Связанные понятия
Ступенчатая пирамида — архитектурное сооружение, в котором используются плоские платформы или ступени, постепенно уходящие вверх и образующие форму близкую к геометрической пирамиде. Ступенчатые пирамиды это сооружения характерные для нескольких культур, которые на протяжении всей истории строили их. Как правило подобные сооружение большие и выполнены из нескольких каменных слоёв. Данный термин относится к пирамидальным сооружениям, которые появились независимо друг от друга в разных цивилизациях...
Подробнее: Ступенчатые пирамиды
Архитектура Древнего Египта - тип архитектуры цивилизации Древнего Египта, развившейся вдоль побережья Нила в условиях жаркого климата и определённого растительного мира. На протяжении многовековой истории отличается консерватизмом.
Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
Пирамидион — камень пирамидальной формы, обычно устанавливавшийся на вершине египетской пирамиды. В египетском языке назывался «бенбенет» и ассоциировался со священным первохолмом бенбен. Ни на одной пирамиде в наши дни не сохранился наверху, но некоторые пирамидионы дошли до наших дней в очень хорошем состоянии и хранятся в Египетском музее в Каире.
Упоминания в литературе
В 1951 г. Департамент древностей решил исследовать этот объект и поручил работу куратору Саккары Мохаммеду Закарии Гонейму. Он расчистил часть высокой стены ограды, которая более-менее копировала ту, что окружала комплекс Ступенчатой пирамиды. Размеры незаконченной ограды составляли 550 × 200 метров. Имя царя, который построил ее, оставалось неизвестно, но некоторые археологи, заинтересовавшиеся раскопками в Саккаре, считали, что это должна быть гробница одного из наследников Джосера, поскольку она
находилась так близко к пирамиде Джосера. В песке были обнаружены множество мумий Птолемеевской эпохи, а также предметы, датировавшиеся Двадцать шестой династией и позже. В 1954 г. работа продолжилась. Было обнаружено здание, которое, несомненно, было незаконченной ступенчатой пирамидой. Оно состояло из самой нижней ступени пирамиды и части второй ступени. Общая высота памятника – 7 метров, однако размеры его квадратного основания – по 120 метров с каждой стороны, это говорит о том, что строители планировали его почти таким же большим, как сама Ступенчатая пирамида[10].
Великая пирамида стоит на гранитном плато, через которое, согласно древней истории, протекал в свое время Нил. По нему доставлялись огромные блоки, использовавшиеся в строительстве пирамиды. Предполагая, что венчающий пирамиду камень был все-таки ранее на месте, высота ее, согласно Джону Тейлору, была 148 метров, основание каждой стороны – 233 метра, и все строение покрывает площадь в 53 тыс. квадратных метров. Великая пирамида является единственной из группы пирамид в Гизе и, насколько известно, единственной во всем Египте, которая внутри имеет камеры. По этой причине считается, что она опровергает закон Лепсия, согласно которому все
подобного рода пирамиды являются сооружениями, возведенными над подземной камерой, в которой погребен правитель. Пирамида содержит четыре камеры, обозначенные на рисунке буквами F, Н, К и О.
В классический период майя ввели новшество в строительство оснований (фундаментов) своих храмов, ритуальных зданий и дворцов. От использования простых платформ они перешли к так называемым пирамидам. Однако в отличие от древних египтян майя никогда не стремились к достижению действительно пирамидального геометрического объема. Накладывая платформы одна на другую, они получали в результате усеченную форму. На ее четырехгранной вершине возводился небольшой, чаще всего двух– или трехкомнатный храм. Число уступов, или членений, на которое делилось тело пирамиды, могло быть самым разнообразным. От подножия пирамиды к двери святилища обычно вела длинная, крутая и широкая лестница. Если
пирамида была очень больших размеров, то такие лестницы располагались по всем ее четырем сторонам. Конфигурация подобных пирамид обычно использовалась для возведения культовых построек на вершинах больших холмов. У народности майя любая возвышенность была обожествлением сил природы. По верованиям индейцев, именно на холме обитали дожди, ветры, реки. Они считали, что чем выше холм, тем ближе к небу. Поэтому храм должен был устремляться к небесам, туда, где обитают боги.
Кратко рассмотрев происхождение наиболее распространенных архитектурных форм, перейдем теперь к вопросу о том, когда в Египте возникло каменное строительство. До недавнего времени казалось, что здесь все ясно. В Абидосе в гробнице фараона II династии Хасехемуи стены погребальной камеры облицованы камнем, а не деревом, как у его предшественников. Погребальная камера этого фараона имеет размеры 5,1 х 3 м и высоту около 1,8 м. Помимо этого сооружения, в Иераконполе был обнаружен гранитный дверной косяк храма. Санахт, первый фараон III династии, построил мастабу в Бейт-Халлафе длиной 61 м и шириной 24 м, которая имела три небольшие каменные камеры. В Бейт-Халлафе есть еще одна большая мастаба 91 м длиной, 45 м шириной и высотой более 9 м, которую некоторые считают одной из гробниц фараона Джосера. В ней имеется длинный наклонный коридор, вход в который преграждали пять больших опускающихся блоков, которые перемещались внутри каменной кладки. Этот коридор вел в широкий горизонтальный проход. На дне расположена дюжина камер, находившихся на глубине более чем 15 м. Судя по глиняным печатям, эти камеры были созданы по крайней мере в эпоху правления Джосера. Следующим примером каменной кладки была ступенчатая пирамида Джосера – по размеру она далеко превосходила все, что было создано ранее, хотя до недавнего времени в ней была изучена лишь довольно грубая внутренняя часть. Здесь были найдены необычные украшения – одна из камер была выложена красивой глазурованной плиткой, из-за которой некоторые ученые решили, что ее значительная часть
была реконструирована в более позднее время. За эпохой III династии последовал период, продолжавшийся, как полагают, около 100 лет, во время которого правили пять фараонов и о которых мы не знаем ничего, кроме их имен[6].
