба́стр (от греч. ἀλάβαστρος) — название двух различных минералов: гипса (диаквасульфата кальция) и кальцита (карбонат кальция). Первый — алебастр (алавастор), которым мы пользуемся в наши дни; второе — по большей части название материала в античности.
Погребальная камера , или погребальная комната — часть погребального сооружения, куда непосредственно помещается гроб, саркофаг, погребальный сосуд с прахом или само тело усопшего. К погребальным камерам по типу можно отнести мегалитические захоронения эпохи энеолита в Европе.
Погребальный инвентарь — археологический термин, означающий совокупность предметов, сопровождающих захоронение. Возникновение погребального инвентаря относится, самое позднее, к эпохе верхнего палеолита. В том или ином виде погребальный инвентарь встречается в большинстве человеческих культур на протяжении всей истории вплоть до современности. В археологическим плане погребальный инвентарь, как и все прочие аспекты погребального обряда, служит важным критерием принадлежности к той или иной культуре...
Оссуа́рий (лат. ossuarium, от лат. os (родительный падеж ossis) — «кость») — ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — ко́стница.
Ста́туя (лат. statua) — один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного (иногда — какого-либо фантастического существа).
Ложная дверь — подобие двери, с наличником, в котором дверной проём, будучи заложен, является неглубокой нишей. Может быть вырезана или нарисована на стене. Распространённый архитектурный элемент в гробницах Древнего Египта и Донурагической Сардинии. Позже ложные двери также встречаются в этрусских гробницах, а во времена Древнего Рима их использовали в интерьерах жилых домов и гробницах.
Му́мия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.
Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή «крытый подземный ход; тайник») — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.
Некро́поль (дословно «город мёртвых», др.-греч. νεκρός — мёртвый, πόλις — город) — комплекс погребений древнего мира: большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями. В частности, так называют, например, Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие сооружения. Некрополем также обычно называли могильник...
Маста́ба (араб. مصطبة (геол. терраса, выступ, уступ. горн. бенч) с немецким Maßstab не имеет ничего общего), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом») — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.
Реликварий (лат. Reliquarium, от reliquiae) — вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение. Почитание реликвий наиболее развито в христианстве, но также проявляется в индуизме, некоторых формах буддизма (см. Ступа) и других культах.
Сполии (лат. spolia, букв. «трофеи») — элементы декора, особенно колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений (как правило, языческих храмов) и использовались при строительстве новых зданий (как правило, храмов христианских).
Катако́мбы (лат. саtасumbае) — естественные или искусственные подземелья, состоящие из узких галерей, коридоров и небольших помещений.
Кенота́ф (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила), также ценотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам...
Усыпа́льница или Усыпа́льня, Започивальня, Божий дом, Убогий дом или Божедо́мка, Скудельница, Скудельня — общая могила для странников, за погребенье которых некому платить, равно для самоубийц или погибших по случаю, умерших без покаяния.
Релье́ф (фр. relief, от лат. relevo «поднимаю») — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона (то есть выпуклых объёмов). Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы...
Сте́ла (лат. Stela от др.-греч. στήλη — «столб») — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака. Не стоит путать с обелиском — по большей части столбом или конусообразной колонной.
Барелье́ф (фр. bas-relief «низкий рельеф») — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма; если более — горельеф («высокий рельеф»).
Надгро́бие (могильная плита, надгробный памятник, надгробный камень) — крест, камень, скульптура или архитектурное сооружение, устанавливаемое на могиле для увековечения памяти умершего.
Террако́та (от итал. terra «земля, глина» + cotta «обожжённая») — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Эпита́фия (греч. ἐπιτάφιος «надгробный», от греч. ἐπι — на, над и греч. τάφος — могила) — изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Метрополитен Музее в Нью-Йорке...
Моги́ла — место захоронения мёртвого тела, чаще человеческого. Так же называют и свежевырытую яму для погребения.Как правило, могилами называют захоронения в земле. Однако в ряде случаев могилами могут называть захоронения в саркофагах, погребальных сооружениях (пирамиды, мавзолеи, склепы) и т. п. Отдельным типом могилы можно считать каирн (кельт. cairn) — могилу из камней (преимущественно у кельтских народов). В общем случае, могила — это место захоронения.
Жертвенник — в религиозных культах возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы.
