Связанные понятия
Лáки — растворы смол (натуральных или синтетических) в различных растворителях (углеводороды, ацетон, вода, этанол, олифы или эфирные масла) до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную пленку (как правило прозрачную, в отличие от краски), хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям. Отвердение пленки лака происходит либо за счет испарения растворителя, либо за счет реакции окислительной полимеризации...
Подробнее: Лак
Клей — вещество и многокомпонентные композиции на основе органических или неорганических веществ, способные соединять (склеивать) различные материалы — в частности, древесину, кожу, бумагу, ткани, стекло, керамику, металлы, пластмассы, резину.
Акриловые краски — водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутилакрилатов), а также их сополимеров в качестве плёнкообразователей.
Краси́тели — химические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам. Термин «краситель» своим происхождением обязан А. Е. Порай-Кошицу и было введено им в научную терминологию в 1908 году.
Грунто́вка — состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с обрабатываемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов, а также наличием специального компонента — основы. Грунтовкой называют также грунтование — процесс нанесения этого состава.
Упоминания в литературе
Основным средством передачи цвета являются
краски . Краски состоят из пигмента (мелко размолотых частиц, различных по химическому составу и происхождению) и связующего вещества. В качестве пигментов используются природные материалы: глина, земля, соки растений, оксиды металлов и др. Большинство современных красок представляют собой различные химические соединения. Важным компонентом, определяющим качественные свойства красок, являются связующие пигменты вещества (масло, клей, мед, воск, яйцо).
Водно-дисперсионные эпоксидные
краски «В-ЭП-012» (ТУ 2316083-05034239-95) представляют собой двухкомпонентные составы: основу и отвердитель. Основой служит эпоксидно-каучуковая пигментированная композиция белого, светло-серого, черного и других цветов. В качестве отвердителя-эмульгатора применяют полиаминоимидазолиновую смолу. Перед применением основу смешивают с 50 %-м водным раствором отвердителя, а затем смесь разбавляют питьевой водой до рабочей вязкости. Допустимый максимальный процент разведения водой – 100 %. При этом вязкость краски не превышает 100–120 секунд по вискозиметру ВЗ-1. Нанесение краски на подложку выполняется кистью, валиком, пневматическим или безвоздушным краскопультом при температуре выше +10 °C и с интервалом перекрывания не менее 4 часов (для полов не менее 24 часов). В агрессивных средах (растворах щелочей, солей, аммиака в воде, автомобильном, техническом масле, бензине) по физико-механическим и защитным свойствам покрытие краской «В-ЭП-012» эквивалентно покрытиям на основе эпоксидных грунтошпаклевок «ЭП-0010» (ЭП-0020) и краски «ЭП-140». Кроме экологических преимуществ, связанных с отсутствием в составе «В-ЭП-012» органических растворителей, еще одним достоинством этой краски по сравнению с органорастворимыми материалами является возможность нанесения ее на влажные бетонные поверхности. Однако в условиях постоянного притока влаги, включая и капиллярный подсос, адгезия «В-ЭП» к подложке резко снижается.
Эмаль ПФ-115 используют для окрашивания металлических поверхностей, древесины и других материалов, которые будут находиться под непосредственным воздействием неблагоприятных атмосферных явлений. Ее всегда наносят в два слоя. В умеренном климате сохраняет свои полезные свойства в течение 3—4-х лет. Перед употреблением ее разбавляют до малярной консистенции уайт-спиритом, скипидаром или же смесью этих веществ, взятых в пропорции 1: 1. Ее производят в 24-цветовой гамме: белая, бежевая, желтая и т. д. Укрывистость зависит от цвета
краски и колеблется от 30 до 120 г на 1 м2. Как и ПФ-133, ее нужно наносить кистью или краскораспылителем. Сохнет от 8 до 24 ч.
Основное требование к
краскам – однородность красящего пигмента. Если краска остаётся на бумаге в виде большого количества песчинок, то лучше ею не пользоваться. Высококачественные краски быстро разводятся водой и имеют однородный цвет, так как для их создания используются и качественные пигменты.
В их основе – все те же акриловые смолы или негорючие, экологически чистые органические компоненты. Они легко наносятся на поверхность, создавая красивейшие эффекты – мозаики, облачного неба, бархата и т. д. К тому же эти материалы обладают высокой прочностью и хорошими для тонких
красок эксплуатационными свойствами. Мозаичные краски содержат в себе вкрапления крупинок различных цветов, действительно создавая эффект абстрактной мозаики.
Связанные понятия (продолжение)
Поливинилацетат (сокр. ПВА) — полимер винилацетата. Твердое бесцветное прозрачное нетоксичное вещество; не имеет запаха.