Для того чтобы продлить жизнь после смерти, строили специальные усыпальницы – пирамиды (в переводе с греч. – священная высота). Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры, они являются своеобразным символом, сосредоточением достижений египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. Строительным материалом служил камень. Самая первая пирамида фараона Джосера построена около 5 тыс. лет назад. Эта пирамида шестиступенчатая, построенная под руководством архитектора Имхотепа, которого считали в Древнем Египте великим мудрецом, астрономом, ученым, медиком и магом. Он был обожествлен, в его честь совершались молитвы перед началом крупных строительных работ. Всего в Египте насчитывается около 80 пирамид, три из них – фараона Хеопса, Хафра и Менкаура в долине Гизе – громадные геометрические тела, с безупречно правильными четырехгранными сторонами, стоят больше сорока веков. Эти пирамиды отнесены древними греками к семи чудесам света. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимались строителями пирамид на столь значительную высоту. Осталась также нераскрытой еще одна загадка
пирамид: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие ножа. Пирамиды служили не только гробницей, но и мерой могущества фараона.
Связанные понятия (продолжение)
Ложная дверь — подобие двери, с наличником, в котором дверной проём, будучи заложен, является неглубокой нишей. Может быть вырезана или нарисована на стене. Распространённый архитектурный элемент в гробницах Древнего Египта и Донурагической Сардинии. Позже ложные двери также встречаются в этрусских гробницах, а во времена Древнего Рима их использовали в интерьерах жилых домов и гробницах.
Маста́ба (араб. مصطبة (геол. терраса, выступ, уступ. горн. бенч) с немецким Maßstab не имеет ничего общего), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом») — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.
Моноли́т (лат. monolithus от др.-греч. μονος — «один» и λῐθος — «камень») — геологическое образование, представляющее собой цельную каменную глыбу. Монолиты, как правило, состоят из более твёрдых пород, поэтому часто эрозия со временем обнажает их в отдельные геоморфологические образования.
Погребальная камера , или погребальная комната — часть погребального сооружения, куда непосредственно помещается гроб, саркофаг, погребальный сосуд с прахом или само тело усопшего. К погребальным камерам по типу можно отнести мегалитические захоронения эпохи энеолита в Европе.
Ложный свод — приём кладки в архитектуре, при котором образуется подобие сужающегося, сводчатого потолка.
Пирами́да Кукулька́на (исп. Pirámide de Kukulkán, Templo de Kukulkán, «El Castillo») — храмовое сооружение, уцелевшее среди руин древнего города майя Чичен-Ица на полуострове Юкатан в Мексике. Кукулькан у майя являлся аналогом бога Кетцалькоатля.
Гробница — форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия. Этот термин соответствует латинскому «sepulcrum», греческому «крипта», английскому «tomb».
Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Нубийские пирамиды — древние сооружения пирамидальной формы, расположенные в Судане. Пирамиды построены правителями Мероитского царства спустя 800 лет после того, как египтяне перестали строить свои пирамиды.
Толос , фолос (др.-греч. θόλος) в древнегреческой архитектуре — круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал), часто с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. В греческую эпоху толосы часто были культовыми сооружениями (например, асклепион в Эпидавре), однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись. Роберт Грейвс отмечает, что греческие подземные толосы, использовавшиеся...
Полигональная кладка (греч. πολλά — много и γωνία — угол). Тип кладки, выполненный из притёсанных друг к другу многоугольных камней, состыкованных под произвольными углами. Полигональная кладка относятся к системно-культурным кладкам и подразделяется на монолитную (используются камни одной горной породы), полилитную (разные горные породы, либо камни одной породы, но разных расцветок) и декоративную (комбинированную).
Дромос (от греч. Δρόμος — «путь, проход») — путь или коридор, ведущий в погребальную камеру гробницы или кургана. Иногда представляет собой горизонтальный или наклонный проход в склеп, вырезанный в скале. Также может быть оборудован ступеньками.
Месоамериканская игра в мяч , или тлачтли (исп. juego de pelota, аст. ullamaliztli), — совмещённая с ритуалами спортивная игра, распространённая среди народов доколумбовской Месоамерики. В разных местах в игру играли по-разному, причём американские индейцы и сейчас играют в современный вариант, который называется улама.
При́толока (при́толок, притолка, мезуза, брус) — верхняя горизонтальная перемычка в оконном или дверном проёме, а также стоячий боковой брус дверного проёма. В деревянных зданиях щель между коробкой и стеной могла быть прикрыта наличником.
По́диум (лат. podium, от греч. πόδιον — ножка, основание), по́дий — в архитектуре прямоугольная возвышенная платформа с лестницей с одной, как правило торцевой, стороны и отвесными остальными сторонами.
