Связанные понятия
Акриловые краски — водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутилакрилатов), а также их сополимеров в качестве плёнкообразователей.
Полиме́рная гли́на (также, пла́стик или пла́стика) — пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптур, кукол и др.) и моделирования, затвердевающий при нагревании до температуры 100—130 °C (в зависимости от производителя). Иногда полимерной глиной называют самозатвердевающие массы для моделирования и создания цветов.
Акри́л — разговорное название полимеров на основе акриловой и метакриловой кислот. Это может быть синтетическое волокно, краска на основе дисперсии акрилового полимера, конструкционный (в том числе, прозрачный) пластик и т.д. Материал, называемый ранее в русском языке «оргстекло», теперь тоже может быть назван «акрил». Но, чаще всего, это название относится к синтетическому волокну.
Каранда́ш (тюрк. karadaş, «кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень) — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и тому подобного), применяемый для письма, рисования, черчения, маркировки, разметки (в строительстве и на производстве), а также в косметических и других похожих целях. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Флома́стер (слово происходит от торговой марки «Flo-Master») — инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара к наконечнику из пористого материала (нейлон или войлок).
Упоминания в литературе
Оставшиеся после работы излишки цветного теста разных оттенков при смешивании дают серо-коричневый цвет, наподобие того, что получается при соединении разноцветных кусочков
пластилина . Если же хранить такие остатки отдельно, они быстро засохнут и не будут пригодны для лепки.
Чрезмерно жирная глина на ощупь напоминает очень липкий
пластилин . Отодрать свежесрезанный пластик такой глины от лопаты невозможно ни руками, ни ногой. Счищать ее можно только с помощью дополнительной маленькой лопатки или кельмы. Такая глина даст соотношение глины и песка от 1:4,5 до 1:6. Печной раствор по истечении сроков затвердевания будет очень крепким, но при отсутствии электрического глиномеса процесс приготовления качественного печного раствора (ручной замес) будет на редкость трудоемким.
Подготовленный материал может быть использован в оформлении аппликаций. Они пойдут, например, на крылья для совы, чешую у рыбки. Закреплять «чешуйки» можно
пластилином или клеем ПВА.
Для получения декоративного узора необходимо приготовить клеевой раствор, осуществить подготовку стекла, далее нанести клеевое покрытие, провести сушку. Для приготовления клеевого раствора сухой столярный клей помещают в воду, чтобы он набух, а затем варят на паро-водяной бане. Стекло очищают, обезжиривают, делают матовым с помощью наждачного порошка или бумаги, и сушат. По краям выбранного участка делают невысокие бортики из
пластилина или глины. Чтобы стекла не растрескались от горячего клея, их предварительно прогревают.
Для аккуратной работы с
пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть доска для лепки и тряпочка, чтобы вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.
Связанные понятия (продолжение)
Распыли́тель кра́ски или аэро́граф — небольшой пневматический инструмент, пульверизатор, распыляющий краску или чернила.
Целлуло́ид (от целлюлоза, фр. cellulose от лат. cellula «клетка») — пластмасса на основе нитрата целлюлозы (коллоксилина), содержащая пластификатор (дибутилфталат, касторовое или вазелиновое масло, синтетическая камфора) и краситель. Целлулоид вырабатывают горячим штампованием, прессованием, механической обработкой. Применяется для изготовления кино- и фотоплёнки, планшетов, линеек, корпусов музыкальных инструментов — гармоник, различных галантерейных товаров, игрушек и др. Долгое время служил материалом...
Шкурка шлифовальная (
наждачная бумага , шлифовальная/абразивная бумага, наждачка) — гибкий абразивный материал, состоящий из тканевой или бумажной основы с нанесённым на неё слоем абразивного зерна (порошка). Предназначен для ручной и машинной обработки поверхностей различных материалов (металл, дерево, стекло, пластик) — удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски, шлифование окрашенных поверхностей и пр.
Ка́лька (фр. calque, англ. tracing paper) — тонкая прозрачная бумага, применяемая при черчении, свето- и ручном копировании.
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Сухая кисть (англ. Drybrush) — графический приём в изобразительном искусстве. Основой этой техники является нанесение краски, малонасыщенной связующими веществами, с помощью кисти на фактурную поверхность. (Используют бумагу, холст, негрунтованное полотно, деревянные и металлические поверхности).
