Связанные понятия
Порфи́р (от др.-греч. πορφύρεος, porphýreos — тёмно-красный, пурпурный) общее название гипабиссальных горных пород кислого и среднего состава, имеющих порфировую структуру. В XX веке термин часто применялся по отношению к палеотипным вулканическим горным породам кислого и среднего состава, но во избежание двойственности в обозначении кайнотипных и палеотипных горных пород Петрографическим кодексом России было рекомендовано этот термин применять только по отношению к гипабиссальным горным породам...
Грани́т (от лат. granum — зерно) — магматическая плутоническая горная порода кислого состава нормального ряда щёлочности из семейства гранитов. Состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд — биотита и/или мусковита. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре. Эффузивные аналоги гранитов — риолиты. Плотность гранита — 2600 кг/м³, прочность на сжатие до 300 МПа Температура плавления 1215—1260 °C; при присутствии воды и давления температура плавления значительно...
Алеба́стр (от греч. ἀλάβαστρος) — название двух различных минералов: гипса (диаквасульфата кальция) и кальцита (карбонат кальция). Первый — алебастр (алавастор), которым мы пользуемся в наши дни; второе — по большей части название материала в античности.
Лабрадорит — магматическая плутоническая основная нормальнощелочная горная порода семейства габброидов, разновидность анортозита. Состоит преимущественно из плагиоклаза — лабрадора с незначительной примесью (не более 5—7 %) пироксенов и рудных минералов. Назван по месту первой находки — на полуострове Лабрадор в Северной Америке.
Релье́ф (фр. relief, от лат. relevo «поднимаю») — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона (то есть выпуклых объёмов). Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы...
Упоминания в литературе
Стараниями Екатерины II город получил доступ к месторождениям финских розовых гранитов в районах Фридрихсгама (Хамины) и Выборга (Виипури), и начиная с 1760-х годов набережные и мосты столицы, а также стены Петропавловской крепости стали постепенно одеваться в гранит. Были освоены месторождения декоративного камня и в других местах, сравнительно близких к Петербургу. Это серые граниты и
мрамор из окрестностей Сортавалы на севере Ладоги, мрамор, сланец и кварцит с берегов Онежского озера. Начались разработки декоративного серо-белого мрамора на Урале. Но палитра камня была бедной – сплошной розовый окрас гранита рапакиви, тёмно-серый, даже чёрно-серый цвет сердобольского гранита, однообразная чёрно-белая полосчатость и пятнистость рускеальских и ювенских мраморов не давали возможности создавать яркие каменные узоры и мозаики. Исключением был мажорный розовый, вишнёво-розовый, бело-розовый, розово-серый пятнистый полосчатый, очковый, жилковатый мраморовидный известняк (мрамор) из окрестностей села Тивдия на Онежском озере, но он был неравномерен по минеральному составу и твёрдости и потому плохо принимал полировку. С Онежского озера привозили прекрасный равномерно чёрный сланец и ровно окрашенный малиновый кварцит.
МР?МОР, метаморфическая горная порода, образуется в глубоких слоях земной коры из известняка или доломита, породообразующий минерал – кальцит. Часто содержит примеси других минералов (кварца, халцедона, гематита, пирита, лимонита, хлорита) и органические соединения, которые изменяют качество и цвет породы.
Мрамор весьма прочен и хорошо полируется, особенно его мелкокристаллические разности. Большинство цветных мраморов имеет пёструю окраску, при этом рисунок определяется направлением, по которому производится распиливание камня. Ценный поделочный, облицовочный и строительный материал. Издавна применяется при украшении архитектурных сооружений, для создания мозаик. Лучшим для скульптур считается белый, блестящий, легко поддающийся полировке каррарский мрамор из Италии. Древнегреч. скульпторы использовали желтоватый паросский мрамор. Добывается в карьерах, реже подземным способом.
