Связанные понятия
Королевская арка (англ. Royal Arch Masonry) является первой частью системы масонских степеней Йоркского устава. Масоны королевской арки объединены в капитул королевской арки.
Организации дополнительных степеней — это структуры, членами которых являются масоны в степени мастера. Основная роль дополнительных степеней, это раскрытие и углубление содержания степеней ученик, подмастерье, мастер, их интерпретация в том или ином направлении, содействие дальнейшему совершенствованию мастеров-масонов. Возникновение первых организаций дополнительных степеней относится к середине XVIII в.
Древний и принятый шотландский устав (ДПШУ) (англ. Ancient and Accepted Scottish Rite) — один из широко распространённых масонских уставов. Он был основан в 1801 году в Чарльстоне (США) братьями Джоном Митчеллом и Фредериком Далхо на базе Великих конституций 1786 года, приписываемых Фридриху II Прусскому. Первоначально устав предназначался для градусов выше степени мастера, начиная с 4 градуса.
Исследовательская ложа — это масонская ложа, деятельность которой посвящена исследованию масонства. Эта ложа, и в этом качестве, имеет хартию от какой-либо великой ложи, она не присваивает градусов, и ограничивает членство мастеров масонов в ней. Связанные с исследованиями ложи являются масонскими исследовательскими обществами, которые служат той же цели, но функции у них принципиально разные. Исследовательские ложи есть в большинстве стран, где существует масонство.
Масонские ландмарки представляют собой перечень принципов, которые многие вольные каменщики провозглашают как «древние и неизменные заповеди масонства». Вопросы «регулярности» великой ложи или великого востока оцениваются с точки зрения соблюдения ландмарок. Поскольку каждая великая ложа является самоуправляемой, без вышестоящего органа, осуществляющего полномочия всего масонства, то толкование этих принципов может различаться, что приводит к конфликтам, связанным с признанием. Разные масонские юрисдикции...
Упоминания в литературе
Не обращая внимания на все выдвигавшиеся против нее обвинения, ложа св. Андрея продолжала собираться и привлекать новых членов, и даже переманивала к себе некоторых членов ложи св. Иоанна. 28 августа 1769 года ложа св. Андрея объявила о введении
новой масонской степени, получившей название Градуса Рыцаря Храма. Точно неизвестно, откуда была позаимствована эта степень. Никаких документов на этот счет не сохранилось, но считается, что этот градус масонства был привезен в Бостон 29-м пехотным полком, полковая ложа которого получила полномочия от Великой Ложи Ирландии за десять лет до этого события. Первое упоминание об этом градусе содержится в уставе Старой ложи Стерлинга от 1745 года. В любом случае наследие тамплиеров, которое присвоили себе якобиты и которое пропагандировалось Хундом, стало приобретать сторонников за пределами их ритуалов.
Первая относится к деятельности барона фон Гунда. Это был романтически настроенный человек, всю жизнь носившийся с мыслью возродить средневековое рыцарство, что он и попытался сделать под прикрытием масонства, в ряды которого вступил в 1740-е гг. в Париже. В начале 1760-х гг. он начал активную пропаганду в целях создания в Германии единой масонской организации. Фон Гунд утверждал, что, будучи в Париже, он был назначен начальниками шотландских тамплиеров, имена которых он не
называл, главой всех немецких масонов и что никто, кроме него, не уполномочен посвящать в высшие масонские ложи. Введенная им система получила название «Строгого Наблюдения» или «Строгого Чина» (Stricte Observanz), т. к. требовала безусловной покорности от всех принявших ее. В «Строгом наблюдении» Гунда была введена еще более сложная градация степеней, чем во французской Клермонской системе. Усложнен был и ритуал ордена, приближенный к обычаям средневековых рыцарей. «Строгое наблюдение» к началу 1770-х гг. приобрело господствующее положение в Германии, к нему примкнули более половины всех немецких лож.
