Связанные понятия
Манса́рда (от фр. mansarde) — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома, с мансардной крышей. Популярность домам с подобной архитектурой принёс француз Франсуа Мансар своей работой в Париже в середине XVII века. В 1630 году он впервые использовал подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. С тех пор чердачный этаж под скатной крутой изломанной крышей носит название «мансарда...
Фли́гель (от нем. Flügel, основное значение — крыло, боковая пристройка) — вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка. Флигели входили в комплекс городской или сельской усадьбы и располагались по бокам от основного здания. Такая композиция характерна для усадеб, построенных в стиле русского классицизма во второй половине XVIII — начале XIX века.
Каре́тник — постройка для карет, лошадей, сопутствующих приспособлений и нужд. Как правило, деревянное, реже каменное, отдельно стоящее одноэтажное здание. В состав здания обычно включались экипажный сарай (при необходимости — два), конюшня с несколькими стойлами, крытый дворик с навозной ямой и ле́дник.
Коню́шня — помещение для содержания лошадей, обычно представляет собой постройку, разделённую на индивидуальные для каждой лошади секции, которые называются денниками и стойлами.
Доходный дом — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду, а также тип архитектурного сооружения, сложившийся в европейских государствах и странах к 30–40-м годам XIX в.
Упоминания в литературе
На участке современного жилого дома № 5 по улице Декабристов, в середине XVIII столетия находился добротный каменный одноэтажный
особняк подрядчика-строителя купца Ильи Митрофановича Костревского. В 1850 году участок и дом у наследников купца купил иностранец Самуил Якобс, для того чтобы построить на этом месте большое жилое строение. Дом «иностранца С. Якобса» (так он числился во всех официальных документах) стал своеобразной архитектурной новинкой того времени. Проект его постройки, созданный академиком архитектуры и техником городской управы Г.М. Барчем совместно с академиком архитектуры М.В. Вебелем, официально утверждается 25 октября 1852 года. Большой каменный дом, с каменными же флигелями во дворе вознесся в третьем квартале второй Адмиралтейской части. Экономная планировка нового доходного строения наглядно демонстрировала его сугубо практическое назначение – все четыре этажа здания содержали типовые и совершенно одинаковые, небольшие по своему размеру двухкомнатные квартиры. Даже подвальный этаж архитекторы приспособили «под жильцов».
В 1757 году владение приобрел богатый купец И. Г. Журавлев – собственник суконной фабрики, знаменитый благотворитель, один из жертвователей церкви Великомученицы Параскевы Пятницы. В 1758 году вместо деревянных флигелей, стоящих при главном въезде в усадьбу со стороны Черниговского переулка, строятся каменные здания. Главный дом усадьбы заслоняется возведенным по линии переулка хозяйственным корпусом, на восточной стороне появляется каменный флигель. Оба флигеля использовались промышленником Журавлевым для производственных нужд. Об этом говорит и планировка сохранившейся пристройки (стр. 3). Вполне возможно, новый хозяин хотел полностью отгородить усадебный дом хозяйственными корпусами. Но есть и другая версия, по которой Журавлев задумывал построить новый
особняк , выходящий парадным фасадом на Большую Ордынку, но по каким-то причинам не смог реализовать свой план. Как бы там ни было, вместо нового дома была сделана пристройка к старым палатам с белокаменной нижней частью. Парадное крыльцо заменили системой внутренних лестниц, появились коридорные сени. В XVIII веке существовал так называемый «глухов переулок» – въезд к восточному торцу главного дома. По линии этого переулка как раз и возвели восточный флигель. При Журавлеве парадный въезд был почему-то закрыт хозяйственными постройками. Этим еще раз подтверждается желание хозяина построить для себя новые палаты.
Жилье дореволюционной постройки расположено преимущественно в историческом центре (занимает 5 млн кв. м из 16 млн кв. м в Центральном округе), и узнать его несложно. Это небольшие
особняки (2-4 этажа), реконструированные в малоквартирные или многоквартирные (6-8 этажей) дома, в прошлом престижные или дешевые доходные дома.
Строгановский дворец считается единственным городским памятником архитектуры середины XVIII столетия, расположенным на главной магистрали столицы. Возведенный в три высоких этажа на углу Невского проспекта и набережной Мойки, он выделялся среди обывательских строений не только своими необычными размерами, но и богатой пышностью декоративного убранства обоих фасадов. Да и в наши дни, несмотря на то что Строгановский дворец теперь окружен высокими и разнообразными по своей архитектуре городскими зданиями, старинный
особняк не растворился в их гуще и прекрасно просматривается не только в перспективе современного Невского проспекта, но и с дальних точек излучины реки Мойки.
Этот дом № 8 – самый маленький на Миллионной, ширина его фасада составляет всего 13 метров. Современный внешний вид типичен для архитектуры модерна, но в XIX веке здание выглядело как ампирный
особняк , в предшествующем – как жилище небогатого горожанина. В отличие от большинства домов на улице у дома № 8 за почти триста лет его существования сменилось немного владельцев и в его истории мало ярких эпизодов и замечательных имен, но они все-таки есть.