Мраморы . Используются только в интерьерах. В советское время для облицовочных работ в больших количествах поступал белый коелгинский и серо-белый полосчатый уфалейский мраморы с Урала, светло-серый мрамор с Кавказа, красные и красно-коричневый мраморы с Урала и Кавказа. Их много в отделках станций метро. Примеры использования описаны в книге А.Г. Булаха и И.Э. Воеводского «Порфир и мрамор, и гранит…» (2007). Черный мрамор – очень редкий и ценный декоративный камень. Единичные поставки только из-за рубежа.
Герзейцы намного превзошли амратцев в изготовлении каменных ваз и керамических изделий. Восхищает не только форма созданных ими изделий, но и материал, из которого они сделаны. Герзейцы, помимо известняка, базальта и алебастра, использовали порфир, брекчию,
мрамор , диорит, гранит, сиенит и серпентин. Разнообразие форм и материал свидетельствует о высокой степени технического и художественного мастерства. Поражают размеры некоторых сосудов. Ваза из диорита, найденная вблизи Иераконполиса, в самой широкой части имеет в диаметре 61,5 сантиметра, причем стенки ее настолько тонкие, что камень стал полупрозрачным.
Гранит – магматическая горная порода, отличающаяся своими исключительными строительными и декоративными качествами. У гранита большие фактурные возможности: при зеркальной полировке на свету проявляется радужная игра вкраплений слюды. В качестве строительного материала его часто используют для облицовки цоколей зданий, изготовления всевозможных обелисков, колонн и других архитектурных деталей. Некоторые
мраморы и граниты, имеющие красивый рисунок, могут быть после распиловки блока на плиты подобраны на плоскости стены в виде мозаичного рисунка.
Связанные понятия (продолжение)
Террако́та (от итал. terra «земля, глина» + cotta «обожжённая») — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Барелье́ф (фр. bas-relief «низкий рельеф») — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма; если более — горельеф («высокий рельеф»).
О́никс (др.-греч. ὄνυξ — ноготь) также ногат и онихион — минерал, халцедоновая (волокнистая) разновидность кварца, в котором незначительные по количеству примеси создают плоскопараллельные окрашенные слои. Полосчато-окрашенную разновидность мрамора часто называют мексиканский оникс или алжирский оникс.
Сма́льта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. smalto — эмаль; устар. — шмальта) — цветное непрозрачное («глушёное») стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки. До начала XX века в русском языке слово могло также означать ярко-синюю краску, полученную из кремниевой кислоты и кобальта.
Гипс — минерал из класса сульфатов, по составу гидрат сульфата кальция (CaSO4·2H2O).
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма изображаемых частей. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Сту́кко (стюк, итал. stucco, нем. Stuck) — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки; материал для отделки стен, архитектурных деталей и скульптурного декора.
Пьедеста́л (фр. piédestal, от итал. piedistallo из piede «нога» и stallo «место») — то же, что и постамент; художественно оформленное основание, на котором устанавливают произведения — скульптуру (статуя, скульптурная группа, бюст), вазу, обелиск, стелу и тому подобное.
Позоло́та , или золоче́ние, — нанесение на предмет тонкого слоя золота (от долей мкм до нескольких мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях. Мастера, специализирующиеся на работах по золочению, называются позолотчиками.
Панно ́ (фр. panneau от лат. pannus — кусок ткани) — вид монументального искусства, живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.
Штукатурка (итал. stuccatura, от stucco «гипс, известь, алебастр») — отделочный слой, образованный затвердевшей строительной смесью, а также сама эта смесь.
Лабрадо́р — минерал из группы плагиоклазов основного состава, алюмосиликат кальция и натрия.
Суса́льное золото (сусаль) — тончайшие (около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Наклеиваются на поверхность, создавая впечатление, что предмет полностью сделан из золота.
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости...
Ста́туя (лат. statua) — один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного (иногда — какого-либо фантастического существа).
Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).