После того как мы привели краткий перечень огромных территориальных владений ордена тамплиеров в Европе остается обсудить его структуру и систему управления. Магистр ордена, глава всего братства, по статусу приравнивался к суверену и имел старшинство перед всеми посланниками и пэрами на церковных соборах. Он избирался на свою высокую должность капитулом Иерусалимского королевства, который состоял из всех рыцарей Востока и Запада, которые могли присутствовать. Магистр имел свой общий и малый капитулы. Первый состоял из главных прецепторов восточных и западных провинций и из всех рыцарей, находившихся на Святой земле. Однако проведение этих общих капитулов в отдаленной Палестине было бесполезным и практически невыполнимым делом, и только во время путешествий магистра по Европе мы слышим о том, что главные прецепторы Запада призывались к своему главе. Общие капитулы, собираемые магистром в Европе, происходили в Париже, и главный прецептор Англии всегда получал приглашение. В решении текущих вопросов дела и мирских
дел, связанных с управлением орденом, магистр прибегал к помощи неполного капитула Латинского королевства, состоявшего из тех приоров и должностных лиц ордена, которые находились в данный момент на Востоке, и тех рыцарей, которые считались мудрейшими и наиболее способными дать совет. На этих последних капитулах избирались ревизоры, проверявшие деятельность руководителей западных провинций.
При
дальнейшем развитии легенды место рыцарей Иоанна Иерусалимского заняли рыцари-храмовники: мол, после уничтожения во Франции ордена тамплиеров некто Пьер д'Омонт, тайный преемник последнего гроссмейстера ордена, Жака де Моле, укрылся с несколькими рыцарями в Шотландии, где они примкнули безопасности ради к здешнему масонскому цеху и приняли название франкмасонов, с тем чтобы сохранить для потомства великие тайны и свой старинный символический ритуал.
Помимо публичных празднеств общегерманского характера, Ланц изобрел службы и церемониал для самого Ордена, которые оставались секретом для непосвященных. В то же время
Ланц начал разрабатывать правила Ордена в форме дисциплинарного кодекса, соблюдаемого в традиционных религиозных объединениях. В первом пункте Орден описывался как расово-религиозная организация, в которую могли входить лица с преобладанием чистой крови, а именно те, кто в большей или меньшей степени светловолос, голубоглаз и обладает «арийским» телосложением. Члены Ордена должны были оказывать предпочтение братьям в делах, касающихся профессиональных должностей, благотворительности и бизнеса. В их обязанности входил поиск достойных неофитов и заключение расово чистых браков. Состоятельные члены Ордена должны были поддерживать создание новых домов в местах, отличающихся естественным великолепием или историческими ассоциациями – особенно ценились места, отмеченные следами тамплиеров и монастырской жизни: такие дома должны были служить «арио-христианскими» центрами.
Связанные понятия (продолжение)
Рыцарь розы и креста — 18° в Древнем и принятом шотландском уставе. Первые упоминания о появлении этого градуса относятся к 1765 году.
Провинциальный великий мастер (англ. Provincial Grand Master) (ПВМ) — высшая масонская, офицерская должность в провинциальной великой ложе. Похожее название должности используется также в некоторых парамасонских организациях.
Степень (или градус) — уровень членства в масонстве. В символическом масонстве есть только три степени: ученик, подмастерье и мастер. Каждая степень соответствует духовному развитию масона и уровню знаний, полученных им в масонской ложе. Для каждой степени есть набор свойственных ей символов и ритуалов масонства.
Подробнее: Масонские степени
Регулярное масонство — термин для обозначения соответствия масонской юрисдикции (ложи, великой ложи), неотъемлемым свойствам масонской организации (ландмаркам) и признания её законной масонской организацией со стороны других законных масонских организаций. Регулярное масонство самое большое направление в мировом масонстве, оно объединяет около 3 000 000 масонов по всему миру.
Провинциальные великие ложи являются административными подразделениями великой ложи. Под юрисдикцию Объединенной великой ложи Англии (ОВЛА) они являются региональными руководящими органами масонства в Англии, Уэльсе, Острова Мэн и Нормандских островов.