Саркофа́г (др.-греч. σαρκοφάγος) — разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки.
Сте́ла (лат. Stela от др.-греч. στήλη — «столб») — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака. Не стоит путать с обелиском — по большей части столбом или конусообразной колонной.
Ант, анта или а́нты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуре выступы продольных стен храма, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для антаблемента. Наиболее часто встречаются в пронаосах древнегреческих храмов, тип которых отсюда и получил наименование «храма в антах». При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.
Подробнее: Анты (архитектура)
Коло́сс — нечто выдающееся по своей величине, значительности, то же что гигант, титан, исполин.
Солнечные ладьи — два полноразмерных гребных судна, запечатанных в тайниках у подножия пирамиды Хеопса более 4,5 тыс. лет тому назад (около 2550 г. до н. э.).
Архитекту́ра и́нков известна массивностью своих конструкций, прочностью сооружений и мастерством кладки, но значительно уступает архитектурным сооружениям майя или ацтеков в Центральной Америке по роскоши убранства и частоте настенных росписей. Традиция инкского зодчества восходит к культуре Чавина и Тиауанако.
Раннее царство (Архаическая эпоха, Тинисский период, раннединастический период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.
Погребальный инвентарь — археологический термин, означающий совокупность предметов, сопровождающих захоронение. Возникновение погребального инвентаря относится, самое позднее, к эпохе верхнего палеолита. В том или ином виде погребальный инвентарь встречается в большинстве человеческих культур на протяжении всей истории вплоть до современности. В археологическим плане погребальный инвентарь, как и все прочие аспекты погребального обряда, служит важным критерием принадлежности к той или иной культуре...
Пирамида Яхмоса I — пирамида древнеегипетского фараона Яхмоса I (1550—1525 годы до н. э.), возведённая в храмовом комплексе Абидос. Это единственная известная египетская пирамида, изначально возведённая в качестве кенотафа, а не гробницы. Пирамида Яхмоса является также последней построенной в Древнем Египте пирамидой, поскольку после правления этого фараона последующих правителей страны в пирамидах более не погребали. Большая часть пирамиды к настоящему времени разрушена и представляет собой плоскую...
Анте́фикс или Антефи́кса (от лат. antefixus) — название вертикально поставленной пластины, плиты или плитки из керамики (дерева, мрамора, гранита или другого камня), прикреплённой на нижней точке кровли (чуть выше карниза) в качестве естественной преграды (рассекателя струй) для облегчения отвода стока воды. В более поздние времена, с постепенным развитием прикладных искусств и строительных технологий, в древнегреческой и римской архитектуре антефикса приобрела, кроме утилитарного, самостоятельное...
Семь чудес света , или Семь чудес Древнего Мира — список самых прославленных сооружений архитектуры.
Сполии (лат. spolia, букв. «трофеи») — элементы декора, особенно колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений (как правило, языческих храмов) и использовались при строительстве новых зданий (как правило, храмов христианских).
Ападана (перс. آپادانا из др.-перс. «apa-dāna-» ‘дворец’, парф. «’pdn» ‘дворец’, пехл. «’’ywn» ‘дворец’, кл.перс. ayvān (*apa-dā̊na- > *aβδān > *awyān > aywān) — большой зал площадью около 1000 м² с крышей, поддерживаемой 72 колоннами высотой 24 метра, в древнеперсидском городе Персеполе. В нарицательном смысле термин также используется для обозначения аналогичных по своей структуре сооружений в персидской архитектуре. Зал вероятно использовался для торжественных царских приёмов. В древнегреческой...
Тонина (Tonina, оригинальное название — Попо) — городище цивилизации майя. Расположено на территории современного штата Чьяпас, в 13 км к востоку от города Окосинго.
Архитрáв, или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий троякое значение.
Подробнее: Архитрав
Ста́туя (лат. statua) — один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного (иногда — какого-либо фантастического существа).
Перисти́ль (перистилиум) — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от др.-греч. περίστῡλος («окружённый колоннами» от др.-греч. περί- «вокруг» и др.-греч. στῡλος «столб») и изначально обозначал такой архитектурный приём в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Постепенно понятие распространилось на более ранние сооружения подобного плана, использовавшиеся в Древнем Египте, Персии и т. п.
Букраний , множественное число букрании (др.-греч. βουκράνιον — «череп быка») — часто употребляемый орнамент в классической архитектуре, изначально появляется в дорическом ордере и как правило размещался в метопе фриза, впоследствии вновь вводится в обращение в эпоху ренессанса. Однако есть основания предполагать, что в античную культуру Древней Греции этот элемент был перенесён ещё из доисторической эпохи и с других географических пространств. Это можно обосновать артефактами, найденными на территории...
Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).
Обели́ск (др.-греч. ὀβελίσκος букв. «небольшой вертел») — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца. В Древнем Риме обелиски использовались как гномоны солнечных часов или поворотные знаки в цирках.
Пуук (puuk / puuc) — архитектурный стиль, характерный для классической эпохи майя VII—X веков (987—1194) периода Майяпанской лиги. Назван по именованию холмогорья Пуук на юго-западе Юкатана, где сосредоточены самые яркие памятники. Архитектура характеризуется множеством иконографических деталей, за что этот стиль ещё называют «индейским барокко».
