Связанные понятия
Духо́вно-ры́царские о́рдены — организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII века под руководством католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых, и других походов: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда против протестантства). Впоследствии ордены могли стать...
Подробнее: Духовно-рыцарский орден
Ры́царь (западнорус. рыцерь, возможно от нем. ritter, первоначально — «всадник», «наездник» от средневерхненемецкого rîtære «ездить» (ср. с современным англ. to ride — «ездить, кататься», rider — «наездник, ездок»); лат. miles, caballarius, фр. chevalier, англ. knight, итал. cavaliere) — средневековый почётный дворянский титул в Европе.
Великий магистр ордена , также гроссмейстер (фр. Grand maître, нем. Großmeister, исп. Gran Maestre) — титул высшего лица и руководителя в рыцарском ордене, как в духовном, так и в светском.
Военный и госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского — один из древнейших рыцарских религиозных орденов. На протяжении всей своей истории рыцари-лазариты были сосредоточены на попечении о больных (с чем связано возникновение слова лазарет). Символом лазаритов служил зелёный крест на белом плаще.
Госпиталье́ры или Иоанни́ты (также известные, как Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Сувере́нный Вое́нный Странноприи́мный О́рден Святого Иоанна, также как О́рден Свято́го Иоа́нна, как Мальти́йские ры́цари или Ры́цари Ма́льты; фр. Ordre des Hospitaliers, мальт. Ordni ta’ San Ġwann) — основанная в 1099 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После захвата Иерусалима в...
Упоминания в литературе
Иоанниты и тамплиеры, Тевтонский и Ливонский ордена, орден Гроба Господня и орден Калатрава, мальтийские рыцари и орден Меченосцев, ордена Алькантара и Валломброза, Ависа и Святого Иакова Голландского, гергардинисты и минимиты, орден Тринитариев и орден Дракона, орден Христа и орден Монтезы, орден Саньяго и орден Монжуа, орден Святого Лазаря Иерусалимского и орден Святого Духа Монпелье, ордена Святого Фомы Кентерберийского и Святого Георгия Афламского… Если продолжить, то книгу смело можно назвать словарем средневековых рыцарских образований. Под классификацию военных
рыцарских орденов , насчитанных историками, попадает более сотни братств, как светских, так и религиозных. И это не считая десятков мертворожденных. Некоторые из орденов удостаиваются от современных исследователей лишь пары сухих строк. Что и не удивительно: собрались несколько человек на военизированную «корпоративку», помахали мечами – и разошлись навсегда, оставив после себя лишь звучное имя… Два главных регулярных занятия средневековой эпохи – война и религия привели к тому, что ордена создавались до тех пор, пока не осталось ни единой христианской страны, в которой бы их не было.
Правда, наследство, которое будущий магистр ордена получил от предшественников, было гораздо более бедным, чем та база, на которой создавали свои ордены тамплиеры и иоанниты. Меньше трехсот «рыцарей», разбросанных по всей стране небольшими группами, скудное финансирование и никакой поддержки со стороны сильных мира сего. У главы последнего в истории
рыцарского ордена не стоял за спиной ни король, ни всемогущий папа римский. Все приходилось начинать с нуля.
Особо следует подчеркнуть, что
рыцарские ордена тамплиеров и госпитальеров, выступая как наиболее организованная воинская сила государств крестоносцев на Ближнем Востоке, «играли большую роль в подавлении эксплуатируемого крестьянства, в бесконечных войнах с сельджуками и Египтом». Таким образом, заключает исследователь, «главной задачей рыцарских сообществ являлась не «охрана христианства», а, во-первых, подавление возмущений покоренного франками, но не покорившегося им туземного населения (Ближнего Востока) и, во-вторых, борьба против соседних мусульманских государств, оборона и расширение крестоносных владений. Этим определялось строго централизованное устройство рыцарских орденов. Во главе каждого ордена стоял «великий магистр». Ему были подчинены начальники подразделений («провинций») ордена на местах – магистры или «великие приоры», а также другие должностные лица: маршал, командор, коннетабль и пр., из которых составлялся совет при Великом магистре, – генеральный капитул»[121].