Подробнее: Провинциальная великая ложа
Либеральное масонство — одно из течений в мировом масонстве, объединяющее ложи и великие ложи (великие востоки) в это течение на основе принципа абсолютной свободы совести. Эта новая концепция масонства родилась на конвенте Великого востока Франции в 1877 году.
Масонский ритуал является согласованным сценарием слов и действий, которые выполняются во время проведения собрания в масонской ложе.
Исправленный шотландский устав (фр. Rite écossais rectifié) (ИШУ) — масонский христианизированный устав, появившийся в 1778 году в Лионе, во Франции. Он был окончательно принят на вильгельмсбадском конвенте, в 1782 году.
Великая ложа (англ. Grand Lodge) — головная организация, объединяющая символические (голубые, иоанновские) масонские ложи. Масонская великая ложа (также великий восток) является руководящим органом, который контролирует и регулирует отдельные ложи масонов в какой-либо конкретной географической зоне (как правило, соответствующей национальным границам или другим крупным административно-территориальным единицам). Некоторые из них большие, с тысячами членов, разделённых на сотни подчиненных лож. Другие...
Масонские манускрипты представляют собой определённый пласт исторических документов, которые имеют весьма важное историческое значение для понимания развития как оперативного, так и спекулятивного масонства. Под ними как правило понимают — масонские конституции, регламенты, катехизисы, уложения, наставления, требования, статуты.
Общество розенкрейцеров Англии или Розенкрейцерское общество Англии (Societas Rosicruciana in Anglia, Rosicrucian Society of England) (SRIA) - это масонский эзотерический христианский орден, основанный Робертом Вентвортом Литтлом в 1865 году , хотя некоторые источники признают, что эта дата - 1866-67. Участники из числа подписавшихся на Мастеров Масонов Великой Ложи были в дружеских отношениях с Объединенной Великой Ложей Англии.
Стандартный шотландский ритуал (фр. Rite standard d'Écosse) (СШР) — масонский ритуал, который практикуется в Великой ложе Шотландии, в Великой национальной ложе Франции, и ещё в нескольких великих ложах.
Смешанное масонство — масонские организации, членами которых являются женщины и мужчины. Смешанное масонство является ответвлением либерального масонства.
В каждой масонской ложе избираются или назначаются офицеры ложи для исполнения необходимых обязанностей для поддержания жизни и работ ложи. Точный список должностей может варьироваться между разными великими ложами, хотя основные должности одинаковы и присутствуют, как правило, в большинстве лож.
Подробнее: Масонские должности
Шведский устав (швед. Svenska systemet) (также известен как Шведская система) — является основным в Шведском ордене масонов, Датском ордене масонов, в Норвежском ордене масонов, в Исландском ордене масонов, в Великой земельной ложе вольных каменщиков Германии, а также в ряде других масонских лож.
Французский устав , или Современный устав, или Современный французский устав (фр. Rite français, ou Rite Moderne, ou Rite Moderne Français) был сформирован и кодифицирован в 1786 году во Франции. Напрямую происходя от изначальных обычаев масонства, он включает в себя старинные ритуальные традиции спекулятивного масонства. Устав был разделён на 7 градусов в Великом востоке Франции. Этот масонский устав практикуется в различных вариантах в нескольких французских послушаниях, в Европе и Латинской Америке...
Рыцарь кадош или рыцарь чёрно-белого орла (англ. Knight Kadosh) — 30° в Древнем и принятом шотландском уставе (ДПШУ). Рыцарь кадош является 30° в Верховном совете южной юрисдикции, в Верховном совете Франции и Верховном совете Российской Федерации ДПШУ. В Верховном совете северной юрисдикции (США) в настоящее время не сообщается степень рыцаря кадоша, вместо этого носителем тридцатой степени является великий командор инспектор инквизитор (31°).
Феникс — масонские ложи, которые существовали в разные исторические периоды в разных странах.