Пирамида (др.егип. «горизонт»; др.-греч. πυραμις от πυρα «огонь» + μιδες «середина»; лат. pyramidos) — распространенная форма архитектурного сооружения в виде пирамиды, редко несет утилитарную функцию. Известно немалое количество пирамид, построенных разными культурами Древнего мира в основном в качестве храмов или монументов.
Купе́ль — большой чашеобразный сосуд. Служит для проведения таинства крещения в Христианской церкви. Купель может быть выполнена из различных материалов и играет важную роль в создании внутреннего убранства церковного помещения. Нередко купель является произведением искусства.
Артефа́кт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) — в археологии — объект, подвергнутый в прошлом направленному механическому воздействию, обнаруженный в результате целенаправленных археологических раскопок или какого-либо единичного, иногда случайного события. Примерами артефактов являются каменные инструменты, ювелирные изделия, оружие, керамика, постройки и их детали, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. Артефакты изучаются археологами, которые...
Бальзами́рование — метод предотвращения гниения трупов или отдельных органов, применяемый для сохранения тел людей после их смерти, обеззараживания трупов при продолжительной транспортировке и изготовления анатомических экспонатов.
Дромос (от греч. Δρόμος — «путь, проход») — путь или коридор, ведущий в погребальную камеру гробницы или кургана. Иногда представляет собой горизонтальный или наклонный проход в склеп, вырезанный в скале. Также может быть оборудован ступеньками.
Книга пещер — это один из наиболее важных заупокойных текстов Нового царства. Как и многие другие заупокойные тексты, Книга пещер, записанная на стенах внутри гробниц, являлась своего рода справочным материалом для умерших. В книге описывается путешествие Ра через шесть пещер подземного мира. Особое внимание в книге уделяется вознаграждению и наказанию в загробной жизни. Книга пещер является одним из лучших источников информации о том, как устроен ад по мнению древних египтян.
Святи́лище — священное место или алтарь, посвящённый божеству. Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых.
Мумифика́ция (от фр. momification — «превращение в мумию») — процесс создания мумии из тела умершего человека (животного). При определенном стечении обстоятельств данный процесс может происходить спонтанно, без участия человека. В последнем случае все внутренние органы остаются на месте.
Мрамор (др.-греч. μάρμαρος — «белый или блестящий камень») — метаморфическая горная порода, состоящая только из кальцита CaCO3. При перекристаллизации доломита CaMg(CO3)2 образуются доломитовые мраморы.
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма изображаемых частей. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Обели́ск (др.-греч. ὀβελίσκος букв. «небольшой вертел») — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца. В Древнем Риме обелиски использовались как гномоны солнечных часов или поворотные знаки в цирках.
Толос , фолос (др.-греч. θόλος) в древнегреческой архитектуре — круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. В греческую эпоху толосы часто были культовыми сооружениями (например, асклепион в Эпидавре), однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись. Роберт Грейвс отмечает, что греческие подземные толосы, использовавшиеся...
Египетский музей и собрание папирусов (кратко Египетский музей, нем. Ägyptisches Museum und Papyrussammlung) — музей в составе Государственных музеев Берлина. С 2009 года Египетский музей размещается в восстановленном Новом музее на Музейном острове. С 2009 года директором музея является Фридерика Зайфрид.
Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.
Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.
Букраний , множественное число букрании (др.-греч. βουκράνιον — «череп быка») — часто употребляемый орнамент в классической архитектуре, изначально появляется в дорическом ордере и как правило размещался в метопе фриза, впоследствии вновь вводится в обращение в эпоху ренессанса. Однако есть основания предполагать, что в античную культуру Древней Греции этот элемент был перенесён ещё из доисторической эпохи и с других географических пространств. Это можно обосновать артефактами, найденными на территории...
Ра́ка (лат. raca — ящик, ковчег, гроб) — ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба.
Бро́нза — сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента, но к бронзам также относят медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка (это латунь) и никеля (это мельхиор). Как правило, в любой бронзе в незначительных количествах присутствуют добавки: цинк, свинец, фосфор и др.
Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Эти катакомбы представляют собой систему подземных ходов из туфа, зачастую образующих лабиринты. В их стенах для погребений проделывались прямоугольные ниши (лат. loculi) разной...