Сам герцог Фридрих Швабский взял новое благочестивое братство (к которому стало постепенно примыкать все больше воинов, в том числе и рыцарей, для охраны немецких странноприимцев от набегов сарацин – этим собирательным названием, происходившим от названия одного из арабских племен, крестоносцы обозначали всех мусульман, как арабо-, так и тюркоязычных) под свое покровительство и наилучшим образом рекомендовал его своему брату, императору Генриху VI. Благодаря его стараниям братство было официально признано папой римским Климентом III, а его признание, в свою очередь, подтверждено 21 декабря 1196 г. папой Целестином III. Но уже по прошествии всего 8 лет со дня основания, в 1198 г., это немецкое странноприимное братство было – по примеру других орденов крестоносцев, например тех же иоаннитов, с согласия двух старших
рыцарских орденов – храмовников-тамплиеров (темплариев) и иоаннитов-госпитальеров (госпиталариев) – преобразовано в рыцарский союз и в качестве такового официально признано папой Иннокентием III буллой от 19 февраля 1199 г. Папа (а точнее говоря, антипапа, возведенный на римский престол волей германо-римского императора) Григорий III (1191-1198) в 1196 г. даровал новому сообществу обычные привилегии, предоставляемые всем орденам. Превращение братства в рыцарский орден произошло весной 1198 г. на собрании в акконском орденском Доме тамплиеров. 11 епископов и 9 светских германских имперских князей, пребывавших в Акконе в связи с крестовым походом императора Генриха VI, встретились там с великими магистрами тамплиеров и иоаннитов. Согласно их решению, Тевтонский орден должен был отныне руководствоваться в отношении клириков (священников), рыцарей и прочей братии уставом (правилами) тамплиеров, а в отношении ухода за бедными и больными – правилами иоаннитов.
Сам герцог Фридрих Швабский взял новое благочестивое братство (к которому стало постепенно примыкать все больше воинов, в том числе и рыцарей, для охраны немецких странноприимцев от набегов сарацин – этим собирательным названием, происходившим от названия одного из арабских племен, крестоносцы обозначали всех мусульман, как арабо-, так и тюркоязычных) под свое покровительство и наилучшим образом рекомендовал его своему брату, императору Генриху VI. Благодаря его стараниям братство было официально признано папой римским Климентом III, а его признание, в свою очередь, подтверждено 21 декабря 1196 г. папой Целестином III. Но уже по прошествии всего 8 лет со дня основания, в 1198 г., это немецкое странноприимное братство было – по примеру других орденов крестоносцев, например тех же иоаннитов, с согласия двух старших
рыцарских орденов – храмовников-тамплиеров (темплариев) и иоаннитов-госпитальеров (госпиталариев) – преобразовано в рыцарский союз и в качестве такового официально признано папой Иннокентием III буллой от 19 февраля 1199 г. Папа (а точнее говоря, антипапа, возведенный на римский престол волей германо-римского императора) Григорий III (1191–1198) в 1196 г. даровал новому сообществу обычные привилегии, предоставляемые всем орденам. Превращение братства в рыцарский орден произошло весной 1198 г. на собрании в акконском орденском Доме тамплиеров. 11 епископов и 9 светских германских имперских князей, пребывавших в Акконе в связи с крестовым походом императора Генриха VI, встретились там с великими магистрами тамплиеров и иоаннитов. Согласно их решению, Тевтонский орден должен был отныне руководствоваться в отношении клириков (священников), рыцарей и прочей братии уставом (правилами) тамплиеров, а в отношении ухода за бедными и больными – правилами иоаннитов.
Связанные понятия (продолжение)
Рыцарство — братство, привилегированное военно-землевладельческое сословие в Западной Европе в средние века. Посвящение в рыцари расценивалось как королевская награда за государственную службу. В средние века в Европе братства рыцарей делились на религиозные и светские. К первому классу можно отнести рыцарей, принявших религиозный обет, например, членов ордена тамплиеров и рыцарей Св. Иоанна (госпитальеры), рыцарские ордена, воевавшие против сарацинов (арабов) и других нехристиан. Второй класс возник...
Гонфало́н или гонфано́н (итал. Gonfalone, фр. gonfalon, др.-франц. gonfanon. от др.-франк. gundfano, где gund — война, а fano — знамя) — геральдический флаг прямоугольной формы, всегда заканчивающиеся несколькими лентами, вымпелами или полосами.