Крипта (англ. Cryptic Masonry) — вторая часть организаций дополнительных масонских степеней Йоркского устава, в котором более глубоко раскрывается «Хирамическая легенда». В легенде этих степеней повествование идёт о восстановлении Второго храма. Сама организационная структура степеней известна, как «Совет царственных и избранных мастеров» или «Совета масонов крипты» (в зависимости от юрисдикции).
Масонский конвент — термин, который происходит от латинского сonventus и впервые использован в таком смысле в отношении конгрессов, которые проводят масоны.
Масонский храм — термин, который обычно используется в масонстве с несколькими связанными между собой значениями. Он используется для описания абстрактной духовной цели, концептуального ритуального пространства, образующегося при встречах масонов, и физически существующих помещений, в которых встречаются члены ложи. Когда речь идёт о здании, то используется также термин «масонский зал».
Яхбулон (или Ябулон) (англ. Jahbulon) — слово, которое исторически используется в некоторых масонских ритуалах Королевской арки Йоркского устава.
Милосердный рыцарь святого града (фр. Chevalier bienfaisant de la Cité sainte) или CBCS — степень в Исправленном шотландском уставе, введённая Жаном-Батистом Виллермозом в ходе реформирования Устава строгого соблюдения в 1778—1782 годах.
Масонство развилось из средневековых гильдий каменщиков и строителей соборов. После своего оформления в спекулятивную форму, в 1717 году, масонство встретило сопротивление со стороны организованных религий, особенно со стороны Римско-католической Церкви. Несмотря на распространённое заблуждение, масонство не является христианским институтом.
Великий мастер — руководитель масонской великой ложи. Он председательствует в великой ложе и имеет определенные права в учреждении лож, которые формируют его юрисдикцию.
Орден Розы-Креста (O.'.R.'.C.', Ordre Reaux Croix) — международный орден мартинистов, учрежденный в 2003 году на 250-ю годовщину основания Ордена Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалиса; продолжатель традиции, восходящей к тайному мистическому обществу розенкрейцеров, известному с XVII века. Великая Ложа ордена расположена в Норвегии, также он имеет юрисдикции в Швеции, Канаде, Аргентине, Испании, Греции и Англии.
Масонские международные организации — это организации, которые объединяют великие ложи, ложи и масонов на основе общих принципов и ценностей в международные союзы и объединения.
Масонство во Франции имеет долгую и непростую историю, в которой было большое количество, как слияний масонских послушаний, так и их разделений (расколов). Французское масонство насчитывает около 175 000 масонов и является вторым по численности после английского на европейском континенте.
Досточтимый мастер (англ. Worshipful Master) Мастер ложи или Мастер стула — главный офицер в масонской ложе. Досточтимый мастер руководит всеми делами, ритуалом и церемониями в ложе, и облечён наибольшими полномочиями по сравнению со всеми другими офицерами и членами ложи.
Масонология — это дисциплина, которая изучает масонство методами научного исследования.
Масонский запон (фартук) — один из самых главных символов в масонстве, а также ритуальный предмет и атрибут масонских регалий. Изначально это фартук строителя (вольного каменщика) — крайне незатейливый и лишенный всяческих украшений. Позже был заменён на белую овечью шкуру (белый кожаный фартук), каковым и является в наше время. Каждый посвященный в масоны получает белый фартук, который он должен носить в ложе.
Северное сияние — название нескольких масонских лож, первая из которых появилась в Петербурге, в 1909 году, и последняя, основанная в 1998 году, находящаяся под юрисдикцией Великой ложи России под № 9.
Великая смешанная универсальная ложа (ВСУЛ) (фр. Grande Loge mixte universelle) является масонской организацией, появившейся в результате раскола с французской федерацией Le Droit Humain.
Дикая ложа — организационное объединение масонов или просто профанов, заявляющих о себе как о масонской организации, не признаваемое за таковую со стороны других законных масонских организаций. Дикие ложи не имеют патент на право проведения работ от законной великой ложи, не соблюдают масонские традиции, конституции и регламенты.