Упоминания в литературе (продолжение)
Изучение позднейших захоронений из Вознесенского монастыря позволило судить о тех новациях, которые стали входить в жизнь, и, как следствие, в похоронный обряд русского общества второй половины XVII в. Так, при исследовании поздних
саркофагов доставило неожиданность захоронение царицы Агафьи Семеновны Грушецкой, первой жены юного царя Федора Алексеевича. Их свадьба состоялась 18 июля 1680 г., а 14 июля 1681 г. царица умерла. На ее скелете, на груди под одеждой, лежал золотой наперсный крестик, украшенный цветной эмалью и надписями, в более ранних погребениях этой усыпальницы такие кресты не встречались. Прекрасно сохранился ее головной убор – волосник на подкладке. Тело царицы при захоронении было завернуто в шелковый саван, что соответствует средневековой традиции. Символ христианства – крестик, сделанный из серебра и украшенный цветными эмалями, – присутствовал и на останках царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. В захоронении прекрасно сохранилось шелковое платье зеленого цвета с длинными рукавами и многочисленными пуговичками. Оказавшийся в хорошем состоянии череп царицы позволил воссоздать облик этой еще не старой женщины и сравнить его с известными парсунами конца XVII в., находящимися в некоторых музейных собраниях России.
Одно из самых странных древних сооружений Египта находится вблизи города Саккара. Это огромный некрополь, над которым возвышается ступенчатая пирамида фараона Джосера. Под этим плато скрыта зловещая загадка – Серапеум, гигантская подземная усыпальница. Но она построена не для людей. Археологи считают, что здесь хоронили священных жертвенных быков Аписов, в которых якобы воплощался бог Пта. В некрополе стоит два десятка пустых гранитных
саркофагов , но они слишком большие для людей и даже для быков, да и остатков животных найдено не было. Они сделаны из отполированного гранита, в них можно смотреться как в зеркало.
Боковые поверхности огромного гранитного
саркофага были обильно изрезаны мистическими символами. Внутри гранитного саркофага находился золотой гроб с мумией Асурамайи. Она была обмотана красными полотняными бинтами, под которые были вложены священные амулеты. Лицо Асурамайи покрывала искусно сделанная золотая маска. Вокруг саркофага были расставлены постоянно горящие светильники. Рядом с изголовьем лежала большая книга с описанием всех деяний Великого жреца, совершенных им при жизни. На сводчатом потолке гробницы Асурамайи был воспроизведен большой круговой Зодиак. Стены из ослепительно белого алебастра покрывали написанные золотом иероглифы и искусно высеченные барельефы. На красочной фреске, занимавшей одну из стен, была изображена процессия жрецов со священными предметами в руках.
В 2000 году шумиху вызвала мумия, обнаруженная в пакистанском городе Кветта около границы с Ираном и, по-видимому, предполагавшаяся к продаже на черном рынке. Мумия была изготовлена египетским способом и лежала в каменном
саркофаге , который, в свою очередь, находился в еще одном богато украшенном деревянном саркофаге, надпись персидской клинописью на котором гласила: «Я дочь великого царя Ксеркса. Я Родогуна». Ксеркс I правил в 485–465 годах до н. э. Его империя простиралась до Инда, и в качестве фараона он управлял и провинцией Египет.
В древнейшей из них, сделанной из серого известняка приблизительно в 1340 году, покоится Владислав Локетэк. Похожие, хотя и не столь эффектные надгробия создавались польскими мастерами в разных местах и в последующие века, но ни одно из них не может сравниться с вавельскими. Скульптура короля, лежащего на
саркофаге в парадной одежде, с коронационными предметами, сделана из грубого шершавого камня по канонам раннего готического искусства.
Пирамида эта приписывается одному из наследников Джосера, царю по имени Сехемхет. Далее, мы имеем две необычные гробницы в местечке под названием Завайет-эль-Ариан, близ Гизы, которые также приписываются периоду III династии. Ни одна из них не была закончена, но на основании того немногого, что осталось, археологи заключили, что они планировались как ступенчатые пирамиды значительных размеров. Одно из этих сооружений, так называемая Слоистая пирамида, никогда не была использована для захоронений; возможно, ее царственный строитель умер прежде, чем она была закончена, но нельзя не задуматься над тем, как в этом случае распорядились телом. Вторая пирамида в Завайете, справедливо названная Неоконченной, еще более таинственна; наземную часть даже не начинали, но подземная часть содержит овальный
саркофаг , запечатанный – и пустой.
