Связанные понятия
Вера́нда (от бенгальского ) — открытое или застекленное помещение, пристроенное или встроенное в здание; чаще используется в малоэтажных жилых домах, но в южных районах является составной частью квартиры и в многоэтажном строительстве; обычно не отапливается, вентилируется через открываемые створки окон, иногда оборудуется защитными устройствами от солнца. Веранды широко применяются в детских, санаторных учреждениях, больницах.
Балко́н (фр. balcon, с древневерхненемецкого balko «балка») в архитектуре — разновидность террасы: площадка с перилами, укреплённая на выступающих из стены балках. Современные модели выступают из плоскости стены фасада здания в виде огражденной площадки. Бывают, как правило, открытыми и неотапливаемыми, хотя встречаются закрытые и остекленные варианты, и даже утеплённые.
Коридо́р (от фр. corridor или нем. korridor или ит. corridoio) — длинный проход внутри здания или жилого помещения, соединяющий комнаты на одном этаже.
Терра́са (фр. terrasse «площадка») — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).
Вестибю́ль (фр. vestibules) — помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приёма и распределения потоков посетителей.
Упоминания в литературе
Подвал является помещением в загородном доме, которое отличается от цокольного
этажа положением по отношению к уровню земли. Пол подвала ниже нулевой отметки примерно на 2/3 высоты помещения или на всю его высоту, в то время как пол цокольного этажа ниже уровня земли лишь на 1/3. При наличии окон в цокольной части подвал становится полноценным, светлым и удобным в эксплуатации помещением, улучшающим общий тепловой режим дома. Если же помещение устроено так, что большая его часть находится выше земли, тогда оно называется полуподвалом.
5) необходимость устройства автономного отопления, вынуждающая устанавливать котлы для обогрева дома типа КЧМ или АГВ или сооружать капитальные русские печи, способные обеспечить теплом сразу несколько помещений (комнат). Наиболее экономичный вариант планировки индивидуального дома – тот, в котором весь фундамент (или большая его часть) выполняет функции несущих стен цокольного
этажа . В тех случаях, когда в районе застройки имеются грунтовые воды, ограничивающие устройство фундамента и цокольного этажа (этажа в земле), имеется один выход (при небольшом фрагменте участка земли) – сооружение комнат или подсобных помещений в чердачном пространстве под крышей (мансарды с хорошей теплоизоляцией от нагрева крыши в летнее время и от морозов в холодный период года).
При общей площади дома менее 70 м2 обеденную зону рациональнее отделять от жилых помещений. Кухня обычно устраивается открытой – в виде кухни-ниши. Общая зона включает помещения столовой и гостиной, иногда объединенных в одном пространстве первого
этажа . Полы отдельных частей дома могут располагаться на разных уровнях с перепадом в 3–4 ступени. Иногда второй этаж делают неполным, а кровлю первого этажа можно использовать как террасу.
23. Отметка пола жилого помещения, расположенного на первом
этаже , должна быть выше планировочной отметки земли. Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.
Мансарда –
этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа. Внутреннее пространство дома при этом используется максимально, отчего стоимость здания существенно уменьшается.
Связанные понятия (продолжение)
Ле́стница — функциональный и конструктивный элемент, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница состоит из ряда ступеней. Обычно этот термин применяется к элементам зданий или сооружений, являющимся несущей конструкцией. Термин используется также для помещения лестничной клетки, подъёмных элементов служебных машин (например, пожарной), трапов судов, самолётов и вертолётов, верёвочных лестниц, садовых стремянок, эскалаторов и пр.
Подвал — этаж здания с уровнем пола ниже уровня земли более чем на половину высоты помещений или первый подземный этаж. Служит для размещения различного оборудования, припасов. Характеризуется стабильностью суточных и годовых температур за счёт теплоизолирующих свойств земли и отсутствием естественного солнечного освещения.
Манса́рда (от фр. mansarde) — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома, с мансардной крышей. Популярность домам с подобной архитектурой принёс француз Франсуа Мансар своей работой в Париже в середине XVII века. В 1630 году он впервые использовал подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. С тех пор чердачный этаж под скатной крутой изломанной крышей носит название «мансарда...