Ряд правительств разных государств относились к масонству как к потенциальному источнику оппозиции, из-за его секретного характера и международных связей. После основания современного спекулятивного масонства в Англии в 1717 году, несколько протестантских государств ограничивали деятельность масонских лож. Так, Голландия запретила масонские ложи в 1735 году; Швеция и Женева в 1738 году; Цюрих в 1740 году; Берн в 1745 году; в католических Испании, Португалии и Италии попытались подавить масонство...
Подробнее: Запрещение масонства
Тамплие́ры (фр. templiers — «храмовники»), также известны под официальными названиями Орден бедных рыцарей Христа (фр. L'Ordre des Pauvres Chevaliers du Christ), Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма (фр. L'Ordre des Pauvres Chevaliers du Temple de Jerusalem), Бедные воины Христа и Храма Соломона (лат. Pauperes commilitones Christi Templique Salomonici) — духовно-рыцарский орден, основанный на Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового...
Лотос — название нескольких масонских лож, первая из которых была основана В Великой ложе Франции, в 1933 году, и последняя, находящаяся под юрисдикцией Объединённой великой ложи России под № 2.
Ры́царские о́рдены — сообщества воинов Христовых (milites Christi), в том числе аристократов (рыцарей) в странах Западной Европы, в первую очередь Священной Римской Империи в период XIV—XV вв.
Подробнее: Рыцарский орден
Мартинизм (фр. Martinisme, англ. Martinism, нем. Martinismus) — направление мистического и эзотерического христианства, чья доктрина описывает падение первого человека из Божественного в материальное, а также способ его возвращения в Божественное с помощью реинтеграции, или духовного просветления, достигаемого при сердечной молитве.
Орден восточных тамплиеров (Орден храма Востока, лат. Ordo Templi Orientis, O.T.O.) — международная оккультно-религиозная организация, существующая с 1902 года. Изначально задуманная Карлом Кельнером, Францем Гартманом и Теодором Ройссом как масонская академия, которая отражала бы символизм нескольких оккультно-мистических сообществ, организация превратилась в носителя религиозного течения телема под руководством оккультиста Алистера Кроули в 1912 году.
Орден рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной (фр. “Ordre des Chevaliers Maçons Élus Coëns de l’Univers”), иногда сокращённо «Избранные Коэны» (фр. “Elus-Cohen”) — эзотерическая и теургическая система высших степеней масонства, созданная известным масоном, мистиком, каббалистом и теургом XVIII века Домом Мартинесом де Паскуалли.
Античный мистический орден Розы и Креста (англ. Ancient Mystical Order Rosae Crucis) (AMORC), А. М.О. Р.К. или Д. М.О. Р.К., имеет различные ложи и представительства по всему миру, работающие на 19 разных языках. Он открыт как для мужчин, так и для женщин совершеннолетнего возраста (18 лет в большинстве стран) независимо от их различных религиозных убеждений.
Упоминания в литературе (продолжение)
Впрочем, существует и другая версия возникновения этого названия. В период крестовых
походов был создан рыцарский орден тамплиеров – храмовников, изначально бравший на себя обязательство защиты Храма Господня в Иерусалиме. На Ближнем Востоке этот орден заразился гностическими и каббалистическими учениями, дойдя до дьяволопоклонства. Но успел нахапать и вполне земных богатств. И когда крестоносцев с Востока выгнали, тамплиерам охотно предоставила пристанище Франция. Они сохранили свои структуры, исполняли тайные мистические ритуалы, но под «храмом» теперь стал пониматься сам орден и обретенная им «сокровенная мудрость». Продолжалось это недолго. Сведения о ереси дошли до французского короля Филиппа IV. И в 1307 г. орден был разгромлен, его руководство казнено. Большинство рядовых храмовников разбежалось и рассеялось кто куда. Возможно, они и переименовали себя в «вольных каменщиков», как бы призванных трудиться на строительстве нового «храма».