Монолитные объемы
саркофага из гранита стали изготовлять лишь с 1780-х гг. Наиболее ранней формой являлись, по-видимому, прямоугольные саркофаги темно-серого гранита. В 1790-е гг. появляются саркофаги и плиты из красного гранита «рапакиви». Вообще материал надгробий опосредован состоянием добычи камня. Первые разработки отечественного мрамора в северном Приладожье начались в 1766 г., так что лишь после этого мрамор стал использоваться для плит и саркофагов. Примечательны мраморные саркофаги со скошенными гранями и филенками с рельефами, на ножках-волютах изысканного рисунка (П. А. и Е. А. Полянские, нач. 1780-х гг.). Темно-серый сердобольский гранит начинают широко добывать в конце 1760-х гг., а пютерлакский красный – во второй половине 1780-х[156].
Рядом с «царем» на каменном полу лежал скелет женщины, вероятно, жены или наложницы. Некогда ее тело покоилось в
саркофаге из кипарисового дерева, украшенном резными пластинами из слоновой кости. На некоторых из них изображены сцены из древнегреческой мифологии (например, «Суд Париса») и эпизоды скифской охоты на зайцев. Наряд «царицы», так же как и наряд «царя», был расшит золотыми бляшками. Голову женщины украшала электровая[3] диадема и две тяжелые золотые серьги-подвески с изображением богини Афины. Здесь же удалось обнаружить и две пары других золотых подвесок – подлинных шедевров античного ювелирного искусства. Миниатюрные детали на них можно рассмотреть лишь через сильное увеличительное стекло – столь тонкой и тщательной была работа древних ювелиров. В изображениях одной из пар подвесок можно узнать сцену из гомеровской «Илиады»: Фетида и нереиды приносят Ахиллу оружие, выкованное специально для него богом огня и покровителем кузнечного ремесла Гефестом.
По утверждению Сыма Цянь, колоссальную гробницу в течение 10 лет строили 700 тысяч рабочих. Строители пробили ход в горе, но вскоре столкнулись с глубинными источниками. Отведя воду в другое место, они залили отверстия бронзой или, по другим источникам, медью. Яму площадью около 250 тысяч м окружили двумя стенами: внутренней и внешней. Погребальный комплекс был спланирован по подобию дворца. Помимо огромного зала с гробницей императора, здесь имелось около 100 вспомогательных помещений. Стены склепа, где предполагалось поместить
саркофаг , облицевали отшлифованными камнями и нефритом. Полы устлали лакированными камнями, на которых отчетливо различалась карта с обозначением всех областей империи.
Представления древних египтян о душе и жизни после смерти были несколько сложнее, чем у большинства других народов. Тело умирает, но сохраняются имя человека (реи), его душа (ба) и душа-двойник (ка). «Ба» принимает облик птицы и, вылетев из тела, устремляется на небо. «Ка» тесно связана с телом, ей необходимо есть и пить, требуются также амулеты – защита от монстров, которые поджидают душу в загробном мире. Поэтому покойника надо как следует снарядить в царство мертвых. Следовательно, важнейшей чертой культуры Древнего Египта является протест против смерти. Представления египтян о загробной жизни определило их мировоззрение в «Книге мертвых». Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Успехи древних египтян в области мумификации невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе физике, химии, медицине и хирургии. Мумию помещали в
саркофаг на котором обязательно изображали усопшего. Заупокойный портрет позже стали выполнять на доске в технике энкаустики (т. е. красками, растертыми на воске), он получит название «Фаюмский портрет» – по месту его первой находки в 1887 г. в некрополе египетской провинции Эль-Фаюм (I–II вв.).
Проведенные исследования позволили установить, что гигантский склеп, обнаруженный внутри пирамиды и являющийся основанием храма Надписей, – одно из грандиозных достижений майя в области архитектуры и скульптуры. Так, например, размер покрывающей
саркофаг плиты составляет 8 м2. Сам он представляет собой монолитный блок, объем которого составляет 7 м3. Этот блок, в свою очередь, установлен на шести каменных подпорках. По единодушному мнению коллег Руса, которые непосредственно принимали участие в этих раскопках, все детали саркофага, украшенные рельефными изображениями, несут хронологическую информацию и определенную символику и выполнены с большим мастерством.