Акри́л — разговорное название полимеров на основе акриловой и метакриловой кислот. Это может быть синтетическое волокно, краска на основе дисперсии акрилового полимера, конструкционный (в том числе, прозрачный) пластик и т.д. Материал, называемый ранее в русском языке «оргстекло», теперь тоже может быть назван «акрил». Но, чаще всего, это название относится к синтетическому волокну.
Клеёнка — ткань, на одну или обе стороны которой нанесено водонепроницаемое покрытие.
Оли́фы (от греч. αλειφα — мазь, масло) — плёнкообразующие вещества (прозрачные жидкости от жёлтого до вишнёвого цвета) на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве розжига, защитных покрытий, пропиток, основы для красок и пр.
Подробнее: Олифа
Наполни́тели — вещества, добавляемые к основному составу для изменения свойств или (и) удешевления материала. Наиболее распространены твёрдые: древесная мука, древесные опилки, шелуха зерновых, хлопковые очёсы, хлопчатобумажная ткань, бумага, графит, асбест, кварц, стекловолокно, отходы автопокрышек, различные природные и синтетические отходы добычи и переработки, — как отдельно так и в композиции с другими.
Лакокрасочные материалы (ЛКМ) — это композиционные составы, наносимые на отделываемые поверхности в жидком или порошкообразном виде равномерными тонкими слоями и образующие после высыхания и отвердения пленку, имеющую прочное сцепление с основанием. Сформировавшуюся плёнку называют лакокрасочным покрытием, свойством которого является защита поверхности от внешних воздействий (воды, коррозии, температур, вредных веществ), придание ей определённого вида, цвета и фактуры.
Пластма́ссы (пласти́ческие ма́ссы) или пла́стики — органические материалы, основой которых являются синтетические или природные высокомолекулярные соединения (полимеры). Исключительно широкое применение получили пластмассы на основе синтетических полимеров.
Отбеливание , беление — обработка того или иного материала, устраняющая (нежелательную) окраску для придания ему белого цвета. Отбеливание бывает физическим, когда на материал наносится оптический отбеливатель, или химическим, когда с помощью химического реагента происходит разрушение веществ, окрашивающих материал.
Эмалевые краски (эмали) — лакокрасочные материалы, состоящие из высокодисперсных пигментов, плёнкообразующей основы (лаков) и других наполнителей (растворители, пластификаторы, отвердители, сиккативы, матирующие добавки). Эмалевые краски образуют покрытия внешне схожие с эмалями.
Бума́га (предположительно от итал. bombagia < лат. bombacium ‘хлопок’, первоисточником же считается иранский) — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).
Гуммиара́бик (лат. gummi — камедь и arabicus — аравийский) — твёрдая прозрачная смола, состоящая из высохшего сока различных видов акаций. Первоначально гуммиарабик собирался из Acacia nilotica, в настоящее время гуммиарабик преимущественно собирается из двух родственных видов, а именно Acacia senegal и Vachellia (Acacia) seyal. Смола собирается в коммерческих объемах с диких деревьев в основном в Судане (80%) и на всей территории Африки от Сенегала до Сомали, хотя исторически акация произрастала...
Мастика — замазка, смесь разных веществ для склеивания, цементирования, заполнения трещин с целью сделать предмет непроницаемым для воды. Затвердение происходит вследствие испарения растворителя мастики или химической реакции смешанных веществ. Для составления мастики употребляются: мел, известь, гипс, песок, толчёное стекло, глет, белила, сурик, сера, белок, глина, крахмал, воск и др. Мастики готовятся на масле (весьма распространенная оконная, суриковая и цинковая замазки и др.) со смолами и камедями...
Покры́тие в материаловедении – это нанесённый на объект относительно тонкий поверхностный слой из другого материала. Целью нанесения покрытия является улучшение поверхностных свойств основного материала, обычно называемого материалом подложки. Улучшают, среди прочих, такие свойства, как внешний вид, адгезию, смачиваемость, стойкость к коррозии, износостойкость, стойкость к высоким температурам, электропроводность. Покрытия могут наноситься в жидкой, газообразной или твердой фазах, но в результате...
Полиэфи́ры (или полиэ́стеры) — высокомолекулярные соединения, получаемые поликонденсацией многоосновных кислот или их ангидридов с многоатомными спиртами. Известны природные (янтарь, древесная смола, шеллак и др.) и искусственные полиэфиры. Практическое применение получили глифталевые смолы, полиэтилентерефталат, полиэфирмалеинаты и полиэфиракрилаты.
Эму́льсия (новолат. emulsio; от лат. emulgeo «дою, выдаиваю») — дисперсная система, состоящая из микроскопических капель жидкости (дисперсной фазы), распределенных в другой жидкости (дисперсионной среде).
Природные минеральные пигменты — обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цветных порошков в «эмульсии» — приготовленной по специальному рецепту жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций.