Впрочем, существует и другая версия возникновения этого названия. В период крестовых
походов был создан рыцарский орден тамплиеров – храмовников, изначально бравший на себя обязательство защиты Храма Господня в Иерусалиме. На Ближнем Востоке этот орден заразился гностическими и каббалистическими учениями, дойдя до дьяволопоклонства. Но успел нахапать и вполне земных богатств. И когда крестоносцев с Востока выгнали, тамплиерам охотно предоставила пристанище Франция. Они сохранили свои структуры, исполняли тайные мистические ритуалы, но под «храмом» теперь стал пониматься сам орден и обретенная им «сокровенная мудрость». Продолжалось это недолго. Сведения о ереси дошли до французского короля Филиппа IV. И в 1307 г. орден был разгромлен, его руководство казнено. Большинство рядовых храмовников разбежалось и рассеялось кто куда. Возможно, они и переименовали себя в «вольных каменщиков», как бы призванных трудиться на строительстве нового «храма».
Своего рода контрольными органами служили собственно иностранные ложи, действовавшие на территории России и состоявшие только из иностранцев.
Такими ложами, например, были «Народ Божий», или «Новый Израиль», «Единства», «Тамплиеров», «Трех Глобусов», «Трех Мортир», «Якорей и Короны», «Соединенных французов и поляков», «К Трем Ключам», «Тайное общество иллюминатов» и др.[93]. Причем практически все высокопоставленные российские масоны принимали участие в работе иностранных лож[94] и числились в составе разных Директориальных, Теоретических, Мистических и тому подобных капитулов и орденов.
Сам герцог Фридрих Швабский взял новое благочестивое братство (к которому стало постепенно примыкать все больше воинов, в том числе и рыцарей, для охраны немецких странноприимцев от набегов сарацин – этим собирательным названием, происходившим от названия одного из арабских племен, крестоносцы обозначали всех мусульман, как арабо-, так и тюркоязычных) под свое покровительство и наилучшим образом рекомендовал его своему брату, императору Генриху VI. Благодаря его стараниям
братство было официально признано папой римским Климентом III, а его признание, в свою очередь, подтверждено 21 декабря 1196 г. папой Целестином III. Но уже по прошествии всего 8 лет со дня основания, в 1198 г., это немецкое странноприимное братство было – по примеру других орденов крестоносцев, например тех же иоаннитов, с согласия двух старших рыцарских орденов – храмовников-тамплиеров (темплариев) и иоаннитов-госпитальеров (госпиталариев) – преобразовано в рыцарский союз и в качестве такового официально признано папой Иннокентием III буллой от 19 февраля 1199 г. Папа (а точнее говоря, антипапа, возведенный на римский престол волей германо-римского императора) Григорий III (1191–1198) в 1196 г. даровал новому сообществу обычные привилегии, предоставляемые всем орденам. Превращение братства в рыцарский орден произошло весной 1198 г. на собрании в акконском орденском Доме тамплиеров. 11 епископов и 9 светских германских имперских князей, пребывавших в Акконе в связи с крестовым походом императора Генриха VI, встретились там с великими магистрами тамплиеров и иоаннитов. Согласно их решению, Тевтонский орден должен был отныне руководствоваться в отношении клириков (священников), рыцарей и прочей братии уставом (правилами) тамплиеров, а в отношении ухода за бедными и больными – правилами иоаннитов.