Отдельные следы присутствия ассирийцев в виде находок эпиграфического характера (стел с клинописными текстами) и разнообразных артефактов (от типичных ассирийских
саркофагов до печатей с ассирийской иконографией) рассеяны практически по всей Палестине, до Раббат Амона на востоке, Кадеш-Барнеа и Хазевы на юге и Гуш Халава на севере. Показательны перемены в планировке (типичные «дворцовые» планы зданий и городов), архитектуре (протоэолийская капитель с горы Гризим), религиозной и бытовой материальной культуре некоторых городов Израиля (напр., Тель эль-Фара (сев.)). Постепенно обнаруживаются и памятники, непосредственно связанные с присутствием ассирийцев в Палестине: раскопанный в Рамат Рахель «дворец» с планом ассирийского типа показал, что в нем хранились значительные запасы продовольствия в сосудах, ручки которых несли штамп с изображением крылатого Солнца и надписью «лэмелех», «царское» (точнее, «царю», «для царя»); собраны 164 такие ручки. В том же дворце открыто уникальное для Палестины живописное изображение правителя-ассирийца, сидящего на троне.
Вступая на престол, новый царь, светило государства, венчался двойным венцом, символизировавшим Верхний и Нижний Египет. Когда фараон умирал, его тело обязательно мумифицировали и хоронили в роскошно убранной гробнице. Сама церемония погребения обязательно сопровождалась обрядами, которые отличались необычайной сложностью, о чем свидетельствуют сохранившиеся на стенах гробниц и
саркофагов , а также в текстах папирусов изображения. По религиозным установкам, египетские фараоны не умирали: они лишь покидали землю и восходили наверх. Достигнув неба, они, следуя мировому порядку, сливались со своим создателем. Когда фараон Гор умер, он возродился на небе, слившись с Осирисом. Тот же, кто наследовал царский престол, играл роль Гора на земле, считался уже сыном Исиды и Осириса, поскольку Гор стал Осирисом. Ни у кого в те времена не было ни малейшего сомнения, что каждый фараон вновь возрождается в небесном царстве Осириса.
Одно из самых странных древних сооружений Египта находится вблизи города Саккара. Это огромный некрополь, над которым возвышается ступенчатая пирамида фараона Джосера. Под этим плато скрыта зловещая загадка. Серапеум – гигантская подземная усыпальница. Но она построена не для людей. Археологи считают, что здесь хоронили священных жертвенных быков аписов, в которых якобы воплощался бог Пта. В некрополе стоит два десятка пустых гранитных
саркофагов . Но они слишком велики для людей и даже для быков.
С начала VII века духовные отцы заседали в базилике Святой Леокадии, фрагменты которой впоследствии украсили крепостную стену на участке реки, названном Баньо де ла Кава. Сильно пострадавшие от времени, эти детали стали одними из немногих, отнесенных к конкретным памятникам. Принадлежность большинства других осталась загадкой. Неизвестно, например, где изначально располагались капители с характерным раннесредневековым узором, ныне выставленные в археологическом музее Толедо. В церкви Санто-Доминго эль Реаль хранится древний
саркофаг . Служители с гордостью показывают его посетителям, хотя могут сказать о нем только то, что он похож на римские усыпальницы и относится ко временам первых христиан.
Здесь находились подземные гробницы фараонов и вельмож, которые обставлялись с большим искусством и роскошью. Так, из гробницы юного фараона Тутанхамона (1351–1342 гг. до н. э.), открытой английским археологом Хаурдом Картером в 1922 году, извлекли столько золота, что его хватило бы для вызволения из экономического кризиса небольшой развивающейся страны. Древним египтянам была хорошо известна отделка золотом. На
саркофаг Тутанхамона пошло более ста килограммов драгоценного металла, который был прекрасно обработан золотых дел мастерами. Однако самая большая гробница в «Долине царей» принадлежала не фараону, а высокопоставленному вельможе Ментумхату, жившему в VIII в. до н. э. Ментумхат был губернатором Фив и одновременно главным жрецом храма Амона. Его гробница была обнаружена в 1947 году, однако к планомерным раскопкам приступили лишь через сорок лет спустя.
Большинство египтологов по-прежнему считают, что Великая пирамида служила гробницей для некоего фараона, предположительно – Хеопса. По их мнению, туннели предназначались для транспортировки гроба с мертвым фараоном к
саркофагу в погребальной камере, для выхода после погребения или, наконец, служили уловкой, которая увела бы грабителей от скрытой камеры с саркофагом. Что касается огромных пломб, то никакой другой версии, помимо заботы о «покое» мертвого фараона, выдвинуто не было.