Зда́ние , синоним: дом — разновидность наземного строительного сооружения с помещениями, созданного в результате строительной деятельности в целях осуществления определенных потребительских функций, таких как проживание (жилище), хозяйственная или иная деятельность людей, размещение производства, хранение продукции или содержание животных. Здание включает в себя сети инженерно-технического обеспечения и системы (оборудование) инженерно-технического обеспечения. Здание может иметь также эксплуатируемые...
Цо́кольный эта́ж — этаж, при отметке пола помещений расположенный ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.
Э́ркер (нем. Erker) — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остеклённая, улучшающая его освещённость и инсоляцию. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища. Зачастую эркер остеклён по всему периметру.
Антресо́ль (фр. entresol) — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII века и первой половины XIX века. Как правило, имеет низкий потолок. При этом приходится или делить большие окна этажа, или устраивать форменный низенький этаж с самостоятельными, сравнительно малой величины окнами.
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости...
Мезони́н (итал. mezzanino, фр. mezzanine «промежуточный»; от греч. μέσος «средний»), надстрой, вышка, полуярус, полужильё — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. Она часто имеет форму креста или квадрата, иногда шестигранника. Может иметь форму цилиндра, реже восьмигранника. Часто эта надстройка не носит функциональный характер, а просто является декоративным элементом.
Ва́льмовая кры́ша — вид крыши с четырьмя скатами, причём торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза. Два других ската трапецеидальной формы. Благодаря своей конструкции крыша очень практична в плане схода с неё осадков. Однако в то же время в силу технологических особенностей является самой сложной в исполнении. И делается как правило только специализированными строительными работниками.
Лоджия (итал. loggia) — помещение, открытое с одной, двух или трёх сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, парапет. По другой версии, это модифицированный балкон, как правило, встроенный в стену и имеющий справа и слева стены (у балкона их нет). В русском языке часто слова «балкон» и «лоджия» употребляются как синонимы, а то и вместе.
Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями.
Брандма́уэр (нем. Brandmauer, от Brand — пожар и Mauer — стена) — глухая противопожарная стена здания, выполняемая из негорючих материалов и предназначенная для воспрепятствования распространению огня на здания или соседние части здания.
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Консоль (фр. console) — в архитектуре тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др. Профиль консоли часто имеет форму завитка. Иногда консоль декорируется на концах двумя завитками-волютами, из которых прилегающая к стене больше по размеру и закручивается кверху, а вторая, меньшая по размеру, завивается в противоположную...
Мансардная крыша — покатая крыша, для которой характерна конструкция ската, состоящего из двух частей — верхней, пологой, и нижней, более крутой. Образуемое тем самым более объёмное чердачное помещение называют мансардой или мансардным этажом.
Апарта́ме́нт (фр. appartement — квартира, от итал. appartamento — квартира) — комната или отдельное помещение в доме (квартира). В словаре Ушакова понятие «апартамент» — комната, преимущественно большая, покой.
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Кварти́ра (от нем. Quartier ) — один из видов жилого помещения, состоящий из одной или нескольких смежных комнат с отдельным наружным выходом, составляющее отдельную часть дома.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Двор-колодец — двор, образованный близко стоящими стенами многоэтажных домов, обычно при блокированной застройке. Вход с улицы через подворотни. Часто является местом размещения мусорных контейнеров, парковки автомобилей. Зачастую плохо освещён. Может иметь проходы в следующие дворы (такие дворы называются проходными).
Перекры́тие — горизонтальная внутренняя несущая и ограждающая конструкция в здании, разделяющая его по высоте на этажи. Не считая классификации по материалу, перекрытия различают по назначению на цокольные, междуэтажные и чердачные и по форме — на плоские и сводчатые.
А́триум или а́трий (лат. atrium от ater «закопчённый; чёрный: помещение, почерневшее от копоти»), каведиум (лат. cavedium «углубление» от cavus «пустой») — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианских базиликах атриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окруженный крытой галереей.
Покрытие здания или
крыша — верхняя конструкция здания, которая служит для защиты от атмосферных осадков, дождевой и талой воды. Другой основной её функцией является теплоизоляционная (сохранение тепла и защита от перегрева).
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкции эскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» — буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х...
Стена ́ — структурный элемент в архитектуре и строительстве, создающий внешний периметр здания или помещения в виде вертикальной ограждающей конструкции, отделяющей помещение от окружающего пространства или соседних комнат.