Сам герцог Фридрих Швабский взял новое благочестивое братство (к которому стало постепенно примыкать все больше воинов, в том числе и рыцарей, для охраны немецких странноприимцев от набегов сарацин – этим собирательным названием, происходившим от названия одного из арабских племен, крестоносцы обозначали всех мусульман, как арабо-, так и тюркоязычных) под свое покровительство и наилучшим образом рекомендовал его своему брату, императору Генриху VI. Благодаря его стараниям
братство было официально признано папой римским Климентом III, а его признание, в свою очередь, подтверждено 21 декабря 1196 г. папой Целестином III. Но уже по прошествии всего 8 лет со дня основания, в 1198 г., это немецкое странноприимное братство было – по примеру других орденов крестоносцев, например тех же иоаннитов, с согласия двух старших рыцарских орденов – храмовников-тамплиеров (темплариев) и иоаннитов-госпитальеров (госпиталариев) – преобразовано в рыцарский союз и в качестве такового официально признано папой Иннокентием III буллой от 19 февраля 1199 г. Папа (а точнее говоря, антипапа, возведенный на римский престол волей германо-римского императора) Григорий III (1191-1198) в 1196 г. даровал новому сообществу обычные привилегии, предоставляемые всем орденам. Превращение братства в рыцарский орден произошло весной 1198 г. на собрании в акконском орденском Доме тамплиеров. 11 епископов и 9 светских германских имперских князей, пребывавших в Акконе в связи с крестовым походом императора Генриха VI, встретились там с великими магистрами тамплиеров и иоаннитов. Согласно их решению, Тевтонский орден должен был отныне руководствоваться в отношении клириков (священников), рыцарей и прочей братии уставом (правилами) тамплиеров, а в отношении ухода за бедными и больными – правилами иоаннитов.
Рыцарское братство военных орденов состояло из дворян, которые давали обеты бедности, целомудрия и послушания, жили по-монашески в обителях-казармах и вели войны с врагами христианства. В своих часовнях они выглядели как монахи, читая псалмы и совершая молебны, а за их стенами были солдатами в
военной форме. Три величайших ордена – это тамплиеры, госпитальеры (мальтийские рыцари) и тевтонцы, хотя и ордена Сантьяго и Калатравы тоже были не менее внушительны. Большинство возникло в XII веке с целью предоставить католической церкви ударные войска для Крестовых походов. Они стали первыми западными войсками с дисциплиной и командным офицерским составом со времен Древнего Рима.
Если мы вспомним, в частности, биографию Бернара Клервоского, то должны будем признать, что в
первые годы влияние цистерцианского ордена на устав тамплиеров весьма велико, и так продолжается на протяжении всего периода развития ордена Храма.
Тайна, окружающая тамплиеров, и споры вокруг масонов, розенкрейцеров и других наследников традиции тамплиеров маскируют тот факт, что их общеизвестные знания и интуиция появились за несколько тысяч
лет до основания ордена рыцарей Храма. Потоки духовности и священных знаний неразрывно соединились, чтобы сформировать единственную важнейшую непрерывную нить западной эзотерической традиции. Эта традиция, несмотря на ее тайную природу, была описана Теодором Роззаком, профессором Калифорнийского университета, как «вероятно, единственная, наиболее глубокая, образная и влиятельная традиция европейской культуры», которая оказала плодотворное влияние на образ мыслей строителей великих храмов, учителей духовных школ, философов, драматургов и поэтов, таких как Шекспир, Гете, Блейк и Йейтс, художников и титанов Возрождения, таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело, и косвенно на все поколения христианского мира Европы. Кроме того, она положила начало алхимии и современной науке.
Третья легенда достаточно убедительно прослеживает прямую связь между ОВК и «Орденом Бедных Братьев – Воинов Христа и Храма Соломона», основанного в 1118 году Гуго Пайеном в Иерусалиме и вошедшего в
историю под названием «Орден рыцарей – тамплиеров».
Истеблишмент имеет неограниченное влияние на средства массовой информации и правительства разных стран благодаря контролю над транснациональными корпорациями, а также частными организациями типа английского Королевского института международных отношений, Совета по международным отношениям, Бильдербергского клуба и Трехсторонней комиссии. Они также принадлежат к
тайным обществам типа орденов тамплиеров, иллюминатов, «Череп и Кости», мальтийских рыцарей и внутренних кругов масонства.
«Палестинский период», изобиловавший доблестными победами, продолжался почти два столетия. Ни одна мало-мальски значимая военная операция на Востоке не обходилась без участия рыцарей. Быстрые, великолепно обученные ратному делу, сплоченные и дисциплинированные воины Орденов госпитальеров и тамплиеров в любую минуту готовы были выполнить боевой приказ и, казалось, делали это с удвоенной силой, которую давала искренняя вера в Христа. Но при этом повсеместно и так же истово исполняли
рыцари свое первое и важнейшее предназначение – защиту и всемерную поддержку паломников-христиан. Странноприимные дома – госпитали были открыты в десятках городов Востока и даже в Европе, где госпитальеры к тому времени также владели обширными земельными наделами. Только от короля Арагона и Наварры Альфонса I, не имеющего наследников, Ордену достались по завещанию в 1134 году обширные владения в Провансе.