Катакомбы представляют из себя разветвленную многокилометровую сеть узких коридоров, на которые нанизаны помещения трех типов: кубикулы, крипты и капеллы. Значительная часть стен всех помещений и коридоров наполнена горизонтальными проемами для мест захоронений, именуемых локусами или локулами (locus, locula). Кубикула (cubiculum) – это небольшая комната с группой захоронений. Крипта (crypta) имеет, наряду с другими захоронениями, погребение мученика, помещенное у стены в
саркофаге и часто оформленное нишей (так называемый аркосолий – arcosolium) с колоннами, поддерживающими фронтон. На крышке саркофага можно совершать литургию, например, в дни памяти мученика. Капелла (cappella) – собственно подземная церковь, часто располагающая, кроме основного, и дополнительными помещениями, например, для оглашенных. То есть здесь начинает формироваться некоторая последовательность пространств, имеющих конкретное назначение.
Раскопки в западных и южных районах Урарту, главным образом в Алтин-Тепе, возле Эрзинджана, в Каялидере, в районе Муш и на Патмосе, севернее озера Ван, дополнили знания, полученные в Арин-Берде и Кармир-Блуре. Важнейшими из открытий стали остатки храмов, общие сведения о которых первоначально были известны по изображению храма Мусасир на рельефах из Хорсабада. В плане эти храмы имели форму квадрата с четырьмя контрфорсами по углам и были окружены мощеным двором, частично затененным крышей, опирающейся на столбы. Церемониальный зал (ападана) с тремя рядами колонн, обнаруженный в Алтин-Тепе, был украшен росписями на всех четырех стенах, а еще три расписанные комнаты образовывали северную сторону входного двора. Выполненные из камня гробницы, обнаруженные в тех же раскопках, по большей части состояли из вестибюля и комнаты для приношений, которые предшествовали собственно гробнице. Тела либо укладывали на пол, либо хоронили в каменном
саркофаге .
Около 1500 года до н. э. мумии стали покрывать оболочкой, имевшей форму тела и тщательно раскрашенной. Потом появились
саркофаги , которые тоже имели форму тела и были красиво украшены. Иногда мумиям добавляли бороды. Борода в Древнем Египте была принадлежностью только бога или короля. Такие бороды показывали, что человек надеялся в загробной жизни проводить время в очень представительной компании.
Находки, сделанные в Марцаботто, Спине, Риме, и особенно в Аквароссе, наконец, позволяют составить ясное представление об этрусском доме и о его декоративном убранстве. Ранее об этом в основном судили по макетам жилищ, архитектуроподобным урнам и
саркофагам , а также по интерьерам гробниц. Жилые дома Аквароссы и украшавшие их архитектурные терракоты – открытие «короля археологии», шведского монарха Густава VI Адольфа, посвятившего раскопкам этого города многие годы своей жизни (с 1958 до 197. г.).
Складывается впечатление, что многие пирамиды времен фараонов строились на месте существовавших ранее и куда более древних сооружений. При этом строители частично использовали материал этих древних построек. Об этом говорят совершенно разные технологии обработки камня, применявшиеся при строительстве подземных и надземных частей целого ряда пирамид, о чем подробно пишет А.Скляров (http://kladina.narod.ru/sklyarov/sklyarov.htm#33). Есть и весьма обоснованные сомнения в том, что пирамиды действительно строились именно в этот период. Имеются, например, множество хроник времен фараонов, которым приписывается честь возведения этих построек. Хронисты пишут о чем угодно – войнах, наводнениях, урожаях, но ни словом не упоминают о таком грандиозном событии, как возведение пирамид. Вот, например, отрывок из текста эпохи Нового царства: «Мое величество повелел князю – везиру, начальнику работ, радующих сердце царя, Аменемхету, выступить с войском в 10000 человек из южных номов, начиная с Уабута, чтобы доставить ему достойный блок, драгоценный камень, самый чистый, который есть на этой горе, укрепленный богом Минном, для его
саркофага , напоминающего о вечности больше, чем все памятники в храмах Верхнего Египта; предпринята эта экспедиция фараона, владыки обеих земель, чтобы доставить ему из пустынь отца его Мина предмет его желаний».