Виско́за — (от позднелат. viscosus — вязкий) высоковязкий концентрированный раствор ксантогената целлюлозы в разбавленном растворе NaOH.
Чернила — жидкий краситель, пригодный для письма и/или создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов и штампов.
Минера́льные кра́ски — разновидность красок, в которых в качестве пигмента используются должным образом измельчённые минералы.
Стекло ́ — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека. Структурно-аморфно, изотропно; все виды стёкол при формировании преобразуются в агрегатном состоянии — от чрезвычайной вязкости жидкого до так называемого стеклообразного — в процессе остывания со скоростью, достаточной для предотвращения кристаллизации расплавов, получаемых плавлением сырья (шихты). Температура варки стёкол, от +300 до +2500 °C, определяется компонентами...
Ацетилцеллюлоза (ацетат целлюлозы) — Сложные эфиры целлюлозы и уксусной кислоты.
Деко́ль (англ. Decal) — технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия. Изображение, собственно деколь, «переводная картинка», переносится на керамику с бумажной основы, а затем фиксируется высокотемпературным обжигом. На бумажную основу изображение наносится способами шелкографии или офсетной печати.В настоящее время технология офсетного способа изготовления деколи уже отошла, так как не достигается требуемая толщина слоя керамических красок при печати. Зато на смену этому...
Поливинилхлорид (ПВХ, полихлорвинил, винил, вестолит, хосталит, виннол, корвик, сикрон, джеон, ниппеон, сумилит, луковил, хелвик, норвик и др.) — бесцветная, прозрачная пластмасса, термопластичный полимер винилхлорида. Отличается химической стойкостью к щелочам, минеральным маслам, многим кислотам и растворителям. В чистом виде не поддерживает горение на воздухе, но огнестойкость пластмасс на его основе зависит от использованных добавок. Обладает малой морозостойкостью (−15 °C). Нагревостойкость...
Обо́и — вид строительных отделочных материалов для облицовки стен и потолков внутри помещений. Представляют собой полотно, свёрнутое в рулон. Основные размеры полотна: ширина — 0,53, 0,70, 1,06 м, длина — 10 и 25м. Основные виды обоев: бумажные, виниловые на бумажной и флизелиновой основах.
Ма́сляные кра́ски — ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах (чаще всего комбинированной или синтетической либо на основе алкидных смол), иногда с добавкой вспомогательных веществ. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей, в зависимости от вида краски.
Адгезив — вещество, способное соединять материалы путём поверхностного сцепления. Адгезивы бывают природными и синтетическими. Скрепляющее действие адгезива основано на создании молекулярных связей между ним и поверхностями соединяемых материалов. Микронеровности, заполняемые адгезивом, увеличивают площадь контакта между прилегающими поверхностями. После застывания адгезива они склеиваются.
Подробнее: Адгезивы
Колло́дий (от греч. κολλώδης (kollodes) — вязкий, клейкий) — 4 % раствор коллоксилина в смеси этанола и диэтилового эфира в соотношении 1:7 (в медицине 20 на 76 частей).
Травление — группа технологических приёмов для управляемого удаления поверхностного слоя материала с заготовки под действием химических веществ. Ряд способов травления предусматривает активацию травящих реагентов посредством других физических явлений, например, наложением внешнего электрического поля при электрохимическом травлении, ионизацией атомов и молекул реагентов при ионно-плазменном травлении и т. п.
Анилиновые красители — органические соединения, образующиеся при окислении анилина или его солей; широко используются в гистологической технике, обладают бактерицидным, а некоторые — канцерогенным действием.
Реактопласты (термореактивные пластмассы) — пластмассы, переработка которых в изделия сопровождается необратимой химической реакцией, приводящей к образованию неплавкого и нерастворимого материала.
Химические волокна — текстильные волокна, получаемые из природных и синтетических органических полимеров, а также неорганических соединений.
Пластификаторы — это вещества, которые вводят в состав полимерных материалов для придания (или повышения) эластичности или пластичности при переработке и эксплуатации. Пластификаторы облегчают диспергирование ингредиентов, снижают температуру технологической обработки композиций, улучшают морозостойкость полимеров, но иногда ухудшают их теплостойкость. Некоторые пластификаторы могут повышать огне-, свето- и термостойкость полимеров.
Мы́ло — твёрдый или, реже, жидкий продукт, содержащий поверхностно-активные вещества, в соединении с водой, используемый как косметическое средство — для очищения кожи и ухода за ней (туалетное мыло), либо как средство бытовой химии — в качестве моющего средства (хозяйственное мыло).
Кра́шение — придача ткани, коже, текстилю, пластмассе или другим материалам окраски, которая с практической точки зрения устойчива к воздействию света, трения и другим воздействиям. Отличается от окраски, заключающейся в нанесении слоя, образующего после высыхания твёрдую плёнку.
