Основы социально-психологической теории

«Основы социально-психологической теории» — главный и наиболее известный труд Б. Д. Парыгина. Монография, изданная в 1971 году (М.: Мысль — 352 стр., 20000 экз.), основой которой послужила более ранняя книга автора «Социальная психология как наука» (1965).

В данной работе была сформулирована и представлена концепция узловых проблем социальной психологии, прежде всего личности и человеческого общения. В книге рассматриваются методологические основы социально-психологической теории, её истоки, структура, функции, философские аспекты. В частности, место психологического фактора в структуре социальных отношений и общественного сознания. Разработана оригинальная концепция личности. Большое внимание уделено проблемам социально-психологического общения, в связи с чем анализируется: структура общения, соотношение понятий «общение и общность», «общение и социальные отношения», важнейшие механизмы общения (заражение, убеждение, подражание, мода и т. д.).

Книга имела большой резонанс в научной среде СССР и за рубежом, что нашло отражение в опубликованных статьях и рецензиях. Монография неоднократно переиздавалась. Наиболее известные переиздания вышли: Германия (Кельн, 1975, 1982; Берлин, 1975, 1976); Япония (Токио, 1977).

«Я думаю, что мои публикации и прежде всего мой главный труд „Основы социально-психологической теории“ в какой-то мере повлияли на тенденции развития этого направления, как в российской, так и в зарубежной социальной психологии. Монография „Основы социально-психологической теории“, опубликованная в России в 1971 году, была вполне аргументированно названа крупнейшим экспертом в этой области психологом Алексеем Алексеевичем Леонтьевым первой серьёзной монографией по проблемам общения в психологической сфере. Также значительность её влияния на зарубежную социальную психологию подтверждает и тот факт, что эта монография стала бестселлером и на протяжении ряда лет (начиная с 1974 и вплоть до 1982 года), неоднократно переиздавалась в Германии и в Японии (в серии „Выдающиеся произведения зарубежной мировой литературы“).

Зарубежная социальная психология, пожалуй, в большей степени, чем российская, исследует взаимодействие интересов отдельного человека и интересов огромных корпораций, борющихся за рынки сбыта. Такая субдоминанта, которая воспринимается как стержень всего бытия, в масштабах социума, как мне кажется, является альтернативой микросреды. В этой ситуации СМИ выступают как манипулирующая сила. Эта проблема в последние годы также все больше привлекает мое внимание. Я солидарен в своем видении этих вопросов с подходом к ним выдающегося немецкого социолога и философа Юргена Хабермаса, автора широко известной теории коммуникативного действия, предложенной им в начале 80-х годов прошлого века. Он также увидел центр проблемы общения в социуме на стыке между макро и микросредой в той мере, в какой именно степенью технологической готовности к эффективному освоению природных ресурсов и на рынках сбыта решается судьба энергетического потенциала и перспектив развития любого социума».

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я