Пери́птер (др.-греч. περίπτερος — окружённый колоннами, «кругокрылый»; от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — основной тип древнегреческого храма времён архаики и классики; прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой. Расстояние от неё до стен наоса равно одному интерколумнию. Вокруг со всех сторон чаще всего применялся дорический ордер, колонны стояли в один ряд.
Некро́поль (дословно «город мёртвых», др.-греч. νεκρός — мёртвый, πόλις — город) — комплекс погребений древнего мира: большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями. В частности, так называют, например, Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие сооружения. Некрополем также обычно называли могильник...
Коридорная гробница (термин является буквальным переводом английского passage grave или passage tomb) представляет собой тип гробницы эпохи неолита и бронзового века. Существуют различные варианты: некоторые с единственной погребальной камерой, некоторые с дополнительными, отходящими от основной, некоторые имеют крестообразную планировку. Нередко поверх коридорной гробницы, особенно позднего типа, насыпается каирн.
Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Зубец , то же, что мерлон (от фр. merlon — простенок) — выступ, деталь завершения крепостной стены стену. Однообразные зубцы располагаются цепочкой с равными просветами (бойницами) между ними.
Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XI—XII династий фараонов, происходивших из Фив. Время нового подъёма, но относительно слабой централизации древнеегипетского государства.
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры.
Книга пещер — это один из наиболее важных заупокойных текстов Нового царства. Как и многие другие заупокойные тексты, Книга пещер, записанная на стенах внутри гробниц, являлась своего рода справочным материалом для умерших. В книге описывается путешествие Ра через шесть пещер подземного мира. Особое внимание в книге уделяется вознаграждению и наказанию в загробной жизни. Книга пещер является одним из лучших источников информации о том, как устроен ад по мнению древних египтян.
Упоминания в литературе (продолжение)
На плато была воздвигнута Великая пирамида (согласно другим версиям – две). Материалы для ее постройки доставлялись с юга и с других островов, на одном из которых
находится часть современного Каира. Пирамида никогда не предназначалась для погребения, это был сложный комплекс знаний, выраженных посредством ее размеров и их соотношений.
Помимо вышеназванных регионов, мегалитические сооружения также встречаются на некоторых островах Тихого океана, в Центральной и Южной Америке. Если египетские пирамиды являются мегалитическими строениями, то вавилонские зиккураты – нет, так как они построены из кирпичей, изготовленных человеком. По этой причине значение термина «мегалитический» в астрономии может порой вводить в заблуждение при обсуждении конкретного исторического периода. Именно поэтому его использование в области современной астроархеологии, как правило, ограничивается применительно к монументам и сооружениям эпохи неолита и ранней бронзы в Западной Европе и Средиземноморье. В широком смысле монументы и сооружения, относящиеся к мегалитической астрономии Старого Света, можно отнести к трем типам: камерные гробницы, отдельные вертикально стоящие камни (менгиры или монолиты) и группы
стоящих камней. В более ранней литературе эти монументы и строения часто определяются в соответствии с классификацией Уэлша – Бретона, которая в наше время в основном устарела. Так, камерные гробницы часто называются дольменами (от dol или tol – «стол» и men – «камень»); отдельные стоящие камни – менгирами (от men – «камень» и hir – «длинный»); группы стоящих камней – кромлехами (от crom – «круг» или «кривая» и lech – «место»)[2]. Эти определения зачастую являются взаимозаменяемыми и поэтому путающими, и не все знатоки древностей согласны с их точным значением.
Все здания, включая пирамиду, были окружены стеной, сложенной из маленьких белых известняковых блоков. Размер блоков был пережитком более древнего кирпичного строительства; египтянам еще предстояло научиться, как использовать новый строительный материал должным образом. Внутри ограды были дворы, строения и гробницы разных типов; структура настолько запутанна, что археологи до сих пор обнаруживают в ограде Ступенчатой пирамиды интересные находки, хотя раскопки ведутся уже много лет. Развалины строений важны для изучения домашней архитектуры, поскольку некоторые из них воспроизводят жилые здания самого царя, которые, как позднейшие дворцы, строились из материалов, не столь прочных, как камень.
Эти разрушенные пирамиды Среднего царства образуют южную часть цепочки таких сооружений, идущих по западному берегу Нила и отмечающих местоположение резиденций правителей Древнего царства на всем пути в Каир и дальше на север до самого Абу-Раваша. В Медуме, находящемся к югу от Дахшура, как и в самом Дахшу-ре,
находятся несколько самых ранних пирамид, которые стоят возле рассыпающихся останков памятников Двенадцатой династии. Вокруг каждой из них теснятся гробницы придворных и чиновников того времени. Каменные стены храмов и комнат для приношений неизменно украшены барельефами и расписаны сценами, являющимися основным источником наших знаний о повседневной жизни, погребальных ритуалах и верованиях «века пирамид». Отдельная комната, называемая сердаб, обычно запечатана, но соединяется с храмом глазком. Здесь хранились статуи владельца и его семьи, обычно сделанные из дерева или песчаника, очень редко – из гранита. Статуи из некоторых гробниц представляют собой настоящие произведения искусства того времени, хотя на данный момент их состояние заметно ухудшилось. Большая часть этих памятников погребена глубоко в песках Саккары, где фараоны Третьей, Пятой и Шестой династий строили свои погребальные монументы. Другие находятся в Дахшуре, некоторые в Гизе поблизости от самых знаменитых древних захоронений – трех каменных пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина из Четвертой династии.