Грунто́вка — состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с обрабатываемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов, а также наличием специального компонента — основы. Грунтовкой называют также грунтование — процесс нанесения этого состава.
Ма́сляные кра́ски — ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах (чаще всего комбинированной или синтетической либо на основе алкидных смол), иногда с добавкой вспомогательных веществ. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей, в зависимости от вида краски.
Ва́тман , ва́тманская бума́га (англ. Whatman paper) — белая высокосортная бумага без ярко выраженной фактуры, плотная, с поверхностной проклейкой. Отличается большой стойкостью к истиранию. Относится к типу рисовальных бумаг (употребляется для рисования итальянским карандашом или для акварели). Разновидность веленевой бумаги.
Папье́-маше ́ (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Палитра (сред. ниж. нем. palitter, в свою очередь от др. франк. paleutr, лат. paleterum — «пластинка», «дощечка») — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.
Трафаре́т (от итал. traforetto) — приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данного приспособления.
Аэрография (воздухописание) — одна из техник изобразительного искусства, использующая аэрограф в качестве инструмента для нанесения жидкого или порошкообразного красителя при помощи сжатого воздуха на какую-либо поверхность. Также может быть использован баллончик с краской.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно...
Термотрансфер (от др.-греч. θερμός — горячий и англ. transfer — перенос, перемещение, перевод) — один из способов нанесения изображений на поверхности, выдерживающие кратковременное (от 5 до 30 секунд) воздействие температуры от 120ºС до 190ºС.
Паспарту ́ (фр. passe partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру. Это позволяет свободнее подбирать размер рамки под размер изображения. Кроме того, на паспарту часто располагают поясняющие подписи, автограф изображённого.
Пороло́н (эпоним от норвежской фирмы Porolon, поставлявшей материал в СССР) — эластичный пенополиуретан, мягкая полиуретановая пена, состоящая на 90 % из воздуха, используется как смягчающий и как опорный материал, а также для придания упругости изделиям и изоляции. Благодаря мелкоячеистой структуре поролон обладает хорошими показателями эластичности и воздухопроницаемости.
Смешанная техника — методика как таковая и термин в различных тезаурусах, обычно подразумевающие использование нескольких технологий или способов при создании артефактов; изначально и прежде всего — в изобразительном искусстве, — графических, скульптурных и живописных произведений, в реставрационных работах — при воссоздании, восстановлении тех или иных объектов; в настоящее время также именуется — применение разнородных приёмов в кинематографической, мультимедийной практике (сам этот, последний...
Мастихи́н (от итал. mestichino) — специальный инструмент, использующийся в масляной живописи для смешивания или удаления незасохших остатков красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками. Мастихины, как правило, изготавливаются из стали или пластика и могут иметь самую разнообразную форму и размер (ножа, лопатки и т. п.). Примерами письма мастихином...
Клей — вещество и многокомпонентные композиции на основе органических или неорганических веществ, способные соединять (склеивать) различные материалы — в частности, древесину, кожу, бумагу, ткани, стекло, керамику, металлы, пластмассы, резину.
Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.
Итальянский карандаш , или чёрный мел, — инструмент для рисования, один из видов вольных карандашей; чёрный глинистый сланец или прессованная сажа с примесью клея. Используется для выполнения портретов, а также рисунков обнажённого человеческого тела. Выпускается трёх сортов: твердый, средний и мягкий.
Скрапбу́кинг , скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking ← scrapbook от scrap «вырезка» + book «книга», букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Мягкая игрушка — детская игрушка из искусственного меха, ткани и набивного материала. В разное время для набивки использовали солому, опилки, стружку, вату, волокна хлопка и т. п. С конца двадцатого века задействовали высокотехнологичные материалы: синтепон, синтетические гранулы и т. д.
Пенопла́ст — класс материалов, представляющий собой вспененные (ячеистые) пластические массы.
Грунт (нем. Grund — основа) — первоначальная обработка материала, предназначенного для живописи, тонкий слой специального состава, который наносят поверх проклеенной основы, чтобы придать поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества.
Кра́ски — общее название для группы цветных красящих веществ,предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (весьма сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).
Клеёнка — ткань, на одну или обе стороны которой нанесено водонепроницаемое покрытие.
Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»).
Импасто (итал. impasto — дословно тесто) — приём в живописи в виде густой, сочной накладки красок для усиления эффекта света и фактуры, в гравировании — искусное соединение штрихов с пунктиром, служащее для той же цели.