Тамплие́ры (фр. templiers — «храмовники»), также известны под официальными названиями Орден бедных рыцарей Христа (фр. L'Ordre des Pauvres Chevaliers du Christ), Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма (фр. L'Ordre des Pauvres Chevaliers du Temple de Jerusalem), Бедные воины Христа и Храма Соломона (лат. Pauperes commilitones Christi Templique Salomonici) — духовно-рыцарский орден, основанный на Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового...
Комтурство (командорство) или коменда — минимальная административная единица в составе рыцарского ордена. Обычно употребляется по отношению к Ордену Святого Иоанна Иерусалимского (где впервые были введены комтурства) или к Немецкому (Тевтонскому) ордену. В Ордене Рыцарей Храма комтурствам соответствовали прецептории. К 1300 году в Тевтонском ордене насчитывалось около 300 комтурств, расположенных по всей Европе, от Сицилии до Прибалтики. Как правило, комтурство состояло из одного замка и непосредственно...
Коро́ль (лат. rex, фр. roi, итал. re, англ. king, нем. könig) — титул монарха. Глава королевства. Обычно наследственный, но иногда выборный.
Ни́щенствующий о́рден — монашеский орден, который целиком зависит от милостыни людей на средства к существованию. Такие ордены не имеют какой-либо собственности, ни частной, ни общественной, и принимают обет бедности с целью посвятить всю свою энергию и время религиозной работе.
Посвящение в рыцари или аккола́да (от фр. accolade — объятие) — церемония, бывшая прежде в употреблении при приеме в рыцарский орден. После принятия посвящения в рыцари в собственном смысле гроссмейстер ордена или совершавший посвящение торжественно обнимал принимаемого, возлагая ему свои руки на шею (лат. ad collum). Позднее это слово стало употребляться для обозначения всего акта рыцарского посвящения или принятия в рыцарский орден. Акколада являлась одной из форм воинской инициации.
Подробнее: Акколада (церемония)
Прио́р (от лат. prior «первый; старший») — титул (звание), должность и их носитель (должностное лицо). Приор - это духовный служитель из сериала ЗВ- ! А в расшифровке Прислужник расы Орай! ПриОр...
Вавассоры, Вальвассо́ры (от позднелат. vassus vassorum — вассал вассалов, старофранцузское vavassor, vavassour, фр. vavasseur) — держатели мелких феодов от рыцарей в средневековой Италии и Франции. C течением времени в Италии составили часть городского дворянства.
Подробнее: Вальвассоры
Обсерванты в католической церкви - люди, предпочитающие монашеский образ жизни. Первоначально обсервантами считались отдельные лица из числа монашествующих, которые отличались особо строгим укладом жизни. позднее обсерванты выделились в особый класс в монастырях. В указанном смысле название «обсерванты» впервые было упомянуто на Констанцском соборе. В 1350 году в ордене францисканцев насчитывалось около 12 монастырей обсервантов. Во время раздоров между простыми монахами и обсервантами, последним...
Цистерциа́нцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами (однако в Восточной Европе бернардинцами называют францисканцев-обсервантов,по имени Бернардина Сиенского).
Мальтийский крест — восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов — членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна, основанного в XI веке в Палестине). Символ происходит от герба итальянского города Амальфи, выходцы из которого были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену.
Суверен (от фр. souverain — «высший», «верховный») — лицо, которому без каких-либо ограничительных условий и в течение неопределённого срока полностью принадлежит верховная власть в государстве.
Целести́нцы — бывший монашеский орден (ветвь бенедиктинцев), основанный в Абруццо в 1254 году отшельником Петром с горы Мурроне (впоследствии папа Целестин V). Орден просуществовал до начала XIX века, в ходе Великой французской революции и наполеоновских войн был уничтожен.
Орден Дракона или Общество Дракона (лат. Societas Draconica, Societatis draconistarum, нем. Drachenorden) — рыцарский орден, основанный в 1408 году королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом для защиты венгерского королевского дома от внутренних и внешних врагов, а католической церкви — от еретиков и язычников.
Геро́льд (от лат. heraldus — глашатай или от нем. «Herald») — глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире (страж турнира): подавал знак к началу турнира, мог остановить слишком ожесточённый бой. Герольд ведал составлением гербов и родословий.