Фойе ́ (от фр. foyer — «общий вход», также холл от англ. hall — «зал») — главное помещение в общественном здании (в театре, кинотеатре, гостинице и т. д.), предназначенное для пребывания посетителей во время ожидания (сеанса, спектакля, обслуживания и т. д.). Фойе может использоваться для отдыха публики во время антракта и как место проведения мероприятий, особенно перед выступлением и во время перерывов. Может использоваться как место торжеств вообще или торжеств после выступления.
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Анфила́да (фр. Enfilade от enfiler — «нанизывать на нитку» или от a la file — «один за другим») — ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), дверные проёмы которых расположены на одной оси, что создаёт сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства. Для усиления производимого на зрителя эффекта в торце анфилады нередко размещалось зеркало или специально подобранная картина.
Модильо́н, модульо́н, модильо́на (итал. modiglione) — архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает слезниковую плиту венчающего карниза композитного, дорического или коринфского ордера. Иногда модильон играет только декоративную роль, его название по разным сведениям имеет французское, итальянское или латинское (от лат. modulus — мера) происхождение. По-видимому, это название возникло из-за того, что его ширина по фасаду выполнялась равной одному модулю. Нижняя часть модульона украшалась...
Подробнее: Модульон
Уступ — изменение площади перекрытий в здании по мере увеличения высоты, за счёт чего приобретается ступенчатый профиль.Изначально уступы использовались в качестве конструктивных элементов, но сейчас чаще делаются из эстетических соображений или предписываются строительными кодексами. В чрезмерно застроенных районах в высотных зданиях уступы играют значительную роль в поступлении воздуха и уменьшении площади затемнения прилегающих территорий. Они используются также для обеспечения противопожарной...
Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи...
Слуховое окно — окно в кровле здания, предназначенное для естественного освещения и проветривания чердачных помещений, иногда — для выхода на крышу. Пышно украшенные слуховые окна, применявшиеся в готической архитектуре и архитектуре эпохи возрождения, называются люкарнами.
Потолок — нижняя часть ограждающей конструкции, ограничивающей помещение сверху. Потолок может быть непосредственно нижней частью перекрытия или покрытия, либо подвесным — образованным особыми конструктивными элементами.
Перила — конструкция на лестницах и балконах в виде вертикальных элементов с поручнем вверху, высотой от ступней до живота человека (по строительным нормам в РФ минимум 900 мм).
Ризали́т или резалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты.
Ру́стовка (также ру́стика, от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной или отёсана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную...
Подробнее: Рустика
Высотными зданиями в России со времён СССР считают здания высотой более 75 м или более 25 этажей. В других странах под термином «высотное здание» обычно понимают здание высотой от 35 до 100 м, здания выше 100 м (в США и Европе — выше 150 м) считаются небоскрёбами. Однако специалисты Совета по высотным зданиям и городской среде полагают, что невозможно дать чёткого определения понятия «высотное здание», хотя в общих случаях таковым можно считать здание от 14 этажей или высотой около 50 м.
Подробнее: Высотное здание
Аванзал , также антикамера — помещение перед парадным входом в главный зал крупного общественного здания или дворца. Позади главного зала иногда размещались арьерзалы.
Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами.
Стилобат (др.-греч. στυλοβάτης, от др.-греч. στῦλος — «столб, подпора, колонна» + др.-греч. βᾰτίς — «шиповатый скат») — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.
Второй свет в архитектуре — помещение с отсутствующими потолочными перекрытиями на одном или нескольких этажах. Такая конструкция создает ощущение большого пространства, легкого и воздушного.
Парадный вход (также парадное, парадная) — главный вход в здание в классической архитектуре.
Упоминания в литературе (продолжение)
Крышей называется функционально важный конструктивный элемент здания, занимает сравнительно небольшую часть его объема, но играет большую роль в обеспечении надежности и комфортности проживания, особенно на верхних
этажах здания. Это верхний ограждающий элемент здания (табл. 2).