Связанные понятия (продолжение)
Неоренессанс — одна из наиболее распространённых форм стиля историзма XIX века, воспроизводившая архитектурные решения времён Возрождения, в особенности итальянского Чинквеченто. Отличительные черты — тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как рустика и пилястры.
Ви́лла (лат. villa — загородный дом) — в прошлом в большинстве случаев загородный дом в классическом римском и итальянском стиле, как правило, предназначенный для сезонного проживания. Для строительства стен использовали камень и кирпич, а для отделки и украшения виллы обычно использовали мрамор, ротонды, колонны и фрески.
Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства». Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.
Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).
Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий») — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем.
Историзм (нем. Historismus) — направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века, стремившееся к точному воспроизведению духа и формы исторических стилей. Выступает как сочетание различных архитектурных, уже «прошлых», «исторических» стилей, стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён (эти времена репрезентируются как стили).
Плитня́к — пластины природного камня. Плитняк представляет собой плоскую плиту различной формы. Средняя толщина плитняка от 12 мм до 150 мм. В зависимости от камня различают: гранитный плитняк, песчаник-плитняк, плитняк-сланец и др.
Побо́чная мы́за (нем. Beigut, эст. kõrvalmõis) — вид рыцарской мызы; экономическая единица, которая вместе с одной или несколькими рядом или недалеко расположенными мызами принадлежала одному владельцу и составляла с ними единое хозяйство.
Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи историзма, возрождавшей формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. В отличие от национальных направлений эклектики (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке...
Мезони́н (итал. mezzanino, фр. mezzanine «промежуточный»; от греч. μέσος «средний»), надстрой, вышка, полуярус, полужильё — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. Она часто имеет форму креста или квадрата, иногда шестигранника. Может иметь форму цилиндра, реже восьмигранника. Часто эта надстройка не носит функциональный характер, а просто является декоративным элементом.
«Кирпи́чный стиль » — условное обозначение неоштукатуренных строений периода историзма в России (конец XIX века). Для «кирпичного стиля» характерна замена лепных украшений и штукатурки декором из неоштукатуренного кирпича.
Двор-колодец — двор, образованный близко стоящими стенами многоэтажных домов, обычно при блокированной застройке. Вход с улицы через подворотни. Часто является местом размещения мусорных контейнеров, парковки автомобилей. Зачастую плохо освещён. Может иметь проходы в следующие дворы (такие дворы называются проходными).
Необарокко — одна из форм архитектурного стиля историзм XIX века, воспроизводившая архитектурные формы барокко.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Дворе́ц — большое монументальное парадное здание, выделяющееся своей архитектурой, являлось первоначально резиденцией царствующих владетельных лиц, высшей знати и уже с XIII века так же назывались некоторые здания органов государственной власти. Качественным отличием дворцовой архитектуры от замковой является отсутствие оборонительного назначения и фортификационных элементов.
Скотово́дческая мы́за (нем. Hoflage, эст. karjamõis) — мыза, которая представляла из себя расположенный недалеко от главной (рыцарской) мызы комплекс зданий и сооружений, где жила часть работников мызника и содержалась часть мызного скота или размещалось какое-либо производство.
Кварти́ра (от нем. Quartier ) — один из видов жилого помещения, состоящий из одной или нескольких смежных комнат с отдельным наружным выходом, составляющее отдельную часть дома.
Па́мятник архитекту́ры (градострои́тельства) — недвижимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время в действующем российском законодательстве определение «памятник архитектуры» не используется — употребляется либо «объект культурного наследия», либо равноценное ему «недвижимые памятники истории и культуры».
Этаж (от фр. étage), или уровень — часть пространства здания между двумя горизонтальными перекрытиями (между полом и потолком), где располагаются помещения; уровень здания над (или под) уровнем земли.
Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился течением историзма.
Бельведе́р (фр. Belvédère, от итал. belvedere — «прекрасный вид») — лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности. Кроме отдельно стоящей постройки, бельведером может называться надстройка над зданием, вышка. Например, башня с широкими застеклёнными или открытыми отверстиями.
Павильон (фр. pavillon) — в основном небольшая изолированная постройка. В отличие от флигеля — красиво оформленной постройки хозяйственного или жилого назначения, — павильон предназначен для отдыха, развлечения; в отличие от беседки он закрыт со всех сторон от атмосферных воздействий. Павильоны являлись неотъемлемой частью усадебных комплексов в Европе, а начиная со времён Петра I — и в России.
Антресо́ль (фр. entresol) — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII века и первой половины XIX века. Как правило, имеет низкий потолок. При этом приходится или делить большие окна этажа, или устраивать форменный низенький этаж с самостоятельными, сравнительно малой величины окнами.
Ва́льмовая кры́ша — вид крыши с четырьмя скатами, причём торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза. Два других ската трапецеидальной формы. Благодаря своей конструкции крыша очень практична в плане схода с неё осадков. Однако в то же время в силу технологических особенностей является самой сложной в исполнении. И делается как правило только специализированными строительными работниками.
Цо́кольный эта́ж — этаж, при отметке пола помещений расположенный ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.
Палиса́дник (фр. palissade — изгородь, частокол) — участок между домом и дорогой (тротуаром), огороженный забором (палисадом).
Красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Терра́са (фр. terrasse «площадка») — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).