Благословлённые меч и шляпа (лат. ensis benedictus, pileus benedictus) — символы особого расположения Папского престола, вручавшиеся епископом Римским европейским правителям или государственным деятелям «в знак признания их вклада в защиту христианского мира». Чаще всего передавались как выражение одобрения католической церковью грядущего или совершённого присоединения земель, население которых исповедовало ранее другие религии. Меч, благословлённый папой, не является конкретной единицей оружия...
Регалия (от лат. regalis — царский) — исключительные права императора (царя), позднее государства.
Гербовый король (фр. roi d'armes, нем. Wappenkönig, англ. King of Arms — буквально «король оружия») — титул главы герольдов и геральдической службы во Французском королевстве, Великобритании и некоторых других странах.
Статуя Роланда — памятник рыцарю с обнажённым мечом (мечом правосудия), символ свободы средневекового города. Статуи Роланда встречаются преимущественно в городах на севере и востоке Германии (Хальберштадт, Галле, Кведлинбург, Хальденслебен), но также в Центральной и Восточной Европе. Несколько экземпляров статуй Роланда установлено в Бразилии и США. Статуи выполнены преимущественно из песчаника и дерева и имеют в высоту от 2,40 до 6 м. Некоторые статуи Роландов были восстановлены в недавнем прошлом...
Инси́гнии (лат. insignia «украшения») — внешние знаки могущества, власти или сана. Инсигнии римских царей, заимствованные, как предполагают, у этрусков, состояли из золотой короны, кресла слоновой кости и сопровождавших царей 12 ликторов. Эти инсигнии сохранились и в Римской республике, и отличали консулов и прочих высших магистратов.
Оруженосец — благородный (в этом случае — обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо, в случае отсутствия таковых учеников, простолюдин-сержант.
Его (королевское) апостолическое величество (лат. Rex Apostolicus/Regina Apostolica, венг. Apostoli Királya, нем. Apostolische Majestät) — титул, используемый королями Венгрии в знак того, что они были поздними распространителями христианства, одновременно с этим подчеркивая божественное происхождение их власти.
Подробнее: Апостолический король
Ге́рцог , герцоги́ня (нем. Herzog, фр. duc, англ. duke, итал. duca от лат. dux (от латин. duco «веду» — сравни рус. вождь, предводитель от глагола водить — вести)) у древних германцев — военный предводитель, избираемый родоплеменной знатью; в Западной Европе, в период раннего Средневековья, — племенной князь, а в период феодальной раздробленности — крупный территориальный владетель, занимающий первое место после короля в вассально-ленной иерархии.
Пэры (франц. pairs, англ. peers; отсюда пэрство — pairie, peerage, от лат. pares — равные) — в Англии, а также до 1848 г. во Франции — члены высшего дворянства, пользующиеся особыми политическими привилегиями.
До́бринский о́рден (лат. Fratres Militie Christi de Livonia contra Prutenos, fratres de Dobrin, «братья-воины Христовы ливонские против пруссов», «Добринские братья», нем. Brüder von Dobrin, польск. Dobrzynscy bracia) — средневековый рыцарский орден, основанный в Добрине Кристианом Прусским по приказу Конрада Мазовецкого для защиты от пруссов. Орден формировался преимущественно из немцев. В разное время число рыцарей, участвовавших в крестовых походах, колебалось в ордене от 15 до 35 человек. Впоследствии...
Инвеститура (позднелат. investitura от investio — облачаю, облекаю) — согласие парламента на начало деятельности правительства.
Тевто́нский о́рден (лат. Ordo Teutonicus), также Германский орден, Немецкий орден (нем. Deutscher Orden) — германский духовно-рыцарский орден, основанный в конце XII века.
Тамплиеры (англ. Knights Templar) — международный филантропический рыцарский орден, связанный с масонством. В отличие от начальных градусов, представленных в масонской ложе, где требуется только вера в Высшую Сущность, независимо от религиозной принадлежности, тамплиеры являются одним из нескольких дополнительных масонских орденов, в которых членство открыто только масонам, которые исповедуют только христианскую веру. Одной из клятв членов ордена является обязательное декларирование, что они впредь...