Моноли́т (лат. monolithus от др.-греч. μονος — «один» и λῐθος — «камень») — геологическое образование, представляющее собой цельную каменную глыбу. Монолиты, как правило, состоят из более твёрдых пород, поэтому часто эрозия со временем обнажает их в отдельные геоморфологические образования.
Бро́нза — сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента, но к бронзам также относят медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка (это латунь) и никеля (это мельхиор). Как правило, в любой бронзе в незначительных количествах присутствуют добавки: цинк, свинец, фосфор и др.
Песча́ник — обломочная осадочная горная порода, представляющая собой однородный или слоистый агрегат обломочных зёрен размером от 0,05 мм (в России) или от 0,0625 мм (за рубежом) до 2 мм (песчинок), связанных каким-либо минеральным веществом (цементом).
Керамическая плитка , или кафель (от нем. Kachel), — пластины из обожжённой глины, на современном рынке чаще всего плоские и прямоугольной формы. Используется для облицовки стен и пола как внутренних, так и наружных помещений, может представлять собой как простые квадратные плитки, так и геометрически сложную мозаику. Керамическая плитка с выпуклой тыльной стороной, облегчающей её крепление, называется изразцами.
Диорит (фр. diorite, др.-греч. διορίζω — разграничиваю, различаю) — магматическая плутоническая горная порода среднего состава, нормального ряда щёлочности. Состоит из плагиоклаза (андезина, реже олигоклаза-андезина) и одного или нескольких цветных минералов, чаще всего обыкновенной роговой обманки. Встречаются также биотит или пироксен. Цветных минералов около 30 %. Иногда присутствует кварц, и тогда порода носит название кварцевого диорита.
Кессо́н ы (фр. caisson «ящик» от итал. cassetta «ящичек») — углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.
Глиногипс (ганч, гажа, арзык, тюрк. ganch) — вяжущий материал, искусственная или (редко) природная смесь гипса (от 30% до 60% двуводного сернокислого кальция CaSO4•2H2O) и от 40% до 70% мелких частиц глины ( гажа, примеси кварца и кальцита, землистый гипс) или лесса (ганч, арзык). Строительный глиногипс - это продукт, который получают в результате обжига гипсового мергеля при температуре 160—250° и последующего измельчения его в порошок. В состав строительного глиногипса (кроме гипса и глины) входит...
Я́шма , устар. я́спис (греч. ἴασπις — пёстрый или крапчатый камень) — плотная скрытокристаллическая горная порода, сложенная в основном кварцем, халцедоном и пигментированными примесями других минералов (эпидот, актинолит, хлорит, слюда, пирит, окислы и гидроокислы железа и марганца), полудрагоценный поделочный камень. Обычно имеет осадочное (иногда вулканогенное) происхождение.
Черепичное остроугольное поперечное перекрытие — кровельный штучный материал. В Европе известна как минимум со времён Античности, хотя найдены археологические объекты и раннего бронзового века. Возможно, была изобретена в Китае в III тысячелетии до н. э.
Подробнее: Черепица
Кирпич — керамическое штучное изделие предназначенное для устройства кладок. Исторически — искусственный камень правильной формы, используемый в качестве строительного материала, произведенный из минеральных материалов, обладающий свойствами камня.Основные виды...
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
Деко́р (лат. decoro — приличие, пристойность, совместимость) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.
Туф (через итал. tufo от лат. tūfus, tōfus) — лёгкая, сцементированная, пористая горная порода. Имея высокие декоративные свойства, представляет собой ценный отделочный строительный материал. По способу геологического образования различают основные типы туфов: вулканические, известковые и кремнистые. Известковые и кремнистые туфы образуют, в отличие от вулканических туфов, группу горных пород, объединенных генезисом — отложением карбоната кальция или кремнистого вещества из раствора в местах выхода...
Известня́к — осадочная, обломочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения, состоящая преимущественно из карбоната кальция (CaCO3) в виде кристаллов кальцита различного размера.