Подвал — этаж здания с уровнем пола ниже уровня земли более чем на половину высоты помещений или первый подземный этаж. Служит для размещения различного оборудования, припасов. Характеризуется стабильностью суточных и годовых температур за счёт теплоизолирующих свойств земли и отсутствием естественного солнечного освещения.
Уса́дьба (от «садить», «сажать») — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Усадьбы появляются в XV веке в Московском государстве и связаны с системой поместья, когда помещик строил дом в деревне и окружал себя домочадцами.
Мансардная крыша — покатая крыша, для которой характерна конструкция ската, состоящего из двух частей — верхней, пологой, и нижней, более крутой. Образуемое тем самым более объёмное чердачное помещение называют мансардой или мансардным этажом.
Да́ча — загородный дом для городских жителей, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания.
Стиль Тюдоров — архитектурный стиль поздней английской готики, развившийся в период правления английской королевской династии Тюдоров (1485—1603). Стиль охватывал 1500—1560 годы и уступил место Елизаветинской архитектуре. Стиль соединил элементы архитектуры эпохи Возрождения и средневековой готики.
Классици́зм (фр. classicisme от лат. classicus «образцовый») — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.В основе классицизма лежат идеи античности, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать...
Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями.
Котте́дж (от англ. cottage) — индивидуальный городской или сельский жилой дом (обычно двухэтажный) с небольшим участком земли для проживания одной нуклеарной семьи.
Интерье́р (фр. intérieur < лат. interior — внутренний, антоним экстерьер) — архитектурное и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.
Швейцарский стиль , Швейцарское шале (нем. Schweizerstil, норв. Sveitserstil) — архитектурный стиль позднего историзма, вдохновлённый сельским домом шале из Швейцарии и альпийских (горных) областей Центральной Европы. Стиль соединяет традиционные строительные конструкции с характерными крышами и украшенными резьбой и балконами фасадами. Стиль распространился в Германской империи, Австро-Венгрии и Скандинавии в период Прекрасной эпохи.
Вера́нда (от бенгальского ) — открытое или застекленное помещение, пристроенное или встроенное в здание; чаще используется в малоэтажных жилых домах, но в южных районах является составной частью квартиры и в многоэтажном строительстве; обычно не отапливается, вентилируется через открываемые створки окон, иногда оборудуется защитными устройствами от солнца. Веранды широко применяются в детских, санаторных учреждениях, больницах.
Фа́хверк (нем. Fachwerk — каркасная конструкция, фахверковая конструкция) — тип строительной конструкции, при котором несущей основой служат вертикально установленные несущие столбы, являющиеся, наряду с распорными наклонными балками, опорной конструкцией здания. Эти несущие столбы и балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид. Пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда также деревом. Фахверк появился в XV веке в Германии и стал очень...
Зда́ние , синоним: дом — разновидность наземного строительного сооружения с помещениями, созданного в результате строительной деятельности в целях осуществления определенных потребительских функций, таких как проживание (жилище), хозяйственная или иная деятельность людей, размещение производства, хранение продукции или содержание животных. Здание включает в себя сети инженерно-технического обеспечения и системы (оборудование) инженерно-технического обеспечения. Здание может иметь также эксплуатируемые...
Руи́ны (от лат. ruere «падать»), или разва́лины — останки разрушенного здания, сооружения, их группы или целого населённого пункта. Отдельные постройки превращаются в руины как по неосторожности (отсутствие регулярного обслуживания и ремонта), так и по причине умышленного разрушения. Населённые пункты становятся руинами из-за оттока населения, боевых действий или стихийных бедствий. При отсутствии надлежащей консервации руины со временем неуклонно разрушаются под действием погодных факторов и стихийной...
Пасса́ж (фр. passage — проход, переход) — популярный во второй половине XIX века тип торгового здания, где магазины размещены ярусами по сторонам широкого прохода-галереи, с остекленным перекрытием. Примером может служить галерея Виктора Эммануила II в Милане.
Упоминания в литературе (продолжение)
Очередной перестроенный
особняк числится под № 16. В его основе деревянный дом, построенный в начале XIX века в традициях русского классицизма – с колонным портиком и фронтоном. Но архитектурная мода менялась, сменялись и хозяева участка. В соответствии со вкусами и потребностями дом расширялся и изменял свой облик. То, что можно увидеть на Малой Дмитровке сегодня, получилось в результате последней существенной перестройки, осуществленной в 1893 году по проекту видного архитектора того времени И. П. Машкова. Он добавил к правому торцу старого особняка новый двухэтажный объем, выступающий на красную линию улицы, и устроил в пристройке парадный вход. Вдоль всего фасада протянулась кованая металлическая ограда. Вся композиция, в которой сочетаются элементы классицизма и модерна, приобрела несколько странный, но броский и привлекательный вид. Сегодня дом № 16, несомненно, одна из наиболее симпатичных построек Малой Дмитровки.