Характеристика. ПЗМ является модернизированным вариантом серии ПЗ, одной из самых ранних серий домов с квартирами так называемой улучшенной планировки. От своего предшественника отличается более широким квартирным рядом (кроме двух– и трехкомнатных появились одно– и четырехкомнатные), прогрессивными планировочными и строительными решениями. Современные варианты имеют кладовые, гостевые санузлы, эркеры; в подъездах запроектированы помещения для консьержей, при входе установлены пандусы. Серия соответствует мировым стандартам по капитальности и огнестойкости. Прочные стеновые панели дают возможность устройства проемов и объединения квартир, а двухзонная система подачи воды (с 1-го по 6-й
этаж и с 7-го по последний этаж) позволяет минимизировать возможные сбои в системе водоснабжения.
Терраса – открытая пристройка к дому, площадка для отдыха, имеющая крышу. Она может размещаться как на земле, на уровне первого
этажа , так и на уровнях других этажей.
Сложным и интересным был план здания. Его нижний ярус имел очертания восьмерки, из центра которой и поднималась главная башня. От ее квадратного в плане объема по углам отходили небольшие диагональные лучи, в чем можно было увидеть реминисценцию давней идеи братьев Весниных. Сердцевину башни занимал ствол лифтовой группы, по сторонам которой размещались рабочие помещения – всего около двух тысяч. Лифты (как скоростные, так и медленные, непрерывного действия) имелись и в боковых крыльях, их общее число превышало 60. Помимо лифтов, для эвакуации персонала предусматривались изолированные друг от друга лестничные клетки. В соответствии с нарастанием книзу населенности здания их число увеличивалось с трех в верхних
этажах башни до 16 в нижней части.
допускается использовать только помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток и расположенные не выше 2
этажа в зданиях с горючими перекрытиями;
Перед проектировщиками поставили точные ограничения, в рамках которых должны были разрабатываться проекты. Главным ограничением стала цена – не выше 58 рублей за один кубометр объема здания. А предельный объем – 14 500 кубометров. В него требовалось уложить двадцать две классные комнаты, два кабинета (физический и химический), библиотеку, директорскую, учительскую, буфет, раздевалку. Помимо этого, в школах предусматривались квартира для семьи директора и комната для проживания сторожа. В школе – не более четырех
этажей , высота каждого – три с половиной метра в чистоте, то есть от пола до потолка. Строго регламентировались толщина и материал стен, размеры перекрытий, типы крыш. Из соображений пожарной безопасности – для обеспечения надежной и быстрой эвакуации детей с верхних этажей в случае пожара – каждая школа должна была иметь не менее трех лестничных клеток.
Какой дом практически все архитекторы считают идеальным для современной семьи (имеется в виду, обычной семьи, а не семьи Максима Галкина)? Это двухэтажный кирпичный дом: первый
этаж расположен в цоколе, второй – в мансарде. С одной стороны, получается экономия в ходе строительных работ, с другой – предусматриваются абсолютно все нужные помещения. Величину пространства, как внешнего (то есть участка), так и комнат, вы определите сами с учетом возможностей вашего кошелька, а из технологических тонкостей самое главное – позаботиться о том, чтобы посадка дома не нарушала установленных норм.
Выполняя небольшую по высоте постройку, следует тщательно спланировать теплоизоляцию потолочного перекрытия верхнего
этажа и цоколя. В том случае, если используемые материалы окажутся низкого качества, объем термопотерь возрастет с 3 до 10 %. Плохо изолированная крыша нередко становится главной причиной возрастания теплопотерь. При этом в многоэтажных постройках они составляют 5–10 %, а в малоэтажных – 30–35 %.
Характерной особенностью «домов души» является лестница, ведущая на кровлю вдоль одной из боковых стен двора. В основном она имеет незатейливый вид, но встречаются экземпляры с торжественным всходом пластично изогнутой формы. Плоская кровля может быть обнесена парапетом, а может быть надстроена еще одним
этажом с отступающим вглубь колонным портиком. Воздух для вентиляции помещений поступает через специальное устройство на кровле. Кровельная вентиляция имеет форму полукупола, через который воздух поступает в нижние помещения, этот элемент представлен в большинстве моделей. В более сложных моделях капелла защищена или заменена портиком с колоннами, которые напоминают фасады капелл богатых гробниц в прибрежных скалах Среднего и Верхнего Египта. В Рифе, близ современного Асьюта, «дома души» образуют наиболее важную и наиболее оригинальную серию. Форма миниатюрных конструкций выглядит особенно изощренно: одна или несколько частей (отсеков) позади портика, боковые лестницы, отверстия для вентиляции (наподобие «малькаф» у арабов), последовательность террас одна над другой, уходящих вглубь уступами, детали наземного уровня постройки[41].