Бытовая химия — средства по уходу за собственностью: одеждой, помещениями, автомобилями. К средствам бытовой химии также традиционно относят дезинфицирующие средства, репелленты и пр. средства.
Во́ск — распространённая в растительном и животном мире смесь простых липидов (сложные эфиры высших жирных кислот и высших высокомолекулярных спиртов). В состав молекул липидов, составляющих воски (в отличие от жиров, имеющих сходное строение), не входит глицерин.
Отделочные материалы — класс строительных материалов для декоративного оформления зданий и сооружений, защиты их от вредного воздействия окружающей среды, улучшения гигиенических и эксплуатационных свойств.
Пороло́н (эпоним от норвежской фирмы Porolon, поставлявшей материал в СССР) — эластичный пенополиуретан, мягкая полиуретановая пена, состоящая на 90 % из воздуха, используется как смягчающий и как опорный материал, а также для придания упругости изделиям и изоляции. Благодаря мелкоячеистой структуре поролон обладает хорошими показателями эластичности и воздухопроницаемости.
Полиамиды — пластмассы на основе линейных синтетических высокомолекулярных соединений, содержащих в основной цепи амидные группы −CONH−.
Пигме́нт (лат. pigmentum — краска) — компонент наполненных композиционных материалов, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозионные и другие свойства. Частая ошибка - использовать его как синоним красителя. Хотя термины «краситель» и «пигмент», часто используются как равнозначные, понятия чётко различаются - красители растворимы в красильной среде (растворителе), а пигменты нерастворимы.Различают природные минеральные пигменты (неорганические компоненты красок) и биологические пигменты...
Свинцо́вый су́рик — твёрдое и химически стойкое вещество. По своему химическому составу свинцовый сурик представляет собой ортоплюмбат свинца Pb2PbO4, суммарная формула Pb3O4, имеющий насыщенный красно-оранжевый цвет и высокую плотность.
Сажа — аморфный углерод, продукт неполного сгорания или термического разложения углеводородов в неконтролируемых условиях. Применяется в основном в шинной и резинотехнической промышленности (три четверти всего производства сажи). В больших количествах её используют для приготовления чёрной краски в полиграфической и лакокрасочной промышленности, в чёрной металлургии, электротехнической промышленности. Во Франции во времена Карла II с использованием сажи изготовляли ваксу.
Термопла́сты — полимерные материалы, способные обратимо переходить при нагревании в высокоэластичное либо вязкотекучее состояние.
Грунт (нем. Grund — основа) — первоначальная обработка материала, предназначенного для живописи, тонкий слой специального состава, который наносят поверх проклеенной основы, чтобы придать поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества.
Полистиро́л — продукт полимеризации стирола (винилбензола), термопластичный полимер линейной структуры.
Упоминания в литературе (продолжение)
Любая
краска состоит из пигмента (который придает ей цвет), связующих веществ (которые обеспечивают ее прилипание к поверхности) и раствора воды или спирта – в зависимости от того, масляная эта краска или латексная. Она будет также содержать химические вещества, которые ускоряют процесс высыхания, и возможно, наполнители, которые продлят срок ее службы.
Флюс в составе керамических
красок призван придавать им блеск, исключением являются краски с матовым эффектом. Кроме того, флюс, обеспечивая необходимое сцепление с поверхностью глазури, не должен снижать окрашивающие свойства пигмента.
Сухие
краски не изменяют свой цвет под действием солнечного света, при многократном увлажнении и высыхании, а также при воздействии на них щелочей. Они обладают хорошей укрывистостью, которая выражается количественным содержанием пигмента (в граммах), необходимым для покрытия 1 м2 поверхности так, чтобы нижележащий слой не просвечивался. Чем выше укрывистость пигмента, тем меньше его требуется на 1 м2 поверхности.
Акриловые
краски нашли широкое применение. Их используют для окраски потолка, стен и прочих поверхностей. Эти краски выдерживают повышенную влажность воздуха, хорошо переносят влажную уборку в помещении. Они имеют большое цветовое разнообразие. Кроме этого, акриловые краски даже одного производителя отличаются по своим характеристикам, в том числе укрывистости. Последнее означает способность краски маскировать неоднородную по цвету (черно-белую) поверхность. Для окрашивания потолка не обязательно приобретать краску повышенной стойкости к влажной уборке. Не рекомендуется краску для потолков колеровать в яркие цвета. При необходимости, можно выбрать акриловую краску специального назначения – для закрашивания жирных пятен, остатков копоти и т. д. Акриловые краски создают красивую матовую и глянцевую поверхность и смотрятся благородно. Их наносят в два слоя. Этого достаточно для полного закрашивания даже неоднородной поверхности и трещин шириной до 1 мм.