Рядом с платформой, на сравнительно большой территории Ланского трамвайного парка, расположено здание депо. С противоположной стороны, за Большим Сампсониевским проспектом, раскинулся парк Лесотехнической академии. Здесь, в непосредственной близости от железной дороги, сохранилось несколько жилых здании, сооруженных в начале XX столетия в смешанном стиле, с легким налетом модерна. Одно из них –
особняк виноторговца, купца 2-й гильдии Алексея Ильича Хрусталёва (Большой Сампсониевский пр., 99) – развернуто к дороге боковым фасадом. Здание построено в 1907 г. гражданским инженером Ю.Ю. Мерсио. Доходный дом (Большой Сампсониевский пр., 93) техник А.И. Гаврилов построил здесь предположительно в 1912 г. Стоящий же рядом трехэтажный жилой дом (Большой Сампсониевский пр., 95) он построил на следующий год.
После сооружения гранитных набережных водоема началась сплошная застройка Мойки. Особая роль в ней принадлежит сооружениям и ансамблям, созданным в конце XVIII – начале XIX столетия, в период расцвета русского классицизма. И в наши дни представляют не только историческую, но и художественную ценность. Расположенные в центральном престижном районе столицы дома и
особняки заселялись известными знатными лицами Петербурга. На берегах Мойки появились фешенебельные гостиницы, конторы известных банков, богатых промышленников и дорогостоящие комфортабельные доходные жилые дома, где снимали квартиры выдающиеся деятели отечественной культуры, науки и техники, известные представители столичных государственных и военных учреждений.
О том, какую выгоду имел от вышеназванных операций банкирский дом, свидетельствует дворец Эфраима на Постштрассе. Раньше это элегантное сооружение с завитушками рококо на фасаде располагалось вблизи Красной ратуши, то есть в самом престижном районе Берлина. Построенное в 1764 году, через полтора века оно было снесено, поскольку мешало работам по расширению моста Мюлендаммбрюке. Благодаря сохранившимся фрагментам
особняк удалось восстановить, хотя и не на прежнем месте. Теперь в доме знаменитого финансиста выставляются графические произведения и предметы, связанные с городской историей. Здесь же на Постштрассе находится Кноблаухаус (нем. Knoblauchhaus) – самое старое здание в районе Николайфиртель. Имена первых владельцев этого миниатюрного дворца неизвестны, но в документах упоминается о жившей в нем с XVIII века семье Кноблаухов, после которых постройка перестала быть жилой и превратилась в музей. Истории обычного бюргерского рода посвящена экспозиция на втором этаже, а выше, в комнатах под средневековой крышей, можно ознакомиться с домашним убранством в стиле бидермейер. Традиция требует устройства в каждом берлинском музее ресторана. В Кноблаухаус таковой имеет интерьер, стилизованный под старину и соответствующую кухню с отменными, но недешевыми блюдами.
Любопытно, что почти все сохранившиеся на Манежной дома появились в 1820-х годах и сначала были двухэтажными. Кроме дома № 7, они надстроены и перестроены, разглядеть их первоначальные черты нелегко. Таков был и дом № 9, принадлежавший А. С. Талызину. Сегодня это капитальный четырехэтажный корпус, увенчанный высокими куполами и пышным аттиком. Но, надстраивая и обстраивая в 1904 году здание, архитектор В. Г. Залесский оставил в его центре талызинский
особняк с широким балконом, чем-то напоминающий строения усадьбы Гедеонова.
После пожара 1666 г. изменился не только внешний облик центральной части города, но и возникло много новых районов. Состоятельные лондонцы покупали землю на окраинах города и строили просторные
особняки . В XVIII в. каждый район Лондона выполнял свойственные только ему функции. Так, в деловом Сити были возведены здания Банка и Ост-Индской компании, в Вестминстере построили Адмиралтейство, на Стрэнде – парадное здание Сомерсет-хауза и Академию художеств. Вокруг дворцов и парков Вестминстера сформировался новый богатый район Вест-энд, где в роскошных особняках поселились аристократы и придворная знать.
На левую сторону Курсового переулка выходят задние фасады нескольких
особняков , выстроенных по Пречистенской набережной. За домом Перцова – особняк (№ 35) владельца известной в Москве типографии, здание которой находилось в Трехпрудном переулке, А.А. Левенсона, построенный в 1897 г. архитектором К.Ф. Буровым. Рядом – похожий на него, также с рустом и башенкой, – особняк, выстроенный для себя «классным художником», архитектором И.А. Мазуриным в 1886 г.; за ним, также несколько в глубине от набережной, – краснокирпичное здание (№ 33) с готическими деталями, занятое сейчас посольством Мадагаскара. Оно построено в 1896 г., как ни странным это может показаться, для нужд Сандуновских бань. Тогда владелица задумала их коренную перестройку, и на Неглинной по проекту Б.В. Фрейденберга выросло импозантное здание для магазинов, квартир и бань, а здесь, на берегу Москвы-реки, устроена водокачка, снабжавшая бани. Вот этот-то дом и был построен для нее тем же архитектором. Слева размещались паровые котлы, справа внизу стояли машины, а наверху были жилые комнаты обслуживающего персонала.