Соляриза́ция (от лат. Solaris — солнечный, sol — солнце; через французское слово solarisation) — явление желатиносеребряного фотопроцесса, при котором слишком большая экспозиция приводит не к увеличению, а к снижению получаемой в результате проявления оптической плотности. В итоге переэкспонированные участки оказываются на негативе менее плотными, чем окружающие, получившие нормальную экспозицию. На позитиве в этих местах происходит эффект «обращения», когда солнце выглядит, как тёмный диск на светлом...
Обо́и — вид строительных отделочных материалов для облицовки стен и потолков внутри помещений. Представляют собой полотно, свёрнутое в рулон. Основные размеры полотна: ширина — 0,53, 0,70, 1,06 м, длина — 10 и 25м. Основные виды обоев: бумажные, виниловые на бумажной и флизелиновой основах.
Трафаретная печать (шелкография) — метод воспроизведения как текстов и надписей, так и изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.
Целлофа́н (от целлюлоза и греч. φᾱνός — светлый) — прозрачный жиро- влагоустойчивый плёночный материал, получаемый из вискозы.
Апплика́ция (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
Бижуте́рия (от фр. bijouterie) — украшения из недорогих материалов. В производстве используются разнообразные металлы и сплавы, разные сорта прозрачного и цветного стекла, пластмассы, керамики и др. По внешнему виду бижутерия может быть очень похожа на «настоящие» ювелирные изделия, но её стоимость гораздо ниже.
Факту́ра (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности объекта, его рельефность.
Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма. Также эта техника активно используется в ювелирном деле.
Ледерин (от нем. leder — кожа) — материал для переплётов на тканевой или бумажной основе, имитирующий кожу. В отличие от коленкора ледерин водостоек, имеет глянцевую поверхность с рисунком.
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно - три и более. Обычно они имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.
Модели́зм — вид хобби, изготовление уменьшенных моделей и макетов различной техники и архитектурных сооружений.
Минерал
гипс после добычи и переработки широко используется в промышленности, строительстве, ремонте, медицине, как скульптурный материал и тд. Обожжённый гипс применяют для отливок и слепков (барельефы, карнизы и т. д.), как вяжущий материал в строительном деле. Гипсовым раствором скреплены блоки...
Роспись по телу (англ. body painting) — искусство рисования на теле. Одно из направлений боди арта, но в отличие от тату и других способов украшения тела оно является временным (от нескольких часов до трёх недель), так как краска наносится только на верхний слой кожи.
Наклейка представляет собой тип бумаги или пластика, липкий с одной стороны, и, как правило, с дизайном, с другой.
Тексту́ра — изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов. В отличие от рисунка, к текстуре не применяются нормы и требования композиции, поскольку текстура сама по себе художественным произведением не является, хотя и может иногда выступать доминантой в художественном произведении.
Упоминания в литературе (продолжение)
Выполнение эскизов – необходимо условие разработки удачной композиции. Желательно нарисовать несколько вариантов, что позволит выбрать наиболее удачный. Если изделие объемное, то эскизы рисуют с разных ракурсов и обычно в масштабе 1: 1, при этом проставляют размеры, указывают способы обработки, решают вопрос с отделкой. После нанесения на эскиз координатной сетки рисунок копируют на заготовку. А для объемного эскиза из
пластилина или глины предполагается координатная сетка спереди, сбоку и снизу.
Древесина не относится к капризным строительным материалам, но некоторые ошибки она вам не простит: нельзя будет надставить несколько сантиметров неровно отпиленной доски или выровнять испорченную поверхность без ущерба для будущего изделия. Это не
пластилин и не глина, но в пластичности древесина им тоже не уступает.
Древесина не относится к капризным строительным материалам, но некоторые ошибки она вам просто не простит: нельзя будет надставить несколько сантиметров неровно отпиленной доски или выровнять испорченную поверхность без ущерба будущему изделию. Это не
пластилин и не глина, но в пластичности им древесина не уступает.
Для аккуратной работы с
пластилином и глиной нужны: стека, деревянная дощечка-подкладка, тряпочка для вытирания рук, небольшие картонки-подставки для готовых изделий.
Наживить и завернуть под углом шуруп в дерево и особенно в резину не так просто. Задача заметно облегчится, если закрепить шуруп в нужном положении кусочком
пластилина и уже после этого его наживить легким ударом молотка.