При проектировании многоэтажного здания программа разрешает улавливать видимые на плане элементы всех
этажей , а не только те, которые относятся к активному этажу. Как упоминалось выше, активный (актуальный) – это этаж, с которым ведется работа в данный момент; он выбран в раскрывающемся списке этажей дома, который находится справа на горизонтальной панели инструментов.
Взгляды на архитектурное благообразие могут быть самыми разными, и в связи с этим любопытно ознакомиться с мнением на сей счет градостроителей начала 30-х годов. Прежде всего они озаботились повышением удобств для пешеходов. С этой целью проект реконструкции улицы предусматривал пробивку сквозных проходов в первых
этажах домов № 6 (нынешнего Театра оперетты) и № 13, которые выступали за красную линию. Бывшую электростанцию (в то время гараж) вполне логично предлагалось снести (мнение, что мелкому, лишенному архитектурных достоинств зданию не место на центральной улице, было не лишено оснований, а история техники зодчих никогда особенно не волновала) и на его месте воздвигнуть гостиницу высотой в семь-восемь этажей. Она виделась планировщикам типично конструктивистской – с ленточными окнами, закругленными углами, без каких-либо декоративных деталей. Постановка ее в глубине участка позволяла создать перед ней небольшой сквер – место для отдыха на тесной улице. Соседний дом № 5 следовало надстроить с изменением фасада, чтобы он согласовывался с новым зданием. Солидные дома № 7 и № 9 подвергались минимальным переделкам – фасадам придавалась конструктивистская строгость. Зато относительно мелкие постройки № 11 и № 13 надстраивались на пару этажей. До высоты своих капитальных соседей они все равно недотягивали, однако надстройка позволяла несколько сгладить вопиющее различие в размерах.
Односкатные крыши наименее просты в изготовлении. Причем стены с трех сторон мансарды дома являются продолжением стен первого
этажа . Естественное освещение помещений для такого варианта крыши состоит из тех же окон или подобных, которые используются на первом этаже.
Раз мы заговорили о Санкт-Петербургском университете, то нужно обязательно упомянуть о другом здании, расположенном по соседству. Новобиржевой Гостиный двор небольшой своей частью выходит к зданию Двенадцати коллегий. Примечательная постройка в виде замкнутого четырёхугольника сооружена здесь в начале XIX столетия по проекту архитектора Дж. Кваренги и надстроена архитекторами Я.Я. Кетчером и В.И. Пилявским ещё одним
этажом в 1936 г. Нижняя часть здания выполнена в виде открытой аркады и обработана рустом. Замковые камни арочных проёмов связаны с профилированной тягой второго этажа, прямоугольные оконные проёмы которого расположены в нишах. Стены второго и третьего этажей также обработаны рустом, но менее рельефным. Угловые части постройки несколько выступают перед общей линией здания и дополнительно выделены полуциркульными окнами второго этажа в богатом обрамлении.
Встроенный тип гаражей предусматривается еще на этапе проектирования дома и возводится вместе с домом. В других случаях устройство подобного гаража потребует перепланировки всего дома и больших материальных и трудовых затрат. Но такой вид гаражного строения позволит сэкономить площадь участка, задействовав полезную площадь для газона или сада. Кроме того, заняв подвальное пространство или часть первого
этажа , такой гараж может вместить несколько автомобилей.
На чертежах Растрелли первый
этаж Зимнего дворца фигурировал в качестве комплекса служебных помещений. Архитектор планировал связать все части здания с галереей нижнего этажа. В документах того времени ее называли «ходом со сводами, с двумя рядами столбов, устланным плитами на 4 или 5 футов выше поверхности земли». По окончании строительства комнаты в галерее отвели многочисленному штату прислуги. Здесь же находились кладовые, помещения для караула, а с восточной стороны были устроены кухни. После пожара планировка дворца немного изменилась: по обеим сторонам главного нефа появились антресоли с кирпичными сводами, разделенные стенами из того же материала. Образовавшийся между кладовыми и подсобными помещениями коридор получил название кухонного.