После пожаров 1736 и 1737 годов на Адмиралтейской стороне предписывалось строить каменные дома в один или два этажа с высокими подвалами. Они ставились с разрывами и соединялись воротами. Руководил застройкой (до 1743 года) архитектор Главной полицмейстерской канцелярии М.Г. Земцов. К середине XVIII века
особняки частных владельцев встали в ряд по правой стороне этой части проспекта, подобные дома сооружались и на церковных участках. На углу Мойки в 1753–1754 годах Ф.Б. Растрелли возвел великолепный Строгановский дворец (№ 17). Это единственное здание на Невском, сохранившее черты стиля барокко. Последними, в 1770-х годах, были застроены трехэтажными домами (№ 26 и № 28) участки между Малой Конюшенной улицей и Екатерининским каналом.
По плану, выданному княжне Голицыной в 1804 г., вместо старинных палат строилось здание с первым каменным и вторым деревянным этажами. Оно сгорело в пожар 1812 г. и долго стояло непоправленным – еще в 1828 г. дом был «неотделанным, обгоревшим». На его основе в 1830-х гг. строится существующее позднеампирное здание. В некоторых книгах о Москве утверждается, что
особняк принадлежал екатерининскому фавориту графу Платону Зубову. Однако это ошибка, основанная на том, что в роду Зубовых было трое Платонов и не екатерининский Зубов, а его племянник Платон Николаевич Зубов, внук великого Суворова, приобрел в 1838 г. этот особняк и владел им до 1850-х гг. Позднее он перешел к его наследникам Леонтьевым, по фамилии которых особняк и известен в искусствоведческой литературе. Это здание – украшение переулка. За решеткой, копией решетки «дома Гагарина» на Новинском бульваре, разрушенного бомбой в 1941 г., видны изящные колонны далеко вынесенного портика, над которым возвышается еще один этаж, завершенный бельведером.
По тому, как быстро рядом с пятикупольным храмом вместо покосившихся изб появлялись новые строения причта церковного, можно было судить о растущем благосостоянии всей «страны Колтовской». В 1895 году построили двухэтажный деревянный дом причта, в 1896 году рядом с ним возник еще более массивный
особняк . В последующие годы, судя по имеющемуся в ЦГИА делу церкви, всю территорию вокруг храма застроили и облагородили. И неудивительно: Колтовская слобода из страны отставных чиновников к концу XIX века превращалась в промышленную окраину Петербурга. Купцы и промышленники этих мест «разжирели» и не скупились на пожертвования. Старостой церкви в это время состоял (с 1868 по 1874 годы) богатый фабрикант Василий Леонтьев, чей дом располагался по соседству с храмом. Рядом на Колтовской набережной на берегу Малой Невки жил академик архитектуры Михаил Львов, он также участвовал в проектах по усовершенствованию церкви и ее территории.
Архитектурный облик Лиговского проспекта определяют здания, построенные во второй половине XIX в. в стиле эклектики и позже перестроенные (часто с повышением этажности и изменением фасада). В конце XIX – начале XX вв. здесь строятся доходные дома и
особняки в стиле «модерн» (дома №№ 91 и 125, арх. А.Л. Лишневский; №№ 139, 149, 154, арх. Б.Я. Зонн; №№ 175, 198, арх. Н.И. Товстолес и др.), в 1930-е гг. – в стиле конструктивизма, в 1960—1970-е гг. – в стиле советского внеархитектурного стандарта. Здесь строили видные петербургские зодчие А.А. Докушевский (около 30 построек), Н.И. Товстолес (около 20), В.Ф. фон Геккер (более 10), В.А. Липский (более 10), В.В. Штром, мастерские архитекторов Э.В. Кондратовича, И.М. Чайко. Многие видные архитекторы обследовали здания в районе Лиговки в интересах Петербургского Кредитного общества и составили описания домовладений.
Под номером 5 на Тверском бульваре значилось два строения. К меблированным комнатам «Малороссия» примыкало здание 1850 года, автор которого забыт. А то, что находилось на углу с Малой Бронной, построил вскоре после Кампиони архитектор Василий Загорский. Самое известное его творение – здание Московской консерватории с Большим залом. В центре на разных улицах сохранилось десять его
особняков и доходных домов. Среди них тот, что под номером 7, на другом углу бульвара и Малой Бронной улицы. О нем – позднее.
Дом № 4 (строение 1) по Большому Кисловскому с кариатидами на третьем этаже в 1884 г. был перестроен из двухэтажного классического
особняка , принадлежавшего в начале XIX в. генерал-майору А.Д. Арсеньеву. Это было сравнительно небольшое, но представительное здание с высоким вторым этажом, украшенным четырехколонным портиком на арках. В 1830—1840-х гг. владельцем дома был обер-егермейстер, граф К.П. Сухтелен, сын видного военачальника, дипломата и виднейшего коллекционера книг, рукописей, карт и медалей. Его библиотека была крупнейшей частной библиотекой в России, насчитывавшей до 70 тысяч томов.
Еще один передвинутый дом (известный как дом Гудовичей, хотя после них сменил нескольких владельцев) числится ныне под № 19–21 по Брюсову переулку. Как и многие здания в центре Москвы, он представлял собой старый
особняк , который в результате надстроек и перестроек превратился в крупный четырехэтажный доходный дом. Свой эклектичный фасад дом приобрел в результате очередной перестройки, произведенной в 1898 году по проекту С. К. Родионова.