Греческий историк Геродот (около 440 до н, э.) первым выдвинул идею, что пирамида – всего лишь гигантское надгробье. Как прародитель Мистерий, он возможно, замаскировал все, что еще знал в метафоре. Спустя 2200 лет после предполагаемой даты строительства Геродот говорит, что
на пирамиде работало 100 000 человек. Современные оценки предполагают, что чтобы построить такое сооружение, требуется 20–30 лет. Камень для основания был местный, но гранит, обрамляющий Королевскую палату и известняк для облицовки привезли из другого места. Наиболее популярная конструктивная теория связана с тем. что гигантские камни бригады буксировали по уклону, толкали или передвигали с помощью рычагов на нужное место. Старое поверье, будто камни перемещались при помощи волшебных сил талисманов, эхом отзывается в современных утверждениях, что они были буквально «поставлены со свистом» на место методами не сохранившейся звуковой науки – так, гласит легенда, транспортировал Мерлин в Англию мегалиты Стоунхенджа. Метод строительства пирамиды остается такой же великой тайной, как фактическая дата строительства. Но построил ли Хеопс пирамиду или просто повторил более старую конструкцию?
Хронологические рамки периода, краткая характеристика политической и экономической ситуации – первое долгосрочное и стабильное объединение Египта со столицей в Мемфисе, централизация, развитие бюрократического аппарата, «золотой век» Египетского искусства. Особенности жилой архитектуры Древнего царства, основные формы: дворец, дом, хижина, долгая жизнь традиций, переход элементов деревянной и тростниковой архитектуры в каменную. Развитие заупокойной архитектуры от комплексов Раннего царства до комплексов Древнего царства. Устройство мастабы Раннего и Древнего царства: сравнительная характеристика. Особенности развития архитектуры заупокойного комплекса правителя в эпоху Древнего царства, основные этапы: комплекс Джосера (3 династия), комплексы Снофру (4 династия) в Дашуре и Медуме, комплексы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе (4 династия). Погребальный комплекс фараона Джосера в Саккара: значение, план, архитектурные сооружения и их декор. Погребальные комплексы фараона Снофру в Дашуре и Медууме: общая планировка, устройство и форма пирамид.
Комплекс пирамид в Гизе: общая планировка, разница пирамид и элементов комплексов у фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Техника строительства пирамид: официальные научные версии и прочие версии. Путешествия к пирамидам и описания впечатлений – от Геродота до наших дней. Восприятие пирамид в средние века и эпоху Возрождения. Египетский поход Наполеона и пирамиды в Гизе. Описание пирамид в Гизе российским путешественником А.С. Норовым. Пирамиды в акварелях и рисунках путешественников. Храмы богам в архитектуре Древнего царства. Солнечные храмы и их устройство: солнечный храм Ниуссера.
Великая пирамида Хеопса на протяжении 3800 лет оставалась самым высоким искусственным сооружением в мире вплоть до возведения в XIV веке Линкольнского собора Девы Марии в Англии. Это самое большое и единственное из сохранившихся семи чудес света Древнего
мира. Пирамиду высотой 146,5 метра, состоящую из 2,3 миллиона известняковых блоков общей массой 5,9 миллиона тонн, строили 20 лет.
История пирамид начинается с древней столицы Египта города Мемфис. Жители Мемфиса построили свой первый некрополь на крутом уступе и назвали его Саккара. Ранние гробницы здесь делались из кирпича-сырца. По
своей форме гробницы были прямоугольными, с плоскими крышами и покатыми стенами. В склепе имелось несколько комнат-камер. В скале обычно вырубалась центральная камера, куда помещали тело умершего с его личными вещами и тем, что должно было сопровождать его в загробный мир. В других комнатах устанавливались продукты питания, вина, мебель, одежда, орудия труда. Египтяне считали, что все это необходимо для поддержания духа Ка – обитателя пирамид.
Приведенный пассаж основан на многочисленных фактах и наводит на размышления. На плане гробницы фараона Перибсена II династии (илл. I, 1) видно, что сложное подземное сооружение включает в себя комнаты для приношений, где находились предметы, которые, как полагалось, были необходимы царю в загробной жизни; в то же время стелы с именем фараона установлены на земле, в углу огороженной территории, где можно было делать царю ежедневные приношения в виде еды и питья. Значит, в подземных помещениях хранилось единовременное пожертвование, а приношения на земле предназначались для удовлетворения ежедневных потребностей царской души. В Медуме стелы III династии (илл. I, 2) окружены стеной, примыкавшей к подлинному месту погребения, то есть пирамиде; в то же время для хранения сосудов и других предметов, используемых в ритуалах поминовения и поклонения, были построены отдельные помещения. На столь незамысловатой основе выросли величественные и
сложные храмы, прилегающие к пирамидам в Гизе IV династии и пирамидам в Абусире V династии. Храм ступенчатой пирамиды в Саккаре не имеет аналогов, он строился вне рамок системы и не оказал влияния на дальнейшее развитие строительства заупокойных храмов фараонов.