Вазон — тип малой архитектурной формы, декоративная ваза, обычно каменная, металлическая или гипсовая, установленная на открытом воздухе. Также может быть в бетонном варианте с фактурой камня. Как правило, вазон не имеет никакого утилитарного назначения, но в некоторых случаях может служить клумбой. Вазоны широко использовались в европейской и русской архитектуре 18—19 веков, при декорировании парков, общественных построек и богатых домов. Широко использовали также в 1930—1950-е годы в СССР, в архитектуре...
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Кварци́т — метаморфическая горная порода, состоящая в основном из кварца. Крепкая и прочная горная порода белого, серого или красноватого цветов, очень трудная для обработки.
Глазу́рь (нем. Glasur, фр. glaçure) — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В древней Руси глазурь также называли поливой.
Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
Ба́за — основание, нижняя часть колонны, пилястры. В ордерной архитектуре база — обязательная часть колонн всех ордеров, кроме греко-дорического. База колонны в портике опирается непосредственно на опорную плиту (стилобат), в аркаде, при относительно широком просвете между колоннами — на высокий пьедестал (в этом случае базой называется деталь, переходная от пьедестала — к телу колонны).
Инкруста́ция (позднелат. incrustatio, буквально — покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные и драгоценные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.
Лю́стра (фр. lustre, от лат. lustro — «освещаю») — подвесной потолочный светильник, предназначенный для создания бестеневого освещения (в отличие от точечного источника) помещений. Размеры люстры (расстояние между отдельными точечными источниками) и количество точечных источников света в ней определяют равномерность освещения помещения. Изначально в качестве источника света использовались свечи, сегодня чаще всего можно встретить лампы накаливания, люминесцентные лампы и светодиодные лампы.
О́хра (от др.-греч. ὠχρός — изжелта-бледный, бледно-жёлтый) — природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины.
Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Ака́нт , также аканф (греч. ἄκανθος) — характерный рисунок украшений коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.
Полихромия (др.-греч. πολύς — многочисленный и χρῶμα — цвет) — многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Достигается применением разноцветных материалов, патинированием, золочением или использованием красящих веществ. Присутствовала почти во все эпохи и во всех областях культуры — в египетских пирамидах, минойских дворцах, в греческих и римских храмах, на исламских куполах и в средневековом искусстве. Противоположным...
Стилобат (др.-греч. στυλοβάτης, от др.-греч. στῦλος — «столб, подпора, колонна» + др.-греч. βᾰτίς — «шиповатый скат») — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкции эскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» — буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х...
Упоминания в литературе (продолжение)
В Помпеях, как и во всей античной Италии, для жилищного строительства употребляли местный материал, в частности камень, залегавший поблизости и потому не требовавший больших затрат на доставку. В эпоху республики римляне предпочитали туф и пиперин из Албанских гор, а позже начали употреблять травертин и
мрамор . Помпеяне издавна применяли известняк, образованный отложениями реки Сарно. Желтоватый, засоренный растительными остатками материал обтесывали до формы правильных плит и складывали фасады домов, скрепляя ровную кладку глиняным раствором. Внутренние стены формировали из мелких кусков, рядами уложенных между высокими стойками.
Не так давно люди еще удивлялись необычной фактуре типа «соль – перец» или керамическим поверхностям «под
мрамор ». Сейчас к этому все уже привыкли и желают приобретать что-то еще более оригинальное. Уже появилась плитка, имитирующая древесину, натуральный камень (травертин, вулканические породы, гранит), обычный цемент и даже мятую бумагу!