Азурит – минеральный пигмент, основу которого составляет углекислая медь. В масляной живописи, в отличие от более ранних техник, он мало применялся, так как в соединении с маслами обретал зеленую окраску. Его также нельзя смешивать со свинцовыми и кадмиевыми
красками .
Древесину можно сделать устойчивой к возгоранию, для чего ее пропитывают и покрывают особыми составами, называемыми антипиренами. К ним относятся огнезащитные
краски , которые по виду связующего делятся на силикатные, перхлорвиниловые, масляные и казеиновые. Силикатные огнезащитные краски являются особенно эффективными. В них в качестве связующего используют жидкое стекло, а наполнителями служат песок, мел, магнезит. При высокой температуре на поверхности древесины образуется стекловидная пленка, которая покрывает ее и препятствует доступу кислорода.
Протекторные грунтовки предназначены для того, чтобы защищать окрашенные поверхности и придавать красочному покрытию особую прочность. В состав таких масс входят свинцовые, цинково-магниевые и цинковые пигменты. Именно они, вступая в реакцию с составляющими
красок , провоцируют образование плотной и прочной пленки.
Прежде всего все клеевые
краски отличаются высокой водопроницаемостью и образованием на окрашенной ими поверхности матового пористого слоя. Все это ведет к низкой влагостойкости этих красок и ограничению диапазона их применения. Еще один существенный недостаток клеевой краски – это неспособность хоть сколько-нибудь противостоять атмосферным воздействиям и быстрому разрушению на открытом воздухе, так как клеевые краски относятся к разряду водорастворимых составов.
Пигменты – тонкоизмельченный порошок того или иного цвета. Пигменты не способны закрепляться на поверхности окрашиваемого изделия и поэтому применяются в смеси с каким-либо пленкообразующим материалом (клеем, маслом), закрепляющем пигмент на поверхности изделия. Готовые составы из смеси пигмента и пленкообразующего материала называют
красками .
Для мытья поверхности автомобиля рекомендуется применять специальные шампуни, в состав которых входят поверхностно-активные вещества, спирты, карбоксиметилцеллюлоза, триполифосфат натрия, капролактам, жидкое натриевое стекло, полиакриламид. Состав и рецептура автомобильных шампуней подбираются таким образом, чтобы исключить коррозионное воздействие на обрабатываемую поверхность. В продаже есть множество разнообразных автошампуней, которые легко удаляют грязь и жирный налет, безвредны для
краски и резины, снимают статическую пыль и биологически разлагаются. Некоторые шампуни создают дополнительную защиту из воскового покрытия – они облегчают последующую полировку поверхности автомобиля и обеспечивают длительное сохранение блеска покрытия. Следует отметить, что не все шампуни удаляют с лакокрасочного покрытия пятна гудрона, масла, продукта нефтепереработки. Если вам не хочется возиться со специальными средствами для удаления таких пятен, то выбирайте автошампунь, который может не только вымыть автомобиль, но и обеспечит очистку его поверхности от диффундирующей агрессивной пленки.
Крон свинцовый сухой – синтетический пигмент – выпускают лимонного, желтого и оранжевого цветов и применяют для приготовления всех видов
красок и окрашивающих составов (кроме щелочных). Токсичен. Непригоден для смешивания с пигментами, содержащими свободную серу (литопон, ультрамарин).
Применения. Старый тип белой
краски , которую сложно использовать, так как она требует постоянного перемешивания. Она создает неровный сельский эффект и склонна осыпаться, но ее матовая мягкая порошковая текстура очень привлекательна. Некоторые пигменты будут вступать в реакцию с известью, поэтому прочитайте инструкции производителя, прежде чем их добавлять.
Начинать осваивать художественную роспись лучше всего с акриловых
красок , так как они менее сложные в работе со скользкими стеклянными поверхностями, лучше закрепляются на поверхности, разные цвета легко перемешиваются для получения любого оттенка, а сами рисунки выходят яркими и насыщенными. При выборе акриловых красок важно, чтобы на них было указано, что они предназначены для работы со стеклянными поверхностями, в этом случае рисунок после высыхания будет водоустойчив и прочен. Наносятся акриловые краски при помощи кисти, при этом, в отличие от масляных красок или гуаши, для акриловых лучшим выбором станет качественная кисть с синтетическим, а не натуральным ворсом. При работе кисть необходимо периодически обмакивать в стакан с водой, так как акриловые краски относятся к категории быстросохнущих. При работе со сложными многоцветными рисунками лучше работать не одной, а сразу несколькими кистями, отдельно для каждой цветовой гаммы. После работы кисти необходимо тщательно промыть водой. В целом техника работы акриловыми красками та же самая, что и при работе с привычной акварелью или гуашью, краски легко смешиваются между собой, при смешивании дают многообразную палитру цветов и оттенков, позволяют создавать рисунки как яркого, насыщенного цвета, так и в пастельной, полутоновой гамме. Качественные акриловые краски имеют хорошую покрывную способность и, как правило, для закрашивания фона их достаточно нанести в один слой. После высыхания краски рисунок покрывают акриловым лаком.