Имеется одно историческое подтверждение подобных климатических ситуаций. Немецкими египтологами Э. Бругшем и Г. Штейндорфом была опубликована надпись на стеле, найденной неподалеку от первого порога Нила. Она сообщала о семи голодных годах при фараоне Третьей династии Джосере. (О Джосере мало что известно, за исключением того, что при нем была
построена, возможно, первая в мире ступенчатая пирамида в Саккаре.) Основателем Четвертой династии считается фараон Снофру, которому приписывается постройка двух стометровых пирамид в Дахшуре. По мнению некоторых египтологов, Снофру имел отношение к перестройке рухнувшей пирамиды в Медуме. Последующие фараоны IV династии – Хеопс, Хефрен, Микерин – возвели знаменитые великие пирамиды в Гизе, после которых нигде и никогда подобных сооружений не строили.
Г-н Эгню описывает два рва, северный и южный, оба параллельны пирамиде. Он также отмечает третий ров, обращенный к насыпи и протянувшийся почти на 60 метров. Первые два рва по протяженности были равны третьему. Сэр Эдмунд Бекетт в своем чрезвычайно любопытном труде по архитектуре, изданном в 1876 году, говорит о желобах, выдолбленных в пирамиде под углом 51?50'. По его мнению, «это были образцы для моделирования наклонных граней
пирамиды, сделанные в таком большом масштабе, чтобы избежать ошибки».
В период с 2800 до 1600 г. до н. э. в Египте сооружались пирамиды. Настоящие каменные громады были построены во времена Хеопса, Хефрена и Микерина. Они возвышаются среди песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки километров от Каира до Фаюмского канала. Самая древняя – пирамида фараона Джосера – воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Строитель
первой пирамиды Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона. На протяжении многих веков он считался величайшим мудрецом древности, а в поздние времена был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Пирамиды служили фараонам лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние из них были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только у более поздних стены гладкие. Почему – не выяснено. Археологи насчитали 80 пирамид.
Складывается впечатление, что многие пирамиды времен фараонов строились на месте существовавших ранее и куда более древних сооружений. При этом строители частично использовали материал этих древних построек. Об этом говорят совершенно разные технологии обработки камня, применявшиеся при строительстве подземных и надземных частей целого ряда пирамид, о чем подробно пишет А.Скляров (http://kladina.narod.ru/sklyarov/sklyarov.htm#33). Есть и весьма обоснованные сомнения в том, что пирамиды действительно строились именно в этот период. Имеются, например, множество хроник времен фараонов, которым приписывается честь возведения этих построек. Хронисты пишут о чем угодно – войнах, наводнениях, урожаях, но ни словом не упоминают о таком грандиозном событии,
как возведение пирамид. Вот, например, отрывок из текста эпохи Нового царства: «Мое величество повелел князю – везиру, начальнику работ, радующих сердце царя, Аменемхету, выступить с войском в 10000 человек из южных номов, начиная с Уабута, чтобы доставить ему достойный блок, драгоценный камень, самый чистый, который есть на этой горе, укрепленный богом Минном, для его саркофага, напоминающего о вечности больше, чем все памятники в храмах Верхнего Египта; предпринята эта экспедиция фараона, владыки обеих земель, чтобы доставить ему из пустынь отца его Мина предмет его желаний».
В Египте двадцать
две самые древние пирамиды расположены вдоль русла реки Нил. Они образуют так называемую Полосу Мира. От каждой группы пирамид видна предыдущая и последующая. Местечко Абу-Гараб входит в Полосу Мира. Там расположен так называемый Хрустальный алтарь. Это платформа, сделанная из чистого кварца. В центре ее располагается каменный круг идеальной формы, явно вырезанный с помощью высокой технологии. И сам алтарь, и загадочные каменные бассейны с высверленными отверстиями сделаны из цельных глыб кварца. Ученые не могут даже предположить, для каких целей они служили. Об этом размышляет исследователь пирамид Кристофер ДАНН:
Историк Сергей Трифонов много лет посвятил разгадке тайны пирамиды Кёнигсберга. Загадочное сооружение – уменьшенная в 100 раз копия египетской пирамиды Хеопса. Официально это памятник немецким солдатам, погибшим в Первой мировой войне. И возводили ее архитекторы Германии, когда Кёнигсберг был
центром Восточной Пруссии. Пирамида имеет неслучайные параметры: 13 ярусов, 666 блоков.
Древние индейцы племени майя тоже не могли обойтись без пирамид, которые играли особую роль в их жизни. Две гигантские пирамиды, носящие имена Солнца и Луны, построены недалеко от столицы Мехико на высоком горном плато. Это местечко называется Театиуакан и почитается священным не только местным населением, но и многочисленными туристами. Пирамиды Луны и Солнца ориентированы строго по сторонам света. Они не так велики, как египетская пирамиды Хеопса. Пирамида Луны имеет всего 45 метров в высоту и 85 метров в основании.
Расположение этих пирамид загадочно – обе они стоят на силовых линиях магнитного поля Земли. Поэтому есть основания полагать, что пирамиды Луны и Солнца служат своеобразным накопителем энергии магнитного поля Земли.
Специалисты выделяют два основных стиля и многочисленные школы. Северный, или индоарийский, стиль отдает предпочтение башне с округлой вершиной и криволинейными очертаниями, в то время как башня южного, или дравидского, стиля имеет обычно форму усеченной пирамиды. В VI–VIII вв. храмовое строительство в Декане получило широкое развитие благодаря покровительству династий Паллавов и Чалукьев. Вершина архитектурного стиля Паллавов – Береговой храм в Мамаллапураме и храм Кайла-санатха в Канчи, построенный в начале VIII в.