Печать тамплиеров — обобщённое название печатей, использовавшихся рыцарями ордена Храма.
Кресто́вые походы — серия религиозных военных походов XI—XV веков из Западной Европы против мусульман и не только.
Се́верные кресто́вые похо́ды (Балтийские крестовые походы) (1198—1411) — войны немецких, датских и шведских рыцарей против языческих племен: финских племён (финнов, карелов, ливов, эстов), славян (бодричей, поморян, лютичей), балтийских народов (пруссов,куршей, земгалов и жемайтов). Номинальной целью походов было распространение христианства в его западном варианте. Иногда к Северным крестовым походам относят военные кампании шведских и германских рыцарей против православных русских княжеств. Северный...
Аббатиса (лат. abbatissa) — настоятельница женского монастыря (аббатства) в католической церкви. Аббатиса, хотя и наделяется аббатскими знаками отличия (наперсный крест, перстень, посох), но обладает только административной властью над подчиненными. Впервые термин встречается в 514 году.
Князь-епископ (нем. Fürstbischof) — епископ, который помимо осуществления священнических функций обладал светской властью на определённой территории и являлся сувереном соответствующего территориального образования — церковного княжества. Князья-епископы особенно характерны для Священной Римской империи, в которой церковные княжества являлись важной опорой государственной власти, а их правители обладали статусом имперских сословий и пользовались полной самостоятельностью во внутренних делах. Князья-епископы...
Орден Святого Георгия (Братство рыцарей Святого Георгия, венг. Szent György Vitézei Lovagrend) — королевский рыцарский орден Венгерского королевства. Основан в 1326 году королём Венгрии Карлом Робертом. Угас в начале XV века.
Сохэй (яп. 僧兵 Со:хэй, буквально «монах-солдат») — буддийские монахи-воины феодальной Японии. В определённые моменты истории они обладали значительной властью, вынуждая тем самым имперское и военное правительства к сотрудничеству.
Золотая булла Римини (26 марта 1226 года) — разрешение, которое император Священной Римской империи Фридрих II выдал Тевтонскому ордену для свободы действий в Пруссии, куда устремились крестовые походы немецких рыцарей. Булла предоставила автономию (фактически независимость) рыцарям Ордена, передав им в собственность все осуществлённые или потенциальные завоевания на землях пруссов. «Золотая булла» императора была подписана в итальянском городе Римини и была скреплена золотой печатью, откуда и получила...
О́рден христиа́нских ры́царей (фр. Ordre de la Milice chrétienne) — военный орден, основанный в 1616 году во Франции герцогом Невера и Ретеля, суверенным князем Арша Карлом I Гонзага. Святыми покровителями ордена были Пресвятая Дева Мария и Архангел Михаил. Целью этого военного ордена, опиравшегося на лучших представителей христианского дворянства запада, было возвращение священных христианских мест, которые тогда находились под турецким владычеством. Такое вторичное завоевание можно считать, в определённой...
Рыцарь-баннерет, или просто
баннерет — в феодальную эпоху рыцарь, имеющий право вести в бой группу людей (часто также рыцарей) под собственным знаменем (баннер) с изображением его собственных геральдических символов.
Рыцарь розы и креста — 18° в Древнем и принятом шотландском уставе. Первые упоминания о появлении этого градуса относятся к 1765 году.
Рыцарь кадош или рыцарь чёрно-белого орла (англ. Knight Kadosh) — 30° в Древнем и принятом шотландском уставе (ДПШУ). Рыцарь кадош является 30° в Верховном совете южной юрисдикции, в Верховном совете Франции и Верховном совете Российской Федерации ДПШУ. В Верховном совете северной юрисдикции (США) в настоящее время не сообщается степень рыцаря кадоша, вместо этого носителем тридцатой степени является великий командор инспектор инквизитор (31°).
Мартинизм (фр. Martinisme, англ. Martinism, нем. Martinismus) — направление мистического и эзотерического христианства, чья доктрина описывает падение первого человека из Божественного в материальное, а также способ его возвращения в Божественное с помощью реинтеграции, или духовного просветления, достигаемого при сердечной молитве.