К
особняку Барышниковых примыкает вплотную старинный дом довольно мрачного вида: это палаты князя Куракина. Массивный двухэтажный дом XVIII века не сохранил и признаков декора: глухая гладкая стена с редкими проемами больших окон, позволяющими угадать непомерную толщину кладки, тяжелую вековую прочность здания. И в самом деле: во дворе его сохранились остатки построек более раннего времени.
Один из крупнейших московских пожаров случился в 1737 г., когда сгорела большая часть города. Его называют Троицким пожаром, так как он произошел в день Святой Троицы. Остановился огонь напротив Введенской церкви, около иконы Божьей Матери «Знамение», находившейся на столбе перед домом князей Голицыных, ранее принадлежавшем Пожарским. Но все-таки храм пострадал от пожара, и к 1745 г. он пришел в ветхость. Храм был почти полностью перестроен в 1745–1749 гг. Работы осуществлялись тщанием прихожан, в особенности купца Андрея Кондыкова. Здание было возведено в барочных формах. Сложный крестчатый в плане объем завершался мощным восьмериком с куполом, наверху которого стояла небольшая главка с валютами вокруг барабанчика. Колокольню построили несколько позднее в стиле классицизм. Мастера, перестраивавшие храм, не стали ломать наиболее сакральные, к тому же наиболее прочные его части – апсиды, а только перекрыли их по-новому. В новые стены также были включены прочные части стен старого храма. Храм не был особенно высоким, имел мощный купол и был виден с ближайших улиц, имевших, в основном, двухэтажную застройку. Здание красиво завершало перспективу Кузнецкого моста. Напротив него на Большой Лубянке в XVIII веке было построено несколько красивых
особняков . Особняк князей Голицыных, потомков князя Пожарского, был возведен на месте его усадьбы по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Рядом по Большой Лубянке располагался особняк Ростопчиных.
С купцом-старообрядцем в городе связано ещё одно примечательное здание – маленькое палаццо (итальянское «дворец, городской
особняк ») на Большой Садовой (ростовский архитектор Николай Дорошенко). Он, согласно легенде, преподнёс этот подарок своей пассии, актрисе Черновой. Этот богатый купеческий дом с элементами классицизма и барокко стал заметным и привлекательным ориентиром, но, главное, одним из красивейших строений в Ростове.
Развитие торгово-промышленной зоны Калашниковской набережной и проведение работ по сооружению Петербурго-Московской железной дороги активизировали гражданское и жилищное строительство в Рождественской части с начала 1840-х гг. Строительство пассажирского вокзала на Знаменской площади вызвало интерес потенциальных застройщиков к Пескам. Так в 1840–1850-х гг. академик архитектуры А.П. Гемилиан вел строительство гостиницы графа Эссен-Стенбок-Фермора (Знаменской гостиницы) на участке Невский пр., 118 – Лиговский кан., 12 – 1-я Рождественская ул., 1, и доходного дома Эссен-Стенбок-Фермора (Фредерикса) на 1-й Рождественской, 1 / Орловском пер., 2, кроме того, Эссен-Стенбок-Фермор в 1848 г. получил разрешение на строительство торговых бань на своем участке на 2-й Рождественской ул., 17/5. Академик архитектуры П.И. Очаков перестроил доходный дом № 16 по Калашниковскому пр. (1840, 1850 гг.) и в 1845 г. построил дом № 16 по Большой Болотной. В последующие десятилетия здесь перестроены и возведены вновь многочисленные доходные дома, общественные здания и ряд
особняков . Епархиальный архитектор И.И. Буланов построил дом № 32 по 3-й Рождественской / № 5 по Дегтярной ул. (1866 г.), дом № 6 по 4-й Рождественской и дом № 15 по Большой Болотной (1872 г.), дом № 158 по Невскому / № 2 по Перекупному пер., дом № 1 по Мытнинской ул / № 19 по 3-й Рождественской (1874 г.) дом№ 4 по Консисторской ул. (1876–1877 гг.), участвовал в перестройке дома № 15–17 по Калашниковскому пр. (1876–1877 гг.), построил особняки Е.Т. Осипова (1879 г.; 4-я Рождественская, 39) и А.Н. Русанова (1885–1886 гг.; 5-я Рождественская, 29), дом Борисоглебского благотворительного общества (1883 г.; Старорусская ул., 14), построил несколько домов на Херсонской улице, в том числе здание товарищества табачной фабрики «Братья Шабшаль» (1878–1879 гг.), участвовал в строительстве Старо-Александровского рынка (1883–1884 гг.; Невский, 148, 150 / Полтавская, 2).
Преобразованный отрезок правобережья реки Мойки от Зеленого моста до ее устья, ровесник Санкт-Петербурга, представляет собой немалый исторический интерес. По нему можно проследить весь процесс развития центрального района Северной столицы, ее замечательных ансамблей, знаменитых строительных шедевров отечественного зодчества, особенности эпохального строительства
особняков и жилых домов, получить возможность представить себе жизнь и судьбы живших и работавших здесь в разные годы поколений наших сограждан. Облик этого романтического отрезка правого берега реки Мойки менялся вместе с ростом и развитием нашего города. С годами чередовались поколения горожан, возникали новые общественные потребности и задачи. На набережных правого берега этого городского водоема возводились новые здания, сносились и перестраивались ранее возведенные строения. Со временем изменялась и сама архитектура домов, следуя велению новой строительной моды и требованиям владельцев зданий. В разное время над строительством домов правого берега реки Мойки трудились знаменитые зодчие, авторы архитектурных шедевров, возведенных на этом ограниченном отрезке правого берега старинного водоема.