Последний имеет пирамидальную башню, состоящую из кладки двух полуцилиндрических сводов, которую венчает массивный купол, вызывающий в памяти буддийские ступы.
Важной особенностью древнеегипетской культуры
было строительство пирамид. К появлению таких сооружений привели поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал пирамиду из семи поставленных одна на другую уменьшающихся ступеней.
Дома этапа «окос» из жердей, которые обмазывали глиной, а затем белили. Чтобы избежать затопления в наступавший летом период дождей, их ставили на невысокую земляную платформу. В поселении недалеко от Ла-Виктории, относящемся к этапу «окос», имеется насыпная платформа, достигающая высоты примерно в 25 футов. Нет никаких сомнений в том, что на ней находился храм. Все храмы доиспанской Мезоамерики, даже огромные пирамиды равнинной
области майя, являются просто увеличенными копиями скромного жилища земледельца – простой прямоугольной хижины, стоящей на плоской насыпной платформе. В древние времена, когда только формировался присущий архаической эпохе образ жизни, переход к оседлому образу жизни привел к появлению не только искусных мастеров, занимавшихся весь день или какую-то его часть изготовлением изделий из керамики, плетением и ткачеством, но и людей, занимавшихся совершением религиозных обрядов. Возможно, что в начале для этих целей использовались дома наиболее уважаемых членов общины, но затем начали создаваться специальные сооружения, которые с течением времени становились все выше. Соответственно, становились больше насыпные платформы в их основании. Так возникли храмы, каждый из которых, вероятно, служил религиозным центром для нескольких окружающих его селений.
Двумя важными местами в Петене, относящимися к классическому периоду, являлись Тикаль и Вашактун. Развалины Тикаля, производящие наиболее глубокое впечатление по сравнению со всеми другими местами пребывания майя в Гватемале, занимают площадь в 25 квадратных миль. Там насчитывается восемь огромных пирамид, одна из них высотой 229
футов, большое количество стел, дворцов и мелких храмов (пока раскопки проводились лишь на четвертой части площади этого района), а также большая рыночная площадь, размером 400 на 250 футов.
Наиболее знаменитой и грандиозной является пирамида фараона IV династии Хеопса (Хуфу). Она находится в египетском городе Гизе. Ее размеры огромны: высота составляет 146,6 м, а площадь – около 55 000 кв. м. Ее строили из огромнейших известняковых камней, масса которых достигала 3 т. По подсчетам ученых, на строительство пирамиды Хеопса было затрачено 2 300 000 таких камней. Внутри
пирамида представляет собой систему ходов, внутренние стены покрыты отполированными плитами.
Последний включал открытый двор с большим обелиском, который возвышался над огромным, сложенным из обработанных камней основанием, покоившимся на кладке, облицованной блоками красного гранита. Перед святилищем, если судить по единственному
уже раскопанному примеру, находился гигантский алтарь из алебастра, где приносили жертвы божеству. Двор был окружен проходами, богато украшенными прекрасными рельефами, часть которых изображала празднование царского юбилея, а другие – типичные события, происходившие в разные времена года. Помимо скудной информации, происходящей из развалин Абусира, нам мало что известно об этих правителях. Последним из них был Унис, построивший для себя пирамиду в Саккаре. Стены ее внутренних помещений впервые покрыли религиозными иероглифическими надписями.
Еще одна загадка связана с необъяснимой и поистине удивительной точностью, с какой многие памятники мегалита нацелены на планетарные тела и звезды. Это не единичное явление – многие неолитические храмы ориентированы таким образом, чтобы получать свет и энергию от небесных тел. Самый известный пример – Стонхендж, но одно из захватывающих дух открытий было сделано в Нью-Грендже, в Ирландии. Это неолитическое культовое сооружение, датируемое 3200 годом до н. э. Оно построено раньше Стонхенджа и Эйвбери и
на несколько столетий старше пирамид Гизы. В 1963 году во время работ, проводимых археологической экспедицией, прямо над входом было обнаружено прямоугольное отверстие – прорезь над входными монолитами. В день зимнего солнцестояния первые лучи утреннего солнца проникают в шахту и постепенно добираются до самого конца погребальной камеры. Как удалось человеку в 3200 году до н. э. построить огромное сооружение, выверенное с такой удивительной точностью? Эти так называемые «примитивные» люди должны были обладать поразительными познаниями в астрономии15. Исследование древних египетских сооружений доказывает, что эти знания развивались в эпоху древних цивилизаций16. Точность и мастерство не единственные сенсационные открытия, которые мы делаем, изучая неолитические места и артефакты. Во время археологических раскопок обнаруживаются потрясающие доказательства силы духовных возможностей и ее влияния на поведение человека, находятся доказательства, полностью противоречащие широко распространенному мнению о чрезвычайно воинственной природе человеческого рода.
Но это отодвигает историю уже не на 8, а на целых 12 000 лет назад. Кто строил пирамиды до фараонов, зачем древние зодчие зашифровали в камне все эти даты; и означают ли эти цифры только время прихода богов или нечто большее? Возможно, к разгадке нас приблизит открытие кандидата технических наук Светланы Павловой. Под египетским городом Дендера
находится большой и хорошо сохранившийся храм богини Хатхор. Самая главная его ценность – цветные росписи на потолках, часть которых сохранила свое великолепие до наших дней. В главном зале с массивными колоннами на высоте 18 метров изображен линейный зодиак, а на верхнем этаже круглый календарь – абсолютная загадка для науки.