Следует, однако, сказать, что честь открытия первого синтетического красителя из продуктов перегонки каменного угля принадлежит польскому химику Якубу Натансону. Работая в Тарту (в то время – Дерпт, а после 1893 г. – Юрьев) он почти одновременно с Перкином, но все же чуть раньше, получил нагреванием смеси анилина и дихлорэтана в запаянной трубке вещество кроваво-красного цвета, способное окрашивать ткани. Это был краситель фуксин. Последующие исследования показали, что Натансон получил, вероятно, смесь парарозанилина с его моно– и диметилзамещенными. Сейчас фуксин применяют в основном для окрашивания нетекстильных материалов – бумаги, кожи, дерева; для приготовления чернил, цветных карандашей, типографских
красок .
Гипс (от грен. gypsos – мел, известь) – минерал, водная сернокислая соль кальция. Структура кристаллической решетки гипса относится к типу слоистой. Чистый гипс бесцветен и прозрачен, при наличии примесей имеет серую, желтоватую, розоватую, бурую и другие окраски. Гипс широко применяют для получения вяжущих материалов, для изготовления гипсобетона, гипсовых и гипсобетонных изделий и отделочных материалов, таких как гипсокартон, поделочный (селенит) и облицовочный камень; в производстве
красок , эмали, глазури; для гипсования почвы; в медицине, оптике. Гипс входит в состав ганча и стукко, хорошо поддается тонировке и раскраске. Он обладает способностью «дышать», то есть, пропускать воздух, химически нейтрален, не содержит токсических и пахнущих веществ, абсолютно негорюч, имеет высокие теплоизолирующие свойства.
Акварель – одна из техник живописи, выполняемых водными
красками . Связующим акварельных красок являются растительные водорастворимые клеящие вещества, главным образом камеди и декстрины. В акварельной живописи употребляется чистая вода или вода с добавлением камеди, что позволяет получать необычайно тонкое и равномерное распределение красочного материала на поверхности бумаги. Пигменты или красители, входящие в состав акварелей, должны быть исключительно мелкодисперсны, поэтому акварельная техника в чистом виде предполагает получение художником прозрачных слоев с просвечивающим белым тоном бумаги. Применение наполнителей не допускается, а роль белил выполняет сама бумага [1]. Процесс исполнения акварели такими красками – медленный и очень кропотливый, поэтому иногда практикуется введение белил, способных облегчить многие технические задачи. При этом не рекомендуется использовать свинцовые белила, которые темнеют в акварельной живописи в большей степени по сравнению с масляной. Техника живописи, выполненная непрозрачными водными красками, которые возможно нанести более корпусно, относится уже к технике гуаши, для которой характерно введение белил и животного клея. Практикуется и использование акварельных красок, к которым примешиваются белила, а при разведении – к воде добавляется животный клей.
Основу гипсокартона, как следует из его названия, составляет гипс (от греч. gypsos – «мел, известь»). Это минерал, водная сернокислая соль кальция. Структура кристаллической решетки гипса относится к типу слоистой. Чистый гипс бесцветен и прозрачен, при наличии примесей имеет серую, желтоватую, розоватую, бурую и другие окраски. Гипс широко применяют для получения вяжущих материалов, для изготовления гипсобетона, гипсовых и гипсобетонных изделий и отделочных материалов, таких как гипсокартон, поделочный (селенит) и облицовочный камень; в производстве
красок , эмали, глазури; для гипсования почвы; в медицине, оптике. Гипс входит в состав ганча и стукко, хорошо поддается тонировке и раскраске. Он химически нейтрален, не содержит токсических и пахнущих веществ, абсолютно негорюч, имеет высокие теплоизолирующие свойства.
Минеральные
краски (известковые и цементные) предназначаются для окрашивания минеральных поверхностей или тех, которые уже были покрыты составами этого типа. Они достаточно дешевы, но неустойчивы к сере, присутствующей в городском воздухе, имеют довольно узкий спектр применения.
Широко распространенные в XIX в. свинцовые белила по составу представляют собой основной карбонат свинца 2PbCO3·Pb(OH)2, полученный химическим путем, но он встречается и в природе в качестве минерала – гидроцеруссита. Живописцы прошлого ценили эту
краску за ее чистый белый цвет и выдающуюся кроющую способность. А для современных музейных исследователей (как и для всех ценителей живописи) из-за своих химических свойств свинцовые белила могут служить достаточно чувствительным индикатором загазованности, малой освещенности и кислотно-щелочной окислительной активности музейной экспозиционной среды.