В ступенчатой пирамиде фараона Сухмета в Саккаре был найден пустой
саркофаг . Он выполнен из кальцитового алебастра. В расположенной в этом же районе полуразрушенной пирамиде Тети саркофаг оказался сделан из базальта. В других случаях материалом служил красный гранит, черный базальт и даже золото. Чем объяснить такое разнообразие материалов для изготовления саркофагов, зачем их устанавливали в центре пирамиды на плоской устойчивой платформе?
После более детального исследования форм и типов моделей этого круга стало понятно, что только некоторые из них включают элементы жилых построек. Согласно утвердившейся точке зрения, основанной на материалах последних исследований, они представляют собой заменители настоящих погребальных комплексов и воспроизводят наиболее значимые наземные части, а возможно, и отдельные элементы подземных частей гробницы, в том числе –
саркофаги . Их помещали сверху заполнения могильной шахты, на открытом воздухе, чем символически возмещали отсутствие настоящей поминальной капеллы и других подобающих месту сооружений. Кроме того, и даже – прежде всего, «дома души» возмещали отсутствие такого важного элемента заупокойного культа, как жертвенный стол.
Египтяне хоронили своих правителей с большими почестями и укладывали с ними в гробницу все, что могло пригодиться им в потустороннем мире. Между бинтами мумий укладывались драгоценные амулеты из чистого золота, например у мумии Тутанхамона таких амулетов было аж 143. На голову царя надевался богатый головной убор, и даже сам
саркофаг частенько делался из чистого золота. Что уж говорить о статуях из чистого золота, предметах обихода, драгоценных украшениях и тому подобных вещах, которыми были буквально набиты пирамиды фараонов и высших жрецов. Все это привлекало грабителей, которые варварски переворачивали гробницы в поисках сокровищ.
Существует еще один, более значительный клад с территории Манна: это знаменитое теперь сокровище из Зивие, холма с развалинами, находящегося юго-восточнее озера Урмия. В 1947 г. жители близлежащей деревни Саккыз нашли клад золота, серебра и слоновой кости в
саркофаге , имеющем форму ванны (рис. 16). Первоначально клад разрушили крестьяне, поэтому отнюдь не ясно, сколько вещей находилось в саркофаге и сколько было найдено уже в процессе более поздних работ на холме. Ядро клада неоднородно ни по технике, ни по стилям, и теперь мы можем увидеть отдельные его части.
Обычай писать хекау, или заклинания, на папирусе почти столь же древний, как и обычай вырезания их на камне. Из надписей на внутренних стенах пирамиды фараона Униса, жившего около 3300 года до н. э., явствует, что вместе с ним была погребена «книга с магическими заклинаниями». В другом месте говорится, что книга, захороненная с фараоном Тети, «тронула сердца богов». Вне всякого сомнения, написание религиозного текста на стенах гробниц, стелах, амулетах,
саркофагах , папирусах и т. д. имело целью подчинить богов власти умершего, дабы он мог заставить их выполнять его желания.
Появление единого правителя в результате объединения Севера и Юга (единый, бессмертный, неоспоримый), формирование его культа и сопутствующих ему явлений в архитектуре и искусстве. Сложение в искусстве канона (конвенции) в соответствии с образом правителя. Погребальная архитектура эпохи Раннего царства: появление новой формы погребального сооружения – мастабы. Конструкция и устройство мастабы. Некрополи в Саккаре и Абидосе, гробница царицы Мер-Нейт. Жилая архитектура эпохи Раннего царства: дома, дворцы;
саркофаги , модели, изображения на рельефах (стела Джета), как основной источник сведений об утраченной жилой архитектуре Раннего царства. Круглая скульптура и рельефы эпохи Раннего царства.
Легко догадаться, что прекрасный эмалевый свод выполнен мастером Лукой делла Роббиа, который прославился своими рельефами из обожженной глины. Покрытые цветной глазурью, они выглядели очень красиво, хотя для своего времени странно, что не помешало их автору создавать подобное на заказ и в большом количестве. Его работы – глазурованные
саркофаги , скульптура алтарей, люнеты над дверями и окнами – украшают многие тосканские церкви. Их можно увидеть и в знаменитом Воспитательном доме, благо керамикой в семье Луки занимались многие, в частности его племянник, тоже известный мастер, Андреа делла Роббиа с сыновьями Джованни, Лукой и Джироламо.