Одним из главных факторов был мягкий строительный и поделочный материал, оказавшийся непривычным для греческих мастеров, привыкших к твердым породам, из которых можно было бы высекать нужные элементы зданий. В Херсонесе и его окрестностях наличествовал только хрупкий известняк Сарматского яруса. На освоение этого камня у греческих зодчих ушло немало времени, прежде чем они научились широко применять его в архитектуре. Трудность заключалась в том, что сарматский известняк при отеске даже не особенно сложных профилей обычным традиционным для греков способом рубки, крошился и скалывался. Потребовалось продолжительное время, прежде чем мастера приспособились его резать. И только тогда этот капризный камень нашел большое применение, особенно при решении пластических задач архитектурных построек: капители, орнаментальные фризы, базы колонн и т. д. Сарматский золотистый известняк вдруг открыл удивительные и неожиданные художественные качества, ставшие своеобразными определяющими чертами, свойственными только для зодчества Херсонеса Таврического. В отличие от жестких форм и поверхностей, вырубленных в твердом камне –
мраморе , мраморовидном известняке (трахите), характерных для архитектуры Греции, детали построек, порезанные из этого крымского, матового по фактуре камня – воспринимаются человеческим глазом мерцающим, как бы окутанным горячим густым воздухом атмосферы.
● для ножек илиопор применяют камень, гранит, известняк, песчаник,
мрамор , габбро, базальт, клинкерный или облицовочный кирпич, простой и цветной бетон, металл и чугун;
Рубины (группа корунда) – образуются преимущественно при контактовом метаморфизе доломитовых известняков под воздействием гранитов. Вмещающими породами служат и доломитовые
мраморы . Добываются рубины в основном из аллювиальных россыпей.
В начале XIX века лепнина совершенно вытеснила деревянную резьбу. Для окончательной отделки стен использовалась не только привычная штукатурка, но и более совершенные ее виды, например стук (итал. stucco) – особый вид штукатурки, имитировавшей поверхность
мрамора . Именно тогда стали широко применяться различные породы камня, цветное стекло, металл, фаянс. Прямоугольной формы потолки по аналогии с итальянскими храмами украшали многоцветной росписью. В отделке все еще преобладали светлые тона, но чистый белый цвет встречался гораздо чаще, чем в архитектуре барокко. Сочетания красок отличались исключительной тонкостью, а позолота употреблялась более сдержанно.
Расположенные по периферии древней Сибирской платформы, Алтайские горы сложены осадочными, метаморфическими и вулканогенными породами. В российской части Алтая – месторождения железной руды, ртути, золота, редких металлов,
мрамора , горного хрусталя; много термальных источников. На В. и Ю. Алтая находятся высокогорные хр. Катунский, Курайский, Северо– и Южно-Чуйский и др., на С. и З. – среднегорные хр. Чергинский, Бащелакский и др.; характерны обширные межгорные котловины, называемые здесь степями: Абайская, Чуйская, Курайская и др.
ВОСТ?ЧНЫЙ САЯ́Н, горная система в Южной Сибири. Протяжённость с С.-З. на Ю.-В. более чем 1000 км – от левобережья Енисея до берегов Байкала. Сложена гнейсами, слюдисто-карбонатными и кристаллическими сланцами,
мраморами , кварцитами, амфиболитами. Месторождения золота, графита, асбеста, бокситов, фосфоритов и др.; минеральные источники (Аршан, Нилова Пустошь). Хребты зап. части образуют плосковершинные белогорья (Манское, Канское и др.) и белки ́, где бо́льшую часть года сохраняются пятна снега (Агульские Белки́). В центр. и вост. частях находятся высокогорные массивы (Большие Саяны, Тункинские Гольцы и др.) с альпийскими формами рельефа; здесь поднимается высочайшая вершина Саян г. Мунку-Сардык (3491 м). На В. обширные площади занимают древний выровненный рельеф, вулканические плато, молодые вулканы (Кропоткина, Перетолчина и др.). Ниже 2000 м над у. м. характерен среднегорный рельеф с глубоко врезанными долинами. На В. – вечная мерзлота и связанные с нею мерзлотные формы рельефа.