Дома XVIII века в этой части Большой Ордынки – большая редкость, поэтому обратим на него пристальное внимание. Рустованные лопатки расположены асимметрично, потому что находятся в местах примыкания внутренних стен разновеликих помещений. Наружная обработка выполнена с помощью особых наличников с «ушами» и крупных многогранных рустов. В конце XVIII века к зданию был пристроен дополнительный двухэтажный объем со стороны восточного фасада. Примерно тогда же появился деревянный фронтон над центральной частью переднего фасада. После войны 1812 года при перестройке усадьбы главный дом превратился во второстепенный флигель, так как в соответствии с модой того времени усадебные дома ставили на красную линию улицы. В середине XIX века здание вошло в состав постоялого двора – Орловского подворья, – из-за чего был перестроен верхний
этаж здания. В помещениях подвала и первого этажа в основном сохранились древние своды, во втором этаже остались планировка и элементы убранства интерьера дешевых гостиниц. В начале XX века вместо домов, выходящих на Большую Ордынку, построили существующие пятиэтажные здания, из-за которых теперь не видно исторического дома XVIII века. Дом № 7 по Большой Ордынке считается самым близким жилым домом к Красной площади.
Хотелось бы обратить внимание на то, что размер платы за жилое помещение зависит только от размеров жилого помещения, т. е. чем больше площадь жилого помещения, тем выше размер платы за жилое помещение (п. 1 ст. 158 ЖК РФ). Следовательно, при решении вопроса о размере участия собственника жилого помещения в финансировании расходов, например на ремонт крыши или лифта, совершенно не имеет никакого значения, на каком
этаже расположено жилое помещение и сколько человек в нем проживает.
4) в многоквартирном доме перевод допускается на первом
этаже или на более высоких этажах здания, если одновременно переводятся в нежилой фонд или являются нежилыми помещения, расположенные на этажах здания непосредственно под переводимыми. При этом обязательно устройство отдельного входа в нежилой фонд здания и обеспечение отсутствия доступа в жилой фонд здания посетителям и посторонним лицам.
Отключение ландшафта позволит вам сделать видимыми подвальные помещения или
этажи построенного здания, если они были созданы в проекте. При включенном отображении ландшафта их просто не видно.
Строительная себестоимость возведения поселка таунхаусов в общем-то невелика – для ближнего Подмосковья она составляет 15–20 тыс. руб./м2, однако инвестиционная составляющая проекта, включающая расходы на перевод и оформление земельного участка, подведение коммуникаций, рекламу, согласования и взятки повышают первоначальную цифру в 2,2–2,5 раза. Сами здания, имеющие 2–3 уровня, включая мансарду и технический
этаж с гаражом, строят в основном из пеноблоков, снаружи ведется отделка кирпичом или штукатуркой, участки огораживаются низкими декоративными заборами, на территории поселка организуются элементы рекреационной (зелень, спортплощадки, водоемы) и социальной (медпункт, магазин, детский городок) инфраструктуры. Таким образом, таунхаус является своеобразным компромиссом между городской квартирой и загородным домом.
Безъярусное пространство – с высотой потолков около 6 м – имеется только на небольшом пятачке перед входной дверью. К недостаткам пентхауса можно отнести и слишком низкие потолки на втором ярусе – не более 2,7 м, а также три каминные трубы предшествующих
этажей , проходящие как через жилое пространство, так и через галерею.
Общежитие предназначено для проживания одиноких рабочих, учащихся и студентов. Основной особенностью их планировки является большое количество спальных мест. При этом все санитарные нормативы и требования, установленные для обычных домов квартирного типа, распространяются и на общежития. Это относится к размерам помещений, естественному и искусственному освещению, отоплению и вентиляции. Следует подчеркнуть, что в общежитиях жилая площадь на одного человека занижена, однако это компенсируется наличием красных уголков, читален, комнат дневного пребывания и других помещений общего пользования. Кроме того, в каждом общежитии имеются гардеробные, кухни, буфетные, кладовые для хранения личных вещей, санитарные узлы, прачечные и др. На каждом
этаже здания общежития коридорного типа должны быть обустроены вспомогательные и санитарно-бытовые помещения: кухни и отдельные для мужчин и женщин санитарные узлы. Помещения для культурно-массовых мероприятий, бытового обслуживания и административные помещения должны размещаться на первом и втором этажах здания общежития. Комнаты для спортивных занятий должны располагаться на первом или цокольном этажах здания общежития. В общежитиях для семейных граждан должны быть преду смотрены детские игровые комнаты, дополнительная площадка для детских колясок в вестибюле. Жилые комнаты общежитий строят на 2–3 человека из расчета 6 м2 площади на одного проживающего.