Источниками изучения египетской мифологии стали разнообразные по характеру религиозные тексты. Это молитвы и гимны, посвященные богам; надписи на стенах гробниц, рассказывающие о погребальных церемониях, сборники заупокойных текстов. Самые известные из этих письменных памятников – «Тексты пирамид» (описания ритуалов, связанных с заупокойными обрядами), найденные на внутренних стенах погребальных камер пирамид фараонов V и VI династий эпохи Древнего царства; «Тексты
саркофагов » – надписи на саркофагах периода Среднего царства; а также знаменитая «Книга мертвых», создававшаяся начиная со времен Нового царства и до самого конца существования Древнего Египта. Кроме того, с мифологическими представлениями знакомят тексты, получившие названия «Книга часов бдений», «Книги о том, что в загробном мире», «Книга коровы», «Книга дыхания» и др.
Страшная подземная загадка связана с домом 2 в Богоявленском переулке. В 1924 году при ремонте отопления в подвалах рабочие нашли три каменных гроба с останками. Вопреки церковным правилам, предписывающим хоронить людей головой на восток, изголовья
саркофагов сходились в одной точке. Там, где гробы сходятся в одной точке, из них проделаны вытяжные трубы, соединяющиеся с трубой, проходящей через древнюю стену до высоты первого этажа. Исследователи предполагают, что здесь некогда произошло зверское погребение живых людей, для продления мучений которых нарочно был оставлен приток воздуха в гробы. Когда на следующий день археологи явились в подвал, саркофаги оказались скрытыми под горой угля.
Третью пирамиду Снофру называют Северной или Розовой (ее внутренние помещения облицованы розовым гранитом). Наклон граней у нее тоже 43°. Неизвестно, похоронен ли фараон в какой-либо из своих пирамид – его
саркофаг и мумия не найдены, но опыт строительства трех пирамид помог Хеопсу (Хуфу), сыну Снофру. Этот властитель Древнего Египта стал строителем Великой пирамиды в Гизе.
Царская камера представляет собой вытянутое помещение длиной 12 метров, шириной 5 метров и высотой 6 метров, с плоским потолком, состоящим из девяти огромных камней, самых больших в пирамиде. Над Царской камерой расположено пять низких помещений, которые общепринято называются строительными камерами. В нижней из них находятся так называемые иероглифы фараона Хеопса. Потолок пятой камеры сделан в виде крыши с двумя скатами. В конце Царской камеры у противоположного выхода находится знаменитый
саркофаг , или гроб (I), а за ним – узкий ход, вырытый в надежде обнаружить сокровища. Два вентиляционных хода пронизывают всю пирамиду для того, чтобы обновлять воздух в Царской камере. Этого самого по себе достаточно, чтобы установить, что все сооружение не было предназначено для погребения.
Сегодня о древнеримской Испании можно судить по скульптуре, бюстам военачальников, роскошным
саркофагам , мозаикам, керамической посуде, не слишком хорошо сохранившимся архитектурным фрагментам. К последним относятся три угловые колонны, некогда принадлежавшие храму Августа, а сегодня украшающие Каталонское экскурсионное бюро.
В древнем египетском захоронении в Карнаке при раскопках была найдена мумия молодой женщины. По ее украшениям совершенно очевидно, что она была знатного происхождения, исключительно красива и умерла в расцвете лет. Волосы были красиво уложены и украшены двадцатью бронзовыми заколками. На шее – великолепное ожерелье, с бусинами в четыре ряда и многочисленными подвесками в виде божеств и священных символов; два меньших ожерелья с бусинами из золота, ляпис-лазури и сердолика; в уши вдеты две большие драгоценные серьги в виде колец, а на указательном пальце – кольцо со скарабеем. Вокруг талии – золотой пояс, украшенный ляпис-лазурью и сердоликом, а на левом запястье – золотой браслет с полудрагоценными камнями. В
саркофаге было найдено зеркальце из позолоченной бронзы и три гипсовые вазы, в одной из которых сохранились остатки какого-то бальзама или духов, в другой – свинцовый блеск (сульфид натурального свинца), использовавшийся как косметика для глаз, так же как и маленький эбеновый карандаш. Все эти предметы сейчас находятся в египетской коллекции Берлинского музея и принадлежат, скорее всего, к периоду XVIII династии, около 1500 года до н. э.