Масляные лаки имеют маркировку «с» (светлый) и «т» (темный). Они используются как для наружных, так и для внутренних работ на деревянной поверхности и по масляной
краске . Наиболее распространены лаки ПФ-238 и ГФ‑166. Их наносят на поверхность в два слоя с учетом, что второй слой следует наносить только спустя 36 часов. Перед применением лаки разбавляют скипидаром, ксилолом или сольвентом.
Окислительная
краска оказывает свое действие, когда происходит процесс окисления пигмента волоса кислородом, при этом проявляются красящие тельца красителя, т. е. вместе с обесцвечиванием добавляется новый цвет. Это стандартное действие красок, продающихся в магазинах. Они имеют следующий механизм действия: волос состоит из фибрилл, удлиненных волокон.
Естественные источники, из которых первоначально делались зелёные
краски , – земляные пигменты и ярь-медянка – искусственный пигмент, который добывался с поверхности меди.
Для окрашивания скорлупы можно использовать красители для шерстяных тканей или различные пищевые красители, которыми красят яйца на Пасху. В дальнейшем для более сложных работ понадобятся жидкие быстросохнущие акриловые, полуакриловые и акриловые
краски с перламутром. В некоторых случаях используют колер различных цветов, который, как и акриловые краски, можно приобрести в магазине строительных материалов.
При смешении
красок и красителей наблюдается процесс субтрактивного смешения. Субтрактивный процесс можно представить, пропуская луч солнечного света последовательно через два светофильтра, например желтый и зеленый. В результате изменится спектральный состав света и останется только желто-зеленый свет, так как все остальные составляющие спектра поглощаются при прохождении через светофильтры. На практике, например, при смешении желтой и зеленой масляных красок при проникании луча света в глубь пленки краски он проходит сквозь смесь частиц желтого и зеленого пигментов и выходит в виде желто-зеленого света. При смешении растворов двух красителей, когда каждый компонент (желтый или зеленый) избирательно поглощает свет, выходящий луч включает те длины волн, которые в основном избежали процессов поглощения. Здесь следует подчеркнуть, что, поскольку в процессе поглощения энергия луча света убывает, яркость выходящего луча в субтрактивной цветовой смеси также снижается.
Поверхность, на которую наносят фактурное покрытие, должна быть сухой, чистой, по возможности ровной и не осыпающейся. Все, что обладает водоотталкивающими свойствами или не способно удержать вес нанесенного покрытия (грязь, пыль, жиры, масла, пятна влаги или плесени и т. п.), следует удалить металлической щеткой или наждачной бумагой. Если поверхность металлическая, то ее очищают от ржавчины и дважды покрывают алкидной
краской соответствующего тона.
В конце осмотра изучают состояние поверхности предмета. Визуально устанавливают природу лако-красочного покрытия (вид лака,
краски , позолоты) и его дефекты, состояние облицовочного слоя (наличие отслаивания, трещин, утрат и др.). Выявляют повреждения и утраты декоративных элементов (резьбы, инкрустации, фурнитуры). Очень важно установить, подвергался ли предмет в прошлом реставрации или ремонту, какие части его являются подлинными, какие были привнесены позже. Это прежде всего относится к отделочному покрытию. Если возникает сомнение в том, что отделочное покрытие первоначальное, производят его зондаж механическим или химическим способом. При механическом способе скальпелем соскабливают на мало видном месте отделочное покрытие до древесины. Площадь зондажа должна быть минимальной (вполне достаточно 2 × 3 см). При прозрачном покрытии соскабливание позволяет судить о толщине и твердости пленки и таким образом определить (предположительно) природу лака. При многослойном красочном покрытии постепенно соскабливают слой за слоем, фиксируя его толщину и цвет. При химическом зондаже покрытие удаляют послойно растворителями. Этот способ более эффективен, чем механический, так как позволяет точнее определить природу лакокрасочного материала (по его растворимости) и исключает возможность механического повреждения поверхности. Если под верхним отделочным слоем обнаруживается более интересная первоначальная отделка, зондаж расширяют, делают его в нескольких местах, чтобы оценить состояние нижнего слоя. В зависимости от результатов исследования принимают решение, делать ли новую отделку или оставить старую.
При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразующих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим количеством – полуглянцевые, а при окраске масляными
красками – матовые.