Есть у березы недостаток, из-за которого в строительстве ее применение ограничено. На открытом воздухе и во влажных местах она быстро поражается особым грибком. Но и этот порок березовой древесины в некоторых случаях удачно используется. На начальной стадии поражения, когда в древесине появляется так называемая мраморная плесень, она приобретает красивый текстурный рисунок, отдаленно напоминающий
мрамор . На этой стадии древесина почти не теряет своей первозданной прочности, и ее можно обрабатывать, как обычную здоровую древесину, получая очень эффектный шпон. Отдельные куски мраморной березы скульпторы удачно используют для создания декоративной скульптуры.
В аквариум с мягкой водой нельзя помещать камни с известковыми частицами, и кусочки
мрамора , так как они способствуют повышению ее жесткости. Камни с элементами металла или соли рекомендуется не использовать.
• Шифер. Цвета варьируются от насыщенного зеленого и синего до фиолетового и черного. Он дешевле, чем гранит или
мрамор , водонепроницаемый, износостойкий и требует небольшого ухода, но на более темных оттенках все же видны царапины.
• Шифер. Цвета варьируются от насыщенного зеленого и синего до фиолетового и черного. Он дешевле, чем гранит или
мрамор , водонепроницаемый, износостойкий и требует небольшого ухода, но на более темных оттенках все же видны царапины.
Одна из старейших декоративных техник, отделка под
мрамор считается имитационной отделкой, так как создается впечатление, что поверхность изготовлена из различных материалов, в данном случае, из мрамора. Чтобы добиться убедительного эффекта, вам нужно изучить свойства и цвет реального материала или, по крайней мере, некоторые хорошие его фотографии. Вам не нужно быть рабом реальности, просто немного художественного навыка, когда работаешь с цветом, но сделайте базовый слой, глазурь и жилкование, достаточно похожее с точки зрения цвета и интенсивности, чтобы был финальный эффект более гармоничным. Нанесите базовый слой белой масляной краски. Смешайте цветную глазурь и краску, чтобы создать прожилки. Смягчите края губкой и проведите сухой кистью, чтобы все перемешать. Сделайте глазурь немного темнее, добавив больше цвета, и повторите процесс. Завершите, пройдясь по поверхности сухой кистью.
Среди терминов, которые используются в описаниях мозаичного вида искусства, имеется термин «мозаичная плитка». Он означает 1 квадратик материала, используемого для выкладывания мозаики. Этот квадратик служит основанием мозаики, в сочетании с другими квадратиками он создает единое целое мозаичного произведения. Термин «мозаичная плитка» применяют для любого материала, который пригоден для современной мозаики. Это могут быть
мрамор , керамическая плитка, черепки посуды, осколки стекла или любой другой твердый материал.
• Пол. Сами понимаете – никакого
мрамора и паркета. Пол может быть выложен плиткой или камнем, представлять собой настил из досок. Если вы оформляете в данном стиле не загородный дом, а квартиру, допустимо использование линолеума, имитирующего все выше перечисленное, с ярко выраженной текстурой.
БАЙРАМИКС – современный декоративно-отделочный материал высокого класса, предназначен для отделки внутренних и внешних помещений. Предохраняет стены от высыхания и влаги. Сделан из цветной крошки
мрамора и гранита, синтетических смол и специфических наполнителей. Этот материал экологически чист, обладает эластичной структурой, не воспламеняется, отличается хорошими изоляционными свойствами, устойчив к атмосферным воздействиям.
Поверхности, облицованные плиткой, легко вытирать и чистить. Ламинированные столы – отличный выбор. На них можно ставить горячие сковородки и класть острые ножи. Камень, такой как гранит,
мрамор создают более роскошную поверхность, и не обязательно стоят очень дорого, если они отрезаны тонко с двойной глубиной по краям, чтобы создать иллюзию глубины.
При помощи раскраски в дереве и терракоте имитировали бронзу и
мрамор . Таким образом, цвет как бы сам становился материалом формотворчества: «Если тебе нужно сделать вещь, которая должна казаться золотой, серебряной или из какого-либо другого металла, выбери подходящие краски, которые создают видимость металлов, даже таковыми не являясь» (Филарете)[4].