Первые типичные южные плантаторские
особняки , с классическими пропорциями, греческими белеными фасадами появились только в середине XIX века[7]. До этого времени, как и на севере, здесь были распространены все те же небольшие временные постройки. Одна плантация в штате Виргиния была основана в 1619 году, и на протяжении еще нескольких десятилетий она была представлена 10 временными домами, выстроенными последовательно на одной площадке. Дом 1630-х годов состоял из единственной комнаты и подвала размером 4,8 × 6 метров. Ближе к концу XVII века, когда зажиточные фермеры начали обзаводиться землями, их дома типа «парадная-и-спальня» все так же оставались неоштукатуренными изнутри, над крышами виднелись чаще деревянные, чем кирпичные трубы, а в стенах проделывали немногочисленные, обычно неостекленные окна. В этот период строительство жилья для рабов было очень ограниченным, как на западе, так и на юге. Рабы и домашние слуги работали вместе и жили в домах своих собственников до последней четверти XVII века, когда и тех и других стали размещать в специально отведенных для прислуги помещениях.
Великая Отечественная война и перенос в послевоенные годы акцента на массовое жилищное строительство на окраинах столицы затормозили обновление центральных районов. Старое Замоскворечье, Якиманка на какое-то время словно законсервировались в своем подлинном, хотя и дряхлевшем, облике. Лишь с конца 1960-х гг. вновь завертелось, все убыстряясь, колесо реконструкции. За несколько десятилетий стали почти неузнаваемы Большая Якиманка, Коровий Вал, Житная, Калужская площадь, Шаболовка, Ленинский проспект. Исчезли многие исторические панорамы. В результате точечной застройки, значительного повышения этажности зданий изменилась сама градостроительная структура района. Она уплотнилась, приобрела несвойственный ей прежде масштаб, стала терять свой гуманизм, соразмерность и созвучие человеку, свою самобытность. Несмотря на то что еще в 1970-х гг. несколько замоскворецких кварталов были объявлены заповедной зоной, где ограничивалась градостроительная деятельность, развернулась реставрация памятников старины, архитектурно-историческое наследие района продолжает оскудевать. Сносятся ценные здания, другие ветшают. В последнее время их часто заменяют новоделами – муляжами. Советский период оставил в этих местах ряд «памятников» в виде типовых панельных и блочных домов и громоздких административных зданий, постсоветская эпоха – образцы «коммерческой» архитектуры – элитные жилые и офисные комплексы,
особняки , порой весьма эффектные, но, как правило, чуждые местному пейзажу.
Его решение построить себе дом на «Золотой миле» красноречиво говорит о том, что человеком Лев Николаевич был далеко не бедным! Проект этого
особняка Кекушев делал для Саввы Мамонтова, но тот по каким-то причинам его отверг. И архитектор построил на небольшом участке нарядный дом, с высоким цокольным этажом, тремя разными по высоте и оформлению уровнями-этажами и островерхой башенкой, который напоминает средневековый замок.
На правом берегу, где располагался «Город» картина резко менялась. «Город», хотя и более обширный, чем «Университет», тем не менее, не представлял такого восхитительного единства домов, улиц и монастырей. С первого же взгляда нетрудно было заметить, что он распадается на несколько совершенно обособленных частей. Та часть «Города» на востоке, которая называлась «Болотом», представляла собою скопление дворцов. Весь этот квартал тянулся до самой реки. Четыре почти смежных
особняка – Жуй, Сане, Барбо и особняк королевы – отражали в водах Сены свои шиферные крыши, прорезанные стройными башенками. Эти четыре здания заполняли все пространство от улицы Нонендьер до аббатства целестинцев. Позади этих дворцов, разветвляясь по всем направлениям, то в продольных пазах, то в виде частокола и все в зубцах, как крепость, то прячась, как загородный домик, за раскидистыми деревьями, тянулась бесконечная, причудливая ограда дворца Сен-Поль, в котором могли свободно и с роскошью разместиться двадцать два принца королевской крови со слугами и свитой. Огромное количество комнат позволяло предоставлять гостям все радости жизни, начиная от парадного зала и до молельной. Не говоря уже о галереях, банях, ванных и иных относящихся к ним «подсобных» комнат. Мы даже не упоминаем об отдельных садах, отводимых для каждого королевского гостя. О кухнях, кладовых, людских, общих трапезных, задних дворах и винных погребах. О залах для игры в шары или в мяч. О птичниках, рыбных садках, зверинцах, конюшнях, стойлах, библиотеках, оружейных палатах и кузницах. Вот что представлял собою тогда королевский дворец Сен-Поль. Это был город в городе.