Орден восточных тамплиеров (Орден храма Востока, лат. Ordo Templi Orientis, O.T.O.) — международная оккультно-религиозная организация, существующая с 1902 года. Изначально задуманная Карлом Кельнером, Францем Гартманом и Теодором Ройссом как масонская академия, которая отражала бы символизм нескольких оккультно-мистических сообществ, организация превратилась в носителя религиозного течения телема под руководством оккультиста Алистера Кроули в 1912 году.
Упоминания в литературе (продолжение)
Через короткое время мюнхенская структура общества Туле стала филиалом Тевтонского
рыцарского ордена , который еще в середине XIX века оказался в сфере влияния имперской разведки, и она внедрила в него своих агентов. Руководство Тевтонского рыцарского ордена находилось в столице Германии; девизом его членов (в том числе и в структурных подразделениях) стали крылатые для каждого немца слова: «Помни, что ты – немец! Держи свою кровь в чистоте!» Эмблема ордена представляла собой старинный кинжал, наложенный на свивающиеся дубовые ветви, а вокруг шла готическая надпись: «Моя честь – верность».
Впрочем, существует и другая версия возникновения этого названия. В период крестовых походов был создан
рыцарский орден тамплиеров – храмовников, изначально бравший на себя обязательство защиты Храма Господня в Иерусалиме. На Ближнем Востоке этот орден заразился гностическими и каббалистическими учениями, дойдя до дьяволопоклонства. Но успел нахапать и вполне земных богатств. И когда крестоносцев с Востока выгнали, тамплиерам охотно предоставила пристанище Франция. Они сохранили свои структуры, исполняли тайные мистические ритуалы, но под «храмом» теперь стал пониматься сам орден и обретенная им «сокровенная мудрость». Продолжалось это недолго. Сведения о ереси дошли до французского короля Филиппа IV. И в 1307 г. орден был разгромлен, его руководство казнено. Большинство рядовых храмовников разбежалось и рассеялось кто куда. Возможно, они и переименовали себя в «вольных каменщиков», как бы призванных трудиться на строительстве нового «храма».
Впрочем, существует и другая версия возникновения этого названия. В период крестовых походов был создан
рыцарский орден тамплиеров – храмовников, изначально бравший на себя обязательство защиты Храма Господня в Иерусалиме. На Ближнем Востоке этот орден заразился гностическими и каббалистическими учениями, дойдя до дьяволопоклонства. Но успел нахапать и вполне земных богатств. И когда крестоносцев с Востока выгнали, тамплиерам охотно предоставила пристанище Франция. Они сохранили свои структуры, исполняли тайные мистические ритуалы, но под «храмом» теперь стал пониматься сам орден и обретенная им «сокровенная мудрость». Продолжалось это недолго. Сведения о ереси дошли до французского короля Филиппа IV. И в 1307 г. орден был разгромлен, его руководство казнено. Большинство рядовых храмовников разбежалось и рассеялось кто куда. Возможно, они и переименовали себя в «вольных каменщиков», как бы призванных трудиться на строительстве нового «храма».
Созданием своего государства и империи османы были во многом обязаны традициям и социальным институтам гази, тем бойцам за веру, кому они были искренне преданы. Традиции гази уходили своими корнями в жизнь общины, основанную на моральных принципах, с корпорациями, или братствами, подчинявшимися своду исламских правил добродетельного поведения. Исходя главным образом из религиозных целей, они включали абстрактные концепции с сильным влиянием неортодоксального мистицизма, которые в результате принимали конкретную и практическую форму. В городах ранние мусульмане приспосабливались к тому, чтобы охватить цеха купцов и ремесленников. В пограничных местностях и деревнях они становились боевыми братствами или братьями по оружию, движимыми воинственным и по существу почти фанатичным энтузиазмом в отношении как религии, так и войны. Проникнутые духом рыцарства, они напоминали популярные
рыцарские ордена , налагая друг на друга и принимая на себя взаимные обязательства во время встреч в местах, напоминавших те, в которых собирались мистические братства Ислама в прежние времена.