Доказательством «звездной» теории служит не только ориентация пирамид по звездам, не только их точное расположение в соответствии с картой определенного участка звездного неба и некоторые сведения в древних текстах, но и их названия (Джедефра и Небка – в переводе значит «звезда»). Пирамиды-спутники (например, у пирамиды Хеопса) расположены также в соответствии с положением звезд пояса Ориона (Орион же являлся звездой Осириса). Как Исида была, по легенде, спутницей Осириса, так и на небе главной звезде Осириса – Ориону – сопутствовал звездный спутник меньших размеров. Возможно, в соответствии с этим звездным расположением
пирамиды царей строились больших размеров, а пирамиды цариц – меньших.
Историк Ю. П. Шамурин, изучавший памятники московского некрополя, заметил, что «при хронологическом разграничении художественных форм гораздо важнее определение времени появления и утверждения данной формы. Конечная дата – упадка, вырождения и исчезновения менее поддается учету»[155]. Классические архитектурные формы саркофагов, стел, жертвенников, пилонов, обелисков,
пирамид, возникнув в последней четверти XVIII в. в петербургском некрополе, сохраняются в течение многих десятилетий, продолжая, как и плиты, существовать в условиях развития новых стилей.
Голые факты – без примеси каких бы то ни было легенд – таковы (датировка с точностью до века). Стоунхендж был построен между 1900-м и 1600 годами до н. э. То есть через тысячу или около того лет после возведения египетских пирамид и за несколько веков до падения Трои[10]. Время его возведения совпадает с минойской цивилизацией Крита. На материковой части Греции, в Микенах, будущие завоеватели Крита еще не достигли того уровня мастерства, который позволил им в 1400 г. до н. э. создать знаменитые Львиные Врата. Когда Стоунхендж был только построен, Авраам жил в Харанне в Месопотамии; евреи попали в рабство в Египте, а вывел их из него Моисей, когда
Стоунхендж уже стал древним сооружением. В Америке местные племена еще не ощутили тяги к грандиозному, которая поможет им создать города Юкатана 2 тыс. лет спустя. В Китае люди усовершенствовали методы производства шелка и писали пиктографией на черепаховых панцирях, которые использовали для предсказания будущего. Последняя значительная цивилизация древности, индийская, не оставила после себя великих каменных памятников. Странные каменные лица на острове Пасхи относительно молоды по сравнению со Стоунхенджем – их вырезали и воздвигли не более 2 тыс. лет назад.
Основным подъемным приспособлением в строительном деле была наклонная плоскость – рампа. Остов рампы, т. е. ее боковые стороны и перегородки (на небольшом расстоянии друг от друга пересекавшие внутреннюю часть рампы), строился из кирпича; пустоты наполнялись тростником и ветвями, засыпались землей и утрамбовывались. Рампа служила при строительстве для поднятия строительного материала на стены. Камень по рампе тянули на салазках, причем иногда под них подкладывали катки, а сзади подталкивали рычагами. Такой же способ применялся и для возведения пирамид. Углубления в камнях стен храмов Древнего Царства позволили немецкому археологу Хельшеру предположить применение при укладке стен специального подъемника. Археолог с достаточной степенью вероятности реконструировал способ установки статуй на примере храма Хефрена. При своих реконструкциях Хельшер предполагал, что древние египтяне были знакомы с блоком. Правильность его предположения доказывает деревянный блок, хранящийся в Лейденском музее. Несмотря на использование технических приемов, основой строительного дела являлась мускульная сила тысяч рабочих. Различные пометки, имеющиеся иногда на зданиях, указывают на применение при постройках строительного плана. Некоторое количество таких планов дошло до нас.
Наиболее древний из них представляет собой чертеж свода, на котором через определенные расстояния имеются надписи, указывающие его высоту.
Изолированные каменные скульптуры, связываемые с культурой Чавин, были найдены в различных частях северного горного массива, но наиболее важный участок этой области лежит вне самого Чавина в верхней части бассейна реки Хекетепеке – Кунтур-Вази. Сведений о нем почти нет, известно только, что он представляет собой трехскатную пирамиду, венчающую холм и ранее поддерживавшую храм некой неопределенной формы. Отдельные резные орнаменты, найденные около этого места, связаны с предметами из участка Чавин, так же как и глиняная посуда чавинского типа. В могилах там были найдены золотые украшения с кованым рельефом и бирюзой, но пока неясно, являются ли они современными предметам из участков Чавин. Глиняные черепки обобщенного чавинского
типа были найдены в малых количествах в самых низких стратиграфических уровнях в бассейне Кахамарки, расположенной на восток по водоразделу от водосборного бассейна Хекетепеке, но помимо надрезов они украшены еще и красно-белой живописью, и поэтому очень вероятно, что они принадлежат немного более позднему периоду.
В конце 20 века ученые установили, что под египетскими
пирамидами, в ранее обнаруженных подземных пустотах, находится великолепно спланированный город с дворцами, храмами, крестьянскими домами, конюшнями и другими постройками. В подземном чудо-граде имеются современные удобства. Есть гидравлический водопровод, отличная дренажная система. Попасть в город можно, спустившись по каменным ступеням, которые скрыты под статуей Сфинкса.