Мавзолей в Галикарнасе представляет собой трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого
мрамора . Здесь помещался заупокойный храм площадью в 5 тысяч квадратных метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, где хранились жертвоприношения, третий – пирамидальная кровля из мрамора. Венчала здание квадрига (четырехконная колесница), которой правили Мавсол и его жена Артемисия. Сооружение достигало высоты почти в 50 метров. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
Родился в г. Червень Минской обл. Окончив Двинское реальное училище, поступил в Горный институт в Петербурге. Во время учебы (1896–1903) проявил интерес к петрографии и минералогии рудных месторождений. Важную роль в становлении Н. Ф. Блиодухо как геолога сыграли экспедиционные исследования Дальнего Востока, где в 1903–1907 гг. под руководством известного ученого профессора Я С. Эдельштейна изучал месторождения золота и серебра на р. Амур, обследовал Манчугайское месторождение угля. Дальнейшая геологическая деятельность Н. Ф. Блиодухо была связана с Сибирью. Заведовал золотосплавной и аналитической лабораторией в г. Томске (1903–1911), возглавлял Енисейский горный округ в г. Красноярске (1911 – 1917), руководил горно-поисковыми партиями на Алтае (1917–1922). При его участии в Сибири были открыты месторождения
мрамора , доломита, пирита, бурого угля, цветных металлов. С 1922 г. начальник Горного отдела Управления Совета народного хозяйства БССР.
Разрезая линолеум на листы, следует обращать внимание на их расположение в помещении. Одноцветные листы линолеума или листы под
мрамор кладут перпендикулярно внешним стенам, чтобы швы сделать менее заметными. Листы линолеума с рисунком кладут параллельно к внешним стенам, обязательно подгоняя по рисунку. Если линолеум стелят на деревянную основу, то листы укладывают вдоль досок. При этом нужно следить за тем, чтобы швы листов приходились на середину целой доски.
Этот остров гористый, длинный и узкий; на запад к Малому морю он спускается более полого и представляет среди редкого леса много прогалин, тогда как на восток к Байкалу он обрывается круто и покрыт густым лесом. По прогалинам разбросаны бурятские поселки – небольшие улусы и отдельные юрты; небольшое население острова занято скотоводством и рыболовством. На западном берегу я посетил Шаманскую пещеру в белом
мраморе скалистого мыса. В небольшом гроте стояли грубо вырезанные из дерева изображения каких-то божеств, а перед ними лежала кучка бараньих костей – лопаток с надписями. В кучку были воткнуты палочки с флажками, вернее тряпками. Хотя большинство бурят Южной Сибири были ламаистами-буддистами, но наряду с буддизмом сохранился у части их кое-где шаманизм.
Убедительность рассказу Витрувия придает то, что он относится к далекому прошлому, когда в Греции были сильны устои полисной демократии и обсуждение жизненно важных для города вопросов проходило в народном собрании, тогда как принципиальные решения по ним выносил всенародно избранный совет граждан. В демократических полисах контракт на строительство или реконструкцию общественных зданий нередко заключали на основании конкурсов, на которые претендующие на заказ архитекторы представляли модели всей постройки, но чаще – какой-нибудь ее наиболее значительной части, выполненные с уменьшением реальных размеров. Существование такого рода уменьшенных моделей, именуемых по-гречески парадигмой (образцом) или как-либо иначе, но близко по смыслу, прослеживается по литературным и эпиграфическим источникам. Так, Геродот в своей «Истории» (V, 62) рассказывал, что в конце VI в. до н. э. совет дельфийского союза заключил договор с афинским родом Алкмеонидов на сооружение храма Аполлона в Дельфах. А поскольку Алкмеониды были богаты и пользовались большим уважением, то воздвигли храм «еще более великолепный, чем парадигма» – согласно договору, они должны были построить здание из известкового туфа, но сделали его фасад из паросского
мрамора .
Также бывают полупрозрачные, перфорированные, под
мрамор , с золотым тиснением и даже под обычную побелку.