Угловой с Хрущевским переулком участок застроен новым зданием, предназначенным для помещения фондов музея А.С. Пушкина (1999 г., А.В. Боков и др.). Изломанный силуэт, крутые крыши, острые углы, какие-то подобия промышленных труб, поддерживающих козырек, – все это никак не объясняет необходимость их выбора – не ясен сам смысл осуществленного музейного здания: создается впечатление, что детали оформления были важны авторам сами по себе, никоим образом не соотносясь ни с назначением здания, ни с его принадлежностью к пушкинскому музею, ни тем более с его окружением, а в особенности вызывающе резко противореча со строгим и монументальным ампирным
особняком напротив через переулок.
Помимо загородных домов, предназначенных для постоянного проживания, в наше время стали возводить дома для сезонного проживания. Это своеобразная реакция горожан на отсутствие в современной городской среде активной связи с природой, возможности пребывать в свободное время на воздухе. Загородные дома для сезонного проживания, по сути, являются вторым жилищем. В нашей стране сезонный загородный дом – это комфортабельная дача. Современный дом на садовом участке уже не походит на маленький «скворечник» для проживания. Это может быть не очень большая одноэтажная постройка из местных строительных материалов, но достаточно технически благоустроенная. Впрочем, в наши дни появилось много дачных поселков с постройками, которые мало чем отличаются от коттеджей или
особняков .
Улица не отличается обилием великолепных
особняков и общественных зданий с необычной архитектурной красотой, однако вся история Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда отразилась в ней и ее зданиях, несмотря на то что некоторые из них неоднократно перестраивались и меняли свой облик. Городская магистраль во все годы продолжала сохранять свой особый специфический колорит, особенно ее участок, располагавшийся в местности между Крюковым каналом и реками Мойкой, Фонтанкой и Пряжкой, названной издавна Коломной. До сих пор существуют самые разнообразные версии и мнения происхождения этого названия.
Построенный в 1806 году, в пожаре 1812-го полностью деревянный
особняк – не только штукатуреные колонны, но даже похожий на лепнину декор тоже выполнен из дерева – уцелел просто чудом. Не меньшим чудом можно считать и то, что усадьба пережила советскую эпоху, особенно период расселения коммуналок, а именно в этом статусе она и пребывала до 1980 года. По случаю приближавшейся Московской Олимпиады здание отреставрировали, но это была последняя хорошая страница в биографии дома.
Образец так называемого современного шале. Проект создавался по мотивам разных стилевых направлений: здесь и классика с ее основательностью, и модернистские прямоугольные очертания, и наличие узорных кованых решеток в стиле барокко, и… современная смелость архитектурного подхода. Даже пристроенная летняя терраса удачно вписывается в общую нетрадиционную композицию. Отмечу, что эклектика архитектуры этого
особняка повлияла и на оформление внутреннего пространства. Планировка очень логичная и продуманная: первый этаж является зоной дневного пребывания семьи, здесь же принимают гостей. Дело в том, что первый этаж включает в себя несколько уровней: на нижнем находятся зона отдыха с сауной и бассейном, санузел и котельная, а на верхнем расположена просторная гостиная с камином и тремя окнами, а также гостевая ванная и игровая комната для детей
Примерно в это же время на Старо-Парголовском проспекте (ныне проспекте Мориса Тореза) рядом с площадью (Мужества) по проекту Н. И. Товстолеса был построен
особняк для купца Дмитрия Алексеевича Котлова. Это здание местные жители почему-то часто называли «дачей Шаляпина».
Отель Де Вандом 4* супериор (De Vendome 4*+) находится в здании старинного
особняка , построенного в 1723 году для приближенного короля Людовика XIV в центре Парижа. В 1858 году особняк был переоборудован в фешенебельный отель. Интерьеры отеля украшены изысканными произведениями французского декоративного искусства, картинами и фресками, наборным паркетом из ценных пород дерева.
В Жуковке хозяева одного
особняка в стиле классицизма решили сохранить только внешнее сходство с историческим прототипом. Портик с колоннадой, высокие окна и гранитный цоколь вполне заслуживают бронзовой доски с надписью «Памятник архитектуры. Охраняется государством». Однако интерьеры отнюдь не музейные, уютные комнаты скорее напоминают гостиничные апартаменты современного пятизвездного отеля.
Превращение Эрмитажа в музей официально произошло в 1852 году, когда богатые коллекции мировой культуры стали доступны широкой публике. Однако история его создания началась с события, произошедшего на столетие раньше. В 1752 году императрица Елизавета Петровна, недовольная теснотой своих апартаментов, приказала «сочинить проект» их перестройки и расширения. Третья по счету царская резиденция в Санкт-Петербурге была построена 20 лет назад и, собственно, не являлась дворцом. Первый Зимний дом на левом берегу Невы был построен для Петра I. Возведенный в пору основания столицы, он показался тесным, и в 1720 году государь переселился в более просторное строение с красивым портиком, стоявшее на месте будущего Эрмитажного театра. Из окон скромных царских палат открывался вид на роскошные
особняки придворных А. В. Кикина и Ф. М. Апраксина. После смерти владельцев эти дома по приказу императрицы Анны Иоанновны объединили в одно здание, устроив наконец палаты, достойные называться императорской резиденцией.
Элитный район роскошных
особняков и дорогих магазинов расположен севернее делового центра, южнее расположен известный район искусств Бишоп-Арт-дистрикт с многочисленными художественными мастерскими, множеством ресторанов и магазинов и очень красиво раскрашенными стенами зданий.