Многие из перечисленных факторов способствовали возникновению и закреплению в масонстве еще одной традиции, а именно: запрета на принятие в ложи женщин. Это в первую очередь было обусловлено тем, что некоторые линии передачи пришли с Ближнего Востока, где положение женщины было бесправным, а некоторые – через
рыцарские ордена , куда женщины вообще не допускались (несмотря на то, что каждый уважающий себя рыцарь имел даму сердца, которой он посвящал свои подвиги). Необходимо учитывать и тот факт, что профессия каменщика в те времена была сугубо мужской. Первая попытка принимать в ложи женщин была сделана только в XIX веке, и это в дальнейшем привело к появлению самостоятельного движения, именуемого адоптивным, или совместным, масонством, но так называемые регулярные ложи, то есть ложи, учрежденные под эгидой какой-либо из великих юрисдикций мира и следующие букве изначальных уставов (ее члены признают существование Великого Архитектора Вселенной, не обсуждают на собраниях вопросы, касающиеся религии и политики, и проводят торжественные ритуальные работы при открытой Книге Священного Закона), до сих пор отказывают женщинам в праве приема.
Славяне, жившие на Висле, ответили на германский натиск созданием Польского государства. В начале XIII в. более примитивные балтийские племена, вытеснявшиеся со своих земель немцами, сделали то же самое. Дикие племена литовцев, жившие в лесах по берегам Немана, самые последние и упорные язычники Европы, создали государство, которое в течение трех последующих веков было странным и уникальным явлением в истории Восточной Европы. В тот же самый период на побережье Балтики появились немецкие
рыцарские ордена , Тевтонский и Ливонский, созданные по образцу западных орденов. Их целью было оттеснить язычников в самые отдаленные леса. Жестокие рыцари, которых поддерживали император и папа, несли германскую власть и латинское христианство в необъятные лесные просторы северной части Восточно-Европейской равнины.
Со времени основания странноприимный дом в Иерусалиме носил имя покойного патриарха Александрийского Иоанна Элеймона (Милостивого). В захваченной крестоносцами Палестине заведений подобного рода было много и все они служили одновременно гостиницами, лечебницами и приютами для обнищавших в дороге пилигримов. Щедрость меценатов позволяла многим из них не просто существовать, а богатеть, расширять владения, не жалея средств на новые постройки. Благодаря тому что Жерар де Торн пользовался благосклонностью короля, братство превратилось в мощную военизированную организацию, а госпиталь стал монастырем с собственной церковью, освященной в честь Иоанна Крестителя. Наименование храма стало причиной появления второго названия братства – «иоанниты». Впоследствии в обозначениях ордена отражались названия островов, куда судьба приводила общину после побега из Иерусалима. Когда благородные братья явились к храму Гроба Господня, чтобы в присутствии Латинского патриарха произнести обеты послушания, благочестия и нестяжания, они вряд ли предполагали, что союз переживет все
рыцарские ордена и будет существовать в III тысячелетии.
Инструментом для преобразования мира и одновременно заготовкой будущего германского народа являлся орден СС. Изначально это была личная охрана Гитлера из 30 штурмовиков – Schutz Staffel («Охранные войска»). Но в 1929 г. командиром СС стал энергичный и мечтательный Генрих Гиммлер. Он задумал преобразовать отряд в подобие
рыцарского ордена . Набирал к себе молодых широкоплечих спортсменов, ветеранов боевых действий. Но привлекал и другую категорию – интеллектуалов, ученых, аристократов. Идеей мистического братства он заинтересовал Гесса, Хаусхофера, а через них и Гитлера. Добился отделения от штурмовиков, СС превратились в некую партийную «гвардию». Гиммлер ввел для нее красивую черную форму, придумывал особую атрибутику, ритуалы, особую иерархию чинов – шарфюреры, штурмфюреры, штурмбаннфюреры и пр. А сам Гиммлер принял звание рейхсфюрера СС.