Долгое время стандартными жидкостями для притенения служили известковая побелка и сильно разбавленная эмульсионная
краска . Нанесенные толстым слоем, эти вещества удерживаются на стекле очень прочно, но и снимаются они тоже с большим трудом. В настоящее время появились составы, довольно легко стирающиеся с поверхности и при этом не смываемые дождем. Поскольку со временем слой всех веществ, используемых для притенения, постепенно истончается, то с установлением жаркой погоды его приходится возобновлять. Все жидкие притеняющие составы должны быть белого цвета: зеленый цвет и его оттенки поглощают тепло, в то время как белый – отражает. При всем этом жидкие притеняющие составы имеют свои недостатки. Главным из них является то, что они остаются на стекле довольно долгое время на протяжении лета, когда неизбежны и пасмурные дни, и периоды похолодания. В таких условиях растения будут испытывать недостаток света и тепла. Поэтому разумнее использовать иные притеняющие средства. А это, как уже было сказано выше, сворачивающиеся притеняющие экраны. Их можно разместить как с наружной, так и с внутренней стороны теплицы, а подъемные жалюзи – только внутри.
Итальянцы изобрели технологию росписи изделий
красками по сырой непрозрачной белой («оловянной») глазури. После формования глиняный предмет подвергался легкому обжигу с целью выпаривания жидкости и придания ему необходимой твердости. Глазурный порошок разводился водой, покуда не получалась белая, напоминающая по цвету молоко жидкость. Остывший предмет опускали в глазурный раствор. Сухая глина впитывала воду, а глазурная масса в виде белого порошкообразного слоя оседала на поверхности предмета. На этот «грунт» наносился рисунок водяными красками. По окончании росписи предмет подвергался повторному обжигу при значительно более высокой температуре. Чтобы предохранить окрашенную поверхность от непосредственного соприкосновения с огнем, предмет помещали в некое подобие глиняного футляра. Во время этого вторичного обжига глазурь расплавлялась и, смешиваясь с красками, придавала им своеобразный глянцевый блеск. Поверхность предмета становилась гладкой и водоотталкивающей.
Это органические вещества, обладающие летучестью. Используют их для повышения или для понижения вязкости лаков и
красок . В редких случаях для этих целей используют обыкновенную воду.
Шунгитовая электропроводная
краска – экологически чистый продукт. В процессе нагрева из нее не выделяется никаких вредных веществ. Краска может использоваться для создания нагревателей различных площадей, объемов и мощностей, антистатических и заземляющих поверхностей.
Технологический процесс финифти состоит в изготовлении из тонкого серебряного, медного или золотого листа основы изделия, которая может быть любой формы. Лицевую поверхность после соответствующей подготовки покрывают тонким слоем эмали, которая должна служить фоном (светлые – белый, голубой или черные фоны). Операцию наложения фона повторяют в несколько этапов, пока поверхность не станет ровной и гладкой. Оборотную сторону покрывают контрэмалью. Затем приступают к живописи на эмали, учитывая изменения после обжига первоначального цвета эмалевых
красок и их температуру плавления. Вначале пишут красками тугоплавкими, а после обжига легкоплавкими.
Древесина различных пород может принимать
краску по-разному. При этом у твердых, плотных пород этот процесс идет лучше, чем у мягких. Так, дуб окрашивается лучше липы, а береза – лучше бука. Обычно светлый цвет древесины переводят в более насыщенные тона. Материал, подлежащий крашению, предварительно освобождают от пятен и пыли.
Если при окрашивании используете жидкую пищевую
краску , то на кусок теста весом 100 г вам понадобится следующие количества краски:
Очень проста в употреблении
краска для кожи в аэрозольной упаковке: ее распыляют, держа баллончик на расстоянии около 20 см от кожи и быстро передвигая его вдоль окрашиваемой поверхности. После десятиминутного перерыва наносится следующий слой краски. Эта операция продолжается до тех пор, пока поверхность не приобретет ровной и прочной окраски. Если в процессе работы получатся потеки краски, их удаляют с помощью растворителя.
К декоративной отделке
красками относится метод фотоконтактной печати (шелкография) с помощью специальных фотошаблонов. Фотошаблон представляет собой рамку с натянутым капроновым ситом. Сито обезжиривают и дважды покрывают с двух сторон светочувствительной эмульсией, в составе которой имеются желатин и двухромовокислый аммоний. После нанесения эмульсии фотошаблон сушат в течение 8-10 ч.
Деревянный сайдинг изготавливают из спрессованных при высоком давлении и температуре волокон древесины. Замечательно, на мой взгляд, то, что в процессе изготовления на каждую панель при высокой температуре наносят пять слоев
краски , которые создают надежную защиту. Немаловажно для всех, кто ценит свое здоровье: ни на одной стадии производства не используются фенолформальдегидные смолы.
Пятна на белье и одежде бывают различного происхождения: жировые, чернильные, от пищевых продуктов, смолы, масляной
краски и др. Эти пятна на белье при обычной стирке или совсем не удаляются, или удаляются неполностью. В этих случаях применяют предварительную чистку пятен специальными составами, а затем уже стирают обычным способом. Пятна на верхней одежде, которую не стирают, также выводят обыкновенными средствами. Однако при использовании этих средств нужно по мнить, что неправильное применение их может повредить ткань и испортить ее окраску.