Согласно сведениям из книг современных исследователей, перед захватом власти большевиками в России действовало 28 масонских лож организации, именовавшей себя «Великим Востоком Народов России». Кроме этого,
действовало несколько тысяч человек, принадлежащих к розенкрейцерам, мартинистам, тамплиерам, филалетам, филоматам и проч. и проч. и проч.
Майкл Эндрю Рамсей, шотландский дворянин, в речи, произнесенной в Париже в 1740 году, предположил возможность
существования масонства во времена крестоносцев среди рыцарей храма. Он объяснил свою точку зрения тем, что папа Климент V и Филипп Красивый, король Франции, опасались могущества тамплиеров и страстно желали обладать их огромными богатствами, из-за чего и решили уничтожить орден.
Общеизвестно, что Вильгельм, архиепископ Тирский, был настроен враждебно к тамплиерам из-за того,
что орден пользовался большой властью, обладал множеством привилегий и находился под личным покровительством папы, а потому не брезговал сочинять небылицы и направлять очерняющие тамплиеров письма в Высший церковный совет в Риме. Его пристрастные свидетельства о братстве тамплиеров полностью опровергает Жак де Витри[2], епископ Акры, образованный и талантливый прелат, создавший свой труд о Палестине Histoire orientale («Восточная (Иерусалимская) история») на основе сочинений Вильгельма Тирского. Епископ Акры говорит о тамплиерах в самых возвышенных выражениях и утверждает, что все их любили за благочестие и смирение.
Однако через два месяца государь передумал. 29 мая 1813 г., одобрив рисунок «ока Провидения», он приказал переместить его с оборотной стороны медали на лицевую, а на оборотной вместо собственного портрета поместить цитату из 113-го псалма Давида (стих 9-й: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей»). Эти слова,
когда-то бывшие девизом рыцарского ордена тамплиеров, были размещены в сокращенной версии: «Не намъ, не намъ, а имени Твоему».
А корни подобных течений в Германии и Австрии были ох какими давними! Еще в раннем Средневековье здесь активно поработали проповедники манихеев и гностических сект, ездившие из города в город под маскировкой «вольных ткачей». В XI в. высшие слои германской знати охватила сатанистская ересь николаитов. В «черных мессах» и свальных оргиях участвовали самые высокопоставленные аристократы и дамы, возглавлял грязные обряды сам император Генрих IV. Среди простонародья возникали тайные организации катаров, вальденсов. Потом из Святой земли вернулся Тевтонский орден рыцарей-крестоносцев. На Ближнем Востоке он не удержался. Потрепали мусульмане, вытесняли и соперники, французы с англичанами. Крестоносцы обосновались у Балтийского моря, принялись отвоевывать у язычников Пруссию, Померанию, Прибалтику. Но так же, как их коллеги из ордена тамплиеров, они
принесли с Востока тайные учения, практиковали в своих замках далеко не христианские магические ритуалы.
Да, Гитлер выписывал оккультный журнал «Остара» и контактировал с членами оккультного общества «Туле,» но это вовсе не означает, что он был учеником фон Лебенсфельса или фон Зеботтендорфа. Не следует забывать, что будущий фюрер НСДАП и Третьего рейха совершенно не соответствовал нордическому типу, за который ратовали члены
Ордена новых тамплиеров и общества «Туле». Идеологического влияния отрицать, разумеется, нельзя, однако вряд ли чернявого некрасивого плебея Гитлера пустили бы в состав одной из этих организаций.
Сожжение на
костре Великого магистра ордена тамплиеров Жака де Молэ в 1314 г. Миниатюра Хроники Сен-Дени. XIV в.