Центр организации находился в северной Германии; в 1918 г. был переезд в Мюнхен, а еще через короткое время мюнхенская структура общества «Туле» стала филиалом Тевтонского
рыцарского ордена . Последний еще в XIX веке оказался в сфере влияния русской Имперской разведки, и она внедрила в него своих агентов. Как известно, в те же годы под прикрытием тайных обществ и иных структур по типу масонских лож, которых в Российской Империи развелось превеликое множество, довольно успешно действовали подрывные иностранные структуры. Ответным «русским шагом» являлось внедрение своих людей в иностранные организации. К тому же вполне логично предположить, что в период распространения марксистской революционизирующей заразы руководство Имперской разведки Николая II (работающей, как любая профессиональная разведка, на близкое и на далекое будущее) сочло целесообразным увеличить количество резидентур в ряде европейских государств, и в первую очередь, в Германии, как наиболее важном регионе Европы. Есть предположение, что барон Рудольф фон Зеботтендорф был одним из тех, кто работал на суперпрофессионала, резидента Имперской разведки Дитриха (вполне вероятно, к фигуре этого человека мы еще вернемся, тем более что он оказывал влияние на Адольфа Гитлера, а впоследствии возглавил одну из лабораторий «Аненэрбе» – секретной научной структуры Третьего рейха. Для более подробных сведений см. книгу О. Грейгъ «Секретная Антарктида, или Русская разведка на Южном полюсе»).
С данным происхождением масонской ложи соглашается множество авторитетов. Они основывают свою точку зрения на том, что многие церемонии, практиковавшиеся «архитекторами», продолжают использоваться среди масонов, а Великая ложа сохранила основные правила в духе древнего братства. Правда, иные придерживаются мнения, что орден не происходит ни от какого
рыцарского ордена , всего лишь восходя к строительным братствам Средних веков.
Рыцарские ордена , увековечивавшие преклонение их куртуазных основателей перед обожаемыми возлюбленными, в то время были в Европе не редкость. Савойский герцог Амедей провозгласил в 1362 году орден Ленты, или Шнура, знаком которого сделал свитую из золотой проволоки «восьмерку», а подобные узлы по давнему обычаю сплетали из своих локонов девушки Савойи для подарка любимым. Спустя два столетия его переименовали в орден Благовещения, чтобы завуалировать подлинное значение кажущегося теперь неприемлемым первоначального названия. С золотой цепи, составленной из звеньев-плетенок, именуемых «узлами любви», отныне свисала крупная подвеска такого же рисунка, причем в центре ее располагалась сцена Благовещения: Архангел Гавриил возглашал Пречистой Деве, что та станет матерью Искупителя человечества. Казалось бы, действительно орден учрежден «в честь Бога, Девы Марии и пятнадцати ее радостей, а также всего Царства Небесного», но настораживала аббревиатура: «FERT», заменяющая девиз. Латынь загадочного сокращения расшифровывали трояко: то «Союзом и благочестием соединяются» (Foedere et religione tenetur), то «Его отвага спасает государство» (Fortitudo eius repulicam tenet), то совсем странно: «Его отвага спасает Родос» (Fortitudo eius Rhodum tenuit).
То же касается и Шотландии, где рыцари и баронеты (с 1611 г.) – с доходом не менее 1 тыс. фунтов, насчитывали до начала XVIII в. несколько сот семей.[123] В Испании к этому слою относились «сеньоры вассалов» (к XVI в. 254 человек[124]) и кабальеро – члены
рыцарских орденов , прошедшие посвящение в рыцари и непосредственные вассалы короля, в Португалии – фидалгу 2-й – 6-й категорий, в Германии – имперские рыцари, в Венгрии владетельные семьи, имеющие 100 и более средних наделов, в Литве – «паны хоруговные», на Руси – чины Государева двора (стольники, стряпчие и дворяне московские, жильцы, а до начала 1630-х гг. – и выборные дворяне), которых (без выборных дворян) насчитывалось к середине XVI в. около 140 человек, к концу XVI в. – 470–500 человек, в начале XVII в. – около 550, в середине этого столетия – более 3,7 тыс., а к концу – 6,9 тысяч.[125]
Желание Ланца основать
рыцарский орден прямо вытекало из его концепций элитаризма. Выбор рыцарства в качестве утопического идеала и образца для подражания определялся психологическими склонностями и неоромантический климатом немецкоязычной культуры на рубеже веков. Выбор пал на тамплиеров.
Однако через два месяца государь передумал. 29 мая 1813 г., одобрив рисунок «ока Провидения», он приказал переместить его с оборотной стороны медали на лицевую, а на оборотной вместо собственного портрета поместить цитату из 113-го псалма Давида (стих 9-й: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей»). Эти слова, когда-то бывшие девизом
рыцарского ордена тамплиеров, были размещены в сокращенной версии: «Не намъ, не намъ, а имени Твоему».