В отеле «Club MarInn», четвертый
этаж которого – мансардный, в качестве подсобного помещения, в котором хранится белье, дополнительные кровати и прочее, используется угол под скосом крыши. Площадь этого помещения около 8 м2, что, казалось бы, вполне достаточно, но скос крыши не позволяет взрослому человеку войти в помещение в полный рост более чем на полметра вглубь.
Царскосельский вокзал представлял собой вытянутое прямоугольное здание в два
этажа , с высоким цоколем и рядами окон. В центре находился вход, защищенный большим металлическим навесом от дождя. Крытый перрон находился с противоположной стороны. После смены собственника дороги началось строительство новых путей до Витебска и Одессы, что потребовало реконструкции станции и в Петербурге. Тогда решили соорудить абсолютно новый комплекс, проектирование которого выполнил академик С.А. Бржозовский, при участии инженера С.И. Минаша (отделка). Новый вокзал стал одним из тех первых столичных общественных зданий в стиле модерн, где зодчий мастерски обыгрывает классические архитектурные мотивы. Здание не просто богато декорировано, но и имеет сложное объемно-пространственное решение. Высотными доминантами прилегающей площади служат часовая башня и большой четырехгранный купол над главным вестибюлем вокзала. Вход внутрь организован с Загородного проспекта в виде массивного ризалита и украшен рельефными гербами Санкт-Петербурга и Витебска; выход с поезда выведен в боковые части комплекса – в сторону улицы Введенского канала и Подъездного переулка. Мраморная, с чугунными перилами парадная лестница из вестибюля ведет на второй этаж в Главный зал под куполом. Внутренняя отделка вестибюля, зала и некоторых помещений выполнена в стиле модерн и являет собой выдающийся пример использования этого направления. В создании живописных панно принимали участие художники С.И. Дудин, Н.С. Самокиш, Е.П. Самокиш-Судковская и В.И. Быстренин.
За такое жилье иногда выдаются здания «верхнего» бизнес-класса, однако существуют три четких критерия, которые отличают Венеру Милосскую от Девушки с Веслом: во-первых, придомовая территория элитных комплексов закрыта – чужие здесь и не ездят, и не ходят; во-вторых, в нежилых
этажах такого дома нет общедоступных магазинов или офисов – инфраструктура (рестораны, фитнес-центры, спортплощадки, клубы) обслуживает только жильцов и их гостей; в-третьих, в элитных комплексах нет «доли города» – все квартиры выкупаются за рыночную цену, и социальный состав публики (богатых людей с уровнем ежемесячных доходов минимум 250–300 тыс. руб. на члена семьи) однороден. Естественно, что к самому зданию предъявляются повышенные требования: индивидуальный проект дома; подземная парковка с отдельным въездом и двойным количеством машиномест; качественные коммуникации и отделка; централизованное остекление и кондиционирование и еще ряд факторов (подробнее об этом, а также об оценке подобных домов можно прочитать в других наших книгах из серии «Сделки с недвижимостью»[1]).
Напольное отопление первого
этажа за счет теплоемкости стяжки, элементов стен и фундамента (рис. 10 а), а иногда и бассейна, увеличивает суммарную теплоемкость объекта, что делает его более теплоустойчивым к понижениям наружных температур. А так как на втором этаже деревянного дома бетонную стяжку для напольного отопления организовать весьма проблематично, отопление второго этажа посредством традиционной сплит-системы смотрится более органично (рис. 10 б).
Отличие комнаты от части квартиры или части дома заключается в наличии у последних помещений вспомогательного использования. Помещениями вспомогательного использования в жилом доме являются кухни, туалеты, ванные комнаты, кладовки, лоджии, балконы, террасы, веранды, мансарды, подвальные помещения и находящиеся в нижних
этажах зданий гаражи. В сельской местности вспомогательные помещения могут находиться в отдельных строениях рядом с домом. Это могут быть летние кухни, бани, сараи, уборные, гаражи и другие необходимые гражданам помещения.